decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Сюжет из жизни обитателей птичьего двора

08.04.2021

Ещё одной авторской картиной Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG является «Битва петухов». Работа написана на четырёх дубовых досках, расположенных по горизонтали. В собрание ASG она поступила с французского аукциона Estimations-Drouot летом 2012 года, атрибутированная членом Французской ассоциации профессиональных экспертов произведений искусства (Syndicat Français des Experts Professionnels) Патрисом Дюбуа.

петухи.jpg
Франс Снейдерс
Битва петухов
Фландрия, 1615 год
Дерево, масло. 89×110,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2824


На переднем плане слева изображены два сцепившихся петуха, клюющих друг друга. Тот, что справа подлетел и впился когтями в грудь противника. Он эффектно расправил крылья и хвост. Справа – курица пеструшка, поднявшая левую ногу. На заднем плане – небо, затянутое облаками, а справа – дом с крестьянкой на пороге, дающей корм курицам. В левой части – пейзаж с деревьями, водоёмом и шпилем костёла вдалеке. Снейдерс часто обращался к теме стычек на птичьих дворах. Впервые эта она прозвучала ещё в натюрморте 1614 года из Чикагского института искусств – «Натюрморт с дичью, фруктами и овощами на рынке». Здесь схлестнувшиеся петухи изображены по центру в нижней части.

800px-Frans_Snyders_-_Still_Life_with_Dead_Game,_Fruits,_and_Vegetables_in_a_Market_-_1981.182_-_Art_Institute_of_Chicago (1).jpg
Франс Снейдерс
Натюрморт с дичью, фруктами и
овощами на рынке
1614 год
Холст, масло. 212×308 см
Чикагский институт искусств

ыыв.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Натюрморт с дичью, фруктами и
овощами на рынке» с изображением
петухов в нижней части по центру
Чикагский институт искусств


Интересно, что петухи у Снейдерса не всегда боролись друг с другом, но, например, и с индюками, как на картине из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Здесь петух противостоит большому индюку. Наблюдает сцену курица у левой кромки. Фоном, как и в композиции из Большого собрания изящных искусств ASG, служат деревья и облачное небо.

Frans_Snyders_-_Fight_of_a_Rooster_and_a_Turkey_Cock.jpg
Франс Снейдерс
Битва петухов
1650 – 1657 годы
Холст, масло. 88,5×118,5 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург


В Национальном музее Прадо (Мадрид) хранятся два полотна с изображениями петушиных схваток. В одном случае действие происходит в курятнике. На переднем плане изображено два петуха-неприятеля друг напротив друга. На заднем – курица, которая аналогичным образом, как и на картине из собрания ASG, подняла ногу над кормушкой.

Frans_Snyders_-_Chicken_coop.jpg
Франс Снейдерс
Битва петухов в курятнике
1600 – 1657 годы
Холст, масло. 99×144 см
Национальный музей Прадо,
Мадрид


На другой картине из Прадо птицы написаны на открытом птичьем дворе. У правой кромки – та же пеструшка, что и в работе из собрания ASG. Ещё одной близкой деталью являются изображения одинаковых домов, хотя и в разных ракурсах. В композиции из испанского музея дом расположен слева в глубине, на картине из собрания ASG – справа. Стены этих домов имеют тёплый песочный оттенок, а крыши – характерный волнообразный выступ-козырёк над входом.

Frans_Snyders_-_Cock_fight.jpg
Франс Снейдерс
Битва петухов
1600 – 1657 годы
Холст, масло. 158×200 см
Национальный музей Прадо,
Мадрид


вава.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва
петухов» с изображением дома в правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-2824

Frans_Snyders_-_Cock_fight.jpgгпг.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва
петухов» с изображением дома в левой части
Национальный музей Прадо, Мадрид

Ещё более близкой картине Снейдерса из собрания ASG является работа «Битва петухов» 1615 года Берлинской картинной галереи. Обе композиции написаны на дереве. На картине из Берлинской галереи слева изображены те же петухи, в тех же позах и ракурсах, что и в работе из собрания ASG. Однако её правая часть отличается. В композиции из Берлинского музея изменён окрас курицы, следящей за боем, а также появилась ещё одна птица, клюющая колос пшеницы. Снейдерс изобразил лишь её голову и переднюю часть туловища. Кроме этого переработано и изображение дома в правой части. В берлинской работе мы видим его лишь частично в отдалении. В данном случае живописец отказывается от изображения входа в дом и крестьянки на пороге. Так же здесь отсутствует водоём и шпиль костёла слева на заднем плане.

Frans_Snyders_-_Cockfight.jpg
Франс Снейдерс
Битва петухов
1615 год
Дерево, масло. 71×120
см
Берлинская картинная
галерея


грг.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Битва петухов» с изображением петухов в
левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-2824

рог.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Битва петухов» с изображением петухов
в левой части
Берлинская картинная галерея

В частной галерее «Agnews Gallery» в Лондоне есть ещё одна работа Снейдерса, близкая данным. Она также изображает битву петухов, однако в зеркальном отражении к картинам из Большого собрания изящных искусств ASG и Берлинской картинной галереи. Атакующий петух здесь написан слева и выглядит он ещё более воинственным, чем в вышерассмотренных композициях. Правая часть картины Снейдерса из частной коллекции Англии аналогична работе из собрания ASG – в обоих случаях изображена пеструшка, стоящая на одной ноге.

fighting_cocks_hi.jpg
Франс Снейдерс
Битва петухов
Дерево, масло.
54×123 см
Галерея «Agnews
Gallery», Лондон


 вапвап.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва
петухов» с изображением курицы в правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-2824

вавва.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва
петухов» с изображением курицы в правой части
Галерея «Agnews Gallery», Лондон

В Муниципальном музее Хелмонда находится идентичная работа «Битва петухов», авторство которой сегодня вызывает споры. Ранее она приписывалась нидерландскому анималисту Мельхиору де Хондекутеру (около 1636 – 1695). Сегодня специалисты музея атрибутируют её авторством Снейдерса [1]. Композиционно она наиболее близка работе из Берлинской галереи. На основании этого эксперты атрибутируют её также 1615 годом. Однако здесь в правой части написана ещё одна курица. Притом уровень исполнения работы значительно уступает картине Снейдерса из Берлина, что ставит под вопрос определение авторства самим живописцем, а не его кругом или, даже, последователем.

1bba4124-ccf9-c862-5d6e-380e94aff76f.jpg
Франс Снейдерс
Битва петухов
1615 год
Холст, масло. 117×149 см
Муниципальный музей,
Хелмонд


Снейдерс использовал образ дерущихся петухов и в графике. В частности, на подписном рисунке, проходившем на аукционе Sotheby’s в 2014 году, они изображены в правой части. Рисунок этот является подготовительным эскизом к картине «Петушиный бой на птичьем дворе» 1630 – 1650- годов из музея Бурк-ан-Бреса [2].


fdfd.png
Франс Снейдерс
Петушиный бой на
птичьем дворе
Перо, коричневые
чернила, чёрный мел
20×29 см
29 января 2014 г., Нью-
Йорк, аукцион
Sotheby’s, лот 10
$ 17,500 (эстимейт $
8,000 – 12,000)

fgyhfgyh.png
Фрагмент рисунка Франса Снейдерса
«Петушиный бой на птичьем дворе» с
изображением петухов в правой части
29 января 2014 г., Нью-Йорк, аукцион
Sotheby’s, лот 10

Что касается гравюр на тему петушиных боев, то нами не было выявлено эстампов с картины Снейдерса из собрания ASG. В XIX веке Уильям Френч (около 1815 – 1898) изготовил гравюру с картины из Берлинской галереи, которая затем была широко растиражирована. Френч несколько изменил рисунок деревьев и фермы на заднем плане, а также отказался от изображения летящей птицы в левом верхнем углу с картины Снейдерса.

22836102410.jpg
Уильям Френч
Гравюра с картины Франса
Снейдерса «Битва петухов» из
Берлинской картинной галереи
14×17 см [3]


В атрибуции картины Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG эксперт Патрис Дюбуа не приводит её датировку. Но поскольку композиция явно близка работе из Берлинской галереи, то мы также датируем картину из собрания ASG 1615 годом. Таким образом картина «Битва петухов» была написана мастером в зрелый период творчества. В собрании ASG есть натюрморт Снейдерса первого десятилетия XVII века, где ещё сильно влияние голландского искусства. О нём речь пойдёт в нашей следующей публикации.





Алина БУЛГАКОВА

Ссылки:
Vrij naar Frans Snijders
Дата доступа: 12.01.2021.
Frans Snyders. A cock fight in a poultry yard
Дата доступа: 12.01.2021.
Der Hahnenkampf. Cocks-Fighting
Дата доступа: 13.01.2021.

Поделиться: