Сюжет из жизни обитателей птичьего двора
Ещё одной авторской картиной Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG является «Битва петухов». Работа написана на четырёх дубовых досках, расположенных по горизонтали. В собрание ASG она поступила с французского аукциона Estimations-Drouot летом 2012 года, атрибутированная членом Французской ассоциации профессиональных экспертов произведений искусства (Syndicat Français des Experts Professionnels) Патрисом Дюбуа.
Франс Снейдерс
Битва петухов
Фландрия, 1615 год
Дерево, масло. 89×110,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2824
На переднем плане слева изображены два сцепившихся петуха, клюющих друг друга. Тот, что справа подлетел и впился когтями в грудь противника. Он эффектно расправил крылья и хвост. Справа – курица пеструшка, поднявшая левую ногу. На заднем плане – небо, затянутое облаками, а справа – дом с крестьянкой на пороге, дающей корм курицам. В левой части – пейзаж с деревьями, водоёмом и шпилем костёла вдалеке. Снейдерс часто обращался к теме стычек на птичьих дворах. Впервые эта она прозвучала ещё в натюрморте 1614 года из Чикагского института искусств – «Натюрморт с дичью, фруктами и овощами на рынке». Здесь схлестнувшиеся петухи изображены по центру в нижней части.
|
|
Интересно, что петухи у Снейдерса не всегда боролись друг с другом, но, например, и с индюками, как на картине из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Здесь петух противостоит большому индюку. Наблюдает сцену курица у левой кромки. Фоном, как и в композиции из Большого собрания изящных искусств ASG, служат деревья и облачное небо.
Франс Снейдерс
Битва петухов
1650 – 1657 годы
Холст, масло. 88,5×118,5 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
В Национальном музее Прадо (Мадрид) хранятся два полотна с изображениями петушиных схваток. В одном случае действие происходит в курятнике. На переднем плане изображено два петуха-неприятеля друг напротив друга. На заднем – курица, которая аналогичным образом, как и на картине из собрания ASG, подняла ногу над кормушкой.
Франс Снейдерс
Битва петухов в курятнике
1600 – 1657 годы
Холст, масло. 99×144 см
Национальный музей Прадо,
Мадрид
На другой картине из Прадо птицы написаны на открытом птичьем дворе. У правой кромки – та же пеструшка, что и в работе из собрания ASG. Ещё одной близкой деталью являются изображения одинаковых домов, хотя и в разных ракурсах. В композиции из испанского музея дом расположен слева в глубине, на картине из собрания ASG – справа. Стены этих домов имеют тёплый песочный оттенок, а крыши – характерный волнообразный выступ-козырёк над входом.
Франс Снейдерс
Битва петухов
1600 – 1657 годы
Холст, масло. 158×200 см
Национальный музей Прадо,
Мадрид
|
|
Ещё более близкой картине Снейдерса из собрания ASG является работа «Битва петухов» 1615 года Берлинской картинной галереи. Обе композиции написаны на дереве. На картине из Берлинской галереи слева изображены те же петухи, в тех же позах и ракурсах, что и в работе из собрания ASG. Однако её правая часть отличается. В композиции из Берлинского музея изменён окрас курицы, следящей за боем, а также появилась ещё одна птица, клюющая колос пшеницы. Снейдерс изобразил лишь её голову и переднюю часть туловища. Кроме этого переработано и изображение дома в правой части. В берлинской работе мы видим его лишь частично в отдалении. В данном случае живописец отказывается от изображения входа в дом и крестьянки на пороге. Так же здесь отсутствует водоём и шпиль костёла слева на заднем плане.
Франс Снейдерс
Битва петухов
1615 год
Дерево, масло. 71×120
см
Берлинская картинная
галерея
|
|
В частной галерее «Agnews Gallery» в Лондоне есть ещё одна работа Снейдерса, близкая данным. Она также изображает битву петухов, однако в зеркальном отражении к картинам из Большого собрания изящных искусств ASG и Берлинской картинной галереи. Атакующий петух здесь написан слева и выглядит он ещё более воинственным, чем в вышерассмотренных композициях. Правая часть картины Снейдерса из частной коллекции Англии аналогична работе из собрания ASG – в обоих случаях изображена пеструшка, стоящая на одной ноге.
Франс Снейдерс
Битва петухов
Дерево, масло.
54×123 см
Галерея «Agnews
Gallery», Лондон
|
|
В Муниципальном музее Хелмонда находится идентичная работа «Битва петухов», авторство которой сегодня вызывает споры. Ранее она приписывалась нидерландскому анималисту Мельхиору де Хондекутеру (около 1636 – 1695). Сегодня специалисты музея атрибутируют её авторством Снейдерса [1]. Композиционно она наиболее близка работе из Берлинской галереи. На основании этого эксперты атрибутируют её также 1615 годом. Однако здесь в правой части написана ещё одна курица. Притом уровень исполнения работы значительно уступает картине Снейдерса из Берлина, что ставит под вопрос определение авторства самим живописцем, а не его кругом или, даже, последователем.
Франс Снейдерс
Битва петухов
1615 год
Холст, масло. 117×149 см
Муниципальный музей,
Хелмонд
Снейдерс использовал образ дерущихся петухов и в графике. В частности, на подписном рисунке, проходившем на аукционе Sotheby’s в 2014 году, они изображены в правой части. Рисунок этот является подготовительным эскизом к картине «Петушиный бой на птичьем дворе» 1630 – 1650- годов из музея Бурк-ан-Бреса [2].
|
|
Что касается гравюр на тему петушиных боев, то нами не было выявлено эстампов с картины Снейдерса из собрания ASG. В XIX веке Уильям Френч (около 1815 – 1898) изготовил гравюру с картины из Берлинской галереи, которая затем была широко растиражирована. Френч несколько изменил рисунок деревьев и фермы на заднем плане, а также отказался от изображения летящей птицы в левом верхнем углу с картины Снейдерса.
Уильям Френч
Гравюра с картины Франса
Снейдерса «Битва петухов» из
Берлинской картинной галереи
14×17 см [3]
В атрибуции картины Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG эксперт Патрис Дюбуа не приводит её датировку. Но поскольку композиция явно близка работе из Берлинской галереи, то мы также датируем картину из собрания ASG 1615 годом. Таким образом картина «Битва петухов» была написана мастером в зрелый период творчества. В собрании ASG есть натюрморт Снейдерса первого десятилетия XVII века, где ещё сильно влияние голландского искусства. О нём речь пойдёт в нашей следующей публикации.
Алина БУЛГАКОВА
Ссылки:
Vrij naar Frans Snijders
Дата доступа: 12.01.2021.
Frans Snyders. A cock fight in a poultry yard
Дата доступа: 12.01.2021.
Der Hahnenkampf. Cocks-Fighting
Дата доступа: 13.01.2021.