Бредаль – автор знаменитых натюрмортов
28 апреля 1654 года в городе Антверпен родился голландский художник Ян Питер ван Бредаль. Мастер знаменит не только своими картинами в пейзажном и анималистическом жанрах, но и тем, что является одним из представителей знаменитых художников из династии Бредалей. Он является сыном Питера Бредаля. Манеру письма Бредаля Младшего часто путают с отцом, который тоже работал над созданием пейзажей. Технику живописи последнего, кстати, часто сравнивают с манерой письма Яна Брейгеля, а лучшие его картины находятся в Генте.
Со второй половины XVII в. широкое распространение в Голландии получили охотничьи натюрморты с битой дичью. С этого времени, охота, в прошлом привилегия королей и аристократии, становится в Голландии развлечением богатых буржуа и представителей формирующегося среднего класса. Развитие натюрморта напрямую зависело от изменения жизненного уклада и вкусов общества. Средние слои довольствовались охотой на мелкую дичь, пойманную с помощью силков. Богатые горожане предпочитали охоту на зайца, а трофеями крупных землевладельцев были лебеди и фазаны. Многие голландские натюрмортисты стремились запечатлеть в своих произведениях красочные трофеи удачливых охотников.
Ян Питер ван Бредаль Натюрморт с зайцем и бекасами Голландия, XVII-XVIII вв. Холст, масло. 97×131 см БСИИ ASG Инв. № 04-1006
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа Яна Питера ван Бредаля «Натюрморт с зайцем и бекасами». Долгое время художник жил в Лондоне, где работал как художественный дилер и реставратор. В 1719 г. приезжает в Париж. Постепенно он отказывается от своей профессии художника и становится купцом. Этим определяется редкость его работ в музейных собраниях.
На картине «Натюрморт с зайцем и бекасами» художник изобразил тушку зайца, подвешенную к дереву на фоне пейзажа. Под ним, на земле, во множестве лежат битые бекасы – небольшие птицы с очень длинным, прямым и острым клювом. По-видимому, художник изобразил охотничье трофеи удачливого охотника или целой группы, т.к. бекасы считались сложной мишенью и поразивший их стрелок по праву мог считаться виртуозом. Это происходит из-за особенностей полета птицы и ее сравнительно небольшого размера. Интересным фактом является то, что слово «снайпер», появившееся в нач. XIX в. происходит от названия этой самой птицы, ведь по-английски бекас – «snipe».
На полотне в нижней части слева стоит подпись живописца: «P. Bredal F.»
Интересно сравнить данное полотно с работой фламандского живописца Питера ван Бокля «Натюрморт с битой дичью» из Большого собрания изящных искусств ASG. На первый взгляд их роднит обилие композиционных элементов и сам характер изображенного – в обоих случаях составным компонентом является битая птица. Однако, Бокль прежде всего ставит цель подчеркнуть изобилие изображенного, максимально приблизить предметы к зрителю, соединив их с реальным пространством. У Питера ван Бокля на полотне на мраморном столе изображен натюрморт из дичи: рябчики, фазаны, утки, а на заднем плане – охотничьи принадлежности: ягдташ, манок и пороховница. У Яна Питера ван Бредаля композиция построена так, что зритель как бы заглядывает в мир охотничьих трофеев, последние же статичны. В этом проявляется созерцательность голландского натюрморта.
Питер ван Бокль Натюрморт с битой птицей Фландрия, XVII в. Холст, масло. 73×100 см БСИИ ASG Инв. № 04-0877