decor
Следите за нашими новостями

Драгоценные изделия драгоценной работы

25.09.2022

В 3 (39) номере Вестника «Мир искусств» будет опубликована статья, посвящённая декоративно-прикладному искусству эпохи Реставрации. В ней мы рассмотрим осветительные приборы, текстиль, обои, серебро и часы Реставрации из Большого собрания изящных искусств AСГ, а также идентичные им изделия из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация». Данная публикация о столовом серебре является фрагментом этой статьи. Мы выбрали именно серебро, поскольку на сегодняшний день его осталось очень мало, т.к. в прежние столетия серебро часто переплавляли в случае необходимости. Коллекция художественного серебра собрания АСГ насчитывает более 1000 единиц хранения. Всё это работы европейских мастеров XVIII – XIX веков.

Столовое серебро (Argenterie)

Во Франции периода Ампир стилистика оформления предметов декоративно-прикладного искусства была разработана двумя большими мастерами – Шарлем Персье (1764 – 1838) и Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном (1762 – 1853). Во времена Реставрации тон задавали Жан-Батист Клод Одио (1763 – 1850) и Мартин Гийом Биенне (1764 – 1843). Одио любил придавать своим изделиям форму древнегреческих сосудов: канфаров, киликов, гидрий и т.д. На знаменитом портрете Робера Лефевра (1755 – 1830) мастер изображён сидящим за столом с проектами будущих изделий, а также с уже готовыми сосудами. Одио указывает рукой на высокую золочёную амфору, ручки которой закачиваются обращёнными внутрь валютами.


Лефевр, Робер
Портрет Жана-Батиста Клода Одио
1822 год
Холст, масло. 157,5×125 см
Детройтский институт искусств

Столовые принадлежности из серебра в форме амфор получили большое распространение в период Реставрации. В виде амфор начали изготавливать даже чайники, носики-краники которых располагались в нижних частях тулов, что придавало им сходство с русскими самоварами. Подобные чайники получили название «Fontaine à thé», что дословно можно перевести как «Фонтан для чая». Традиционный образец такого чайника из частного парижского музея Musée Bouilhet-Christofle приведён в книге Сильвии Шадене. Он украшен чеканкой в виде лебедей, пальметт, венков и листьев.


Серебряный чайник в форме амфоры
Период Реставрации
Музей Bouilhet-Christofle, Париж [1, с. 172]

В Большом собрании изящных искусств АСГ есть такой же по конструкции чайник из серебра с носиком-краником, хотя создан он был во второй половине XIX века в стиле Людовика XVI. Чайник был изготовлен ювелирным домом Cardeilhac, основанным в 1804 году в Париже. Марка известна разнообразной столовой утварью из серебра. На протяжении XIX века фирма получала множество наград на парижских и международных выставках. Являлась поставщиком французского королевского двора. В 1951 году вошла в состав ювелирного дома Cristofle.

Собрание АСГ обладает коллекцией серебряных сахарниц-амфор эпохи Реставрации. Одна из них, изготовленная в Париже в период с 1819 по 1838 годы, имеет клеймо серебряных дел мастера Франсуа Кайо (François Caillaux). Её обращенные внутрь ручки, в форме рогов изобилия, близки тем, что имеет чайник, опубликованный в книге. По тулову сахарница украшена чеканкой с изображениями античных персонажей возле жертвенника.


Сахарница
Франция (Париж), 1819 – 1838 годы
Мастер: Франсуа Кайо
Серебро, литьё, чеканка; стекло
Высота: 22 см
490 гр.
БСИИ АСГ, инв. № 95-4656


Серебряный чайник с краником
Франция, вторая половина XIX века (стиль Людовика XVI)
Ювелирный дом Cardeilhac
Серебро, литьё, чеканка
БСИИ АСГ, инв. № 90-3705

Античными героями декорирована ещё одна сахарница-амфора Реставрации (БСИИ ASG, инв. № 95-2494). Её тулово выполнено из стекла, а ручки – в виде орлиных голов. У другой сахарницы (БСИИ ASG, инв. № 95-4326), изготовленной в Париже между 1819 и 1839 годами, ручки оканчиваются головами львов, а по тулову – чеканные пальметты. Не все предметы столового серебра периода Реставрации украшались чеканкой. Иногда тулова оставались гладкими, как, например, у сахарницы, держатель крышки которой имеет форму лебедя (БСИИ ASG, инв. № 95-2048).


Сахарница
Франция, 1809 – 1819 годы
Серебро, литьё, чеканка; стекло
428 гр.
БСИИ АСГ, инв. № 95-2494


Сахарница
Франция (Париж), 1819 – 1838 годы
Серебро; литьё, чеканка
Высота: 24 см
374 гр.
БСИИ АСГ, инв. № 95-4326


Сахарница
Франция, 1819 – 1838 годы
Серебро; литьё, чеканка
435 гр.
БСИИ АСГ, инв. № 95-2048

После реставрации власти Бурбонов во Франции распространение получили серебряные чайные сервизы, состоящие, на английский манер, из чайника и молочника. Чайник часто имел приплюснутую форму. Предметы сервизов декорировались орнаментом «годрон» (фр. godron), который в России принято называть «овоидным». Типичный образец такого сервиза представлен в книге «Стили Ампир и Реставрация».


Серебряный сервиз, состоящий из чайника и молочника
Период Реставрации [1, с. 172]

Серебряный французский сервиз из чайника и молочника собрания АСГ был создан в период с 1809 по 1819 годы. На чайнике стоит парижское клеймо в виде петуха с цифрой 2, а на молочнике – голова Минервы. Ручки предметов, так же, как и у сервиза из книги, выполнены из тонированного в чёрный цвет дерева. По туловам – чеканка в виде античных женских фигур и листьев. Носик чайника имеет форму головы животного.


Серебряный сервиз, состоящий из чайника и молочника
Франция (Париж), 1809 – 1819 годы
Серебро, литьё, чеканка; дерево
Вес чайника 740 гр
Вес молочника 340 гр
БСИИ АСГ, инв. № 91-1950 (1,2)

Орнаментом «годрон» декорирована серебряная чашка с блюдцем из собрания АСГ 1819 – 1838 годов. Чайная пара была изготовлена в Париже ювелиром Луи Дюпре, получившим звание мастера в 1827 году. Ручка чашки украшена листьями.


Чайная пара
Франция (Париж), 1819 – 1838 годы
Мастер: Луи Дюпре
Серебро, литьё, чеканка
310 гр
БСИИ АСГ, инв. № 83-4626 (1,2)

Алина Булгакова
(публикуется в сокращении)

Поделиться:
Яндекс.Метрика