decor
Следите за нашими новостями

Поклонники белых лошадей из «малых голландцев»

16.03.2018

Филипс Вауэрман и его учитель Питер Корнелис Вербек – два представителя голландской живописи Золотого века, избравшие в качестве практически обязательного объекта своих картин лошадь. Батальные сцены, сцены охоты, конные портреты составляют большую часть их творческого наследия. Общеизвестно, что число художников в Голландии XVII века и острая конкуренция между ними вызывали необходимость творческой «специализации», подчас настолько узкой, что были мастера, писавшие исключительно парусные лодки. Красота лошади и многообразие видов деятельности, в которых она служила человеку верным другом и помощником, обеспечили разнообразие сюжетов жанровых произведений данных мастеров, один из которых представлен в БСИИ ASG.

Филипс Вауэрман (1619-1668) прославился сценами охоты и портретами всадников. Особенно популярны картины Вауэрмана, изображающие лошадей. Его пейзажи, в которые вплетено действие, принадлежат к лучшим образцам голландской живописи XVII века.

Филипс206
Филипс Вауэрман
Автопортрет
Британский музей, Лондон

Родился в Харлеме в семье художника Поувельса Йостена и его четвертой жены Сюзанны ван ден Богерт. Всего у супругов было трое сыновей, Филипс был старшим. По обыкновению, первым учителем будущего художника стал его отец. Один из первых биографов Вауэрмана, Корнелис де Бие утверждает, что он одно время был учеником самого Франса Халса (1582/83-1666). Предположительно, некоторую подготовку в изображении лошадей Вауэрман получил от другого харлемца Питера Корнелиса Вербека (1610/15-1652/54).

В 1638 году Вауэрман ненадолго уехал из в Гамбург. По словам Маттиаса Шайтса (1625/1630-1700), ученика Вауэрмана, он сбежал из Нидерландов, чтобы жениться на католичке Анне Питерс ван Броккхоф вопреки желанию его протестантской семьи. Хотя в брачном регистре католической общины Гамбурга нет записей о свадьбе, тот факт, что Шайтс знал Вауэрмана лично, указывает на действительность события. Путешествие в Гамбург, однако, включало больше, чем просто свадьбу; Вауэрман провел также некоторое время, работая в студии немецкого художника Эверта Деккера – живописца исторического жанра.

К 1640 году Вауэрман и его жена вернулись в Харлем, где 8 августа художник был принят в местную гильдию Святого Луки. В этом городе была самобытная живописная школа, но в те годы, когда работал Вауэерман, она уже вступала в полосу кризиса. Лучшие ее мастера перекочевывали в процветающий Амстердам, где легче можно было продать свои картины. В самом Хрлеме все сильнее чувствовалось влияние итальянского академизма. Это не могло не сказаться и на творчестве Вауэрмана, который увлекся модными веяниями. И в то же время он хорошо усвоил приемы харлемских мастеров – своих старших современников.

У него появились ученики – в 1642 году швед Курт Витольт, затем амстердамцы Николас Фике и Якоб Варнарс. Вауэрман был активным членом художественного и гражданского общества Харлема. В 1646 году он был избран одним из шести деканов гильдии Святого Луки, а между 1642 и 1655 годами служил в ополчении, противодействовавшем испанскому владычеству.

Несмотря на то, что Вауэрман жил в эпоху Тридцатилетней войны, которая отличалась своей жестокостью, он не стал ее обличителем. Мастер живописного, жанрового по своей сути рассказа, он вел его легко и непринужденно. Вместе с тем хроника Вауэрмана имеет определенный исторический интерес.

Вауэрман был чрезвычайно продуктивным художником. Только в коллекции Эрмитажа находится до 60 работ этого мастера. Более тысячи картин принадлежат его имени, хотя лишь небольшое их число датировано, что затрудняет периодизацию его творчества. Некоторые проблемы атрибуции связаны с тем, что ряд работ и копий выполнены его братом Питером Вауэрманом (1623-1682). Творчество Вауэрмана состоит преимущественно из небольших кабинетных картин конной тематики, таких как сцены битвы или охоты, армейские лагеря и кузницы. Он также написал несколько жанровых произведений, в том числе на мифологические и религиозные сюжеты. Ранние произведения художника еще выполнены в суховатой манере, старательно, но без особого мастерства. Конечно, далеко не все равноценно в наследии мастера, часто дает себя знать известная стереотипность ряда приемов. Но в лучших его работах есть подкупающая простота и ясность замысла.

Вауэрман писал пейзажи и очень любил включать в них жанровые мотивы, это придавало его композициям большую живость.

