Гимн фламандскому изобилию – Pronkstilleven
В 1640 годы во Фландрии особую популярность приобрёл стиль натюрмортов Pronkstilleven, название которого можно перевести как «богато украшенный». Основной чертой данного типа натюрмортов было стремление к демонстрации всего разнообразия богатств родной художникам Фландрии, бьющих через край щедрот этого края, показной роскоши снеди, от которой в буквальном смысле ломились изображаемые столы. Подобные натюрморты фонтанируют всевозможными объектами изображения – это дичь, фрукты, овощи, морепродукты, посуда, музыкальные инструменты, животные, а иногда и фигуры людей. Крупные объемы предметов располагались в композиции по горизонтали на плоской поверхности, или же по диагонали сверху вниз, тогда каскад ярких красок обрушивался на зрителей. Прекрасно иллюстрирует этот стиль картина Франса Снейдерса «Натюрморт с дичью, омаром, овощами, фруктами в корзине, фаянсом, попугаем и двумя гончими» с лондонского аукциона Christie's.
Снейдерс, Франс
Натюрморт с дичью, омаром,
овощами, фруктами в корзине,
фаянсом, попугаем и двумя гончими
Холст, масло. 169×236,5 см
6 декабря 2018 г., Лондон, аукцион
Christie’s, лот 29
£ 1,112,750 (эстимейт £ 1,000,000 –
1,500,000)
В Большом собрании изящных искусств ASG нет картин Франса Снейдерса, написанных в стиле Pronkstilleven. Однако есть полотно мастерской живописца «Дичь, плоды и рыба» – яркий образец натюрморта этого направления.
Снейдерс, Франс, мастерская
Дичь, плоды и рыба
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 119×169 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2453
В левой его части на столе изображён заячья тушка со связанными ногами и битая птица. В глубине – корзина с фруктами. Справа – перфорированное металлическое блюдо (дуршлаг) с рыбой и тремя крупными стейками, один из которых выпал на стол, застеленный белой скатертью. Выпал он из-за кошки. Желая полакомиться свежей рыбой, она старается высыпать содержимое посуды на стол. Рядом лежат длинные стебли сельдерея и ещё одно небольшое керамическое блюдо на ножках с рыбой. Фоном натюрморта служит стена с окном в правом верхней углу, где на подоконнике представлены духовые музыкальные инструменты и глобус. Сам Франс Снейдерс неоднократно изображал кошек в своих произведениях. Одной из самых известных является композиция с дерущимися кошками. Животные сцепились в кладовой, где хранится разделанная туша ягнёнка, хлеб, артишоки и виноград. Здесь, так же, как и на полотне из собрания ASG, в правом верхнем углу изображён фрагмент окна, через которое кошки пробираются в кладовую. Безусловно, изображение кошки с картины мастерской Снейдерса Большого собрания изящных искусств ASG уступает в технике исполнения животным, написанным самим живописцем. Более того, в трактовке данной кошачьей головы видны черты человеческой анатомии.
|
|
Картина с кошками Снейдерса, проходившая на аукционе Christie’s, была повторена мастерской художника. Работу эту можно рассматривать как копийную и менее искусную. По уровню мастерства изображение кошки c полотна из собрания ASG ближе «Рыбному натюрморту с полосатым котом в корзине» последователя Снейдерса. В данном случае кот сложил лапы на краю корзины, так же, как это сделало животное с натюрморта «Дичь, плоды и рыба», опершись о борта металлического блюда.
Снейдерс, Франс, мастерская
Дерущиеся кошки в кладовой
Холст, масло. 107,5×146 см
Аукцион от 18 декабря 2002
года [1]
Снейдерс, Франс, последователь Рыбный натюрморт с полосатым котом в корзине Холст, масло. Овал 80×71 см Аукцион от 25 марта 2011 года [2]
|
|
|
|
|
|
В корзине фруктов с полотна «Дичь, плоды и рыба» выделяется длинная ветка с абрикосами. Близкая ей ветка написана на картине Снейдерса «Натюрморт со сцепившимися обезьянами» [5]. Животные сцепились из-за веток со спелыми плодами. В правом верхнем углу этой работы так же присутствует прямоугольный фрагмент окна.
|
|
Автор картины из собрания ASG включил в своё произведение и зайца с битой дичью. Голова зайца свешивается с края стола, задние ноги связаны. Среди дичи привлекает внимание крупная куропатка с двумя коричневыми пятнышками на груди. Эти пятна у птиц весьма распространены в живописи Франса Снейдерса. В частности, их можно видеть у куропатки в «Натюрморте с дичью и фруктами» из Рейксмюсеума (Амстердам). Птица лежит грудкой вверх рядом с зайцем. Её голова повёрнута набок, а крыло, так же, как и на картине из собрания ASG, отведено в сторону.
|
|
В правой части натюрморта из Большого собрания изящных искусств ASG изображены длинные стебли сельдерея с корнем, лежащие по диагонали. Такой же пучок сельдерея есть и на картине «Виноград, инжир, сливы и цветы в стеклянной вазе» последователя Снейдерса [6]. На полотнах растение написано в одном и том же ракурсе с отходящим в правую сторону стеблем.
Снейдерс, Франс,
последователь
Виноград, инжир, сливы и
цветы в стеклянной вазе
Холст, масло. 56×109,5 см
Аукцион от 5 июля 2006 года
Фрагмент картины последователя Франса Снейдерса «Виноград, инжир, сливы и цветы в стеклянной вазе» с изображением сельдерея в центре Аукцион от 5 июля 2006 года
|
|
В данном фрагменте правой части натюрморта мастерской Снейдерса из собрания ASG яркими цветовыми акцентами красно-кораллового выделяются большие рыбные стейки. Два из них лежат плашмя. Художник тщательно прорабатывает белые прожилки рыбы и серебристую чешую. В этой же манере изображены стейки в работе Снейдерса «Рыбная лавка» (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Два больших сочных рыбных куска в левой части контрастируют с тёмным панцирем лобстера.
|
|
Лучшим и наиболее близким аналогом композиции из Большого собрания изящных искусств ASG является «Натюрморт с лососем», также атрибутированный мастерской Снейдерса [7]. Его правая часть полностью (без кошки и окна с музыкальными инструментами вверху) повторяет правую сторону полотна из собрания ASG. Левые части картин отличаются – в работе с аукциона живописец изобразил несколько куропаток и золочёное ведёрко с грушами, яблоками и виноградом. «Натюрморт с лососем» значительно уступает полотну из собрания ASG в размерах – 64×108 против 119×169 см. Но это не мешает сделать предположение, что работы были написаны одним и тем же мастеровым Снейдерса.
|
|
|
Фрагмент правой части картины «Дичь,
плоды и рыба» мастерской Франса
Снейдерса
БСИИ ASG, инв. № 04-2453
Что касается музыкальных инструментов и глобуса в правом верхнем углу, то их присутствие придаёт натюрморту аллегорическое звучание, поскольку они персонифицируют искусство и науку. В целом, работа «Дичь, плоды и рыба» эффектна не только благодаря её масштабу, но и изысканному разнообразию предметов композиции. В следующей публикации мы останемся в рамках стиля Pronkstilleven и разберём картину последователя Франса Снейдерса «Натюрморт с павлином и фруктами» из собрания ASG. Написана она была под несомненным влиянием произведения мастера «Натюрморт с охладителем для вина» из Фонда Banco Santander (Мадрид)
Алина БУЛГАКОВА
Ссылки:
Past Auction
Follower of Frans Snijders
Italian: natura morta con aragosta
Workshop of Frans Snijders
Attributed to Frans Snijders
Follower of Frans Snijders (Flemish, 1579–1657)
Frans Snijders (Flemish, 1579–1657)