Красота в деталях: мужской костюм XVII-XVIII веков
Мужская мода Франции XVII – XVIII веков у современных модников вызывает массу удивленных вопросов. Например, зачем мужчины украшали себя париками, за которыми нужен был особый уход, в которых часто заводились блохи и тараканы? Есть масса объяснений возникновения бума на ту или иную вещь в гардеробе, мода не всегда последовательна, но при этом отражает историю. Ведь и сейчас сложно понять модников XXI века, одевающих уж слишком узкие джинсы.
По коллекции живописи Большого собрания изящных искусств ASG можно узнать, что же носили европейские мужчины двести и даже триста лет назад. Если говорить о французских костюмах, то до конца XVI века в них чувствовалось влияние итальянской и испанской моды. Но уже с конца века начинает создаваться тот французский стиль, о котором потом с благоговением будет говорить весь мир.
В XVII веке мужчины носят ту же одежду, что и в XVI – это белье (сорочка и штаны), куртка, верхняя одежда, головные уборы и обувь. Но, естественно, что стиль гардероба начинает видоизменяться.
С 1618 года, с начала Тридцатилетней войны, открывается романтическая страница в истории костюма. Один из любимых литературных образов той эпохи – обаятельный герой книги А. Дюма «Три мушкетера» д’Артаньян. В Большом собрании изящных искусств ASG есть полотно неизвестного французского автора XVII века, на котором возможно изображен Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян. То, что эта картина создана около середины XVII века, не вызывает никаких сомнений – на холсте слева и справа от изображения есть возраст портретируемого и дата создания полотна – «Aetatis 36. 1649». Дух эпохи передают и художественные черты времени, да и сам человек на портрете выглядит именно так, как одевались в те далекие годы.
Художник передал резкие, крупные черты лица своего героя, в котором читается мужество, быстрый ум, склонность к действию и авантюрам. Детали костюма можно рассматривать бесконечно долго, настолько точно передал автор все мельчайшие подробности. Перевязь с богатым шитьем говорит о том, что этот человек служил в королевских войсках и исполнял специальные поручения особы, обладающей властью. Также внимательный зритель отметит белизну сорочки, кружевной отложной воротник, который завязан около шеи двумя шнурами, на конце которых кисточки. Это тоже соответствовало моде того времени.
Конечно, нельзя не обратить внимания на прическу, в те времена было модным отпускать волосы до плеч или длиннее плеч и носить усы.
Французская школа XVII в. Портрет Шарля Ожье де Бац де Кастельмор, графа д’Артаньяна (?). Франция, 1649 г. Холст, масло. БСИИ ASG Инв.№ 02-1371
![]() |
![]() |
![]() |
---|
Кстати, кружевные воротники и манжеты считались уместными даже в армии. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) заключались специальные «кружевные перемирия», чтобы воюющие стороны могли постирать и просушить свои манжеты и воротники. А чтобы выглядеть на поле боя элегантнее, мушкетеры ложились спать, накрутив волосы на бумажные папильотки.
Еще одна картина из Большого собрания изящных искусств ASG, отражающая модные тенденции первой половины XVII века, написана неизвестным французским автором, но с указанием в правом верхнем углу имени портретируемого – это Иоахим де Сент-Эрмин – шевалье, владелец имения дю Фа в Сен-Лоране, полковник пехоты. Мужчина на портрете одет в белую сорочку с отложным белым воротником, завязанным около шеи двумя шнурами с кисточками, и куртку, расшитую пуговицами по бортам. Дополняет костюм изящно расшитая перевязь.
Французская школа XVII в. Портрет Иоахима де Сент-Эрмина. Франция, XVII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-1370
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Кстати, перевязи были в моде в то время. Но были они самыми различными – от богато расшитых до однотонных. От тех, которые украшали, до таких, которые служили по своему прямому назначению – для ношения шпаги и другого оружия.
Вот эта-то полоска дорогой материи, чаще всего шелковой, свободно перекинутая через одежду, явилась предшественницей униформ. Еще во время Тридцатилетней войны одежда солдат была разнородной, и единственным опознавательным знаком отдельных армий были перевязи. Эта перевязь сначала носилась свободно через одно плечо, наискось перекинутая на противоположный бок и связанная на боку или на спине со свободно спускающимися концами. Затем в моду вошел новый обычай: повязывать перевязь вокруг корпуса, а на боках завязывать ее бантом. Во время битвы при Лютцене (1632 г.) шведов распознавали по зеленым перевязям, а императорских солдат по красным.
В моде Людовика XIV носилась вкосую сплетенная перевязь поверх камзола. В XVII веке в моде были халаты, свободно подхваченные перевязью. Предшественником перевязи является Hornfessel, декоративный ремешок, который надевался через левое плечо в XIV и XV веках для ношения охотничьего рога.
В XVII веке модной считается верхняя короткая одежда, в основном это были плащи без рукавов типа накидки или с рукавами на яркой теплой подкладке. Также очень модной частью мужского костюма были шелковые или шерстяные чулки белого, голубого, красного цвета с вышивкой и узором, галстук, завязывающийся бантом, и парики, оставившие заметный след в истории моды.
На картине «Ужин» Жака Отро, датированной, правда, веком XVIII, изображены мужчины в чулках красного и коричневого цветов, на них одежда свободного кроя, а в целом, на полотне передан дух дружеской, даже домашней, атмосферы.
Жак Отро. Ужин (Автопортрет художника с друзьями). Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-2051
К концу XVII века в основном складываются три важных компонента, из которых и сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны.
Если в самом начале века мужской костюм находился под влиянием военного стиля, то уже с середины века в одежде появляются ленты, рюши, кружева, возникает полудетский стиль в одежде, который объясняют началом правления малолетнего короля Людовика XIV.
Центрами европейской культуры XVIII века продолжают оставаться Франция и Англия — страны с наиболее прогрессивным экономическим и государственным устройством.
В середине XVIII века в искусстве утверждается стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо, возникнув во Франции при Людовике XV, выражал вкусы аристократической верхушки феодального дворянства, переживающей свой идейный кризис, не уверенной в своем завтрашнем дне. «После нас хоть потоп!» — в этой знаменитой фразе фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур отразилось отношение к миру французского первого сословия.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно круга художника Сент-Обена, на котором изображен мастер перед бюстом Людовика XV, правителя, оставившего значительный след в истории моды.
Светлые чулки, красный кафтан, жилет, короткие штаны, кружевной галстук человека, наблюдающего за работой художника, воспроизводят типичную моду тех лет.
Габриэль Жак де Сент-обен, круг. Художник перед бюстом Людовика XV. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-0800
Черты художественного стиля рококо находят свое глубокое отражение и во французском костюме XVIII века, и прежде всего в изменении представлений о красоте человека. В мужском облике подчеркивается кукольная грациозность, сказочная условность, фантастические черты образа, далекого от реальной земной жизни.
Особо стоит сказать о тканях XVIII века, так как в костюме изменяется ассортимент тканей. Наряду с использованием в нарядной и придворной одежде шелка, бархата, парчи, атласа все большее распространение получают тонкая шерсть, сукно, хлопчатобумажные ткани.
Цветовая гамма — светлая, мягкая, слабо насыщенная: розовый, голубой, салатовый, лимонный, перламутровый. Черный цвет используется только как траурный, белый — как фон для узоров. В конце века цветовая гамма становится более темной, приглушенной: коричневый и серый во всех оттенках, свекольный, бордо, фиолетовый, темно-синий, зеленый, оливковый.
В орнаментации тканей преобладают цветочные узоры, изображаемые натуралистически, в перспективе. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен, полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясь с извилистыми линиями лент, кружев, полос. Остается в моде орнамент трельяж в виде мелкого растительного узора.
В 80—90-е гг. гладкие однотонные ткани преобладают над узорчатыми. Входят в моду полоска, крапинка, горошек. Прекрасным примером типичных тканей того времени является полотно из Большого собрания изящных искусств ASG «Портрет неизвестного в красной мантии». Мужчина на портрете одет в красный плащ, подклад которого украшен золотым и серебряным шитьем в виде растительного орнамента. На шее – белый тканый галстук, который, кстати, тоже был в моде того времени.
Французская школа XVIII в. Портрет неизвестного в красной мантии. Франция, первая треть XVIIIв. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-0851
![]() |
![]() |
---|
Особо стоит сказать о парике. На мужчине с портрета тип парика «бинет». Это укороченный вид популярного парика «аллонж». Кстати, последний до сих пор носят английские судьи и мэр Лондона. «Аллонж» – это высокий длинный парик, который делает голову мужчины похожей на львиную гриву. Такой парик как бы олицетворял силу и неприступность. «Бинет» – короче, меньше по объему, чем «аллонж», это крупные локоны, которые укладывались параллельными рядами. Парик «аллонж», например, изображен на полотне «Портрет неизвестного с конвертом». Мужчина одет в красный кафтан с золотыми пуговицами по бортам и манжетам, камзол того же цвета и белый кружевной галстук. И снова внимательный зритель видит модные кружева и пуговицы. Также мы можем видеть великолепный парик «аллонж» на портретах Филиппа Орлеанского, регента Франции; французского юриста XVIII века Жана ле Камю, дофина Людовика, герцога Бургундского и на других картинах из Большого собрания изящных искусств ASG.
![]() |
![]() |
---|---|
Французская школа XVII в. Портрет неизвестного с конвертом. Франция, первая треть XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-1008 | Жан-Батист Сантерр, мастерская. Портрет Филиппа Орлеанского, регента Франции. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-1917 |
![]() |
![]() |
Николя де Ларжильер, круг. Портрет Жана ле Камю. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-0828 | Геоцинт Риго, мастерская. Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-2216 |
Позже в моде появляется парик «крыло голубя» - два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках, а сзади – небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Увидеть пример такого парика можно на нескольких полотнах из Большого собрания изящных искусств ASG. Например, это «Портрет маршала де Камп в парадном мундире с Орденом Святого Людовика». Маршал де Камп – это генеральское звание во Французской армии до 1848 года. Когда в 1788 году звание бригадира было отменено, маршал де Камп принял на себя командование армией. В 1793 году звание было переименовано в бригадного генерала, а в 1815 году звание «маршал де Камп» было восстановлено. Орден Святого Людовика был основан в апреле 1693 года и упразднен в 1831 году. В 1792 – 1814 гг. временно упразднен. С 1 января 1791 по 15 октября 1792 года был заменен Военным знаком отличия.
Французская школа XVIII в. Портрет маршала де камп в парадном мундире с Орденом Святого Людовика. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-0830
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Еще один портрет - военный в таком же парике - «крыло голубя» - одетый в сине-зеленый кафтан с золотой оторочкой по вороту и бортам, в камзол того же цвета и белый галстук. Это свидетельство тенденции того времени – прическа «крыло голубя» была чрезвычайно модной среди военных по причине своей несложности и удобства.
Французская школа XVIII в. Портрет военного. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-0900
Такой же парик и на портрете мужчины в малиновом сюртуке, с золотистым камзолом и белым кружевным галстуком.
Луи Токке, круг. Портрет мужчины в малиновом сюртуке. Франция, XVIII век. Холст, масло БСИИ ASG Инв. № 02-1977
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Спустя какое-то время в моду входит прическа из собственных волос, зачесанных назад, подвитых, завязанных сзади в небольшой хвостик или косичку «а-ля Катогэн», названную по имени лорда Катогэна. Часто использовались черные ленты, пряжки, бантики. Прическа была модной среди высших чинов в армии и на флоте.
Примеры причесок из собственных волос можно увидеть на нескольких полотнах из Большого собрания изящных искусств ASG. Например, на портрете мужчины с магистерским жезлом и мужском портрете, на котором изображен мужчина, одетый в серый кафтан, красный камзол с золотым шитьем и белый кружевной галстук.
Французская школа XVIII в. Портрет мужчины с магистерским жезлом. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-1393
Донатьен Ноннот. Мужской портрет. Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 02-0832
А вот на портрете аббата Бодо мы видим простой парик, даже без завивки. Священнослужитель сидит в кресле в белой накидке, его взгляд обращен на зрителя. Впереди – стол с бумагами и письменными принадлежностями, позади – основание колонны, обвитой зеленой драпировкой с золотой бахромой и кистью.
Луи Габриэль Бланше. Портрет аббата БОДО. Франция, XVIII век. Холст, масло БСИИ ASG Инв. № 02-3427
Кстати, после смерти Людовика XV в моду входят мужские парики с одной буклей, именно такой парик носил Людовик XVI. На портрете кавалера ордена Святого Людовика I-ой степени мы как раз видим такой парик. На полотне изображен офицер-ветеран Королевской армии Франции. Об этом можно судить по его награде – ордену Святого Людовика I-ой степени. Эта награда давалась за выслугу лет офицерам, прослужившим не менее 28 лет. Статус ордена был утвержден Людовиком XVI в 1759 году. В 1789 году во время Великой Французской Революции орден был ликвидирован.
Жозеф-Сиффред Дюплесси. Портрет кавалера ордена Святого Людовика I-ой степени. Франция, 70-80-е гг. XVIII в. Холст, масло БСИИ ASG Инв. № 02-2914
Алина Ершова
Подготовка иллюстраций
Лейла ГАЛИМЗАНОВА