Атрибуция портрета рыцаря Королевского Гвельфского ордена Ганновера
С 2004 года по сегодняшний день Большое собрание изящных искусств ASG пополняется произведениями Старых мастеров. Помимо декоративно-прикладного искусства растет количество предметов в коллекции живописи. В настоящее время она насчитывает более 1,5 тысяч единиц хранения. 4 июня 2023 года в БСИИ ASG поступил портрет иностранного военного. Фредерик и Полин Шану (фр. Cabinet d’expertise Chanoit), эксперты более чем 40 западноевропейских аукционов отнесли картину к французской школе XIX века. По их мнению, произведение было создано в эпоху реставрации Бурбонов (с 1815 по 1830 год).
На камерном портрете изображен мужчина средних лет в красном парадном мундире сухопутных войск английской армии. Клапан черного воротника, черные лацканы и борт мундира украшены золотыми вышитыми петлицами в виде двойных волнистых линий. На груди портретируемого - Королевский Гвельфский орден Ганновера (1815 – 1866): золотой рыцарский крест на голубой широкой ленте, а слева серебристого цвета звезда. Справа на плече - золотой аксельбант.
Изучение истории английского обмундирования начала XIX века затруднено отсутствием четких регламентов, описывающих форму во всех ее деталях и определяющих порядок ее ношения. Те или иные предметы обмундирования вводились общими приказами по армии (General orders), однако эти приказы никогда не содержали полного описания всей формы и почти никогда не имели иллюстраций. Первый настоящий регламент обмундирования английских генералов и офицеров штаба был издан лишь в 1821 году, а первый регламент обмундирования фельдмаршалов – в 1831 [1].
В 1799 году в английской армии был принят мундир фрачного покроя (coatee). Для генералов он был двубортный, при этом борта расходились кверху. Мундир строился из алого сукна, имел красный стоячий воротник со скошенными передними углами и простые темно-синие обшлага. На воротник спереди нашивали клапаны темно-синего сукна на всю ширину воротника. Подкладка бортов мундира была темно-синей; при полной форме борта отворачивались, образуя лацканы. Подкладка фалд была белой. Пуговицы на мундире были плоские, позолоченные [1].
Петлицы в виде двойных волнистых линий стали образцом шитья для мундиров английских генералов еще в 1767 году. Примером могут послужить «Портрет неизвестного генерал-лейтенанта», приписываемый Джону Зоффани, 1770 года из Музея национальной армии в Лондоне, а также парадный мундир королевской морской пехоты генерал-майора Артура Тукера Коллинза из Национального морского музея Лондона 1782 года. Количество петлиц является знаком отличия английских генералов. У генерал-лейтенантов петлицы на бортах были сгруппированы в три ряда (парадный мундиры генерал-лейтенантов Музей национальной армии, Лондон; частной коллекции), у генерал-майора – в два. Их размещение выполнялось через равные промежутки, при этом общее количество пуговиц и петлиц не уточнялось.
На полотне из БСИИ ASG мужчина изображен в мундире генерал-майора. У мундира фрачного покроя конца XVIII – начала XIX века имелись золотые эполеты. По некоторым данным именно в 1811 году они были заменены на золотые аксельбанты. Например, на картине из лондонского Музея национальной армии «Портрет генерал-лейтенанта Роберта Браунригга» 1810 года создания на мундире воинского служащего мы видим генеральский эполет, когда на «Портрете генерал-майора Уильяма Понсонби» 1815 года на форменной парадной верхней одежде изображен аксельбант.
Точное установление военного чина портретируемого из БСИИ ASG затруднено тем, что на произведении не написаны торс и руки. На них более отчетливо были бы видны остальные части мундира и его характерные особенности. Это можно объяснить тем, что у картины утрачен оригинальный размер. Доказательством могут послужить фотографии оборотной стороны полотна, где отчетливо видно, что данный образец имеет галерейный тип натяжки холста. Работы по натяжке холста проведены грубо и непрофессионально, без применения модульного подрамника. Некоторые части краев холста имеют неровную форму, что подтверждает теорию об утрате авторской живописи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможно, что живописное произведение относилось не к камерному портрету, а полупарадной разновидности жанра. Существует множество картин с изображением английских военных, одетых в красные мундиры конца XVIII – первой половины XIX веков. В зависимости от своих боевых заслуг, титула или материального благосостояния заказчик имел возможность обратиться к именитым живописцам. Поручить изготовить свой портрет не в миниатюре на бумаге, а на холсте средних размеров в поясном виде или даже крупногабаритном полотне в полный рост. Ниже представлена серия портретной живописи 1770 - 1841 годов, где запечатлены английские генералы, полковники и майоры в парадных мундирах. Однако форменная верхняя одежда военнослужащих, начиная приблизительно с 1830-х годов, претерпевает ряд изменений: возвращается эполет, меняется шитье, исчезает черный борт и черный воротник. В качестве примера приведены произведения из лондонского Музея национальной армии: «Портрет генерал-майора Джона Уоллеса» 1835 года, «Портрет генерал-майора Хоптауна Стратфорда Скотта» 1840 года, «Портрет майора Генри Уолтера Беллью» 1841 года. Соответственно полотно «Рыцарь Королевского Гвельфского ордена Ганновера» из БСИИ ASG написано до видоизменения армейской униформы старого образца 1830-х годов.
Портрет неизвестного генерал-лейтенанта 1770 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет полковника Генри Имлака 1800 год Дерево, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет Фрэнсиса Родон Гастингса, графа Мойра 1804 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет генерал-лейтенанта Джона Мура 1805 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет бригадного генерала Хью Лайла Кармайкла 1809 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет генерал-лейтенанта Роберта Браунригга 1810 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет генерал-майора Уильяма Понсонби 1815 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет генерал-майора Дэвида Охтерлони 1816 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
|
|
|
|
Портрет генерал-майора Джона Уоллеса 1835 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет генерал-майора Хоптауна Стратфорда Скотта 1840 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Портрет майора Генри Уолтера Беллью 1841 год Холст, масло. Музей национальной армии, Лондон |
Начиная с 1815 года, когда впервые военнослужащие английского штаба были награждены Королевским Гвельфским орденом Ганновера за выдающуюся службу, на портретах рыцарей ордена появляются знаки отличия почётной государственной награды. Как, например, на картинах Джозефа Пелинка «Портрет генерал-лейтенанта Карла Августа фон Альтена» 1818 года, Эндрю Мортона «Капитан Томас Ашер» 1820 года из Национального морского музея в Лондоне и неизвестного автора «Генерал-лейтенант сэр Чарльз Балкли Эджертон» из Музея королевских ирландских стрелков в Арме.
|
|
У портретируемого из БСИИ ASG изображен Королевский Гвельфский орден Ганновера для гражданских лиц 1 класса. Рыцарский крест имеет форму мальтийского креста, внешние концы которого завершают шарики. В углах лучей — противостоящие друг другу львы с поднятой лапой [2]. Чаще всего крест изготавливали из золота или позолоченного серебра. Вписанная в центр восьмиконечного креста плоская окружность покрывалась эмалью белых, красных, зеленых, синих и голубых цветов. В центре круга изображена белая скачущая лошадь, края окружности увенчаны зеленым лавром. Крепление креста состоит из двух перекрещенных золотых меча и королевской короны. Такой орден вручали за героические военные подвиги.
Золотой рыцарский крест на голубой широкой ленте у портретируемого из БСИИ ASG не имеет перекрещенных мечей под короной и обрамления центрального медальона лавровой ветвью. Такой орден не вручали за военные заслуги. Четырёхконечная с раздвоенными концами звезда на левом плече имеет серебристый цвет и очертаниями напоминает награду из серебра. Однако на самом деле является шитой звездой командорского креста для награждения гражданских лиц.
|
|
|
|
У изображенного на полотне из БСИИ ASG представлен Королевский Гвельфский орден Ганновера гражданских лиц. Соответственно он не состоял на службе у британской или ганноверской армии. «Рыцарь Королевского Гвельфского ордена Ганновера» из БСИИ ASG являлся гражданским лицом имеющим правительственную, государственную или иную высокую должность, так как все награжденные получали личное дворянство и допуск ко двору [2]. За верную службу отечеству, военными штабами Ганновера и Великобритании он был удостоен генеральского мундира и почётной государственной награды Королевского Гвельфского ордена Ганновера для гражданских лиц в период 1815-1830 годов. Такое произведение можно назвать редким по наличию отличительных знаков у портретируемого. Пример картины, где изображен служащий, не относящийся к военным, однако удостоенный права носить униформу генерал-лейтенанта - «Портрет полковника Генри Имлака» 1800 года из собрания Музея национальной армии в Лондоне. Полковник Генри Имлак (1760–1830) был генеральным военным аудитором Бенгалии. Он занимал должность генерального военного аудитора с 1811 года до своей смерти в 1830 году.
Мы считаем, что полотно из БСИИ ASG относится к английской школе живописи XIX века, так как чаще всего такие портреты заказывали у отечественных художников. Парадные и даже полупарадные портреты генералов английской армии писали соотечественники-живописцы. Приглашенные авторы из зарубежных стран могли взять за свою услугу солидный гонорар. Мы допускаем, что художник мог быть родом из Ганновера, однако по большей части среди среди представленных ваше портретов фигурируют английские художники.
|
|
Источник:
- С. Л. Плотников. Обмундирование генералов и офицеров штаба английской армии, 1799-1815.
- И. Пелинский. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 112 (декабрь 2013), с. 124
Дарья Молотникова