Устричный пирог
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится уникальный ранний натюрморт Франса Снейдерса, написанный живописцем около 1610 года. Данная композиция, исполненная на паре досок, внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765). Размеры этой картины ещё не столь велики (50×66 см), как в наиболее известных работах Снейдерса, но уже здесь ощущаются все те черты, которые будут присущи лучшим произведениям мастера – радость восприятия земных благ, любовь к окружающему миру и желание пробудить вкусовые и обонятельные ощущения у зрителя.
Франс Снейдерс
Натюрморт с устрицами и
куропатками
Фландрия, около 1610 года
Дерево, масло. 50×66 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1781
На переднем плане художник изобразил пару куропаток и хлеб, справа – фрукты, среди которых выделяются лимон и мандарин, а слева – раскрытые устрицы на раковинах – морской деликатес, неизменно придающий натюрмортам художника ощущение изысканности и свежести. Устрицы у Снейдерса представлены на «Натюрморте с лебедем» (1640-е годы, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва), в картинах «Рыбная лавка» из Королевского музея изящных искусств Брюсселя, «Кладовая» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель) и «Кухонном натюрморте» (1605 – 1610 годы, частная коллекция). Устрицам с работы мастера из собрания ASG ближе всего моллюски «Натюрморта с рыбой, овощами и бобром», написанного в том же 1610 году (делфтский музей «Принсенхоф»). Здесь несколько раскрытых устриц изображено в правом нижнем углу. В обоих случаях их мякоть имеет пастельный оттенок розового, внутренняя поверхность створок переливается перламутром, а края раковин – тёмные.
Франс Снейдерс
Натюрморта с рыбой,
овощами и бобром
1610 год
97×126 см
Музей «Принсенхоф», Делфт
![]() Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с рыбой, овощами и бобром» с изображением устриц в правой части Музей «Принсенхоф», Делфт
|
|
|
|
|
|
Продолжая далее анализировать передний план натюрморта Снейдерса из собрания ASG, «двигаясь» слева направо, мы переходим к битой птице. Две куропатки с мастерски воспроизведённым оперением лежат грудками вверх. У той, что покрупнее, голова повернута набок. Она имеет на груди два характерных тёмно-коричневых пятнышка. Эти же пятна Снейдерс изобразил у куропаток и на картинах «Натюрморт со спаниелем и щенками» (Государственные художественные собрания Дрездена) и «Натюрморт с серым попугаем» (1630-е годы, Художественный музей Северной Каролины).
|
|
|
|
Франс Снейдерс
Натюрморт с серым попугаем
Холст, масло. 93×135 см
Художественный музей, Северная Каролина
На натюрморте из Большого собрания изящных искусств ASG птицы расположились рядом с цитрусовыми – лимоном и мандаринами. Подобное соседство встречается и в левой части «Кухонного натюрморта» 1614 года из Музея Бойманса – ван Бёнингена (Роттердам), а также на холсте «Натюрморт с дичью, лобстером, фруктами и овощами» Баварского государственного собрания картин. Во всех трёх случаях представленные лимоны имеют крупные выразительные бугорки. В композициях Снейдерса из Роттердама и Баварского собрания мандарины написаны с подсохшими основаниями плодоножек. У мандарина, написанного возле правой кромки картины из собрания ASG, части плодоножки не сохранилось. На её месте осталось лишь небольшое углубление.
|
|
|
|
Франс Снейдерс
Натюрморт с дичью, лобстером,
фруктами и овощами
Холст, масло. 91×127 см
Баварское государственное собрание
картин
На заднем плане «Натюрморта с устрицами и куропатками» из собрания ASG Снейдерс написал стеклянный сосуд с золочением слева и необычный по форме высокий пирог справа. Сосуд имеет узкую горловину, объёмное тулово и круглую крышку-заглушку. Этот же сосуд художник включил в композиции двух натюрмортов, один из которых находится в частной коллекции, другой – в Музее Вальрафа-Рихарца (Кёльн). На картине из частного собрания тулово сосуда заслоняют два глубоких блюда, расписанных кобальтом. В работе из немецкого музея сосуд стоит вверху на полке среди другой посуды и снеди.
|
|
Франс Снейдерс
Кухарка
1630-е годы
Холст, масло. 88,5×120 см
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
|
|
На холсте из музея Вальрафа-Рихарца рядом с сосудом находится пирог. Пироги редко встречаются в произведениях Снейдерса. Практически всегда они фаршированы ягодами или мясом. Высокие круглые пироги подобной «конструкции» можно видеть и в работах Виллема Класа Хеды (1593/1594 – 1680/1682), например, «Завтрак с ежевичным пирогом» (1631 год, Дрезденская картинная галерея) или «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645 год, Веймарский замок, Германия).
|
|
Однако пирог на картине Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG имеет нестандартную трёхчастную форму и декор в виде лепных украшений из теста. Края его сверху и снизу обрамлены такой же плетёнкой, что и на пироге с натюрморта «Кухарка».
Фрагмент картины
Франса Снейдерса
«Натюрморт с
устрицами и
куропатками» с
изображением пирога в
правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-
1781
Пирог закрыт, и мы не можем с уверенностью утверждать, что у него внутри, но предположение сделать можно. Рядом с пирогом Снейдерс изобразил цитрусовые и дичь, давая понять, что именно они составляют начинку пирога. В Европе такие пироги называли «Game pie», что дословно можно перевести как пирог с дичью. В качестве начинки для таких пирогов чаще всего использовали мясо куропатки, фазана, голубя, в комбинациях с индюком, кроликом, оленем, различными фруктами и специями. Оболочку из теста, куда помещалась начинка, рассматривали просто как форму для запекания мяса и порой не употребляли в пищу, называя её «гробом» (анг. «coffin»). В то время для выпечки, вероятно, уже существовали разъемные формы: дно отдельно, разъемная обечайка отдельно. Часто, чтобы дать понять какова начинка закрытого пирога, сверху он украшался чучелом той птицы, которая применялась при его готовке. На картине Питера Класа «Натюрморт с пирогом из индейки» представлен подобный вариант с чучелом птицы на пироге в глубине справа. Здесь же изображён ещё один пирог, внутри которого лежит ломтик лимона или апельсина, чернослив и изюм. Основой для этой смеси служит рис, пшено или ячневая крупа.
|
|
Питер Клас
Натюрморт с музыкальными инструментами
1623 год
Холст, масло. 69×122 см
Лувр, Париж
В ходе исследования нами были выявлены натюрморты старых мастеров с изображениями круглых пирогов. Аналогичный по форме трёхчастный пирог, как на картине Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG, нам удалось обнаружить лишь на одной картине фламандского художника Осиаса Беерта (ок. 1580 – 1623). Хотя пирог, написанный в данной композиции, значительно ниже пирога с работы Снейдерса.
|
|
Данное совпадение может быть неслучайным. Художники были ровесниками, оба работали в Антверпене и одновременно вступили в гильдию Святого Луки в 1602 году. Возможно, для своих натюрмортов они заказывали пироги в одной и той же пекарне. В XVII веке в гильдиях существовали строгие правила относительно форм и размеров выпечки. Пирожники каждого европейского города, включая Антверпен, получали право на изготовление пирогов определённой формы – те, кто пекли квадратные пироги, не могли печь круглые, и наоборот. Если кодекс этот нарушался, то пекаря исключали из гильдии.
Франс Снейдерс и Осиас Беерт принадлежат к раннему поколению натюрмортистов Фландрии. Их работы ещё близки голландской живописи со сдержанным мягким колоритом, гармоничной компоновкой предметов в единую композицию, где каждый из них самоценен и не пытается «перекричать» другие, а также чувством спокойствия, тишины и созерцательного мироощущения. Уже зрелые работы Снейдерса будут написаны в стиле Pronkstilleven, что в переводе с голландского означает «показной», «богато украшенный» или «роскошный» натюрморт. Данный стиль получил распространение в Антверпене в 1640-е годы. Среди его родоначальников, наряду со Снейдерсом, называют Адриана ван Утрехта (1599 – 1652). Их натюрморты подчёркивали изобилие и плодородие родной им фламандской земли. Художники делали акцент на разнообразии предметов – фрукты, цветы, дичь, морские деликатесы, музыкальные инструменты – всё это объединялось в рамках одной композиции, подчас нагромождаясь друг на друга и превращаясь в яркий, красочный каскад, ошеломляющий зрителя.
Адриан ван Утрехт
Банкетный натюрморт
1644 год
Холст, масло. 185×242,5 см
Рейксмюсеум, Амстердам
В стиле Pronkstilleven выдержан натюрморт мастерской Франса Снейдерса «Дичь, плоды и рыба» из Большого собрания изящных искусств ASG, речь о котором пойдёт в нашей следующей публикации. Натюрморт этот неожиданным образом сочетает фрукты, рыбу, дичь, мёртвого зайца, а также духовые музыкальные инструменты, нотную тетрадь и глобус.
Алина БУЛГАКОВА