Гавань207
Филипс Вауэрман
Приморская гавань
51×71,5 см

В данной картине богато одетые путешественники остановились полюбоваться морем, мальчик держит под уздцы лошадь, простолюдины, разгружающие лодки, отдыхают, на дальнем плане прачки спускаются к воде. Каждая группка персонажей живет собственной не зависимой жизнью, включая поросшие зеленью руины и легкие лодки в серебристой воде, не отличимой по цвету от неба. И все же такие разнородные элементы объединены в гармоничную композицию с несколькими выразительными акцентами. Как и на других картинах Вауэрмана, небо здесь играет роль драматического ударения: скопление ярко освещенных закатными лучами облаков в верхней половине полотна подчеркивает тенистые глубины пейзажа в нижней половине, а красный плащ путешественника служит композиционным центром, собирая всю картину.

Вауэрман был талантливым анималистом и великолепно писал лошадей. Впрочем, это объясняется не только любовью мастера к благородным животным. Тонкий колорист, Вауэрман предпочитал решать свои картины в эффектной серо-серебристой гамме, и изображение серой или белой лошади было самым светлым пятном, заставлявшим «играть» всю картину.

Сокол208
Филипс Вауэрман
Отдых на соколиной охоте
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг

Несмотря на итальянизирующий характер большей части своих работ, маловероятно, что художник когда-либо путешествовал по Италии. На его стиль большое влияние оказал Питер ван Лар (1592-1642), приятель художника, который, согласно историку искусства Арнольду Хоубракену, провел четырнадцать лет в Италии (с 1625 по 1639 год). После того, как ван Лар умер, Вауэрман приобрел некоторые из его эскизов.

Филипс Вауэрман к концу своей жизни добился признания, почёта и славы в харлемском обществе. И даже не был забыт, в отличие от множества других современников-соотечественников: его картины пользовались спросом в течение жизни и еще более популярны стали в XVIII столетии среди немецких и французских коллекционеров.

В манере Филипса Вауэрмана работали и его братья Питер Вауэрман и Ян Вауэрман (1629-1666).

Лошадь209
Филипс (Питер?) Вауэрман
Белая лошадь
Рейксмузей, Амстердам

Свободная и легкая манера письма, нежный серебристо-серый колорит и тонкий рисунок привлекли к Вауэрману внимание импрессионистов. А то, что Вауэрман писал лошадей живо, в стремительном движении, потом откликнулось в творчестве Дега.

Вауэрман умер 19 мая 1668 года в возрасте сорока восьми лет. Он был похоронен четыре дня спустя в протестантской Новой церкви – ныне одной из самых интересных достопримечательностей Харлема.

Как уже отмечалось, Филипс Вауэрман перенял все лучшее из сцен охоты и изображений всадников Питера Корнелиса Вербека.

Питер Корнелис Вербек (1610-1654) – голландский художник, один из представителей Золотого века голландской живописи. Известен изображением сцен охоты, лошадей и наездников. Он был сыном живописца-мариниста Корнелиса Вербека. Между 14 ноября 1634 и 24 октября 1635 года переехал в Алкмар, стал в 1635 году членом гильдии, женился на Агнес Гроневелт.

Вербек210
Вербек, Питер Корнелис
Белая лошадь, стоящая у спящего человека (около 1652 года)
Национальная Галерея, Лондон

После 22 января 1638 года Вербек переехал в Утрехт, где у него 18 июля 1642 года умерла жена. После смерти жены он вернулся в Харлем, где в 1643 году женился во второй раз на Элизабет ван Берестайн, сестре своего друга Класа ван Берестайна.

В 1645 году Вербек стал членом гильдии Святого Луки в Харлеме. Он не был коммерчески успешным художником, после смерти, настигшей его в 44 года, осталось множество долгов, которые оплатила его мать.

Считается, что Вербек был учителем Вауэрмана и Гилеса Схагена, и если это так, то мастеру должно принадлежать, наряду с Питером ван Ларом , более видное место в истории живописи; возможно, что Вербек посетил Богемию и Венгрию и работал там. Сегодня произведения мастера имеются в музеях Берлина, Гарлема, Мюнхена, Стокгольма, Тулузы, а одно хранится в Большом собрании изящных искусств.

Вполне возможно, что пристрастие к изображению белых лошадей Вауэрман перенял у Вербека, писавшего лошадей как правило этой масти, красиво выделявшихся на фоне почти монохромного пейзажа.

Водопой211
Вербек, Питер Корнелис
Лошадь на водопое
Музей Фицуильяма

В мае 2012 года картина Питера Вербека «Пейзаж с охотниками, лошадью и собаками у забора» продана на аукционе Сотбис за 10 тысяч евро.

3163
Вербек, Питер Корнелис
Белая лошадь на водопое в гроте
Дерево, масло, 36,5х29,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3163


Светлана БОРОДИНА

Источники:
nga.gov
livejournal.com
wikipedia.org
christies.com
artcontext.info

Поделиться: