Атрибуция портрета Альбертины Агнессы Нассау-Оранской работы Яна Мейтенса как результат сотворчества Вадима Садкова и Алины Булгаковой
Весной 2011 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось женским портретом фламандской школы XVII века. Изображение обрамлено гирляндой из цветов и листвы, по манере изображения соответствующей искусству Фландрии. В ходе научной работы по атрибуции произведений из коллекции фламандской живописи собрания ASG удалось установить авторство и личность портретируемой. Картину атрибутировал историк искусств, доктор искусствоведения, профессор, специалист в сфере экспертизы произведений искусства старых мастеров Вадим Анатольевич Садков.
Эвербрук, Франс ван (цветочная гирлянда)
Портрет Альбертины Агнессы Нассау-Оранской в цветочной гирлянде
1665 – 1666 годы
Холст, масло. 155×125 см
БСИИ ASG, инв. № 01-1867
Произведение определено на основе двух авторских реплик из Картинной галереи Ангальта (Дессау, инв. № 621) и Фонда исторических коллекций Дома Нассау-Оранских (Гаага), написанных Яном Мейтенсом (Jan Mijtens, около 1614 – 1670). На всех трёх портретах изображена Альбертина Агнесса Нассау-Оранская (Albertine Agnes of Nassau, 1634 – 1696) – шестой ребёнок Фредерика Хендрика Оранского и Амалии Сольмс-Браунфельсской. Кроме Альбертины Агнессы до совершеннолетия дожили её брат Виллем и трое сестёр: Луиза Генриетта, Генриетта Катарина и Мария. В 1652 году принцесса вышла замуж за двоюродного брата Виллема Фридриха, графа Нассау-Дитца (1613 – 1664). В период между 1664 – 1679 годами во время малолетства своего сына Генриха Казимира II была регентом Фрисландии, Гронингена и Дренте.
В 1665 году в период войны с Англией и Мюнстерским княжеством-епископством Альбертина Агнесса находилась в осаждённом Гронингене. Войска союзной Франции освободили город. Впоследствии Нидерланды подверглись нападению французов, Мюнстерского и Кёльнского епископств. Оборона также была организована Альбертиной Агнессой.
Портрет Альбертины Агнессы Нассау-Оранской в цветочной гирлянде
1665 – 1666 годы
Холст, масло. 123,5×96,5 см
Картинная галерея Ангальта, Дессау
Портрет Альбертины Агнессы Нассау-Оранской в цветочной гирлянде
1665 – 1666 годы
Холст, масло. 125×97 см
Фонд исторических коллекций Дома Нассау-Оранских, Гаага
Ян Мейтенс неоднократно писал герцогиню и членов семьи Нассау-Оранских. Художник обучался у Антони ван Опстала (Anthony van Opstal, 1590 – 1652) и Николаса ван дер Хорста (Nicolas van der Horst, 1598 – 1646). В 1642 году он вступил в гильдию святого Луки в Гааге. В 1656 году входил в число создателей сообщества живописцев «Confrerie Pictura». Мейтенс много работал по заказам двора дома Оранских, особенно преуспев в изображении предметов облачения и аксессуаров.
Портрет Марии Нассауской
1665/1666 годы
Холст, масло. 112×96 см
Веймарский замок
В 1672 году по указу герцогини Альбертины Агнессы началось строительство дворца Ораниенштайн в Дице. Здесь в 1695 году находился её портрет, исполненный Яном Мейтенсом [1, с. 203]. Сегодня он хранится в Ангальтcкой галерее в Дессау. Две его авторские реплики представлены в Большом собрании изящных искусств ASG и Фонде исторических коллекций Дома Нассау-Оранских. Герцогиня изображена в поколенном формате в повороте вправо. Она одета в тёмное декольтированное платье с наброшенной полупрозрачной драпировкой. Левой рукой портретируемая подпирает голову, правая – лежит на бедре тыльной стороной ладони. На заднем плане – пейзаж. Все портреты заключены в цветочные рамки. В гирлянды с портретов герцогини из собраний Дессау и Гааги вписаны изображения черепов (вверху) и песочных часов (внизу) – намёк на микрожанр Vanitas. В октябре 1664 года в результате несчастного случая умер супруг Альбертины Агнессы, отсюда траурный цвет тёмно-фиолетового платья на портретах и атрибутика, символизирующая смерть. Герцогиня подпирает голову рукой, что можно трактовать как аллегорию меланхолии. В 1666 году Мейтенс исполнил портрет четырех сестёр Нассау-Оранских, где Альбертина Агнесса аналогичным жестом поддерживает голову (Дворец Георгиум, Дессау). Она единственная изображена в подобной «меланхолической» позе, поскольку к тому моменту была уже овдовевшей.
1666 год
Холст, масло
Дворец Георгиум, Дессау
Цветочные гирлянды на портретах исполнены в традициях фламандского искусства XVII столетия. Портретные изображения в гирляндах встречаются у Яна Брейгеля Старшего (1568 – 1625), а затем у его ученика Даниэля Сегерса (1590 – 1661). В период с 1645 по 1652 годы в государственных коллекциях Нидерландов находилось, по крайней мере, четыре произведения Сегерса, в том числе изображение Девы Марии в цветочной гирлянде. Альбертина Агнесса, несомненно, видела эти работы. Они повлияли на выбор композиции её собственных портретов, в которых цветочные гирлянды были исполнены, по всей видимости, Франсом ван Эвербруком (Frans van Everbroeck, около 1628 – 1676/1693) – представителем фламандской («сегерсовской») традиции цветочных гирлянд. Он специализировался на изображении цветов, фруктов, натюрмортов в жанре «суета сует», а также роскошных композициях pronkstilleven. Работал в Антверпене, Амстердаме, Лондоне. Обучался у Йориса ван Сона (Joris van Son, 1623 – 1667). В 1662 году вступил в гильдию святого Луки Антверпена. С 1667 года работал в Амстердаме, а с 1672-го - снова в Антверпене. В 1676 году перебрался в Англию. Его картины регулярно выставлялись на лондонских аукционах в период с 1689 по 1693 годы.
Иосиф с младенцем Христом в гирлянде из фруктов и листвы
1676 год
Холст, масло. 167×125 см
Аукцион Sotheby's, 22 мая 2019 года, Нью-Йорк, лот 106
Женский портрет в гирлянде из фруктов, овощей и цветов
1667 год
Холст, масло. 106×85 см
Аукцион Sotheby's, 5 декабря 2006 года, Париж, лот 411
Фрагмент цветочной гирлянды с портрета Альбертины Агнессы Нассау-Оранской
БСИИ ASG, инв. № 01-1867
Фрагмент цветочной гирлянды с женского портрета
Аукцион Sotheby's, 5 декабря 2006 года, Париж, лот 411
Гирлянда с работы из собрания ASG отличается профессиональным мастерством исполнения, элегантностью и вкусом, проявляющихся в количестве и сочетании цветов в ней. Здесь присутствуют изображения цветущих веток апельсина, что указывает на принадлежность портретируемой Оранской династии (династический цвет – оранжевый). Изображение пышных распустившихся роз разных сортов символизирует быстроту увядания красоты и конечность всего земного. Есть здесь и анемоны – цветы, которые согласно легенде, выросли на месте смерти Адониса – героя древнегреческих мифов [2, с. 147]. Адонис был убит на охоте диким вепрем. Анемоны символизируют плодородие и возрождение. Вплетенные в гирлянду на портрете герцогини они олицетворяют трагическую смерть её мужа. Во время чистки пистоля произошёл выстрел, в результате которого у Вильгельма Фридриха были размозжены подбородок, челюсть и нос, от полученных ран штатгальтер через несколько дней скончался.
Фрагмент цветочной гирлянды с изображением розы
БСИИ ASG, инв. № 01-1867
Фрагмент цветочной гирлянды с изображением ветки апельсина
БСИИ ASG, инв. № 01-1867
Фрагмент цветочной гирлянды с изображением красных анемонов
БСИИ ASG, инв. № 01-1867
Помимо трёх авторских реплик, есть также портрет Альбертины Агнессы, написанный мастерской Яна Мейтенса. Он находится во дворце Хет Лоо в Апелдорне. Изображение датируется 1665 – 1666 годами. Здесь в гирлянде так же присутствуют череп и песочные часы, однако кроме флёрдоранжа нет более никаких цветов, что упрощает изображение.
Портрет Альбертины Агнессы Нассау-Оранской в цветочной гирлянде
1665 – 1666 годы
Холст, масло. 106×87 см
Дворец Хет Лоо, Апелдорн
Портреты Альбертины Агнессы Нассау-Оранской писали и другие живописцы. В 1653 году её портрет исполнил Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst, 1592 – 1656). Ныне он экспонируется в Музее Вармии и Мазур (Польша). В 1668 году герцогиню с тремя детьми изобразил Абрахам Ламбертсон ван ден Темпел (Abraham Lambertsz. van den Tempel, около 1622 – 1672, Фрис Музей, Леуварден). Работа Мейтенса из собрания ASG занимает одно из центральных мест в череде портретных изображений героини. Ценно, что в данном случае установлены имена создателей не только портрета, но и изображения гирлянды. В двух аналогичных портретах мастера той же модели автор изображения цветов не указан. Кроме этого портрет из собрания ASG был надставлен со всех четырёх сторон, что может быть объяснено шпалерной развеской, в которую он некогда был включён. Установление истории прежнего бытования данного произведения должно стать следующим этапом исследовательской работы.
Ссылки:
- Bauer Alexandra Nina. Jan Mijtens (1613/14 – 1670). Leben und Werk eines Haager Porträtmalers. – Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2006. – 494 р.
- Alain Tapié. Le sens caché des fleurs: Symbolique & botanique dans la peinture du XVIIe siècle. – Paris: Société nouvelle Adam Biro, 2000. – 210 р.
- Haagse Schilders in de Gouden Eeuw. Haags Historisch Museum, s'Gravenhage, 1998
- Willigen A. van der, Meijer F.G. A dictionary of Dutch and Flemish still-life painters working in oils : 1525-1725. Leiden: Primavera Press, 2003.
Алина Булгакова