decor
Следите за нашими новостями

Атрибуция портрета кавалера Ордена Святого Георгия из собрания ASG

25.11.2022

В октябре 2010 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось портретом военного без атрибутационных сведений о нём. На полотне изображён молодой человек в красном плаще и зелёном парадном кафтане инфантерии с красным воротником и обшлагами. По бортам кафтана и на обшлагах – один ряд широкого золотого шитья в виде лавровых гирлянд. Под кафтаном – золотой камзол и офицерский шарф. Слева на груди – Орден Святого Георгия 3-й степени, справа – позолоченный аксельбант. Данные знаки отличия соответствуют званию генерал-майора екатерининской эпохи.



Русская школа второй половины XVIII века
Портрет кавалера Ордена Святого Георгия 3-й степени
1770-е годы
Холст, масло. 105×86 см.
БСИИ ASG, инв. № 02-0749


Фрагмент портрета с изображением лица военного
БСИИ ASG, инв. № 02-0749

По мнению исследователей отечественной истории и униформологии Олега Леонова и Ильи Ульянова, одни из первых попыток упорядочения генеральского мундира начались в 1745 году, когда на престоле Российской империи правила Елизавета Петровна. В то время не существовало знаков различия генеральских чинов. Тогда же впервые начали устанавливать определённые расцветки мундиров, а также вводить ограничения на количество галунов и золотого шитья.

27 июля 1764 года во времена правления императрицы Екатерины II впервые в русской армии генералам устанавливается определенная форма и одновременно знаки различия чинов. Пехотные генералы получили кафтан зеленого цвета, кавалерии – синего, артиллерии и инженерных войск – красного [1]. Для отличия чинов на кафтанах парадных мундиров было определено два вида золотого шитья «лавровых гирлянд»: узкая полоса, шириной в «полвершка» (2,2 см) и широкая полоса, шириной «вершок» (4,4 см). У генерал-майора один ряд широкого шитья размещался по борту кафтана, на обшлагах, на клапанах карманов, ниже клапанов и вдоль задних разрезов пол и аналогично на камзолах. Ниже представлены портреты военных в чине генерал-майора второй половины XVIII века: Гавриила Петровича Бахметева (1739 – 1794), Пётра Михайловича Лунина (1746 – 1822) и Бандредю Плесси Адольфа Францевича (1729 – 1793).



Неизвестный художник
Портрет генерал-майора
Гавриила Петровича Бахметева
Вторая половина XVIII века
Холст, масло
Областной
художественный музей, Калуга


Неизвестный художник
Портрет генерал-майора
Петра Михайловича Лунина
1780-е годы
Холст (овал), масло
Государственный Исторический Музей, Москва


Неизвестный художник
Портрет А.Ф. де Бандредю Плесси
1770 – 1780-е годы
Холст, масло. 63×48 см
Музей изобразительных
искусств имени И.И. Машкова, Волгоград





Фрагменты страниц из книги Висковатова В.В. «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времён», часть №12.
Иллюстрации отличительных черт парадного мундира генерал-майора полевой пехоты с 1764 по 1786 годы.
Изображения чушек (покрышка на кобуру седельного пистолета, изготовленная из цветного сукна с уставным шитьем) и чепраков (подложка под седло из цветного сукна, украшенная уставным шитьем) с 1764 по 1796 года, генеральское шитье в виде лавровой ветви 1764 по 1796 года.


У портретируемого из Большого собрания изящных искусств ASG на груди Орден Святого Георгия 3-й степени – высший военный знак отличия в Российской империи (малый эмалевый крест на ленте с черными и желто-оранжевыми полосами). 26 ноября (7 декабря) 1769 года, в христианский день почитания памяти святого великомученика Георгия Победоносца, императрица Екатерина II учредила Орден Святого Георгия, спустя год после начала русско-турецкой войны (1768 – 1774 годы). Изначально орден был разграничен на четыре степени и им награждались исключительно за подвиги во время боевых действий. В дальнейшем появилось награждение и за выслугу лет, поскольку: «не всегда всякому верному сыну отечества такие открываются случаи, где его ревность и храбрость блистать может» [2]. Претендовать на получение ордена 4-й степени могли и те: «кои в полевой службе 25 лет от обер-офицера, а в морской 18 кампаний офицерами служили» [2].

