decor
Следите за нашими новостями

Современник Пуссена из Большого собрания изящных искусств ASG

12.11.2014

365 лет со дня смерти Симона Вуэ

Симон Вуэ – придворный художник Людовика XIII – был значимой фигурой в художественной жизни Парижа. В основанной им школе прошли обучение мастера, сформировавшие характер французского рисунка второй половины XVII века – Лесюер, Миньяр, Лебрен – и превзошедшие в славе своего учителя.

Увлечение Вуэ искусством является наследственным. Его отец Лоран Вуэ работал в Лувре и участвовал в создании Королевской площади – одной из самых красивых в Париже, выполнял множество декоративных работ и был назван Генрихом IV «художником королевских конюшен». Помогая отцу, Симон очень рано овладел мастерством и уже в четырнадцать лет был способен писать портреты знатных особ на заказ.

Поселившись в Италии, Вуэ стал там вполне успешным художником-портретистом. Слава таких мастеров, как Доменикино и Гвидо Рени, не затмила Вуэ, он получает заказы из Рима, Венеции, Генуи. Проработав в Италии более 15 лет и став членом Академии св. Луки (Рим), Вуэ в 1627г. получает приказание короля вернуться в Париж. Здесь ему предоставляют квартиру (для отца десятерых детей это очень кстати) и мастерскую в Лувре. В 1630г. в возрасте сорока лет Вуэ становится Первым художником короля – это звание было создано специально для Вуэ, продержалось свыше двухсот лет, давалось пожизненно и переходило к преемнику как титул монарха. Он руководит мастерской шпалер, оформляет интерьеры замков и дворцов, в том числе для Людовика XIII и кардинала Ришелье, частных домов знати, пишет картины для церквей.

Через 10 лет таким же способом – льстивыми руладами, а потом угрожающим напоминанием о французском подданстве – Людовик XIII вернул в страну другого живописца – Никола Пуссена. Он сразу же был назначен управляющим работами по декорированию Длинной галереи в Лувре, что не могло не вызвать зависти со стороны придворных художников, катавшихся, как сыр в масле, до появления «этого выскочки». Вуэ был в дружеских отношениях с Пуссеном, но, к сожалению, ничего не сделал для того, чтобы остановить своих приятелей - сплетни, косые взгляды, грязные доносы и интриги — вот что окружило Пуссена во французской столице. Накалу страстей способствовало и то, что Пуссену покровительствовал король, а Вуэ – королева.

В апреле 1642 года Пуссен писал: «Для меня невозможно взяться и за фронтисписы для книг, и за богоматерь, и за картину для конгрегации св. Людовика, за все рисунки для галереи и в то же время делать картины для королевских шпалерных мастерских…». За все это брался Симон Вуэ вместе со своими учениками, такая всеядность сказалась, как считается, на качестве его творчества.

Наследие Симона Вуэ обширно, его картины можно встретить в Лувре, в Эрмитаже, ГМИИ им. Пушкина, в галереях Вены, Мадрида, Будапешта, Берлина, Лос-Анджелеса и др.

В Большом собрании изящных искусств ASG находятся три произведения Симона Вуэ (в т.ч. его круга и мастерской). В их числе «Мученичество Святой Екатерины Александрийской» и «Портрет дамы с веером»

1974452.JPG
Симон Вуэ Автопортрет

1974452.JPG
Симон Вуэ, мастерская. Мученичество Святой Екатерины Александрийской (БСИИ № 04-3531)

1974452.JPG
Симон Вуэ Портрет дамы с веером (БСИИ № 01-1045)

Вуэ умер в осаждённом Париже (это была эпоха Фронды) в 1649 году. Его слава со временем померкла, считалось, что многофигурные сложные композиции художника не имели достаточной глубины чувств, хотя и отличались легкой техникой.

В ноябре 1990 года - к 400-летию со дня рождения - в Гран-пале состоялась первая посвящённая ему выставка. Она вернула Вуэ его славу и достойное место в истории мировой живописи.

Светлана БОРОДИНА


Поделиться: