decor
Следите за нашими новостями

Дворцовый быт и интерьер первой четверти XVIII века

31.07.2016

Убранство Меншиковского дворца представляет интерес не только как отражение интересов его могущественного владельца, но и как образец бытовой и интерьерной культуры России, переживавшей в первой четверти XVIII века бурный период европеизации. Новый уклад жизни требовал соответствующего антуража, производство которого в России еще не сложилось. Ввозимые из-за границы образцы мебели, декора, изобразительного искусства и т.д. стали «наглядными пособиями» для российских краснодеревщиков, скоро и весьма успешно освоивших секреты заграничного мастерства. Большое собрание изящных искусств располагает коллекциями предметов, полными аналогами тех, что ввозили в резиденции императора и его приближенных, в том числе Светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.

Одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга по праву является резиденция первого губернатора города и сподвижника Петра I светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Дворец этот был среди первых каменных зданий города, а его строительство началось в 1710 году под руководством итальянского архитектора Франческо Фонтана (1670 – 1712). В 1711 году Меншиков уже въехал во дворец, хотя строительные работы продолжались до 1713 года зодчим из Гамбурга Иоганном Готфридом Шеделем (1680 – 1752). И сразу же, как только в доме закипела жизнь, он превратился в один из богатейших и роскошнейших особняков Санкт-Петербурга, который на тот момент мог соперничать с императорскими резиденциями. Светлейший князь вместе со своими домочадцами и членами императорской семьи устраивал здесь балы, праздники с фейерверками, ассамблеи и приемы иноземных послов. Однако «золотой век» Меншиковского дворца был недолог. Спустя два года после смерти Петра I, утративший высшее покровительство, Меншиков, в результате интриг воспитателя Петра II Андрея Остермана и семьи Долгоруких, в 1727 году был отправлен в ссылку в Сибирь, из которой ему не суждено было вернуться.

Дворец
Дворец А.Д. Меншикова в Санкт-Петербурге
Архитекторы Ф. Фонтана, И. Г. Шедель

После конфискации имущества князя в начале 1730-х годов во дворце учредили Шляхетный кадетский корпус, при котором была произведена перепланировка не только фасадов, но и интерьеров. Однако уникальные комнаты с отделкой петровского времени, коим нигде более нет аналогов, сохранились: четыре комнаты, отделанные голландской фаянсовой плиткой, и Ореховая.

Памятник
Памятник первому губернатору Санкт-Петербурга
А.Д. Меншикову перед дворцом

После Второй мировой войны в 1950 – 1970-х годах была проведена реставрация Меншиковского дворца, в результате которой его внешнему облику были возвращены черты петровского барокко. В 1981 году здесь была открыта экспозиция Государственного Эрмитажа «Культура России первой трети XVIII века». Культура эта, бытовая и интерьерная, почти полностью формировалась из предметов, созданных по заказам императорского двора заграницей. Именно в петровские времена в России возникло художественное коллекционирование, и представители знати, возвращаясь из поездок по Европе, привозили с собой живописные произведения прославленных мастеров, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, а также разнообразные «редкости», до той поры в России не виданные. Иногда покупатели ограничивались заказами и тогда произведенные для них вещи прибывали к их владельцам спустя определенное время. В среде петровских вельмож наибольшей популярностью пользовалось искусство Италии, Германии и, конечно, Голландии, любовь к которой Александр Меншиков и Петр I сохранили до конца жизни. Несколько в тени в России начала XVIII столетия пребывало французское искусство, хотя сам Меншиков живо интересовался французским королем-солнце Людовиком XIV, этикетом его двора, коллекциями и резиденциями. Меншиковский дворец ярко отражает данную тенденцию, и здесь вещи французского производства довольно малочисленны. При этом практически каждому предмету дворца, будь то меблировка или декоративно-прикладное искусство, можно подобрать аналоги в Большом собрании изящных искусств ASG, с помощью которых не составит труда воссоздать обстановку княжеских покоев времен правления Петра I. Так, например, в спальне Александра Меншикова аналогию с собранием ASG можно провести в отношении умывального шкафа, выполненного в немецкой Швейцарии в первой половине XVII века из ореха с интарсией из дерева других пород. Шкаф этот декорирован узорными металлическими накладками и петлями с гравировкой. На нем умывальный прибор: кувшин и блюдо в форме раковины (медь, полихромная роспись по эмали), выполненные в Китае (г. Кантон) по европейским образцам для экспорта в Европу.

Умывальный шкаф
Умывальный шкаф в Спальне Александра Меншикова

Умывальный шкаф из собрания ASG был также создан в Швейцарии в XVII столетии из ореха. Его верхняя и нижняя части выполнены в виде одностворчатых шкафчиков с колоннами по бокам, а вот в центральной части прикреплен умывальник и чаша из олова.

Умывальник
Умывальный шкаф
Швейцария, XVII в.
Орех, олово, лужение, железо, гравировка
228×62,5×42,5 см
БСИИ ASG, инв. №15-3823

Замечательные параллели можно провести и между голландской мебелью собрании ASG и находящейся в Западной приемной дворца и в спальне жены князя – Дарьи Меншиковой. Вся она выполнена из ореха и имеет идентичный декор с изображениями цветов и растительного орнамента в технике маркетри из яблони и других пород дерева. Интересно, что мебель в женской половине дворца ничуть не уступала по качеству и высокому художественному уровню меблировке комнат князя и парадных помещений. В этом равноправном доступе к предметам роскоши и удобствам можно усмотреть одно из проявлений европеизации России, столь рьяно проводимой императором. С оглядкой на европеек, досуг и быт русских женщин из знатных семей становятся куда более разнообразными, не ограничиваясь одними лишь лавками и сундуками. В связи с этим в России появляются новые формы мебели: туалетные столики, канапе, различные банкетки, витрины и зеркала. И хотя в начале XVIII века еще рано говорить об эмансипации женщин, достигнутой в ходе буржуазных революций, первые ее предвестники были ощутимы уже тогда не только в Европе, но и в России.

Стул
Стул в Западной приемной
Меншиковского дворца

Стулья
Набор из четырех стульев. Голландия, XVIII в.
Каркас – массив ореха, бук, маркетри – шпон липы, береза, резьба
112×55×43 см. БСИИ ASG, инв. №11-1863 (1–4)

Игральный столик
Игральный столик в Западной приемной Меншиковского дворца

Столик1
Игральный столик. Голландия, XVIII в.
Фруктовые породы дерева, маркетри,
резьба, золоченая бронза, сукно
75×78×38 см. БСИИ ASG, инв. №13-0950

Конфетный столик
Конфетный столик в Западной приемной Меншиковского дворца

Столик2
Столик. Голландия, XVIII в.
Орех, золоченая бронза, маркетри
76×71×49 см. БСИИ ASG, инв. №13-2902

Витрина
Витрина в Покоях
Дарьи Михайловны Меншиковой

Витрина1
Витрина. Голландия, XVIII в.
Каркас – массив дуба, шпон –
корень ореха, золоченая бронза
254,5×212×49 см
БСИИ ASG, инв. №17-2252

Витрина2
Витрина. Голландия, XVIII в.
Каркас – массив дуба, шпон – дуб,
тонированная береза, золоченая
бронза, маркетри
186×100×63 см. БСИИ ASG, инв. №17-3570

Полный текст статьи будет опубликован в электронной версии 3 (15) номера Вестника «Мир искусств» в сентябре 2016 года int-ant.ru.

Алина БУЛГАКОВА

Поделиться: