decor
Следите за нашими новостями

Огненный темперамент картины Бассано

15.01.2015

Картина представителя прославленной династии итальянских живописцев XVII в. Джироламо Бассано «Огонь» была выставлена на продажу 10 декабря 2014 г. аукционным домом Доротеум. В результате торгов она была приобретена неизвестным покупателем за 10.000 EUR.

1974452.JPG
Бассано, Джироламо. "Огонь". Италия, кон. XVI – нач. XVII в. Холст, масло. 116×175 см

Семейство Бассано было одним из наиболее известных «кланов» живописцев в Италии на рубеже XVI – XVII вв. Их настоящая фамилия – да Понте (итал. da Ponte), но в историю искусств они вошло под фамилией Бассано, по названию коммуны в Италии, откуда художники были родом.

Основоположником династии является Франческо Бассано Старший (ок. 1475 – 1530/1541), чьи работы сегодня можно увидеть в церквях и соборах Италии. Продолжателем отцовской традиции стал единственный сын художника Якопо Бассано (ок. 1510 – 1592), сумевший сформировать свой собственный уникальный стиль. Отойдя от традиционной трактовки религиозных сюжетов, он ищет вдохновение в образах родной ему террафермы. Художник трактовал библейские сюжеты в виде деревенских жанровых сцен, делая героями картин своих соотечественников, обладающих необычными внешними типажами. При этом, домашние животные выступали здесь такими же равноправными героями полотен, как и люди. В результате живописцу удалось внести большой вклад в развитие итальянской жанровой живописи, где простой человек или предмет натюрморта играют куда более важную роль, чем в религиозной живописи.

1974452.JPG
Бассано, Якопо, круг. "Строительство Ноева ковчега". Италия, XVII в. Холст, масло 130×164 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2259

Вслед за отцом художниками стали и четыре сына мастера – Джованни Баттиста Бассано (1553 – 1613), Франческо Бассано Младший (1549 – 1592), Леандро (1557 – 1622) и Джироламо Бассано (1566 – 1621).

Среди братьев выделялся дарованием старший сын – Франческо, активно работавший в сотрудничестве с отцом. Его первая самостоятельная работа датируется 1574 г. В Венеции он создал серию исторических полотен для Дворца Дожей. Но тяжелое психическое заболевание, передавшееся художнику от матери, мешало ему в работе. Жизнь живописца окончилась трагически: через несколько месяцев после смерти отца, он покончил с собой, выбросившись из окна.

Не менее одарен был и Леандро Бассано, который после смерти старшего брата принял на себя руководство семейной мастерской в Венеции. Наряду с религиозной, он занимался и портретной живописью. Испытал сильное влияние Тинторетто. Его популярность была столь велика, что в кон. 1590-х гг. венецианский дож посвятил его в рыцари.

1974452.JPG
Бассано, Леандро, мастерская. "Май".Италия, XVII в. Холст, масло 76×99 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2258

Младший сын – Джироламо Бассано был не только живописцем, но и врачом, изучая медицину в Падуе. Он также преподавал живопись в Венеции и Бассано, где сегодня можно увидеть его полотно «Мадонна со святым». Также картины художника представлены с собрание Бреры (Милан) – «Ужин в Эммаусе» и в Вене – «Поклонение пастухов».

Следует отметить, что для творчества семейства Бассано характерно создание обширных аллегорических циклов, посвященных смене времен года и сезонным работам, прославляющих жизнь материковой части Венеции и крестьянской работы, которая воспринималась уже не как сельская идиллия, а как каждодневные будни, заполненные разнообразным трудом. Как правило, все эти циклы в настоящее время разъединены и находятся в разных собраниях.

Очень часто братья копировали серии полотен отца. В том числе и картина «Огонь», проданная на Доротеуме, повторяет, с некоторыми отступлениями, картину Якопо Бассано из музея Джон энд Мейбл Ринглинг в Сарасоте (Флорида).

1974452.JPG
Бассано, Якопо. "Огонь". 1585/1586 гг. Холст, масло. 195×253 см. Музей Джон энд Мейбл Ринглинг, Сарасота

Отличительной деталью работы Джироламо Бассано является изображение мужской фигуры с бочкой в руках на переднем плане справа. Есть изменения и в трактовке средней части композиции, а также в позах крестьян. Если в левой части своей композиции Джироламо делает акцент на изображении ветвей плодового дерева, то на картине отца мы в верхней части видим изображение Вулкана на колеснице.

Данная картина, безусловно, принадлежит аллегорической серии полотен, иллюстрирующих четыре темперамента человека с помощью различных стихий: Вода – флегматик, Огонь – холерик, Воздух – сангвиник и Земля – меланхолик. Якопо Бассано изобразил данную аллегорию холерического темперамента, используя жанровую трактовку, где люди занимаются работой на фоне ландшафтного пейзажа. Отличаются картины и колористической интерпретацией. В картине Джироламо Бассано акцент сделан на коричневых тонах, на фоне которых выделяются золотисто-красным блеском предметы домашней утвари. Фигуры людей здесь также имеют более мягкое живописное прочтение, по сравнению с графичностью рисунка отца.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится восемь живописных работ, созданных художниками из окружения, а также последователями семейства Бассано. В частности, последователем Джироламо Бассано была создана картина «Аллегория весны», являющаяся копией работы самого художника и находящейся в замке Сфорца в Милане.

1974452.JPG
Бассано, Джироламо, последователь. "Аллегория весны". Холст, масло. 73,5×93 см // БСИИ ASG Инв. № 04-0867

На полотне изображена сцена крестьянского труда. В центре мы видим сидящую на земле молодую женщину с ведром молока. Ее лицо словно отрешено от всего происходящего, а венок на голове символизирует Флору – богиню вечной весны. Слева и справа мастер запечатлел своих излюбленных хрестоматийных персонажей, столь хорошо известных всем любителям творчества династии Бассано: женщина, доящая козу, спиной к зрителю, юноша, помогающий ей, мужчина с собакой, возвращающийся с охоты и несущий в руках длинный шест, с привязанным к нему зайцем, и многое другое. А на заднем плане все дышит свежестью и изобилует молодой зеленью ранней весны.

Алина БУЛГАКОВА

Поделиться: