Дворец изящных искусств ASG – «достопримечательность в достопримечательном объекте»
С 22 по 24 августа во дворе Присутственных мест Казанского кремля прошла VIII архитектурно-градостроительная конференция "Диалоги". Мероприятие проводится с 2022 года по инициативе мэра Казани Ильсура Метшина с участием Помощника Раиса РТ Олеси Балтусовой. Организатором выступает МБУ «Институт развития города» при поддержке Управления архитектуры и градостроительства. Программа конференции была посвящена двум темам: «Искусство в городе» и «Информационные технологии и искусственный интеллект в проектировании и пространственном планировании». На дискуссионной площадке "Что делает архитектуру достопримечательностью?" специалисты Международного института культурного познакомили участников с масштабными проектами Группы компаний ASG invest
|
|
По приглашению главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной Международный институт культурного наследия принял участие в конференции. Являясь идейным вдохновителем и бессменным руководителем «Диалогов», Ильсияр Тухватуллина начала мероприятие со вступительного слова:
««Диалоги» мы организуем, чтобы озвучить именно те проблемы, которые беспокоят нас ежедневно. Мы провели множество исследований и пришли к выводу, что на уровне городской среды Казань имеет хорошие показатели. На более же тонких уровнях, особенно там, где пространство касается работы с творческими людьми, с проявлением людей искусства в городской среде, на мой взгляд, у нас есть пробелы. Мы пригласили спикеров со всей страны, чтобы вместе ответить на важные вопросы: «Что еще нужно сделать в Казани, чтобы город вышел на мировой уровень?», «Какие объекты здесь должны появиться для работы с искусством?», «Какие творческие инициативы стоит поддержать?». Об этом и не только мы будем дискутировать все три дня конференции»
Программа конференции была насыщена тематическими кейс-сессиями, круглыми столами, архитектурными дебатами и лекциями. Спикерами дискуссии "Что делает архитектуру достопримечательностью?" стали Максим Веремеюк, учредитель и директор архитектурной мастерской Majsterni, Денис Бородако, генеральный директор Dominanta, Светлана Бородина, редактор журнала «Мир искусств» и Дарья Молотникова, искусствовед Международного института культурного наследия. Модератором публичного обсуждения выступила управляющий партнер ведущего коммуникационного агентства, специализирующегося на проектах в сфере девелопмента, урбанистики и формирования комфортной среды, Maksimova&Bykov Consulting Яна Максимова. Участники общественного обсуждения в своих докладах обратили внимание на практический опыт в сфере архитектурного проектирования и строительства.
««Что можно назвать достопримечательностью?» - это место, вещь или объект в городской ткани, претендующие на особое внимание, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью; преимущество искусства здесь неоспоримо, поскольку оно непосредственно воздействует на эмоциональную сферу человека. Искусство в городе – тема не только искусствоведческая, но одновременно культурологическая, архитектурная, социокультурная. Множество дискурсов по-разному интерпретирует феномен искусства в его ткани: как средство привлечения внимания горожан и туристов, манифестацию наследия, созданного предшествующими поколениями или конкретными людьми.
Перечень достопримечательностей в историческом городе довольно разнообразен, в него входят археологические и архитектурные объекты, музейные комплексы, природные ландшафты и пр., и даже необычные и экзотические (национальная кухня, массовые мероприятия – фестивали, ярмарки, места съемок культовых фильмов, легендарные объекты и пр.).
Достопримечательность выступает основой самых разных туристических практик – туризм впечатлений, то есть обогащение личного эмпирического опыта на основе погружения в пространство, предложенные обстоятельства; самое распространенное – фестивали, исторические реконструкции, маршруты. Например, нами реализован маршрут «Дом на Проломной: По литературным адресам Казани», Казань театральная, Казань чайная, «Душа Толстого до сих пор гостит в Казани…». А сколько оснований для проектирования креативного, событийного и арт-туризма: огромен потенциал таких имен, как Александр Родченко, Варвара Степанова, Велимир Хлебников и др.
Если применительно к теме дискуссии говорить об опыте нашей компании, то одним из направлений группы компании ASG invest я бы назвала создание достопримечательности в уже достопримечательных объектах, потому что в наших зданиях размещаются уникальные интерьеры, наполненные изобразительным и прикладным искусством».
«Основным направлением деятельности Международного института культурного наследия является изучение Большого собрания изящных искусств ASG. Сейчас оно насчитывает уже более 7 тысяч единиц хранения. Самые интересные произведения искусства представлены в Музее частных коллекций ASG. Сейчас он находится по адресу Карла Маркса 16 – в доме архитектора Михаила Петровича Коринфского. Это выявленный объект культурного наследия рубежа XVIII-XIX веков. Он был восстановлен и введен в эксплуатацию силами группы компаний ASG invest.
Музей частных коллекций насчитывает 9 экспозиционных залов. Каждый зал мы назвали в честь российских меценатов и коллекционеров, чтобы напомнить гостям о том, как много сделали частные лица для приумножения и сохранения культурного наследия России. Произведения, которые представлены в наших залах, идентичны предметам из частных коллекций графов Румянцевых, Строгановых, Шуваловых, Шереметевых и т.д., или предметы объединяют имена крупных западноевропейских мастеров изобразительного искусства.
В Доме Коринфского организован музей со всеми присущими ему функциями, главным образом он «населен» людьми. В нем проходят различные события – деловые переговоры, творческие встречи, коммерческие мероприятия, круглые столы, лекции, презентации и экскурсии. Наша просветительская работа заключается в научно-методической и издательской деятельностях.
Сегодня мы хотим познакомить вас с тремя корпоративными изданиями МИКН: периодическим «Мир Искусств: Вестник Международного института антиквариата», книжными «Спасенная красота. Инвестиции во благо!» и «Казанская агломерация: сервейинг и сохранение наследия».
|
|
Сейчас основной целью Международного института культурного наследия является подготовка к реализации проекта Дворца изящных искусств ASG. Он будет располагаться по адресу Карла Маркса 17, в объекте культурного наследия федерального значения. Концепция дворца уже на стадии проектирования, она гарантирует ему статус достопримечательности самого высокого уровня. В залах Дворца изящных искусств наше частное собрание будет представлено в несоизмеримо большем объеме. На первом этаже планируется масштабная экспозиция, залы будут посвящены отечественным меценатам, вдобавок мы ищем связи с Казанью и татарским этносом. Половина помещений будет отведена татарским купцам или коллекционерам с татарскими корнями.
В анфиладе второго этажа мы видим 5 императорских залов, посвященных Петру I, Елизавете Петровне, Екатерине II, Павлу I и Александру I. Их расположение в хронологическом порядке позволит наглядно проследить формирование крупнейших художественных стилей. Каждый зал, помещение, галерея будут концептуально обоснованы. Наши специалисты детально изучают и сохраняют произведения из нашего собрания, чтобы подкрепить их включение в экспозицию убедительными доводами. В Дворце изящных искусств ASG помимо музейно-выставочных пространств, будут спроектированы специально оборудованные помещения для проведения масштабных конференций, деловых переговоров и т.д.
Международный институт культурного наследия – восстанавливая архитектурные объекты, изучая их историю, владельцев, события, с ними связанные, способствует росту их значения как достопримечательностей»
«Чем еще значим культурный туризм в жизни города? В повседневной жизни горожане могут не обращать внимания даже на самые величественные или известные архитектурные сооружения, воспринимая их как часть привычной среды, а когда перед тем или иным появляется, например, экскурсионная группа, люди неожиданно для себя обнаруживают чье-то повышенное внимание к привычному объекту. Чужой интерес вполне может актуализировать некоторые фрагменты информации, заставить горожанина вспомнить некие факты, свидетельствующие об особом статусе данного здания. Таким образом, в достопримечательности чрезвычайно важным оказывается прагматический аспект функционирования данного знака: именно отношения между знаком и воспринимающей аудиторией превращают «обычный» объект в феномен, обладающий дополнительной эмоционально-психологической ценностью»
Итоговым моментом дискуссии стали поиска ответа на вопрос, что делает архитектурный объект достопримечательностью? Ответ от МИКН стал неожиданностью для модератора дискуссии Яны Максимовой: люди, ответила С. Бородина, причем не только современники, а и те, кто строил, сохранял объект и восстанавливал его, в память о них мы подготовили два издания, одно из которых только-только вышло из печати. Их мы дарим Вам и приглашаем в наш музей.
|
|
|
|
Светлана Бородина
Дарья Молотникова