Огненный темперамент картины Бассано
Картина представителя прославленной династии итальянских живописцев XVII в. Джироламо Бассано «Огонь» была выставлена на продажу 10 декабря 2014 г. аукционным домом Доротеум. В результате торгов она была приобретена неизвестным покупателем за 10.000 EUR.
Бассано, Джироламо. "Огонь". Италия, кон. XVI – нач. XVII в. Холст, масло. 116×175 см
Семейство Бассано было одним из наиболее известных «кланов» живописцев в Италии на рубеже XVI – XVII вв. Их настоящая фамилия – да Понте (итал. da Ponte), но в историю искусств они вошло под фамилией Бассано, по названию коммуны в Италии, откуда художники были родом.
Основоположником династии является Франческо Бассано Старший (ок. 1475 – 1530/1541), чьи работы сегодня можно увидеть в церквях и соборах Италии. Продолжателем отцовской традиции стал единственный сын художника Якопо Бассано (ок. 1510 – 1592), сумевший сформировать свой собственный уникальный стиль. Отойдя от традиционной трактовки религиозных сюжетов, он ищет вдохновение в образах родной ему террафермы. Художник трактовал библейские сюжеты в виде деревенских жанровых сцен, делая героями картин своих соотечественников, обладающих необычными внешними типажами. При этом, домашние животные выступали здесь такими же равноправными героями полотен, как и люди. В результате живописцу удалось внести большой вклад в развитие итальянской жанровой живописи, где простой человек или предмет натюрморта играют куда более важную роль, чем в религиозной живописи.
Бассано, Якопо, круг. "Строительство Ноева ковчега". Италия, XVII в. Холст, масло 130×164 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2259
Вслед за отцом художниками стали и четыре сына мастера – Джованни Баттиста Бассано (1553 – 1613), Франческо Бассано Младший (1549 – 1592), Леандро (1557 – 1622) и Джироламо Бассано (1566 – 1621).
Среди братьев выделялся дарованием старший сын – Франческо, активно работавший в сотрудничестве с отцом. Его первая самостоятельная работа датируется 1574 г. В Венеции он создал серию исторических полотен для Дворца Дожей. Но тяжелое психическое заболевание, передавшееся художнику от матери, мешало ему в работе. Жизнь живописца окончилась трагически: через несколько месяцев после смерти отца, он покончил с собой, выбросившись из окна.
Не менее одарен был и Леандро Бассано, который после смерти старшего брата принял на себя руководство семейной мастерской в Венеции. Наряду с религиозной, он занимался и портретной живописью. Испытал сильное влияние Тинторетто. Его популярность была столь велика, что в кон. 1590-х гг. венецианский дож посвятил его в рыцари.
Бассано, Леандро, мастерская. "Май".Италия, XVII в. Холст, масло 76×99 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2258
Младший сын – Джироламо Бассано был не только живописцем, но и врачом, изучая медицину в Падуе. Он также преподавал живопись в Венеции и Бассано, где сегодня можно увидеть его полотно «Мадонна со святым». Также картины художника представлены с собрание Бреры (Милан) – «Ужин в Эммаусе» и в Вене – «Поклонение пастухов».
Следует отметить, что для творчества семейства Бассано характерно создание обширных аллегорических циклов, посвященных смене времен года и сезонным работам, прославляющих жизнь материковой части Венеции и крестьянской работы, которая воспринималась уже не как сельская идиллия, а как каждодневные будни, заполненные разнообразным трудом. Как правило, все эти циклы в настоящее время разъединены и находятся в разных собраниях.
Очень часто братья копировали серии полотен отца. В том числе и картина «Огонь», проданная на Доротеуме, повторяет, с некоторыми отступлениями, картину Якопо Бассано из музея Джон энд Мейбл Ринглинг в Сарасоте (Флорида).
Бассано, Якопо. "Огонь". 1585/1586 гг. Холст, масло. 195×253 см. Музей Джон энд Мейбл Ринглинг, Сарасота
Отличительной деталью работы Джироламо Бассано является изображение мужской фигуры с бочкой в руках на переднем плане справа. Есть изменения и в трактовке средней части композиции, а также в позах крестьян. Если в левой части своей композиции Джироламо делает акцент на изображении ветвей плодового дерева, то на картине отца мы в верхней части видим изображение Вулкана на колеснице.
Данная картина, безусловно, принадлежит аллегорической серии полотен, иллюстрирующих четыре темперамента человека с помощью различных стихий: Вода – флегматик, Огонь – холерик, Воздух – сангвиник и Земля – меланхолик. Якопо Бассано изобразил данную аллегорию холерического темперамента, используя жанровую трактовку, где люди занимаются работой на фоне ландшафтного пейзажа. Отличаются картины и колористической интерпретацией. В картине Джироламо Бассано акцент сделан на коричневых тонах, на фоне которых выделяются золотисто-красным блеском предметы домашней утвари. Фигуры людей здесь также имеют более мягкое живописное прочтение, по сравнению с графичностью рисунка отца.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится восемь живописных работ, созданных художниками из окружения, а также последователями семейства Бассано. В частности, последователем Джироламо Бассано была создана картина «Аллегория весны», являющаяся копией работы самого художника и находящейся в замке Сфорца в Милане.
Бассано, Джироламо, последователь. "Аллегория весны". Холст, масло. 73,5×93 см // БСИИ ASG Инв. № 04-0867
На полотне изображена сцена крестьянского труда. В центре мы видим сидящую на земле молодую женщину с ведром молока. Ее лицо словно отрешено от всего происходящего, а венок на голове символизирует Флору – богиню вечной весны. Слева и справа мастер запечатлел своих излюбленных хрестоматийных персонажей, столь хорошо известных всем любителям творчества династии Бассано: женщина, доящая козу, спиной к зрителю, юноша, помогающий ей, мужчина с собакой, возвращающийся с охоты и несущий в руках длинный шест, с привязанным к нему зайцем, и многое другое. А на заднем плане все дышит свежестью и изобилует молодой зеленью ранней весны.
Алина БУЛГАКОВА