decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Единомышленник Паннини и Робера

26.03.2018

Жана-Батиста Клодо можно было бы отнести к известным провинциальным пейзажистам XVIII века, поскольку большую часть своей жизни он провел в своей родной Лотарингии в Нанси. Однако его аристократическое происхождение, обучение под руководством знаменитого Жана Жирарде и дружба с Верне доказывают самодостаточность художника, не искавшего себе особой популярности. Картины Клодо из БСИИ показывают, что и в общем увлечении «руинной» живописью ему удалось сказать свое слово, не повторяя стиль более знаменитого и предприимчивого современника – Гюбера Робера.

Клодо207
Жан-Батист Клодо
Автопортрет (1733-1805)
Лотарингский музей, Нанси

Жан-Батист Клодо – французский художник-пейзажист и декоратор. Родился в небольшом городке Бадонвиллере герцогства Лотарингия в аристократической семье адвоката, члена парламента Нанси.

Начальное образование Жан-Батист получил под руководством местного священника, с юного возраста питая страсть к живописи, украсил стены монастыря Капуцинов в Бламонте и монастыря Кармелитов в Люневиле, где родился крупнейший караваджист Жорж де Латур. Его ранняя работа в Люневиле обратила на себя внимание иезуитов, которые привлекли двадцатилетнего живописца к работе по оформлению храма в Понт-Муссоне. Клодо оставался там до 1759 года, а затем женился и переехал в Нанси, где он выиграл конкурс по разработке театральных проектов вместе со своим учителем Жаном Жирарде.

Вскоре Клодо, неустанно шлифующий свой талант, стал известен как великолепный пейзажист и модный декоратор; его работы называют полными движения, поэтической фантазии и художественного вкуса.

По обыкновению всех художников XVIII века, Клодо отправился в Италию, затем в поисках вдохновения в течение двух месяцев проживал в Париже, где имел большой успех и приобрёл почитателей, в числе которых Клод-Жозеф Верне (1714-1789), выдающийся пейзажист своего времени. Они стали друзьями, а также успешным творческим дуэтом, и Клодо как мастер полностью сформирован Верне. Спустя два года Клодо пожелал, тем не менее, вернуться в Нанси, и многие проекты и новые покровители ждали его там как на частном, так и на муниципальном уровне. Большинство из дюжины или около того произведений в музеях Нанси относятся к этому периоду.

После возвращения в Нанси Клодо одним из первых французских живописцев стал изображать замки по заказам их владельцев, переняв таким образом английскую традицию живописи. Он также широко занимался благотворительностью и в своей мастерской давал бесплатные уроки молодым дарованиям.

Основные работы художника – это античные пейзажи с руинами, подобные полотнам венецианских живописцев XVII века. Другое направление – пейзажи лотарингских городов: Нанси, Люневиля, Байона, Меца и Понт-а-Муссона. Несколько работ художника выставлены в Музее изящных искусств Нанси.

Работы этого плодовитого пейзажиста регулярно появляются на известных европейских аукционах. Так, в марте 2006 года в аукционном доме Хампель (Мюнхен) пара картин Клодо продана за 40 тыс. евро, «Аркадский пейзаж с рыбаками, собирающими свои сети» в 2015 году продан аукционным домом Доротеум (Вена) за 10 тыс. евро.

Аркада208
Клодо, Жан-Батист
Аркадский пейзаж с рыбаками, собирающими свои сети
Холст, масло, 62,5х79,5 см

В целом творчество Клодо отражает изменение общественного вкуса в пейзажной живописи Франции XVIII века, главными выразителями которого стали Верне и Робер. Так же, как и Робер, Клодо живописует картины меланхолического ландшафта в сочетании с античными руинами, напоминающими о тщете усилий человека перед неумолимым временем.

Отдых209
Клодо, Жан-Батист
Отдых на краю воды в романтическом пейзаже
Холст, масло, 71 х45 см

Площадь210
Клодо, Жан-Батист
Вид на площадь Греве и Кур-де-ла-Либерте (1801)
Холст, масло, 85,2х105,8 см
Дворец герцогов Лотарингии

Картина «Вид на площадь Греве…» выполнена за четыре года до смерти художника и изображает место казни революционного Нанси. Эта картина имеет не только художественную, но и историческую ценность, поскольку позволяет ознакомиться с городскими событиями Нанси на рубеже XIX века.

В 1778 году начинается переустройство города, которое хотя и было прервано революцией, но все же привело к масштабным изменениям ландшафта. Например, исчезли старинные виноградники, которые мы видим на заднем плане слева, новые строения заменили старый охотничий замок герцогов Лотарингии. На дальнем плане просматриваются склоны родного для Клодо Боденвиллера и плато Мальзевилль. Античная колонна, поросшая кустарником, позволяет художнику несколько смягчить топографическую композицию картины, как и стаффажные фигурки людей, занятых повседневными делами. О революционных событиях в Нанси напоминает группа уличных артистов, соорудивших то, что называлось «тетрадью жалоб», – большой стол, разделенный на секции, в которых были написаны жалобы и прошения. А здесь они еще и инсценированы представлением.

В этой картине Клодо является единомышленником знаменитых ведутистов Паннини и Робера, которые без колебаний дополняли исторические события своими фантазиями.

Земляки не забыли художника и в 2006 году в Музее Лотарингии и Музее изобразительных искусств Нанси была организована выставка, посвященная его творчеству.

Клодо скончался 27 декабря 1805 года в Нанси в возрасте 72 лет.

0995
Клодо, Жан-Батист
Сцена перед статуей
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 46×63 см
БСИИ ASG, инв. №04-0995

В Большом собрании изящных искусств имеются два произведения кисти этого талантливого художника, которому суждено было не затеряться на фоне его более знаменитых современников – Клода-Жозефа Верне и Гюбера Робера, столь почитаемых российскими императорами Екатериной II и Павлом I.

3105
Клодо, Жан-Батист
Сцена у античных руин
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 70×77,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3105


Светлана БОРОДИНА

Источники:
impereur.blogspot.ru
wikipedia.org
hampel-auctions.com
dorotheum.com

Поделиться: