Красота в деталях
Коллекция живописи Большого собрания изящных искусств ASG Международного института антиквариата настолько значительна, что по ней можно изучать историю искусств. В частности, по женским портретам XVII – XVIII веков французских художников прослеживается эволюция моды тех эпох.
Филипп Мерсье. Обоняние. Франция, XVIII век. (Жанрист и портретист работал в Италии и Франции. Испытал влияние Антуана Ватто, выступая в роли арт-дилера при нем). БСИИ ASG Инв. № 04-1473 (2)
БАРОККО
К XVII веку в искусстве сложился стиль барокко — парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени.
С середины XVII века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV. Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король. Версаль блистал роскошными балами, которые устраивал Король Солнце. Европейская знать считала за честь присутствовать на этих балах.
В одежде стиля барокко присутствовало много драгоценностей. Можно сказать, что жизнь высшего общества напоминала театральную пьесу, которая с утра до ночи разыгрывалась в реальной жизни. Но не все было так просто. Это всё было необходимо для того, чтобы усилить неограниченную власть короля и дворянства.
Франция, достигшая в этот период небывалого экономического подъема, оказывала большое политическое влияние на другие страны, французский язык стал международным.
Более того, Франция начинает экспортировать модные туалеты и предметы роскоши, сопутствующие моде, — кружева, перчатки, бижутерию, шелковые чулки. В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод — «Mercure galante». Французские моды покорили Европу.
Одежда стиля барокко очень декоративна и красочна, на первое место выходят эротизм и женственность. В сложных драпировках женского платья отображаются движение и блеск, свет и тень. Обычно использовали узорчатую парчу, лионский и белый испанский шёлк. Для украшения платья используются вышивка, кружево, ленты, шнуры. Швы, соединяющие рукава, не сшивались специально, чтобы открыть взорам окружающих нижнее белье, которое становится своеобразным произведением искусства.
К концу XVII века мода снова меняется. Женские туалеты приобретают черты стилизации и искусственности. Свободные формы одежды как бы застывают в неподвижности. Юбка, опирающаяся на железные обручи, разрезается по бокам, и становится видна нижняя юбка.
Также меняется лиф платья. Опять входит в моду корсет на китовом усе, который плотно зашнурован и имеет опять прямоугольную форму. Перед лифа, украшенный кружевами, называемый planchette, укорачивается до линии талии. Цвета обычно были густые и темные: темно-синий, бордовый, густо-красный, королевский пурпурный.
Для украшения использовали веера, муфты, пояса, пряжки, подвязки и корсеты, перчатки, перевязи для тростей, пуговицы. Последние, кстати, стоили дорого, часто их специально заказывали к тому или иному костюму.
Говорят, что броши впервые вошли в моду именно в эпоху барокко, так как наличие многочисленных драпировок в наряде требовало заколок. Считается, что броши в моду ввела придворная дама из окружения Людовика XIII мадам де Савиньи. Она же придумала и новую прическу, которую можно видеть на картине из БСИИ ASG «Портрет Мадлен Доле Даквиль».
Еще одна модная тенденция того времени прическа «фонтанж». Существует легенда о том, как она появилась. Однажды королевская фаворитка Анжелика де Фонтанж присутствовала на охоте. Во время охоты у девушки растрепалась прическа, но она быстро поправила ее, обвязав голову чулочной повязкой. Людовик XIV был в восторге и лично попросил фаворитку всегда ходить с такой прической.
На следующее же утро придворные дамы, желая, чтобы король был к ним благосклонным тоже стали обвязывать голову чулочной подвязкой. Таким образом. Прическа под названием «а ля Фонтанж» пробыла на пике моды около тридцати лет. Изначально она отличалась мягкостью и небольшой высотой. Через некоторое время ленты стали накрахмаливать и натягивать на каркас из проволоки. Прическа трансформировалась в высоченную башню. Для того чтобы дама могла ездить с такой прической в карете для экипажа необходимо было делать откидной верх. Пример такой популярной прически можно увидеть на картине из БСИИ «Портрет дамы Мирамо».
Мода эпохи барокко была изменчивая, и дамам нужно было постоянно следить за ней, чтобы не отставать.
Портрет Мадлен Доле Даквиль. Франция XVII в. БСИИ ASG Инв. № 01-1427
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Ленен Матье. Женский портрет. Франция, XVII в. БСИИ ASG Инв. № 01-1050
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Портрет дамы Мирамо Франция XVII в.БСИИ ASG Инв.№ 01-0918
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Миньяр Пьер. Портрет дамы. Франция XVIIв. БСИИ ASG Инв.№ 01-0835
![]() |
![]() |
---|
РОКОКО
«Женщины тогда царствовали», - сказал Александр Пушкин о времени рококо. И великий поэт был абсолютно прав. Это, действительно, была эпоха «феминизации» культуры, также значительно выросло общественное влияние женщин. На протяжении всего XVIII века в моде царят чувственность и изысканность.
Внешние черты мужчины и женщины сближаются в стиле рококо. В моде изнеженный и кукольный облик, причем и молодые девушки и женщины в возрасте носили одинаковые костюмы, бытовало, можно сказать, пренебрежение к возрасту.
Прическу «фонтаж» сменила легкая, кажущаяся простой, слегка припудренная прическа, украшенная букетиками или кружевной наколкой. Как, например, на картинах из БСИИ ASG «Портрет дамы с собачкой» и «Женский портрет в образе Святой Агнессы» Марианны Луар. Названия причесок «бабочка», «неженка», «сентиментальная» и «тайна».
Силуэт женского платья эпохи рококо напоминал перевернутый бокал. Верхняя часть была затянута корсетом, а юбка была пышная. Обручи для каркаса юбки делали из китового уса, металлических и ивовых прутьев или из туго сплетенного конского волоса. Юбку делали из плотной проклеенной ткани. Вся эта конструкция пристегивалась на пуговицах к корсету, который плотно шнуровался сзади. Каркас называли панье от фр. panier – корзина. В Германии и России такие каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein – рыбья кость, китовый ус). Были маленькие «осмотрительные» утренние панье, панье «гондола» - сплющенное спереди и сзади, очень широкое панье «с локтями», на бока которого можно было класть руки.
В начале царствования Людовика XV такие юбки носили все женщины, начиная от королевских особ и заканчивая простыми работницами, но в конце царствования они были уже не в моде. Снова они вошли в моду при Марии-Антуанетте, но были необычайно огромных размеров – могли достигать семи и более футов в диаметре. Во второй половине XVIII века панье заменяют двойными фижмами, две полукупольные формы (для каждого бедра отдельная) крепили тесьмой на талии. Французские портные придумали такую хитрую вещь – металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарниры, было подвижно. В платье с таким каркасом можно было без проблем сесть в карету или пройти в узкую дверь.
В одежде рококо уделялось большое внимание нижнему белью. Женщины носили белые чулки, как мужчины, но иногда и цветные. Белье превращалось в настоящее произведение искусства. Его украшали вышивками, кружевом, золотом и серебром. Нижняя юбка была видна при ходьбе, поэтому ее украшали лентами, кружевными фестонами, воланами. Под корсетом и панье носили тонкую белую рубашку, которая была расшита шёлком, шитьем или кружевами.
Для того чтобы платье имело законченный вид к шнуровке пристегивали треугольную вставку, которая называлась стомак.
Во времена Регентства появилось много новых фасонов платьев. Например, контуш. Это свободное цельнокроеное платье, узкое в плечах, мягко падающее на широкий каркас по линии бедер. В XVIII веке этот наряд называли «Адриена» или «Летящее платье». Его еще часто называют «платье Ватто», по имени знаменитого французского живописца, который любил изображать этот наряд на своих полотнах.
В БСИИ ASG хранятся предметы искусства, связанные с именем Антуана Ватто. Например, шкаф, расписанный учеником Ватто Никола Ланкре (Инв. № 17-2262), картина ученика Ватто Франсуа Октавиена «Шарлатан» (Инв. № 04-2928), влияние Ватто ощущается и в работах Филиппа Мерсье "Слух", "Обоняние", "Вкус", "Зрение" (Инв. № 04-1473). В собрании находится и картина племянника знаменитого живописца Луи Жозефа Ватто «Военный лагерь».
Во второй половине XVIII века в моду входят платья на английский манер под названием «Полонез». В таком платье было меньше деталей, но больше украшений. Ткань обычно была в мелкий цветочек.
Кстати, в моду вошли ткани в различную полоску. Вообще, можно сказать, что наступила мода на разноцветные платья. Любопытны парижские названия оттенков тканей, например, «сточная канава» или «парижская грязь». Можно говорить о некоторой игровой условности в моде тех времен. Самыми модными материями были атлас, шёлк и полушёлк. Для богатых туалетов использовали брокат или парчу, для мантилий и вообще верхней одежды – разновидность лёгкого бархата или сатин.
В отличие от барокко эпоха рококо внесла моду на пастельные, приглушённые тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой.
Одежда простолюдинов практически не меняется. Сближение и смешение всех сословий начнется только в XIX веке, а в XVII – XVIII веках все модные изменения воспринимались народом, как каприз аристократа.
Марианна Луар. Портрет дамы с собачкой. Франция XVIII в. БСИИ ASG Инв.№ 01-3137
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Марианна Луар. Женский портрет в образе Святой Агнессы. Франция XVIII в. БСИИ ASG Инв.№ 01-2278
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Франсуа де Труа. Портрет дамы с золотой диадемой. Франция XVIII в. БСИИ ASG Инв.№ 01-1843
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
Алина ЕРШОВА
Лейла ГАЛИМЗАНОВА