Для того, чтобы удостоиться ордена Святого Георгия 1-й степени необходимо было победить в серии важных военных действий. Например, Петру Ивановичу Панину, генерал-аншефу в 1770 году пожаловали орден «за мужественное и благоразумное предводительство в вверенной ему в турецкую войну армией противу столь отчаянно и с великою силою неприятелем защищаемой крепости Бендер и покорение оной с ея замком» [3]. Для того, чтобы стать кавалером 2-й степени необходимо было одержать победу в решающем сражении. Примером может послужить подвиг князя, генерала-поручика Николая Васильевича Репнина: «за оказанный пример мужества, служивший подчиненным его по преодолению трудов неустрашимости и к одержанию над неприятелем победы 21-го июля 1770 года под Кагулом» [4]. Для награждения 3-й и 4-й степенями высший орган военного управления (коллегия) был обязан дать полное описание подвига, а также представить факты достоинства будущего кавалера, перед тем как правящий монарх утвердит вручение ордена.

В зависимости от степени Ордена Святого Георгия имеют ряд отличий. Первая степень состоит из большого эмалевого креста, в центре которого располагается медальон с изображением герба Московской губернии (Святой Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змея на розово-красном фоне); золотой ромбовидной звезды, в центральной части которой представлены монограмма «СГ» (Святой Георгий), текстовая гравировка, опоясанная по окружности словами «За службу и храбрость» и Большая императорская корона Российской империи. Орден первой степени носили через грудь на широкой муаровой ленте с черными и желто-оранжевыми полосками. Вторая степень тоже включает в себя большой эмалевый крест и золотую звезду, а также среднюю по толщине шейную георгиевскую ленту. Орден третей степени представляет собой малый эмалевый крест с идентичным для всех степеней изображением и тонкую шейную ленту. Четвертая степень: малый крест на укороченной ленте или колодке с муаровой лентой.




Ордена Святого Георгия 1 – 4 степеней

Существуют определенные правила ношения ордена, которые актуальны и по сей день. Кавалерам Ордена Святого Георгия 1-й степени необходимо прикреплять наградную звезду на левую сторону груди, широкую ленту с черными и желто-оранжевыми полосками перекидывать через правое плечо и закреплять ее у пояса большим георгиевским крестом. Орденоносец 2-степени также должен носить золотую звезду на положенном месте груди, а ленту с большим эмалевым крестом надевать и носить на шее, как и награждённый 3-ей степенью, только крест у него меньшего размера. Положение малого креста у обладающего орденом 4-степени – верхняя часть левой стороны торса. Внизу представлены портреты военных, кавалеров Ордена Святого Георгия, где наглядно видны наградные комплекты и их расположение согласно правилам: граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737 – 1807), орденоносец 1-й степени; генерал-аншеф, граф Иван Петрович Салтыков (1730 – 1805), кавалер 2-й степени; князья Юрий Владимирович Долгоруков (1740 – 1830) и Григорий Семёнович Волконский (1742 – 1824), награжденные 3-й и 4-й степенями. У генерал-майора с портрета из Большого собрания изящных искусств ASG малый крест ордена расположен на шее, что соответствует 3-й степени.


Фрагмент с изображением Ордена Святого Георгия 3-й степени
БСИИ ASG, инв. № 02-0749



Христинек, Карл Людвиг
Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского (кавалер Ордена Святого Георгия 1-й степени)
1779 год
Холст (овал), масло. 103×80 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Неизвестный художник
Портрет генерал-аншефа графа И. П. Салтыкова (кавалер Ордена Святого Георгия 2-й степени)
Между 1785 и 1796 годами
Холст, масло. 61×50 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Инв. № Ж-4706


Неизвестный художник
Портрет князя Юрия Владимировича Долгорукова
(кавалер Ордена Святого Георгия 3-й степени)
1780-е годы
Холст, масло


Фёдор Степанович Рокотов
Портрет князя Г.С. Волконского (кавалер Ордена Святого Георгия 4-й степени)
Между 1780 и 1786 годами
Холст, масло. 71×56 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет из собрания ASG был написан после 1769 года (дата учреждения ордена), но до 1796. В этом году на российский престол взошёл новый правитель Павел I. Император переиздал Воинский Устав с регламентом новой формы для военнослужащих из-за дороговизны изготовления обмундирования. Для создания уставного шитья использовалось подлинное золото, что было затратным делом для государственной казны.

Портрет был написан в 1770-е годы. В левом нижнем углу стоит дата: «1747 года». Кроме этого сохранился фрагмент фамилии портретируемого. Читается лишь несколько букв, так как фамилия была «смыта» в результате ранних непрофессиональных реставрационных вмешательств. В 2020 году портрет был отреставрирован в мастерских Международного института культурного наследия. Однако надпись восстановить не удалось. Реставратор снял факсимиле с сохранившихся надписей.


Факсимиле с сохранившейся надписью на портрете из Большого собрания изящных искусств ASG

Дата «1747 года», вероятно, является годом рождения генерал-майора, так как на портрете изображён молодой человек в возрасте 25 – 30 лет. Если это так, то портрет был исполнен в период с 1772 по 1777 годы. 1747 год не может быть датой написания портрета, т.к. Орден Святого Георгия был учрежден в 1769 году.

XVIII век в европейской культуре называют веком портрета. В XVII столетии в русском изобразительном искусстве облик человека на холсте, исполненный в технике масляной живописи, называли парсуной (с лат. persona – «личность», «особа»). Из-за тесной взаимосвязи парсуны и иконописи, этот жанр имел свои отличительные особенности: условная передача портретного сходства; частое изображение подписи, характерных предметов и атрибутов портретируемого; передача определённого звания, статуса или духовного сана (ранга священнослужителя). Позднее портреты приобрели светский характер. Хотя полотно из собрания ASG не является парсуной, однако в нём прослеживаются особенности данного жанра. Это выражается, в первую очередь, в весьма обобщенно трактованных чертах внешнего облика персонажа. Лицо героя лишено ярких индивидуальных черт.



Русская школа второй половины XVIII века
Портрет кавалера Ордена Святого Георгия 3-й степени
1770-е годы
Холст, масло. 105×86 см.
БСИИ ASG, инв. № 02-0749


Школа Оружейной палаты
Портрет князя Андрея Меньшого Ивановича Репнина
Конец XVII – начало XVIII веков
Холст, масло. 194×109 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Инв. № Ж-3946

В связи с приобщением русской культуры к европейским художественным ценностям, XVIII век был ознаменован становлением и развитием отечественной портретной живописи. После основания в 1757 году Академии художеств, живописцы начали изучать перспективу, применять ее для структурного построения фонового рисунка, постигать основы передачи глубины, плановости и объёма на плоскости. Художники исследуют основы создания реалистичной световой и цветовой передачи, колористические приемы. В это время становится популярным светский портрет. Живописцы писали работы в этом жанре, как правило, на заказ. Незаменимым средством для утверждения собственной личности, а также ее обращение к эстетике и художественным идеалам стал именно парадный портрет. В 1760 – 70-х годах русские придворные мастера овладели этим искусством. Их услуги пользовались широким спросом у монархов и приближенной знати, а также у провинциальных представителей русского дворянства. В 1780-е года окончательно формируется русская портретная школа. В то время творили такие художники, как Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802), Фёдор Степанович Рокотов (1735 – 1808) и Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825).

К основным чертам русского парадного портрета XVIII века можно отнести: акцент на статусе портретируемого; особое внимание к деталям одежды, личным атрибутам, украшениям; внимание к индивидуальным чертам облика человека; написание фигуры в полный рост; большой формат холста; подчёркивание богатства и достоинства персоны с помощью фоновых изображений: архитектурные композиции древнегреческой ордерной системы (колонны и пилястры), драпировки, тематический пейзаж (марина, лирический), аллегорические образы из античной мифологии. Кроме вышеперечисленных, среди знаменитых мастеров парадного портрета можно выделить Алексея Петровича Антропова (1716 – 1795) и Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 – 1822). Их работы «Портрет Петра III» и «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия» можно назвать лучшими образцами парадного портрета в русском искусстве XVIII столетия.



Алексей Антропов
Портрет Петра III
1762 год
Холст, масло. 250×179 см
Третьяковская галерея, Москва
Инв. № 10877


Дмитрий Левицкий
Екатерина II – законодательница в храме
богини Правосудия
1783 год
Холст, масло. 261×201 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Инв. № Ж-4998


Неизвестный художник
Парадный портрет Степана Федоровича Апраксина
Конец XVIII века
Государственный музей-заповедник
«Дмитровский кремль», Дмитров

Портрет кавалера Ордена Святого Георгия из собрания ASG близок к парадному, однако является его подвидом – полупарадным портретом – это разновидность парадного портрета, характеризующаяся средним или меньшим размером холста и изображением персоны в поколенном или поясном виде. В полупарадном портрете внимание уделяется написанию деталей интерьера, фона, одежды, украшений или орденов. Этот подвид считается синтезом парадного и камерного жанров, так как множество моделей было написано на нейтральном фоне. «Тем не менее, более пристальный взгляд на развитие этого жанра позволяет констатировать, что именно полупарадный портрет оказывается ведущим типом изображения в творчестве отечественных художников на протяжении всего исследуемого периода и тем самым демонстрирует основные тенденции и проблемы русской портретной живописи XVIII столетия. Полупарадный портрет не только служил средством приобщения русских мастеров к западноевропейским традициям изображения модели, но и определял некоторую независимость отечественной портретной живописи от стилистических тенденций эпохи» [5]. Полупарадный портрет пользовался большим спросом не только у знати и провинциальных дворян, но и у военных. Такие отечественные живописцы как Александр Рослин (1718 – 1793), Дмитрий Левицкий и Алексей Антропов, а также многие другие, подчас не известные мастера, нередко избирали для портретов именно этот поджанр, т.к. зачастую именно он соответствовал тем задачам, которые ставил перед собой сам художник, заказчики и зрители.



Александр Рослин
Портрет графа Захара Григорьевича Чернышева
1776 год
Холст, масло. 142×116 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. № ГЭ-7624


Дмитрий Левицкий
Портрет Александра Ланского
1782 год
Холст, масло. 151×117 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Инв. № Ж-4996


Алексей Антропов
Портрет Екатерины II
1766 год
Холст, масло. 155×123 см
Областная картинная галерея, Тверь

Работа из собрания ASG обладает по меркам полупарадных портретов средними размерами: 105×86 см. Генерал-майор написан в поколенном формате. Отсутствуют признаки того, что полотно было срезано по нижней части, так как сохранившаяся фамилия и дата находятся близко к кромке холста, куда традиционно и наносились надписи.

Художник тщательно прописывает мундир и знаки отличия, в частности Орден Святого Георгия. Скорее всего портрет был написан по случаю награждения генерал-майора данным орденом. Справа на заднем плане мы видим колонну коринфского или ионического ордера, тёмную драпировку и пейзаж с деревьями и небом.


Фрагмент с изображением мундира генерал-майора и Ордена Святого Георгия
БСИИ ASG, инв. № 02-0749

В настоящее время сложно проанализировать внешний облик модели. Дело в том, что в результате ранних непрофессиональных действий реставратора лицо портретируемого было «переписано». Сегодня об авторской живописи мы можем судить лишь по сохранившимся фотографиям портрета, сделанным до непрофессиональных вмешательств.


Лицо портретируемого до реставрационных работ
БСИИ ASG, инв. № 02-0749



Портрет кавалера Ордена Святого Георгия после непрофессиональных реставрационных работ БСИИ ASG, инв. № 02-0749


Таким образом реставратор кардинально переписал лицо портретируемого, что сделало работу по атрибуции произведения практически невозможной. В реставрационных мастерских Международного института культурного наследия была осуществлена длительная и кропотливая работа по восстановлению облика героя. Для того, чтобы воссоздать его максимально близким авторской живописи, были сняты все записи. Реставратор работал по фотографиям, на которых портрет военного запечатлён ещё до проведения непрофессиональных реставрационных работ. Значительно затруднило работу то, что на месте глаз персонажа был прорыв холста, который продублировали вставкой с зигзагообразными краями, а глаза военного фактически написали заново.



Лицо портретируемого после снятия непрофессиональных реставрационных записей
БСИИ ASG, инв. № 02-0749


Лицо портретируемого после реставрации,
осуществлённой в мастерских Международного
института культурного наследия
БСИИ ASG, инв. № 02-0749


Портрет кавалера Ордена Святого Георгия 3-й
степени после реставрации, осуществлённой в
мастерских Международного института
культурного наследия
БСИИ ASG, инв. № 02-0749

Благодаря знакам отличия (мундир генерал-майора, Орден Святого Георгия 3-й степени) и сохранившейся дате («1747 года») мы можем предположить личность портретируемого. Мы выделили четырёх претендентов. Первый – Иван Васильевич Гудович, титулованный граф с 1797 года, русский генерал-фельдмаршал (1741 – 1820). Он родился в именитой семье дворянского рода Гудовичей. Служить в Русской императорской армии начал в 12 лет в чине прапорщика Инженерного корпуса. В то время службу начинали рано, довольно частыми были случаи записи в списки полка мальчиков в младенческом возрасте. Это было обусловлено тем, что спустя годы у них было больше возможностей, приступив к службе, иметь высокий чин офицера. Также на довольно успешную карьеру военнослужащего Ивана Васильевича повлиял его старший брат, который в свое время был фаворитом Петра III. В 1761 году он был назначен генералом-адъютантом дяди императора генерала-фельдмаршала принца Георга Шлезвиг - Голштинского [6]. Русско-турецкая война 1768 – 1774 годов стала решающей в карьере Ивана Гудовича. Начиная с 1769 по 1770 годы, он активно принимал участие в важнейших боевых действиях (Осада Хотина, Битва при Ларге, Сражение при Кагуле и т.д.), за что в 1770 году получил чин генерал-майора и Орден Святого Георгия 3-й степени. Следующим чином генерал-поручика он был удостоен только в 1777 году. Также в промежутке между 1772 и 1774 годами он покинул армию по причине болезни. Все эти факты дают нам основания полагать, что на портрете, возможно, изображен Иван Васильевич Гудович. Ниже представлены портреты графа уже в преклонных летах.



Неизвестный художник
Портрет графа Ивана Васильевича Гудовича
Первая половина XIX века
Холст (овал), масло. 101×78 см
Частное собрание


Портрет графа Ивана Васильевича Гудовича 1857 год
Литография по оригиналу начала XIX века

Не исключено, что портретируемым может быть Степан Матвеевич Ржевский (1732 – 1782). В 1747 году Степан Матвеевич был зачислен на военную службу, его местом для обучения был выбран Шляхетный кадетский корпус. Уже будучи выпускником он отличился остроумием и смелостью при взятии в плен целого корпуса прусской пехоты в Семилетней войне, по этому случаю его лично отправили с донесением подвига в Санкт-Петербург к императрице Елизавете Петровне, а позже произвели в полковники. Свою храбрость и талант в военном деле Степан Матвеевич в полной мере проявил в годы Русско-турецкой войны. 27 июля 1770 года он одним из первых был награжден Орденом Святого Георгия 3-й степени. По кавалерским спискам В. К. Судравского, В. С. Степанова и Н. И. Григоровича фамилия Ржевского указана под № 12: «За оказанную им 7-го июля 1770 года, во время сражения с неприятелем при реке Ларге, неустрашимую храбрость, при овладении батареями и неприятельским лагерем» [7]. Также за Турецкую кампанию он был удостоен чина генерал-майора в 1770 году. На тот момент ему было 38 лет, что не соответствует возрасту военного с портрета из собрания ASG. Однако мы можем обосновать данную теорию тем, что облик военного трактован довольно обобщенно, без заострения внимания художника на точной передаче возрастных особенностей модели.

