АТРИБУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КОМОДА-«ГРОБНИЦЫ» ЭПОХИ РОКОКО ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG
В статье представлены результаты атрибуции французского комода-«гробницы» эпохи Рококо из Большого собрания изящных искусств ASG. На основании клейма, декоративного оформления комода, рисунков наборов маркетри, накладок и сорта мрамора прослеживается его происхождение из крупнейшей парижской мастерской XVIII столетия.
Ключевые слова комод-«гробница», эбенист, Рококо, мастерская, набор маркетри, накладка, авторское клеймо
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится комод-«гробница» (фр. en tombeau) эпохи Рококо. Прототипами данной формы мебели послужили древние гробницы и саркофаги. Комоды эти имели вогнуто-выгнутый контур. В отличие от других комодов они обладали удлинённой формой с незначительным изгибом боковых сторон.
Комод
Франция, 1740 годы
Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза,
красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами (Rouge royal)
87×131×67 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2073
Комод-«гробница» из собрания ASG имеет четыре ящика с имитацией шести. Царга с тремя выступами декорирована «арбалетом» золочёной бронзы, состоящим из пальметты и листьев аканта. Набор маркетри палисандра и розового дерева образован центрально-симметричными диагональными композициями. Неподвижные ручки украшены цветами, акантом и расходящимися лучами. На центральных «личинках» – накладки в виде рокайлей с растительным орнаментом. На углах и передних ножках – также накладки в виде рокайлей, листьев и картушей.
В левом углу у задней стенки деревянной столешницы данного комода стоит клеймо Шеваллье (Chevallier). Клеймо сохранилось плохо, инициалы мастера утрачены, а возможно и вовсе отсутствовали. В этих условиях для атрибуции авторства данного комода необходимо установить имя мастера-эбениста, кому принадлежал этот штамп, а также провести стилистический анализ его декоративного оформления.
Материалы и методы (Materials and methods)
В период Рококо и Транзисьон работали два брата Шеваллье – Жан-Матье (старший) и Шарль (младший). Оба имели классические авторские линейные клейма, состоящие из фамилии и инициалов. Эксперты аукционного дома «Millon&Associés», у которого в 2011 году был приобретён данный комод, склонны полагать, что его автором является Жан-Матье Шеваллье (Chevallier, Jean-Mathieu, 1694 – 1768). Он получил звание мастера 5 марта 1743 года. В начале карьеры торговал мебелью на улице де Гренель под вывеской «La Croix Chevalier» (рус. «Крест Шеваллье»). После получения звания мастера выполнял заказы для резиденции герцога де Тальмона и замка Вилльжёни Луизы-Анны де Бурбон-Конде. В 1745 году, возможно, сотрудничал с Андре Шарлем Булем II. После смерти эбениста его мастерская прекратила существование, однако мебельный магазин продолжал работать под управлением вдовы в течение восьми лет [5, с. 195].
Шеваллье-старший специализировался на изготовлении классических моделей мебели в стиле Людовика XV и Транзисьон, обладающих гармоничными формами: комодов, секретеров, шкафов, угловой мебели. Украшал их маркетри в виде цветов, перевязанных лентой, листьев или геометрических мотивов. В качестве фонов для композиций он чаще всего выбирал розовое дерево (фр. bois de rose), а для изображения цветов и стеблей – светлые породы древесины. Цветочные маркетри в исполнении мастера изобильны, но настолько умело скомпонованы, что не производят впечатления перегруженности. В плане применения бронзовой фурнитуры Шеваллье всегда сдержан [5, с. 195]. Эбенист не использовал больших рокайльных накладок, которые в период правления Людовика XV зачастую представляли собой каскад из зубчатых раковин, пучков листвы, пальм, шкур животных, собранных в складки, разнообразных по форме завитков, а также имитаций фактур камней, мхов и морской пены, словно «обволакивающих» фасады и углы изделий. У Шеваллье практически всегда присутствует лишь несколько накладок на «личинках», углах, царге и основаниях ножек. В качестве примера приведём фото двух комодов из большой энциклопедии Пьера Кельберга (Pierre Kjellberg) «Le mobilier français du XVIIIe siècle» [5, с. 195 – 196].
Комод
Франция, XVIII век (период Рококо)
87×115×60 см
Комод
Франция, XVIII век (период Рококо)
Сатиновое (атласное) дерево, амарант (фиолетовое дерево)
88,5×159×68 см
Шеваллье-старший часто обращался и к геометрическим наборам маркетри, а также к филенкам. Геометрические композиции он чаще всего применял на комодах-«гробницах», изготовленных в период правления Людовика XV, однако декорированных ещё в традициях искусства Регентства. Большая часть этих комодов изготовлена в 1740-е годы. К такой группе изделий относится и комод из Большого собрания изящных искусств ASG.
Авторское клеймо Жана-Матье Шеваллье эпохи Рококо состоит из фамилии мастера и инициалов его имени с точками. В нашей статье мы приведем факсимиле этого клейма из монографии французского историка искусств Пьера Верле (Pierre Verlet) «Les meubles français du XVIII siècle» [7, с. 176]. Однако на раннем этапе карьеры в период Регентства эбенист использовал клеймо в виде инициалов его имени и фамилии: «JMC». Причем в обоих клеймах первая буква его имени Jean больше напоминала «I», нежели «J». Примером раннего клейма может служить штамп на комоде-«гробнице» эпохи Регентства. Этот комод, так же, как и комод из собрания ASG, имеет четыре ящика с идентичным расположением.
Комод
Франция, первая половина XVIII века (период Регентства)
Розовое дерево, золочёная бронза
Штамп Шарля Шеваллье (Chevallier, Charles, около 1700 – 4 февраля 1771) также состоит из фамилии и инициала имени, оканчивающегося упрощённой розеткой [5, с. 194]. Эбенист работал на улице Бак. Получил звание мастера до 1738 года. Он изготавливал мебель в стиле Людовика XV и Транзисьон, декорируя её композициями маркетри с изображениями цветов, листьев и геометрических орнаментов. Часто покрывал свои изделия китайскими лаками и их имитациями. В музее Карнавале экспонируется небольшой секретер в стиле Транзисьон, изготовленный Шарлем Шеваллье [3, 132 – 133]. Рядом с его авторским клеймом стоит штамп Жана Лапи (Lapie, Jean, получил звание мастера в 1762 году), который, вероятно, реставрировал его. Те же два клейма стоят на аналогичном небольшом секретере, проданном на аукционе «Hôtel Drouot» в 1986 году. И наконец еще один секретер периода Людовика XV, декорированный цветами по фону из палисандра, проходил на аукционе в Париже в декабре 2000 года [5, с. 194].
Небольшой секретер
100,5×45×35 см
Проходил на аукционе в Париже 4 декабря 2000 года
На сегодняшний день до нас дошло мало предметов Шарля Шеваллье. Заказы его мастерской, по-видимому, были не столь многочисленны, в отличие от его старшего брата. Однако, по мнению Пьера Кельберга, именно Шарль Шеваллье использовал для своей продукции штамп без инициала, как на комоде из собрания ASG [5, с. 194]. В связи с этим мебель, созданную в мастерской братьев, часто путают и атрибутируют неверно. Для того чтобы с полной определённостью говорить об авторстве комода из Большого собрания изящных искусств ASG необходимо провести стилистический анализ других изделий братьев и сопоставить их с его убранством (рисунок наборов маркетри, характерная форма предметов, выбор определённой фурнитуры и т.д.).
Предметы братьев мебельщиков в крупных музейных собраниях Европы не столь многочисленны. Сегодня в основном они проходят на аукционных торгах. В Музее декоративного искусства Парижа хранится небольшой секретер с маркетри из амаранта и сатинового дерева Жана-Матье Шеваллье. Он был создан в эпоху Людовика XV. В Национальной галерее искусств США находится комод, изготовленный в 1743 – 1744 годах. Данный комод является исключительным для творчества Шеваллье-старшего, поскольку имеет богатый декор из золочёной бронзы по фасаду. Здесь представлены две фигуры китайцев и переплетающиеся длинные побеги. Этот орнаментальный мотив пришёл в декоративно-прикладное искусство Франции эпохи Рококо из Англии и получил название «серпантин» (фр. «serpentine»). Он представляет собой непрерывную извилистую линию, обрамляющую фасад предмета мебели.
Комод
1743 – 1744 годы
Дуб, розовое дерево, палисандр, сикомор, амарант, самшит, золочёная бронза, мрамор
85×139×64,5 см
Национальная галерея искусств, США
Данный комод из галереи искусств является несомненно одним из лучших и блестяще оформленных произведений Жана-Матье Шеваллье. Остальные предметы, вышедшие из его мастерской, декорированы значительно проще, но при этом с элегантной сдержанностью. Чаще всего это были комоды разной конструкции. Однако излюбленной формой мастера оставался комод-«гробница». В ходе исследования мы выявили три комода-«гробницы» Шеваллье, конструкция которых и декоративное решение близки комоду из Большого собрания изящных искусств ASG. Все они были выполнены во время правления Людовика XV. Комоды имеют практически одинаковые размеры, их боковые части S-образно изогнуты, ножки с близкими накладками на основаниях чуть отведены в стороны под углом, ящики декорированы диагональными наборами маркетри из двух пород древесины. Для композиций эбенист выбирал чаще всего палисандр и розовое дерево. Фигурные филенки в центре ящиков он изготавливал из более светлого розового дерева, обрамляя его палисандром. Кроме этого, постоянен Шеваллье был и в выборе сортов мрамора для столешниц комодов – это практически всегда была красная брекчия.
Комод
Авторское клеймо «J.M. Chevallier»
Франция, около 1740 года
Дуб, палисандр, золочёная бронза, красный мрамор с белыми прожилками и пятнами
89×148×68 см
Аукционный дом Dannenberg, декабрь 2018 года, Берлин, лот 1351
Комод
Авторское клеймо в правом фасадном углу
Франция, 1745 год
Палисандр, золочёная бронза, красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами
Торговый дом «David Foord-Brown & Sean Barry», Уэст-Сассекс, Англия
Однако в плане декоративного оформления комоду-«гробнице» из собрания ASG ближе всего небольшой комод Жана-Матье Шеваллье на два ящика с высокими ножками (аукцион «Hermann Historica», Мюнхен). Он также декорирован композициями из палисандра и розового дерева. На ящиках идентичные фигурные филенки (розовое дерево). Они имеют прямоугольную форму со скруглёнными углами и мысиками посредине. Помимо этого на центральных «личинках» данных комодов Шеваллье применил одни и те же накладки в форме рокайлей. На комоде с аукциона стоят два таких же клейма «Chevallier» без инициалов, как и на комоде из собрания ASG. Один из авторских штампов проставлен также под мраморной столешницей в левой части.
Комод
Два авторских клейма «Chevallier»
Франция, около 1750 года
Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза,
красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами
83,5×92×52 см
Проходил на аукционе «Hermann Historica», Мюнхен, 13 ноября 2019, лот 2390
Аукцион «Hermann Historica», Мюнхен, 13 ноября 2019, лот 2390
Аукцион «Hermann Historica», Мюнхен, 13 ноября 2019, лот 2390
Фото сделано во время реставрации
БСИИ ASG, инв. № 12-2073
Аукцион «Hermann Historica», Мюнхен, 13 ноября 2019, лот 2390
БСИИ ASG, инв. № 12-2073
Эксперты аукциона «Hermann Historica» атрибутировали комод с клеймом «Chevallier» без инициалов как работу старшего брата. Оба мастера были указаны в Альманахе 1769 года (Almanac d’indication) в качестве ведущих эбенистов Франции. Они работали вместе в одной мастерской и, конечно, их работы были близки друг другу. Однако старший брат был более одарённым. Именно он создавал эскизы будущих изделий и притворял их в жизнь, тогда как Шарль Шеваллье выступал чаще в роли управляющего мастерской и магазином. При этом Шеваллье-младший имел свой круг заказчиков. В 1748 году по заказу маркизы де Помпадур для замка Шато де ля Cель он изготовил пару комодов. Они расписаны лаками в стиле шинуазри, а фасады украшены «серпантином». Для комодов Шарль Шеваллье выбрал столешницы всё того же красного брекчиевидного мрамора, который не слишком удачно сочетается с бело-голубой гаммой росписей. На комодах стоят авторские клейма Шеваллье, но некоторые исследователи склонны полагать, что авторами их являются другие мастера: столярные работы выполнил Матье Криэр (Criaerd, Mathieu, 1689 – 1776), а лаковые росписи – Алексис Пейротт (Peyrotte, Alexis, 1699 – 1769).
Парные комоды
1748 год
Шато де ля Cель, коммуна Ла-Сель-Сен-Клу
Шато де ля Cель, коммуна Ла-Сель-Сен-Клу
После смерти Шеваллье-младшего в его мастерской осталось много незавершённых предметов. Так, например, сохранилось более сотни каркасов комодов, сорок заготовок для секретеров, девять шкафов-секретеров, которые он продавал по 70 ливров каждый. Были здесь и две ширмы из шести частей в китайском стиле, расписанные коромандельским лаком, каждая стоимостью 144 ливра.
Комод
Два авторских клейма «С. Chevallier» справа в фасадном углу и у задней стенки деревянной столешницы
Франция, 1740 годы
90×120×67 см
Торговый дом 1stDibs
Шарль Шеваллье, так же, как и его старший брат, изготовил много комодов разной конструкции, в том числе и «гробницы». Один из них находится в Кедлстон-холле (Дербишир). Этот комод-«гробница» на четыре ящика выполнен из палисандра и имеет авторское клеймо «С. Chevallier» на каркасе.
Комод
Авторское клеймо «С.Chevallier» на каркасе
1740 годы
Палисандр, падуб, дуб, золочёная бронза, красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами
89×129×64 см
Кедлстон-холл, Дербишир
По рисунку наборов маркетри комоду из собрания ASG ближе всего комод Шарля Шеваллье периода Людовика XV, проходивший на аукционе «Antiques and Art-Lion» в Вейхерово (Польша). Композиции выполнены из палисандра и розового дерева. Аналогичны не только наборы на ящиках, но и по центру, где «личинки». Здесь они представляют собой два прямоугольника: светлый (розовое дерево) – внутри и более тёмный (палисандр) в виде рамки – снаружи. Похожи и рокайльные накладки на изогнутых боковых частях комодов.
Комод
Авторское клеймо «С. Chevallier»
Франция, XVIII век (период Рококо)
Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза,
красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами
85×130×65 см
Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion», Вейхерово
Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion», Вейхерово
Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion», Вейхерово
Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion», Вейхерово
БСИИ ASG, инв. № 12-2073
Литературный обзор (Literature Review)
При атрибуции комода-«гробницы» из Большого собрания изящных искусств ASG мы использовали два фундаментальных научных труда по французской мебели XVIII века из библиотеки Международного института культурного наследия. Энциклопедия Пьера Кельберга «Французская мебель XVIII века» («Le mobilier français du XVIIIe siècle») помогла нам установить основные биографические данные о братьях Шеваллье. На странице 194 приводится факсимиле клейма Шарля Шеваллье, благодаря которому мы имели возможность сравнить клеймо на комоде из собрания ASG с эталоном. В книге опубликованы фотографии произведений мебельщиков из европейских музеев и с аукционных торгов, которые мы разместили в тексте статьи. На основании сведений об авторских стилях братьев проанализировали рисунок наборов маркетри и характер применения металлической фурнитуры в их мебели. Данное издание, на сегодняшний день является наиболее авторитетным, полным и информативным сборником материалов по парижским эбенистам XVIII столетия.
Редкая книга Пьера Верле «Французская мебель XVIII века» («Les meubles français du XVIII siècle») была опубликована в Париже издательством Presses Universitaires de France в 1982 году. Издание состоит из четырёх частей: «Характеристика французского общества и искусства XVIII века», «Мебельщики и столярное искусство», «Мастера эбенисты», «Коллекции и коллекционеры». Каждая часть имеет по несколько глав. В книге Верле, так же, как и у Пьера Кельберга, опубликованы факсимиле авторских клейм эбенистов. Примечательно, что здесь все факсимиле приводятся списком начиная от самых маленьких (4 мм в высоту) и по возрастающей до самых больших (8 мм в высоту). Факсимиле штампа Жана-Матье Шеваллье опубликовано на странице 176.
Недостатком данных литературных источников, осложняющим наше атрибутационное исследование, является то, что в них не опубликованы фотографии клейм мастеров-эбенистов, а лишь их факсимиле. В нашей статье мы приводим фотографию клейма на комоде из собрания ASG, а также снимки штампов братьев Шеваллье из открытых интернет источников.
Остальные литературные источники являются вспомогательными. Их мы использовали при составлении описаний наборов маркетри, декора бронзовой фурнитуры, а также характеристике орнаментальных мотивов и видов мебельных изделий эпохи Рококо.
Результаты (Results)
В результате нашего исследования мы можем сделать вывод, что изделия братьев Шеваллье, в частности комоды, в формообразующем и декоративном решении близки друг другу, что вызывает ошибки при их атрибуции. Близость эта, а также заимствование друг у друга элементов оформления (наборы маркетри, металлические накладки, сорта мрамора) объясняются тем, что эбенисты были не просто родственниками, но работали в одной мастерской. Несмотря на то, что младший из братьев получил звание мастера раньше, ведущим эбенистом мастерской был Жан-Матье Шеваллье, т.к. он был более талантливым и творчески самостоятельным мебельщиком. Шарль Шеваллье был лучшим администратором. Мебель в его исполнении отличается упрощенностью форм, безыскусностью оформления и меньшим изяществом, нежели изделия его старшего брата.
Таким образом, мы атрибутируем комод-«гробницу» из Большого собрания ASG как работу Жана-Матье Шеваллье. Так же, на основании приведенных аналогов, мы уточнили и хорологию его создания – 1740 годы, поскольку большинство подобных комодов было изготовлено мастером именно в этот период.
Обсуждение (Discussions)
Комод-«гробница» из Большого собрания изящных искусств ASG ближе продукции Жана-Матье Шеваллье. Его формы и пропорции гармоничны и хорошо сбалансированы. Накладки отличаются высоким качеством отливки и чеканки. Наборы маркетри тонко и мастеровито исполнены. На комоде стоит клеймо «Chevallier» без инициалов имени. Такой же штамп проставлен и на комоде с аукциона «Hermann Historica» в Мюнхене, атрибутированном Жаном-Матье. При этом французский исследователь Пьер Кельберг, утверждает, что именно Шарль Шеваллье использовал для своей продукции штамп без инициала [5, с. 194]. Однако, авторских клейм Шарля Шеваллье без инициала имени нами выявлено не было. Это обстоятельство служит ещё одним аргументом в пользу авторства старшего из братьев.
Комоды с аукциона и собрания ASG роднят идентичные наборы маркетри с филенками розового дерева на ящиках, абсолютно одинаковые рокайльные накладки на центральных «личинках», а также местоположения клейм в левой части деревянных столешниц. Комод Шарля Шеваллье с аукциона «Antiques and Art-Lion» в Вейхерово имеет аналогичный набор маркетри и схожие накладки на боковых частях. Данные приёмы декора мастер мог перенять у своего старшего брата. Притом комод с польского аукциона по сравнению с предметом из собрания ASG имеет куда более выраженный вогнуто-выгнутый контур, что придаёт ему излишнюю громоздкость.
Заключение (Conclusions)
В Большом собрании изящных искусств ASG находятся как минимум 88 клеймённых предметов мебели XVIII века. Число их возрастает, поскольку многие из этих клейм находятся в труднодоступных местах и обнаруживаются только в ходе реставрационных работ. Данная коллекция уникальна и невероятно обширна не только по меркам частных, но и государственных музеев России.
Наше исследование вносит большой вклад в изучение французской мебели XVIII века, поскольку в нём мы привели не просто факсимиле авторских клейм братьев Шеваллье, но и их фотографии на предметах из собрания ASG, музеев и с аукционов, а также указали их местонахождение на предметах. Эти данные чрезвычайно важны для атрибуции мебели. Увеличение числа подобных исследований с аналогичной информацией поможет систематизировать материалы по мебели Франции XVIII столетия.
Список литературы (References)
- Durand J., Bimbenet-Privat M., Dassas F. Décors, mobilier et objets d'art du musée du Louvre. De Louis XIV à Marie-Antoinette. – Paris: Somogy éditions d’art, 2014. – 554 p.
- Faniel S. Le XVIIIème siècle français. – Paris: Hachette, 1957. – 232 p.
- Forray-Carlier А. Le mobilier du musée Carnavalet. – Dijon: Editions Faton, 2000. – 320 p.
- Kjellberg P. Le meuble français et européen du Moyen Age à nos jours. – Paris: Les Editions de l’Amateur, 2011. – 575 p.
- Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. – Paris: Les Editions de l’Amateur, 2002. – 927 p.
- Mabille G. Le style Louis XV. – Paris: Baschet et Cie, 1978. – 192 p.
- Verlet P. Les meubles français du XVIII siècle. – Paris: Presses Universitaires de France, 1982. – 299 p.
- Wiegandt C-P. Mobilier. Régence. Louis XV. Transition. Louis XVI. – Paris: Editions Massin, 2010. – 191 p.
Алина Булгакова
Перепечатано из Вестника Казанского государственного
университета культуры и искусств №2 2023 год