decor
Следите за нашими новостями

Эволюция сюжета Пьеты в западноевропейском изобразительном искусстве XVI – XVII веков

25.10.2022

В живописи старых мастеров одним из самых трогательных и драматичных сюжетов является Пьета. Пьета́, Пиета́ (итал. pietà – сострадание, любовь, жалость, милосердие, от лат. pietas – набожность, благочестие) – западноевропейское название темы оплакивания Иисуса Христа. В основе такой иконографии – эпизод «Страстей Христовых», следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий его погребению. В отличие от более широкой темы «Оплакивания» композиции Пьеты в западноевропейском искусстве, как правило, предполагают изображение только двух фигур: Богоматери и лежащего у неё на коленях или около её ног тела мёртвого Христа. Обращаясь к истории сюжета, важно отметить в Италии в эпоху Возрождения христианская иконография «Оплакиваний» заимствовалась из Византии. С конца ХIV века из Константинополя стали эмигрировать иконописцы, направляясь, в основном, на остров Крит, который в то время уже находился под властью Венеции. Творцы из Византии положили начало новому эстетическому видению, видоизменяя традиционные стилистические элементы, происходящие как с Запада, так и с Востока. Ведущим течением в искусстве интернациональной готики в XV веке считается мистическое христианство, где особое место занимал тип «Образ благочестия» (лат. Imago Pietatis). Одними из первых, кто обратился в то время к теме «Оплакивания», были венецианские живописцы. Среди них Джованни Беллини «Мёртвый Христос» (1455 год), «Пьета» (1467 – 1470 годов) и «Пьета» (1476 года) Витторе Кривелли.

В искусстве Германии, Богемии, Австрии эпохи Средневековья ведущим типом отображения сюжета Пьеты было «горизонтальное оплакивание» (лат. Pietas Horizontalis), где тело Иисуса Христа изображали горизонтально покоящимся на коленях Девы Марии. В скульптуре такие композиции появились в 1390 – 1410-х годах в Праге, Зальцбурге, Вроцлаве, а затем получили распространение в разных областях Италии, где работали немецкие мастера. Они имеют своеобразное название «Образы вечéри», или «Веспербильд» (нем. Vesperbilder).


Немецкий скульптор
Пьета (Веспербилд)
1375 – 1400 годы
Тополь, гипс, краска, позолота
132 x 69 x 37 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорке
Регистрационный номер: 48.85


Скульптор из Богемии
Пьета (Веспербилд)
1400 год
Известняк
38 х 39 х 14 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорке
Регистрационный номер: 2001.78

Одной из самых значимых работ, выполненных по композиционному типу «горизонтальных оплакиваний» из средневековой иконографии, можно назвать «Ватиканскую Пьету» Микеланджело Буонарроти. Богоматери, по традиции, скульптор придал облик молодой женщины, а Христа мы видим в зрелом возрасте. Согласно идеям мистического христианства, усвоенного итальянской иконографией, «Божественная воля поддерживала цвет и свежесть молодости у невинной Девы на протяжении всей Её жизни» [1]. Непосредственно данному средневековому канону и следовал Микеланджело. Чувство непоправимой потери скульптор выразил через статичность образа матери, через её спокойствие и внешнюю безмятежность, которой противопоставлено обнажённое тело мёртвого Иисуса с запрокинутой головой.


Микеланджело Буонарроти
Пьета
1497 – 1499 годы
Мрамор
74×195×69 см
Собор Святого Петра, Ватикан

В дальнейшем Микеланджело при работе с темой «Оплакивания» отказался от горизонтального типа композиции, он начал искать иную структуру построения изображения. Когда скульптор работал над новым рисунком Пьеты по заказу маркизы Виттории Колонна, он смог разработать оригинальный тип композиции, который напоминает нам компиляцию двух иконографических сюжетов: Распятия и Оплакивания. Микеланджело применил редкую форму «вилкообразного креста», который отсылает нас к символике «Древа жизни» (лат. Arbor Vitae).


Микеланджело Буонарроти
Пьета, рисунок для Виттории Колонна
1538 – 1544 годы
Бумага, уголь
29 × 19 см
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

На основе рисунка Микеланджело различными итальянскими художниками было создано множество живописных полотен. Среди них были представители маньеризма: Марчелло Венусти (1512/1515 – 1579), Доменико Бути (1547 – 1590) и Микеле Тозини (1503 – 1577). Благодаря уникальной структуре построения композиции «Пьета для Виттории Колонна», она стала символичным и значимым изображением для всего западноевропейского искусства.



Марчелло Венусти
Оплакивание Христа Мадонной и двумя ангелами
1550-е годы
Дерево, масло
62 х 44,5 см
Галерея Боргезе, Рим


Доменико Бути
Оплакивание Христа Мадонной и двумя ангелами
Вторая половина XVI века
Дерево, масло
Музеи Сант-Агата-дель-Муджелло, Церковь Сант-Андреа-ин-Черлиано


Микеле Тозини
Пьета с Девой Марией и двумя ангелами
Вторая половина XVI века
Дерево, масло
91 x 64,5 см
Частная коллекция

При работе над сюжетом в последних скульптурных произведениях «Флорентийская Пьета» и «Пьета Ронданини» Микеланджело обратился к вертикальной композиции. На «Флорентийской Пьете» мы видим тело Иисуса Христа, которое поддерживают Мадонна, Мария Магдалина и святой Никодим, тайный ученик. В работе можно прочитать нестандартную S-образную структуру композиции. До Микеланджело ведущее место в Пьете занимал образ матери, теперь центром стал Иисус и его смерть.


Микеланджело Буонарроти
Флорентийская Пьета
1547 – 1555 годы
Мрамор
277 × 138 × 125 см
Музей произведений искусства Собора,
«Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре»

«Пьета Ронданини» осталась незавершённой. Брак при работе с мрамором, вечные раздумья и эксперименты с выражением сюжета заставляли мастера переделывать свою работу вновь и вновь. Перфекционист Микеланджело в течение двенадцати лет и до последнего дня своей жизни не переставал размышлять об образе «Оплакивания». Он оставил работу на девять лет и вернулся к ней лишь только в год своей кончины. Хотя изначально мастер хотел соединить три образа: Деву Марию, Судьбу и Провидение, в итоге он вернулся к традиционному изображению двух: Матери и Сына. Смысл этого произведения – трагическое единство Мадонны и Иисуса Христа. В предыдущих произведениях две фигуры, казалось, существовали вместе, но воспринимались отдельно. «Пьета Ронданини» стала олицетворением глубокой связи между героями, фигуры сливаются и композиционно, и идеологически.


Микеланджело Буонарроти
Пьета Ронданини
1552 – 1564 годы
Мрамор
195 см
Замок Сфорцеско, Милан

Произведения Микеланджело на тему Пьеты оказали колоссальное влияние на все мировое искусство, в первую очередь на его учеников и последователей. Начинающие живописцы на основе работ Микеланджело учились анатомии, построению и воплощению образов, а также композиции. Ведь именно его новаторское решение Пьеты в полной мере раскрыло тему оплакивания Иисуса Христа Девой Марией.

Кроме представителей римской школы, которые искусно воплощали идеи великого скульптора, были и творцы венецианской школы. Сегодня известно всего несколько работ венецианского гравёра Джулио Сануто (1540 – 1588), ещё меньше известно о самом художнике. Ему можно с уверенностью приписать не более двенадцати гравюр и небольшое количество карт. Хотя гравюры Сануто, как правило, созданы по эскизам других художников, он всегда выбирал впечатляющие сюжеты и выполнял их с большим размахом. На основе «Флорентийской Пьеты» Микеланджело Джулио Сануто создал гравюру, где мы видим соединение вертикального и горизонтального типов композиции. Однако гравёр изобразил Мадонну в преклонных летах, тогда как у Микеланджело она юна. Возможно Сануто был вдохновлен творчеством мастеров Средневековья, которые соблюдали библейскую хронологию и изображали Деву Марию в соответствующем событиям возрасте.


Джулио Сануто
Пьета
Вторая половина XVI века
21,5 x 27 см
Музей Бойманса Ван Бёнингена, Роттердам

Для Доменикоса Теотокопулоса, изветного как Эль Греко, испанского художника и крупнейшего мастера маньеризма, знакомство с творениями Микеланджело также не прошло бесследно. Композиции на сюжет Пьеты, предположительно, были созданы Эль Греко в 1571 – 1576 годах сразу после его прибытия в Рим. При их создании художник был вдохновлен группой работ Микеланджело: «Флорентийской Пьетой» и рисунком «Пьета для Виттории Колонна». Последний был широко распространен к 1570-м годам через гравюры и эскизные копии. С произведения Микеланджело римский скульптор Гульельмо делла Порта (1515 – 1577) изготовил рельефную плакетку на сюжет пьеты. Скульптор был подражателем Микеланджело и впоследствии разрабатывал свои композиционные идеи, основываясь на «Флорентийской Пьете». В своём рельефе делла Порта изменил положение тела Иисуса, он отошел от S-образной структуры и так же, как и Эль Греко, придал композиции силуэт треугольника. Работа скульптора стала очень популярной среди последователей мастера, иных скульпторов и живописцев Западной Европы в XVII веке.

Пьета Эль Греко впечатляет техникой исполнения, напоминающей византийскую фресковую живопись. Художник смог сохранить композиционную структуру вышеупомянутых произведений Микеланджело и Гульельмо делла Порты, но привнёс в неё и собственное видение. Теперь мы видим «треугольник», в котором заключены Дева Мария, Иисус и его последователи. Облик Мадонны здесь полон острой боли и печали, а образ Иисуса, напротив, умиротворён.



Последователь Гульельмо делла Порты
Север Италии
Начало XVII века
Бронза
18,5×12,5 см
Метрополитен музей, Нью-Йорке
Регистрационный номер: 38.152.7


Эль Греко
1571 – 1575 годы
Дерево, темпера
29×20 см
Филадельфийский художественный музей


Эль Греко
1575 год
Холст, масло
66 х 48 см
Испанское общество Америки, Нью-Йорк

Вслед за Микеланджело и Рафаэлем главными художниками Рима стали два брата – Таддео (1529 – 1566) и Федерико (1542 – 1609) Цуккаро. Мало того, что они были одними из самых востребованных художников своего поколения, они также оказали большое влияние на создание первых художественных Академий в Европе. В эпоху Возрождения студенты стекались в Рим, чтобы улучшить свое мастерство, делая наброски с древних и современных им шедевров. Таддео и Федерико впитывали искусство прошлого, делая рисунки с древних скульптур, фресок Микеланджело, Рафаэля и Полидоро да Караваджо. Федерико Цуккаро был итальянским художником периода Маньеризма. В 1550 году он перебрался в Рим в мастерскую своего старшего брата. «Пьета дельи Анджели» из галереи Боргезе, приписываемая в прошлом его брату, которому мы обязаны прототипом одноименной работы, является одной из лучших картин мастера, исполненных под впечатлением от Пьеты Микеланджело.

На картине «Пьета дельи Анджели» действие происходит ночью. Тело Христа находится в вертикальном положении. Христос сидит на камне, поддерживаемый ангелом. Ещё четыре ангела с факелами в руках окружают Иисуса. Замечательная находка Цуккаро с факелами позаимствована у Альбрехта Дюрера. В его гравюре «Святая Троица» ангелы обступили Спасителя, держа в руках распятие.



Альбрехт Дюрер
Святая Троица
1511 год
Бумага
40 x 28,5 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорке
Регистрационный номер:1984.1201.25


Цуккаро Федерико
Пьета дельи Анджели
1566 – 1570 годы
Холст, масло
232 x 142 см
Галерея Боргезе, Рим

Картина Федерико Цуккаро стала важным произведением для итальянского Маньеризма, так как вдохнула новую жизнь в иконографию Пьеты. Одна из картин Джакомо Пальмы Младшего тому подтверждение. Художник создал много живописных полотен на данный сюжет. В 1612 году на основе «Флорентийской Пьеты» Микеланджело и «Пьеты дельи Анджели» Цуккаро он написал свою работу.


Джакомо Пальма Младший
Пьета
1612 год
Холст, масло
Городской музей Реджо-Эмилии, Италия

У Федерико Цуккаро было много последователей, так как он был одним из ведущих живописцев Италии. В Риме в 1593 году он основал Академию Святого Луки, а в 1598 году был избран её первым президентом. Будучи сторонником Маньеризма, Цуккаро твердо чтил академизм, у него было большое желание возобновить традиции «рафаэлевского стиля».

Один из представителей римской школы в конце XVI века создал собственное произведение на сюжет «Оплакивания» по мотивам «Пьеты дельи Анджели» и «Пьеты» Гульельмо делла Порты. На заднем плане картины изображены ангелы с факелами, они практически идентичны образам, созданным Федерико Цуккаро. Христа поддерживает Дева Мария. Их образы ближе трактовке делла Порты. Ангелы на полотне Федерико Цуккаро равнозначны друг другу, здесь же художник отвел им второстепенную роль. Необходимо отметить колорит картины, в основе которого лежит зелёный подмалёвок. Благодаря ему изображение кажется проникнутым мраком.


Римская школа
Пьета
XVI век
Холст, масло
165x118 см
Частная коллекция

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа художника венецианской школы XVII века, написанная на сюжет «Оплакивания». Французские эксперты аукционного дома «Oger & Camper SVV» атрибутировали произведение как работу последователя Тинторетто (около 1519 – 1594). Ранее (12 декабря 2007 года) данное полотно проходило на аукционе «Pescheteau Badin» под авторством последователя Тадео Цуккаро (лот № 38) [2]. На данную атрибуцию исследователей, по-видимому, натолкнуло полотно Тадео Цуккаро «Бичевание Христа». Оно основано на фреске из капеллы Маттеи церкви Санта-Мария-делла-Консолационе в Риме. Общий колорит картины (всё с тем же зелёным подмалёвком), трактовка тела Иисуса Христа, характерный наклон его головы, вероятно, дали исследователям основание полагать, что данное «Оплакивание» с аукциона было выполнено последователем Тадео Цуккаро.



Венецианская школа XVII века
Пьета
Холст, масло
149,5×103 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1980


Цуккаро, Таддео
Бичевание Христа
Вторая половина XVI века
50 х 40 см
Холст, масло
Частная коллекция

Однако композиция из собрания ASG написана под влиянием работ не Таддео Цуккаро, а его младшего брата, а также бронзового рельефа Гульельмо делла Порты. Композиция скульптора стала каноничной для искусства рубежа XVI – XVII веков. Многие старые мастера вдохновлялись именно этим «Оплакиванием», создавая собственные, различные по технике и стилистике исполнения произведения. Все эти бесчисленные полотна, малые скульптурные рельефы и гравюры хранятся сегодня в собраниях музеев и в частных коллекциях. Найденные нами изображения столь многочисленны, что в нашем исследовании мы приведём три примера, а на остальные оставим ссылки [3 – 13].



Джейкоб Корнелис Коберт
Последователь Гульельмо делла Порты
Пьета
1580 год
Бронза
19х14 см
Частная коллекция


Немецкий художник
Пьета
XVII век
Мрамор, масло


Пьета
Холст, масло
138x108 см
Аукционный дом Wannenes,
25 июня 2020 года, лот 67

Что касается атрибуции картины венецианской школой, а именно последователем Тинторетто, то здесь при атрибуции французские эксперты руководствовались колоритом произведения, а именно той самой зелёной имприматурой, которой славятся полотна художников Венеции. Эти изысканные и холодные изумрудные тонировки увековечили в своих работах тот же Тинторетто и Паоло Веронезе (1528 – 1588).


Паоло Веронезе
Оплакивание Иисуса Христа
1576 – 1582 годы
Холст, масло. 147×111,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Тинторетто
Омовение ног
1575 – 1580 годы
Холст, масло. 204,5×410 см
Лондонская национальная галерея

«Пьета» из собрания ASG эмоционально выразительна благодаря образу юной и нежной Девы Марии, её проникновенному взгляду, устремленному в небо. Возможно, полотно было срезано по нижней кромке, поскольку, в отличие от других вариантов, фигура Иисуса написана не полностью, отсутствует часть ног. Автор произведения создал его под влиянием двух работ – «Пьеты дельи Анджели» Федерико Цуккаро и «Оплакивания» Гульельмо делла Порты. При этом художник принадлежал венецианской школе, о чём свидетельствует зелёный цвет, щедро использованный при нанесении имприматуры.


Ссылки:

  1. Переписка Микель-Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви. — СПб.: Шиповник, 1914. — С. 14
  2. Pietà (early 17th century) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/198303– Дата доступа: 24.10.2022
  3. After Guglielmo della Porta [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/The-Lamentation/B45C59B22200B6BA/Дата доступа: 24.10.2022
  4. Pietà [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/198303– Дата доступа: 24.10.2022
  5. Roman School (16th Century) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/Pieta/D3F6AE199090195D– – Дата доступа: 24.10.2022
  6. Flemish school around Entourage of Hendrick de Clerck [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.artcurial.com/en/lot-ecole-flamande-vers-1600-entourage-de-hendrick-de-clerck-pieta-huile-et-or-sur-cuivre-2236-22– Дата доступа: 24.10.2022
  7. Pietà [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://warburg.chaa-unicamp.com.br/obras/view/16467– Дата доступа: 24.10.2022
  8. Follower of El Greco (Greek, 1541–1614) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/el-greco/pieta-Q2JR0SZ5mjCGONgZOoThpQ2– Дата доступа: 24.10.2022
  9. Italian School (17th Century) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/Pieta/BFCA50117AFA6832– Дата доступа: 24.10.2022
  10. Follower Giuseppe Cesari [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mutualart.com/Artwork/The-Pieta/0477E2E8557F1D37– Дата доступа: 24.10.2022
  11. Hans Kollaert II or Hans Kollaert III [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tnm.jp/modules/rblog/index.php/1/2018/11/09/%E8%B8%8F%E7%B5%B5%E3%81%AE%E3%82%A4%E3%83%A1%E3%83%BC%E3%82%B8%E3%82%BD%E3%83%BC%E3%82%B9%E3%82%92%E6%8E%A2%E3%81%97%E3%81%A6/– Дата доступа: 24.10.2022

Дарья Молотникова

Поделиться:
Яндекс.Метрика