Степана Матвеевича считали одним из лучших генералов второй половины XVIII века. Он четко знал «рецепт» победы, а также от и до был знаком с устройством Русской армии, в особенности инфантерии. В год своей смерти он написал труд «Разные замечания по службе армейской, отчего она в упадок приведена и нелестно хорошим офицерам продолжать службу, и о полковниках». Проанализировав почерк Степана Ржевского в рукописи, мы нашли общие черты в манере написания букв «г», «о» и «д» с сохранившейся надписью: «1747 года».





Начало рукописи Степана Матвеевича Ржевского и факсимиле с сохранившейся надписью на
портрете из Большого собрания изящных искусств ASG

Следующий претендент – Василий Иванович Левашов (дата смерти 1804). По сохранившимся данным генерал от инфантерии Василий Иванович родился в промежутке между 1744 – 1754 годами, поскольку в записи метрической книги собора Святого Исаакия Далматского о дате смерти написано, что он скончался, когда ему было 50 лет. В 1758 году он был принят на службу, а в годы Турецкой кампании принимал участие в сражении при Галацах и битве при Ларге. В бою Василий Левашов отличился остроумием и мужеством, за что 15 августа 1770 года получил Орден Святого Георгия 3-й степени: «В турецкую войну исправлял в происходивших с неприятелем сражениях мужественно и ревностно своё дело и сверх того во время Журжевской экспедиции при вступление в ретраншамент храбростию отличился, где был и ранен» [7]. В 1779 году по случаю постепенного повышения в звании Василий Иванович был пожалован генерал-майором.

На портрете из Большого собрания изящных искусств ASG может быть изображён и Фёдор Матвеевич Толстой (1748 – 1789), приближенный Екатерины II. Фёдор Матвеевич был записан на военную службу в 1756 году. Чина генерал-майора он удостоился в 1777 году (в возрасте 29 – 30 лет). Во время Русско-турецкой войны он доблестно сражался, что стало важным обоснованием для его повышения по карьерной лестнице. В 1769 году ему был пожалован чин майора, а в 1770 году подполковника. В 1771 году его первой высшей наградой стал Орден Святого Георгия 4-й степени, а в 1774 – тот же орден 3-й степени: «В турецкую войну близ крепости Турны с вверенным ему баталионом переправясь чрез Дунай, атаковал там неприятеля и овладел сделанное с нашей стороны при деревне Могуре прикрытие моста укрепление и поразил во многом числе неприятеля» [7].

В ходе нашего исследования нами был установлен военный чин изображённого, а также выявлены четыре претендента на роль портретируемого. Портрет, скорее всего, был исполнен по случаю награждения генерал-майора Орденом Святого Георгия 3-й степени. Установить авторство портрета из собрания ASG будет сложнее, т.к. портрет пострадал в ходе непрофессиональные действий реставраторов. Данный вопрос станет темой наших будущих исследований.

Ссылки:

  1. Знаки различия воинских званий в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saper.isnet.ru/uniform/general-a.html – Дата доступа: 21.11.2022
  2. Статут военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (1769 год) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://george-orden.narod.ru/statut1769.html – Дата доступа: 21.11.2022.
  3. Кавалеры Святого Георгия 1-го класса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://george-orden.narod.ru/ordgrg1st.html – Дата доступа: 21.11.2022.
  4. Кавалеры Святого Георгия 2-го класса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://george-orden.narod.ru/ordgrg2st.html – Дата доступа: 21.11.2022.
  5. Абрамкин И.А. Роль полупарадного портрета в русском искусстве XVIII века [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44503383 – Дата доступа: 21.11.2022.
  6. Гудович, Иван Васильевич [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 – Дата доступа: 21.11.2022.
  7. Кавалеры Святого Георгия 3-го класса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://george-orden.narod.ru/ordgrg3st.html – Дата доступа: 21.11.2022.

Дарья Молотникова

Поделиться:
Яндекс.Метрика