decor
Следите за нашими новостями

День рождения прославленного живописца Фландрии Франса Снейдерса отмечают в эти дни в МИА ASG

22.10.2014

В «кладовые» Франса Снейдерса можно заглянуть в одном из залов Выставочного центра Международного института антиквариата ASG. Там выставлены работы знаменитого живописца из коллекции Большого собрания изящных искусств ASG. В преддверии дня рождения крупнейшего художника Фландрии в МИА ASG проходят специальные экскурсии, посвященные творчеству мастера.

1974452.JPG

Мастер натюрмортов и анималистических композиций родился осенью в Антверпене в состоятельной мещанской семье и был крещен 11 ноября 1579 года. Франс Снейдерс был учеником Питера Брейгеля Младшего и Хендрика фан Балена, учителя Антониса Ван Дейка.

В 1608 году Франс Снейдерс на год покинул родину, уехав в Италию, после чего вернулся назад и стал работать в мастерской знаменитого Рубенса, дописывая в его произведениях и произведениях других авторов фрукты, цветы и животных. Снейдерса называют «Рубенсом натюрморта». «Во Фландрии не было второго, равного ему по силе живописца, который бы также глубоко постиг основы рубенсовского мировоззреения и который бы столь же удачно, сохранив всю страстность рубенсовского жизнеутверждения, распространил творческие принципы гениального фламандца на область натюрморта» - писал исследователь его творчества Ю. Кузнецов.

Франс Снейдерс работал по заказам аристократии. Его полотна украшали многие знаменитые дома. Он был главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов. Его картины охотно приобретали дворяне, зажиточные бюргеры, богатые купцы, украшая ими городские дома и замки. Большой успех при европейских дворах имели сцены охоты, исполненные Снейдерсом. Так, в 1610-е гг. по заказу Филиппа III Испанского художником была выполнена целая серия «охот».

Кисти художника принадлежит целый ряд мастерски исполненных анималистических этюдов («Петушиные бои»), среди которых особое место занимает серия «птичьих концертов» («Птичий концерт», Эрмитаж, Санкт-Петербург, «Птичий концерт», Прадо, Мадрид). Особенно художник любил изображать ярких попугаев. У него есть работа с одноименным названием. Птичьи «песнопения» служили забавным убранством жилищ богатых фламандцев и были весьма популярны. Снейдерс был большим знатоком животного мира. В свои «лавки» и «кухни» он зачастую вводит изображения домашних животных, в том числе кошек. А вот фигуры людей на полотнах Снейдерса чаще всего исполняли другие художники (А. ван Дейк, Я. Йорданс, К. де Вос и др.).

В 1618 году Снейдерс получает заказ на монументальные декоративные картины, изображающие нагруженные дичью, рыбой, овощами и фруктами прилавки, за которыми стоят продавцы и покупатели («Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка»). Эти огромные декоративные полотна предназначались для украшения столовой дворца епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста. Композиции, воплотившие дух фламандского барокко, имели грандиозный успех.

Вообще лавки, торгующие разного рода снедью, занимают в творчестве Снейдерса значительное место. Одних только рыбных лавок, помимо той, что хранится в Эрмитаже, известно несколько («Рыбная лавка», Королевский музей изящных искусств, Антверпен, «Рыбная лавка», Дом Рококса, Антверпен).

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно «Рыбный рынок», которое вызывает восхищение, впрочем, как все работы великого мастера. На картине изображена женщина, которая держит в одной руке корзину, а другой – указывает на прилавок, на котором разложены морепродукты и рыба. Среди морских обитателей расположилась и корзина фруктов. Стоящая за прилавком торговка демонстрирует покупательнице свой товар. На заднем плане – морской причал, где также идет торговля дарами моря.

1974452.JPG
Франс Снейдерc
"Рыбный рынок"

Глядя на картины Снейдерса ощущаешь разнообразные вкусы и запахи. Наверное, художник специально хотел возбудить в зрителях «аппетит», поэтому его полотна необычайно достоверны. Живописец стремился уместить в своих картинах все многообразие животного и растительного мира. Щуки, омары, расползающиеся во все стороны крабы, копошащаяся черепаха… Снейдерс иногда изображал и редкие породы животных, порой экзотические. Но он никогда ничего не выдумывал. Мастер был верен природе и точно передавал мельчайшие детали фруктов, овощей и дичи.

Огромные столы ломятся под тяжестью добычи охотника или рыболова, роскошные птицы, лимоны и дыни на тяжелой красной скатерти, куропатки, розово-красный омар на голубом блюде… Все это сочное, яркое и далекое от современного понимания сущности натюрморта, в котором художнику достаточно передать сам предмет, а не демонстрировать некий подтекст картины. В XVII столетии было наоборот – каждый предмет имел особое символическое значение. Современники Снейдерса этот язык символов понимали намного легче, чем мы сегодня.

1974452.JPG
Франс Снейдерс
"Натюрморт с подносом устриц, круглым пирогом, фруктами и куропаткой"

В 1619 г. Снейдерс был избран членом антверпенского Общества романистов, а в 1628 г. — его деканом.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся несколько работ художника.

Одна из работ, выставленных в МИА ASG, называется «Собаки на кухне». В центре – собака, преследующая обезьянку, которая спряталась за стулом. По полу разбросаны фрукты, овощи, тушка ягненка, а также ножи, высыпавшиеся из корзины. В левой части – две собаки. На стуле справа подпись «F. Snyders». Принадлежность кисти художника определена не только подписью, но и характерностью образов животных.

Работа впечатляет сочетанием динамики, натурализма деталей и своеобразным грубым юмором, свойственным как для Снейдерса, так и для культуры Фландрии в целом.

Картина является авторским повтором работы, хранящейся в Музее изящных искусств в Брюсселе.

1974452.JPG
Франс Снейдерс
"Собаки на кухне"

Еще один шедевр мастера – «Битва петухов» настолько живой, что кажется, что петухи сейчас спрыгнут с полотна и вот-вот начнут свою битву прямо на глазах у изумленных зрителей.

Захватывает дух у посетителей Выставочного Центра МИА ASG от впечатляющих размеров работы, написанной Франсом Снейдерсом в сотрудничестве со своей мастерской, «Олени, загнанные сворой собак». На фоне пейзажа с облачным небом и раскидистыми деревьями изображена охотничья сцена. На оленей нападают собаки.

1974452.JPG
Франс Снейдерс
"Олени, загнанные сворой собак"

Директор Международного института антиквариата ASG Алина БУЛГАКОВА рассказывает:

- Безусловно, каждая работа из Большого собрания изящных искусств ASG, написанная Франсом Снейдерсом является шедевром. Впервые этого художника начала ввозить в Россию Екатерина II. На сегодняшний день продолжателем этой традиции является владелец собрания ASG Алексей Сёмин. В коллекции фламандской живописи в данный момент находится уже 9 работ, написанных, как самим Франсом Снейдерсом, так и его учениками и последователями, что для частного музея России является чрезвычайно редким и ценным приобретением.

На другие работы Франса Снейдерса посетители Выставочного центра МИА ASG смогут посмотреть в рамках празднования его дня рождения. Уже сейчас, в преддверии дня рождения художника, проводятся специальные экскурсии и лекции, посвященные его творчеству.

Алина ЕРШОВА


Поделиться: