decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Основатель гарлемского «классицизма»

05.12.2018

365 лет со дня смерти Франса де Греббера, а возможно, и 415 лет со дня его рождения, дают повод вспомнить одного из ярких мастеров Золотого века голландской живописи, сумевшего не затеряться среди таких гениальных современников, как Рубенс и Рембрандт. В числе учеников Греббера значатся всего три имени, два из которых – Никлас Берхем и Эгберт ван Хемскерк Младший – представлены в Большом собрании изящных искусств ASG.

Греббер338
Греббер, Питер де. Автопортрет


Питер де Греббер родился в Харлеме, по данным исследователя Пита Беккера, около 1603 года, а скончался между 1652 и 1653 годами. Он был старшим сыном благочестивой католической семьи: отец – художник исторического жанра и портретист Франс Питерс де Греббер (1572/73-1649) и мать Хильдегарда ван Линьховен. Кроме Питера, еще двое детей стали художниками – Мария, чья дочь вышла замуж за художника Габриеля Метсю (1629-1667), и Альберт.

Первым учителем Питера де Греббера был отец, но сын оказался гораздо одареннее Греббера-старшего и продолжил образование у известного исторического живописца маньериста Хендрика Гольциуса (1558-1617). По словам историка Феодора Шревелиуса (1572-1649), младший де Греббер благодаря своей творческой манере быстро выдвинулся в число лучших живописцев Харлема.

В 1618 году отец и сын отправились в Антверпен и договорились с Питером Паулем Рубенсом о продаже его картины «Даниил в яме со львами». Затем она был передана – через английского посла Британии сэра Дадли Карлтона – королю Карлу I. Де Греббер получил солидные комиссионные не только в Харлеме, но и от принца Оранского Фредерика Хендрика.

Де Греббер плодотворно работал в родном городе с 1621 до 1652 года, кроме этого бывал в Дании, Делфте (1638) и множество раз в Гааге.

Самые ранние картины Питера де Греббера относятся к 1622 году.

Вручение339
Греббер, Питер де
Вручение меча для герба города Гарлем (1630)

Аллегория340
Греббер, Питер де
Аллегория милосердия (1622)
Хьюстон, Музей изобразительный искусств

Несмотря на господствовавший тогда барочный реализм картины Питера де Греббера посвящены религиозным сюжетам, но их заказчиками выступала не только католическая церковь, но и светские организации, и частные лица. В 1628 году он написал аллегорическую картину «Благотворительность» для одного из приютов Гарлема, а два года спустя городской совет заказал ему картон гобелена и картину, иллюстрирующую историю происхождения герба Гарлема.

Несмотря на множество официальных заказов, художник не является членом гильдии Святого Луки Гарлема вплоть до 1632 года и, в отличие от своего отца, никогда не избирался деканом гильдии. Питер де Греббер был уважаем коллегами по цеху и за пределами родного города, так, в Лейдене в доме художника Клэса ван Эгмонда, двоюродного брата его отца, натюрмортист Филипс Ангел (1616-1683) превозносил его за мастерство в передаче анатомии человека, за достоверность в передаче динамики человеческого тела.

Де Греббера можно назвать и теоретиком искусства, в 1649 году в Харлеме вышла его книга с изложением одиннадцати правил искусства, являющихся творческой интерпретацией принципов Карела ван Мандера (1548-1606).

Художник так и не создал собственной семьи, хотя, как показывают несколько выполненных им семейных портретов, в том числе и на сюжет Святого семейства, она была для него значима.


Семья341
Греббер, Питер де. Семейный портрет


Почти половину жизни Питер ван Греббер прожил на территории монастыря бегинок (организованном общиной одиноких вдов), где в 1634 году купил собственный дом. Бегинки не были монахинями в строгом смысле этого слова, хотя вели по-монастырски аскетичный образ жизни и выполняли множество общественно-полезных работ, например, воспитывали сирот. По легенде, художник умер в тот день, когда его дом был продан, это случилось между 24 сентября 1652 года и 29 января 1653 года. Завещание, составленное им, было потеряно, поэтому судить об оставшемся наследстве, в том числе картинах, невозможно.

В настоящее время его бесспорное творческое наследие составляют 70 картин, в котором около 20 портретов выдающихся католических священников.

Знакомый с творческой манерой утрехтских караваджистов, Рубенса и Рембрандта, портрет которого он писал, де Греббер сумел создать свой собственный стиль, он стал предтечей и одной из вершин школы «гарлемского классицизма», создавая картины с достоверной и хорошо продуманной композицией и гармоничным светлым колоритом. Несмотря на это известность Питера де Греббера, как при жизни художника, так и после, не соразмерна его таланту. Как уже отмечено, во времена голландского реализма он основное внимание уделял религиозной живописи, а не жанровым сценам, в том числе создавал алтарные композиции для подпольных католических храмов.

Так поступали многие католические художники после того, как в Северных Нидерландах победил кальвинизм, но произведения Питера де Греббера отличает глубокая вера. На фоне его картин совершались мессы в католических церквах, которые официально с 1578 года были запрещены в Голландской республике. Тайные католики особенно активны были в Гарлеме, где глава церкви делал крупные заказы в период 1590-1640 годов. Ни один художник Гарлема не получал больше пользы от этого покровительства, чем де Греббер, который, помимо большого художественного таланта, имел близкие семейные связи с духовенством. Он также получил множество заказов от многих подпольных церквей за пределами Гарлема, и написал несколько алтарей для церквей в Брюгге и Генте.

Среди его учеников были Эгберт ван Хемскерк, называемый Младшим, (1634-1704) и английский живописец Питер Лели (1618-1678), некоторые источники называют в числе учеников и Никласа Берхема.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеются три работы Эгберта ван Хемскерка Младшего (1634-1704). Хемскерк родился в Гарлеме в семье врача Яспера ван Хемскерка. После смерти отца мать Мэридж ван Стрален в 1651 году снова вышла замуж, отчимом Эгберта стал Ян Вайнанс, сын которого, полный тезка отца, был успешным пейзажистом.

Эгберт ван Хемскерк Младший учился у Питера ван Греббера и стал членом гильдии Святого Луки с 1664 года. В отличие от своего учителя Хемскерк писал остросатирические жанровые картины и портреты.

Монах342
Хемскерк, Эгберт ван Младший
Пьяный монах (около 1650)
Музей Бредиуса, Гаага

Алхимик343
Хемскерк, Эгберт ван Младший
Алхимик в своей лаборатории
Институт истории науки, Филадельфия

В начале 1680-х годов Хемскерк переехал в Лондон, где одна из его сатирических картин серьезно осложнила ему жизнь, вызвав гнев короля Карла II. Его картина из БСИИ также проникнута острой сатирой на нравы раннекапиталистической Голландии. На первый взгляд, сюжет довольно невинный: в центре – танцующие мужчина и женщина на фоне сооружения с аркой, в правой части – словно бы беседующая пара.


2822
Хемскерк, Эгберт ван Младший
Крестьяне на постоялом дворе
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 89×72 см
БСИИ ASG, инв. №04-2822


Однако при подробном рассмотрении сцена «развлечения» на постоялом дворе приобретает иной характер. Необустроенность территории, отсутствие какой-либо зелени, мрачные обветшавшие строения контрастируют с тем настроением, с которым люди обычно предаются пению, танцам и невинному флирту. Достаточно вольное обращение проезжающих господ с местными женщинами в сочетании с желанием крестьянина поскорее увести отсюда ребенка, что демонстрирует художник на заднем плане, не оставляют каких-либо сомнений в истинном характере разворачивающегося действа. Стойкая бедность заставляет мужчин терпеть происходящее, а возможно даже и подталкивать к нему своих жен, испытывая чувство острого стыда – два персонажа слева поглубже надвинули на глаза свои шляпы, а несколько мужчин спешно покидают постоялый двор. Наконец, полную расшифровку смысла сцены дает нам как раз любезничающая парочка на переднем плане справа – рядом с ними полупустая бутыль – символ греха и пьянства, а желто-красное одеяние женщины свидетельствует о порочной любви.

Сегодня работы Хемскерка находятся в Государственном музее в Амстердаме, в Лувре, в Национальной галерее Виктории, Мельбурне, Кембридже, Государственном Эрмитаже и др.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
wikipedia.org
the-athenaeum.org
theleidencollection.com
wikipedia.org

Поделиться:
Яндекс.Метрика