decor
Следите за нашими новостями

Атрибуция картины последователя Шарля Лебрена

24.11.2023

17 июня 2023 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось картиной с изображением Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Эксперты отнесли работу к французской школе XVIII века. Мы установили, что произведение написано по гравюре Жиля Русселе, снятой с полотна французского живописца Шарля Лебрена (1619 – 1690) «Христос в Гефсиманском саду» («Le Christ au jardin des Oliviers») 1659 года из собрания Лувра, Париж.


Французская школа XVIII века, последователь Шарля Лебрена
Моление о чаше
Холст, масло. 84 х 66 см
БСИИ ASG инв.№ 02-5080


Шарль Лебрен
Христос в Гефсиманском саду
Франция, 1659 год
Холст, масло. Диаметр 144 см
Лувр, Париж

На картинах «Христос в Гефсиманском саду» Шарля Лебрена из Лувра и «Моление о чаше» из БСИИ ASG изображен сюжет из Библии «Евангелие от Луки, глава 22, стих 39-46»: «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!, впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» [1]. Молящемуся Иисусу Христу в долине у подножия западного склона Елеонской горы – Гефсиманском саду являются ангелы. Один придерживает тело Христа, другой подает чашу - Божьего гнева, вины и проклятия, которую Иисус Христос должен был испить до дна за грехи [2].

В изобразительном искусстве старых мастеров данный сюжет был довольно распространённым. Итальянские, голландские и многие другие живописцы и художники-монументалисты воспроизводили его согласно иконографии Иисуса Христа. Примером могут служить произведения Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255—1260 — 1319), мастера из Форли, Андреа Мантенья (ок. 1431 — 1506), Джованни Беллини (1430—1433 —1516), Сандро Боттичелли (1445 — 1510), Бернарда ван Орли и его мастерской (1488/1492 — 1542), Альбрехта Дюрера (1471 — 1528), Альбрехта Альтдорфера (1480 — 1538) и Йоса ван Клеве (1485 — 1540). Кроме очевидных отличительных характеристик произведений (композиции, колорита, техники написания и материалов исполнения), важной особенностью является наличие или отсутствие на них ангела/ангелов и чаши. В качестве причины расхождений художественных интерпретаций помимо отсутствия строгого канона изображения стоит отметить и разное толкование евангелистами Библии. Только в толковании на Евангелие от Луки говорится о явлении ангела Христу. Довольно часто на этих сюжетных композициях встречается лик Небесного Ангела или кротко утешающего Спасителя, вручающего Ему Чашу Скорбей, а иногда и Крест. Иногда на отдаленном плане присутствуют и другие ангелы, также спустившиеся с Небесного Чертога, чтобы укрепить и утешить своего Повелителя [3].

Не менее важное место в композиции занимают спящие ученики Иисуса Христа. Чаще всего мы видим трех апостолов - Петра (Симон, сын Ионин), Иакова Зеведеев (также Иаков Старший, сын Заведея) и Иоанна (сын Зеведея) Богослова. Однако на отдаленном фоне порой изображают стражников и с ними толпу злословящих Иисуса, спешащих воплотить в действие то, ради чего и он пришел к народу. Практически всегда фоном для данного вида образов являются стволы деревьев, фрагменты каменных стен, городские огни на заднем плане – все те образные атрибуты, которые дают возможность понять зрителю, что действие этих событий происходит в саду на Масличной горе [3].


Дуччо ди Буонинсенья
Агония в Гефсиманском саду
Италия, между 1308 и 1311 годами
Дерево, темпера.
Музей оперы Дуомо, Сиена


Фрагмент «Агония в Гефсиманском саду» Дуччо ди
Буонинсенья с Иисусом Христом и ангелом


Мастер из Форли
Италия, около 1325 года
Моление о чаше. Мадонна с Младенцем, св. Лючией и неизвестной святой
Дерево (тополь), темпера. 57 х 35 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв.№ ГЭ-6314


Андреа Мантенья
Агония в саду
Италия, между 1455 – 1456 годами
Темпера, дерево. 62 х 80 см
Национальная галерея, Лондон
Инв.№ NG1417


Джованни Беллини
Агония в саду
Италия, между 1458 и 1460 годами
Дерево, темпера. 127 х 81 см
Национальная галерея, Лондон
Инв.№ NG726


Сандро Боттичелли
Моление о чаше
Италия, 1500-е годы
Дерево, темпера.
Королевская капелла, Гранада


Бернард ван Орли и мастерская
Христос в Гефсиманском саду со спящими апостолами
XVI век
Дерево, масло. 89 х 66
Лувр, Париж


Альбрехт Дюрер
Христос в Гефсиманском саду
Около 1510 года
Бумага
Лувр, Париж
Инв.№ 524 LR/ Recto


Альбрехт Дюрер
Иисус Христос в молитвах в Гефсиманском саду
1515 год
Бумага
Лувр, Париж
Инв.№ L 36 LR/72 Recto


Альбрехт Альтдорфер
Христос на Елеонской горе
Является частью алтаря Святого Себастьяна
около 1509-1516 годы
Дерево, масло. 128 х 94 см
Монастырь Святого Флориана, Линц


Йос ван Клеве
Ян де Молдер
Агония в саду
Антверпен. До 1515–1516 годы
Дерево, темпера.
Национальный музей, Варшава

На полотне Шарля Лебрена «Христос в Гефсиманском саду» мы видим, как художник отошел от традиционной композиции XIV-XV веков: отсутствует акцент на изображении апостолов крупным планом, они перестали быть соразмерными Христу. Пространственное решение уходит на второй план, хотя до этого живописцы уделяли особое внимание визуальному окружению. Лебрен сохраняет контекстную среду, но теперь центральное место на полотне занимает Иисус Христос и ангелы, что усиливает драматическую составляющую произведения. Мы больше обращаем внимание на внутренние переживания Христа, поскольку он хоть и обращен в молитве, но положение тела и лик развернуты к зрителю, а не как было ранее - в профиль. Тело Христа придерживает спустившийся на землю ангел, что также обостряет напряжение.


Фрагмент картины Шарля Лебрена
«Христос в Гефсиманском саду» с Иисусом Христом и ангелом


Фрагменты картины Шарля Лебрена
«Христос в Гефсиманском саду» с апостолами и Елеонской горой

Ведущие искусствоведы Лувра предполагают, что картина Шарля Лебрена была написана около 1659 года по заказу маркизы Плесси-Бельер Сюзанны де Брюк (1605-1705), любительницы искусства и подруги Николя Фуке (1615–1680). Она поручила художнику, который в то время находился в коммуне Во (Vaux) [4], написать несколько произведений для ее дома в Шарантон-ле-Поне (16-17 картин, посвящённых изображению Страстей Христовых и жизни отцов-пустынников [5]). Оригинальное произведение сейчас считается утерянным, но существует множество его копий. При неизвестных обстоятельствах картина или, возможно, авторская реплика Лебрена, была передана эрцгерцогине, королеве Франции Анне Австрийской. По данным исследователей, полотно находилось в начале XVIII века в небольшой галерее Версаля.

О картине впервые было упомянуто в модном журнале «Галантный Меркурий» (Mercure Galant) уже после смерти художника - в февральском номере 1690 года: «Mr Le Brun emprunta de Madame du Plessis-Bellière le tableau qui représentait Notre-Seigneur au jardin des oliviers pour le montrer à Mr le cardinal. Son Éminence le fit attacher à la ruelle de son lit et le trouva si beau qu’Elle dit à Mr Le Brun qu’Elle était persuadée que Madame du Plessis-Bellière voudrait bien le lui laisser et se contenter d’une copie qu’il pourrait faire pour elle…» (рус. Произведения Шарля Лебрена наделали много шума. Месье Фуке много рассказывал о них кардиналу Джулио Мазарини, поэтому на протяжении несколько лет Мазарини желал их оценить вживую. Лебрен смог одолжить у мадам Плесси-Бельер картину с изображением Иисуса Христа в оливковом саду, чтобы показать ее кардиналу. Увидев работу, Его Преосвященство решил повесить полотно над своей кроватью. Он счел картину настолько красивой, что убедил художника в том, что маркиза Плесси-Бельер предпочла бы оставить оригинал ему, а сама довольствоваться авторской копией. Кардинал Джулио Мазарини был прекрасным знатоком изобразительного искусства. Он хотел собрать все самые лучшие произведения итальянской школы живописи у себя на родине, и многие ему все-таки удалось привезти во Францию. Без сомнений, талант Шарля Лебрена был высоко оценен таким искусным (хитрым) ценителем искусства, хотя на тот момент он не был одним из самых известных художников в мире. Признание кардинала оставило положительный отпечаток на репутации живописца. Слух о даровании Лебрена распространился повсюду, о нем говорили не только во всей Франции, но также во многих других странах зарубежья) («Галантный Меркурий», февраль 1690 года [6]).



Титульный лист журнала «Галантный Меркурий» (Mercure Galant)
Париж. Февраль, 1690 года
Национальная библиотека Франции, Департамент философии, истории, гуманитарных наук,
Инв.№ 8-LC2-33
[6]




Упоминание в журнале «Галантный Меркурий» (Mercure Galant) картины «Христос в Гефсиманском саду» Шарля Лебрена
Национальная библиотека Франции, Департамент философии, истории, гуманитарных наук,
Инв.№ 8-LC2-33
[6]

Однако авторская работа «Христос в Гефсиманском саду» не фигурирует в «Описи, составленной после смерти в 1661 году кардинала Мазарини» [7], [8]. Клод III Нивелон, французский художник и рисовальщик, первый биограф Шарля Лебрена, в жизнеописании художника уточняет историю из «Галантного Меркурия». Он поясняет, что копия «Христа в Гефсиманском саду», принадлежавшая маркизе Плесси-Бельер, была подарена живописцем Анне Австрийской: «Господин кардинал Мазарини отзывался [о Лебрене] очень благосклонно. Чтобы хоть как-то продемонстрировать окружению произведение, не имеющий ничего нового, более актуального и при этом еще портативного, Лебрен обратился к маркизе Плесси-Бельер. Она отдала ему «Христа в Гефсиманском саду». Работа хоть и являлась всего лишь копией, но она настолько сильно полюбилась королеве, что ее оставили в ее собственной молельне с того момента, как она ее впервые увидела».

Вероятно, именно с этой авторской реплики Жилль Русселе (1610—1686) создал гравюру 1661 года с дарственной надписью маркизы Плесси-Бельер Сюзанны де Брюк (формат произведения близок к квадрату: 43,2×41). Жилль Русселе создал свою гравюру путем упрощения оригинальной композиции Лебрена: на гравюре справа близ горы отсутствуют люди, посланные арестовать Христа, как и херувимы слева в облаках. Более того, драпировка ангела и Христа в двух версиях различается. Также было изменено расположение головы дракона.

Еще одну гравюру создал французский художник Клод-Огюстен Дюфлос (1700—1786), которая сейчас находится в Национальной библиотеке Франции [9]. Офицальный сайт не дает доступа к изображению, но есть сведения о размере графической работы: 27,9 х 21,2 см [5].


Жилль Русселе
Христос в Гефсиманском саду
Франция, 1661 год
Бумага. 46 х 41 см
Рейксмюсеум, Амстердам

В 1695 году версию «Христа в Гефсиманском саду» из Лувра Людовик XIV приобрел у «М. Пайе». Возможно, ранее она принадлежала Жану-Батисту Кольберу, затем его сыну Жану-Батисту Кольберу де Сенеле. В 1695 году картина имела круглый формат. Есть сведения о том, что ее диаметр составлял 4 фута 3 дюйма или 138 см [7]. В 1760 и 1784 годах картина был инвентаризирована в управлении Версаля. Затем она была упомянута в описи в Версальском дворце, составленной около 1804 года. В то время ее диаметр составлял 141 см. Картина была перевезена из Версаля в Лувр лишь 29 ноября 1817 года, однако пробыла она там всего два с половиной года, прежде чем была отправлена в качестве концессии в аббатство Трапп в Ла-Мейре-де-Бретань в августе 1820 года. На полях описи Наполеона I Бонапарта появляется упоминание, согласно которому «Христос в Гефсиманском саду» был «отдан аббату Лефевру для монастыря Ла Трапп. Разрешение от 31 августа 1820 г.» («remis à l’abbé Lefèvre pour le couvent de La Trappe. Autorisation du 31 août 1820»). Картина оставалась в Ла-Мейре-де-Бретань до 2007 года. После ее вернули в главный художественный музей Франции, картина находится там и по сей день. Четыре подготовительных рисунка созданных Лебреном хранятся там же (инв.№ 27761, 27896, 28800 и 27961).


Шарль Лебрен
Драпировка. Две руки
Около 1660 года
Бумага
Лувр, Париж
Инв.№ 27761


Шарль Лебрен
Этюды драпировки
Около 1660 года
Бумага
Лувр, Париж
Инв.№ 28800


Шарль Лебрен
Обнаженный мужчина
поднимает правую руку
и держит чашу. Левая рука
Около 1660 года
Бумага
Лувр, Париж
Инв.№ 27896

Шарль Лебрен
Три спящих апостола
Около 1660 года
Бумага
Лувр, Париж
Инв.№ 27961

Существует множество вариантов композиций, написанных по гравюре Жилля Русселе: произведение из галереи Дидье Аарона в Париже, «Моление о чаше» из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, полотно из БСИИ ASG и многие другие. В 2016 году в Лувре проходила выставка «Шарль Лебрен. Художник Короля-Солнца», где была выставлена помимо полотна «Христос в Гефсиманском саду» из собрания Лувра и работа из галереи Дидье Аарона.


Шарль Лебрен
Христос в Гефсиманском саду
Франция, 1659 год
Холст, масло. Диаметр 144 см
Лувр, Париж


Шарль Лебрен
Христос в Гефсиманском саду
1655/1660
Холст, масло. 58 х 64 см
Галерея Дидье Аарона, Париж

Кадр с выставки «Шарль Лебрен. Художник Короля-Солнца» с картинами «Христос в Гефсиманском саду» из собрания Лувра и галереи Дидье Аарона [10], [11].






Выставка «Шарль Лебрен. Художник Короля-Солнца»

В Эрмитаж картина поступила в 1779 году: «приобретена из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия)». Сейчас произведение представлено в постоянной экспозиции Зимнего дворца, в зале французской живописи XV-XVIII веков (№ 281). Также в собрании имеется гравюра Жилля Русселе «Христос и ангел», датируемая 1664 годом. По визуальным характеристикам и общим габаритам гравюра идентична произведению Русселе из коллекции Лувра.


Зал французского искусства XVIII века в Государственном Эрмитаже,
вид на картину Шарля Лебрена «Моление о чаше»


Шарль Лебрен
Моление о чаше
Франция, 1690 год (?)
Холст, масло. Диаметр: 42,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв.№ ГЭ-1252


Жилль Русселе
Христос и ангел
Франция, 1664 год
Бумага. 46 х 41 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв.№ ОГ-130598

Версия из Церкви Сен-Жерве-Сен-Проте в Париже находится в часовне Сент-Женевьев и Сент-Барб. Она атрибутируется Антуаном Бузонне-Стелла (1637 – 1682), французским художником и гравером, учеником и племянником Жака Стеллы. Эта работа скорее всего была написана не по гравюре Русселе, так как на картине имеются херувимы и преследователи Христа, на ней по-другому изображен дракон. Это полотно очень близко к «Христу в Гефсиманском саду» из коллекции Лувра.


Антуан Бузонне-Стелла
Христос в Гефсиманском саду
Франция, XVII век
Холст, масло
Церквь Сен-Жерве-Сен-Проте, Париж

Мы считаем, что произведение «Моление о чаше» из Большого собрания изящных искусств ASG было написано по гравюре Жилля Русселе. При написании картины художник ориентировался на прямоугольный формат и композиционное решение гравюры: работа не вписана в тондо, на ней отсутствуют крылатые херувимы, воины-притеснители и апостолы. Вероятней всего, живописец не видел авторской работы Шарля Лебрена, поскольку отличается не только формат, но и колористическое решение: в основе всей палитры произведения лежат теплые оттенки, у Христа разнится цвет облачения. У Лебрена они насыщенно-синие и фиолетовые, в нашем случае - красные и темно-синие. В связи с этим мы определяем автора «Моление о чаше» из БСИИ ASG к последователям Шарля Лебрена. Эту версию подтверждают и французские эксперты, потому как они отнесли работу к французской школе XVIII века.


Французская школа XVIII века, последователь Шарля Лебрена
Моление о чаше
Холст, масло. 84 х 66 см
БСИИ ASG инв.№ 02-5080

Дарья Молотникова


Источники:

  1. Толкования на Евангелие от Луки 22:46 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/in/?Lk.22:46 – Дата доступа: 24.11.2023
  2. Христос в Гефсиманском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://helpforheart.org/ru/borenie-hrista-v-gefsimanskom-sadu/ – Дата доступа: 24.11.2023
  3. Значение иконы Моление о чаше. Изображение Гефсиманского моления Христа в живописи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.wiki/znachenie-ikony-molenie-o-chashe.html – Дата доступа: 24.11.2023
  4. Draperie. Deux mains jointes [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://collections.louvre.fr/ark:/53355/cl020213600 – Дата доступа: 24.11.2023
  5. Jésus au jardin des Oliviers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://catalogue.bnf.fr/ark:/12148/cb445517212 – Дата доступа: 24.11.2023
  6. Mercure galant [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6227653m/f7.item# – Дата доступа: 24.11.2023
  7. Le Christ au jardin des Oliviers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://collections.louvre.fr/ark:/53355/cl010067433 – Дата доступа: 24.11.2023
  8. Inventaire dressé après le décès en 1661 du cardinal Mazarin [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openlibrary.org/books/OL20266207M/Inventaire_dress%C3%A9_apr%C3%A8s_le_d%C3%A9c%C3%A8s_en_1661_du_cardinal_Mazarin – Дата доступа: 24.11.2023
  9. Trois hommes drapés, endormis [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://collections.louvre.fr/ark:/53355/cl020213805 – Дата доступа: 24.11.2023
  10. Charles Le Brun au Louvre-Lens [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scribeaccroupi.fr/charles-le-brun-au-louvre-lens/?shared=email&msg=fail – Дата доступа: 24.11.2023
  11. CHARLES LE BRUN. LE PEINTRE DU ROI-SOLEIL[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.louvrelens.fr/exhibition/charles-le-brun/ – Дата доступа: 24.11.2023

Поделиться: