Охотничья серия великого анималиста
В коллекции фламандской живописи XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG живопись Франса Снейдерса (1579 – 1657), а также его учеников, художников из близкого окружения и последователей занимает особое положение. Каждая из этих картин по-своему уникальна. Всего в собрании ASG на сегодняшний день хранится девять картин как самого Снейдерса, так и его учеников, живописцев из окружения и последователей. Данной статьёй мы открываем цикл из девяти публикаций, каждая из которых поочерёдно будет посвящена атрибуции и искусствоведческому анализу одной из этих картин. Начнём мы с работ, исполненных самим Снейдерсом – это «Собаки на кухне», «Олени, загнанные сворой собак», «Битва петухов» и ранний «Натюрморт с устрицами».
«Олени, загнанные сворой собак» были написаны Снейдерсом в сотрудничестве с Паулем де Восом (1591/1592 – 1678). В нашей статье мы не станем подробно освещать биографии этих художников, как и не будем приводить лучшие их работы. Здесь мы рассмотрим лишь данную картину из собрания ASG, изложим все известные нам на сегодняшний день сведения о ней, установим долю участия де Воса в написании этого полотна, а также опубликуем его аналоги в крупных музейных собраниях.
Франс Снейдерс в
сотрудничестве с Паулем де
Восом
Олени, загнанные сворой
собак
Фландрия, XVII век Холст, масло. 200×330 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0495
Данная работа поступила в собрание ASG в 2010 году. Прежде она находилась в коллекции герцога Филиппа-Франсуа д'Аренберга (1625 – 1674) – военного и государственного деятеля Испанских Нидерландов, князя Священной Римской империи, герцога ван Арсхота и гранда Испании первого класса. Аренберги или Аремберги (Arenberg, Aremberg) относятся к младшей ветви бельгийского дома Линей, глава которой носит титулы герцога Аршо и князя Аренберга. Из всех имперских князей Аренберги были старшими по времени обретения княжеского титула.
Антонис ван Дейк
Портрет Филиппа-Франсуа д'Аренберга
1640-е годы
Холкем-холл, Норфолк
Резиденцией герцогского дома был позднеготический замок Аренберг, ныне расположенный на окраине Лёвена в Бельгии. Сейчас замок находится в собственности Лёвенского католического университета, здесь размещается инженерный факультет. В замке представлена коллекция живописи герцогов д'Аренберг. Вероятно именно тут хранились и «Олени, загнанные сворой собак» Снейдерса и Пауля де Воса из Большого собрания изящных искусств ASG.
|
|
В 2007 году «Олени, загнанные сворой собак» экспонировались на выставке в Пекине. Один из четырёх аналогов этой композиции хранится в Вене в собрании княжеского дома Лихтенштейнов (дворец на Фюрстенгассе), второй был продан 17 июля 1981 года в Лондоне на аукционе Christie’s (№ 156), третий – экспонируется в Старой пинакотеке Мюнхена, а четвёртый – в музее Прадо в Мадриде.
|
|
Работа из Старой пинакотеки Мюнхена наиболее близка картине из Большого собрания изящных искусств ASG. Изображения животных – оленей и собак - повторяются в обоих случаях довольно точно, а вот пейзажи разнятся. На картине из Мюнхена практически весь задний план занимает изображение облачного неба. Лишь по центру вдали и слева мы видим деревья. Пейзаж из собрания ASG куда более богат растительностью. Густые, затенённые кусты и деревья слева и справа подобно кулисам фланкируют сцену схватки животных. В отдалении изображена гора на фоне голубого неба с кучевыми облаками. Практически совпадают и размеры композиций. Однако специалисты Старой пинакотеки атрибутируют данное полотно исключительно именем Снейдерса, ничего не говоря о возможном участии в его создании учеников художника. В Национальном музее Прадо «Охота на оленя» атрибутирована как работа Снейдерса и его учеников (мастеровых). Мастерская работала над общей композицией произведения, а Снейдерс, будучи уже мэтром и признанным мастером, только дорабатывал её, вносил последние штрихи. Эксперты музея Прадо в данном случае не называют конкретных имён учеников. До недавнего времени полотно из Большого собрания изящных искусств ASG также было атрибутировано Снейдерсом и его мастерской. Однако в ходе наших исследований сегодня мы можем утверждать, что в создании данного произведения принимал участие один из лучших учеников Снейдерса – Пауль де Вос. Пауль де Вос часто писал сцены охоты на оленей. Делал он это самостоятельно, а иногда и в сотрудничестве с другими живописцами. В Национальном музее Прадо находится «Охота на оленей» де Воса, а в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) картина с аналогичным названием, написанная живописцем при участии Яна Вильденса (1585/1586 – 1653).
|
|
В работе из Эрмитажа де Вос написал животных, а Вильденс – пейзаж. Вильденс – великолепный мастер ландшафта, который творил в альянсе с лучшими фламандскими художниками эпохи. Например, в Доме Рубенса в Антверпене есть композиция «Диана и её нимфа, охотящиеся на оленей», где людей исполнил Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640), животных – Пауль де Вос, пейзаж – Ян Вильденс.
Питер Пауль Рубенс
Пауль де Вос
Ян Вильденс
Диана и её нимфа, охотящиеся на оленей
Между 1635 – 1640 годами
Холст, масло. 155×199 см
Дом Рубенса, Антверпен
Снейдерс также часто работал с этими мастерами. Так, с Яном Вильденсом они написали «Охоту на оленей» из Королевского музея изящных искусств Брюсселя. Замечателен и тандем Снейдерса с Антонисом ван Дейком (1599 – 1641). Около 1618 года они вместе создали «Охоту на кабана» из Старой пинакотеки. Ван Дейк написал фигуры охотников, Снейдерс – собак и кабана.
|
|
На картине, написанной с ван Дейком, в левом нижнем углу Снейдерс пишет собаку светлого окраса. Она лежит на земле, раскрыв пасть и повернув голову в сторону кабану. Собака выпрямила задние лапы, на одной из них – кровоточащая рана. Позднее, около 1640 года, Снейдерс повторит изображение этой собаки всё в том же левом нижнем углу на картине «Охота на кабана» из Палаццо Питти во Флоренции. Близкое этим изображение собаки (несколько видоизменена поза и окрас) есть ещё на одной «Охоте на кабана» Снейдерса из Национального музея в Познани.
Франс Снейдерс
Охота на кабана
Около 1640 года
Холст, масло. 214×311 см
Палаццо Питти, Флоренция
|
|
Снейдерс неоднократно работал с данным изображением и переосмыслял его. Об этом свидетельствует его рисунок из Института искусств Курто (Лондон) с изображением лежащей на земле собаки. Собака с идентичным ошейником так же повернула голову, однако теперь её передние и задние лапы согнуты. Появляется в данном случае и пушистый хвост.
Франс Снейдерс
Собака, лежащая на
земле
Бумага, чёрный мел
28,5×44 см
Институт искусства
Курто, Лондон
Собаку с этого рисунка повторил в своей «Охоте на кабана» Пауль де Вос. На картине из Художественно-исторического музея Шомона (Франция) она представлена слева на переднем плане с кровоточащей на груди раной. Де Вос видоизменил хвост, сделав его длинным и короткошёрстым.
|
|
Эту же собаку Пауль де Вос написал в правой части на картине «Олени, загнанные сворой собак» из собрания ASG. Она так же повернула голову влево от зрителя и припала животом к земле, но на её груди нет раны. Изменён и рисунок хвоста.
Фрагмент картины «Олени, загнанные
сворой собак» с изображением собаки в
правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-0495
Кроме этого в Большом собрании изящных искусств ASG есть композиция мастерской Пауля де Воса «Травля кабана», где в правой части присутствует аналогичное изображение собаки.
|
|
Далее мы проанализируем изображение собаки в правой части, частично скрытой рогами оленя.
|
|
Схожие изображения собак нами обнаружены в трёх работах Франса Снейдерса: «Охота на кабана» из Национальной галереи Шотландии в Эдинбурге (1630-е годы), «Охота на кабана» из Национального музея Швеции в Стокгольме и «Охота на кабана» из Музея изящных искусств Бостона (1625 – 1630-е годы).
|
|
![]() Франс Снейдерс Охота на кабана Между 1625 – 1630 годами Холст, масло. 220,5×505 см Музей изящных искусств, Бостон
|
|
Такая собака в этом же ракурсе изображена слева (перед копытами оленя) на полотне Пауля де Воса из Государственного Эрмитажа.
|
|
Изображения этих собак на картинах из Эрмитажа и собрания ASG очень близки. Причём де Вос в обоих случаях скрывает передние лапы собак: на картине из собрания ASG они находятся за задними ногами вставшей на дыбы собаки, на эрмитажной они прикрыты мордой другого пса. Снейдерс в обоих случаях ничем не заслоняет лапы своих собак. У правой кромки картины из Большого собрания изящных искусств ASG мы видим переднюю часть морды собаки. Фламандские анималисты XVII века часто прибегали к подобным композиционным приёмам для создания в изображении эффекта динамики– ещё секунда и собака «влетит» в фокус основного изображения. Эта собака имеет чёрно-белый окрас. Схожее изображение присутствует всё в той же композиции Пауля де Воса из Эрмитажа. Здесь он добавил вытянутую вперед лапу.
|
|
Таким образом, мы пришли к выводу, что три собаки в правой части композиции полотна из собрания ASG выполнены Паулем де Восом. Далее мы разберём левую её часть. И здесь мы обнаружим изображения двух собак, которые встречаются исключительно на картинах Франса Снейдерса. Одна из них выглядывает из небольшой ямы или овражка. Художник изобразил лишь её голову и лапы, которыми она упирается о край ямы. Эта собака имеет светлый окрас. Её пасть раскрыта.
Фрагмент картины «Олени, загнанные
сворой собак» с изображением собаки
в левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-0495
В Баварском государственном собрании картин Мюнхена представлена «Охота на медведей» Франса Снейдерса. Тут в правой части за фигурой собаки, вставшей на задние лапы, художник изобразил такую же собачью голову.
|
|
В левой же части произведения из собрания ASG под вздыбившим грудь оленем на боку лежит собака. Она откинула голову и приоткрыла пасть. Ещё мгновение и олень всей своей тяжестью придавит её. Такая же собака изображена справа на картине Снейдерса и его учеников «Охота на оленя» из музея Прадо.
|
|
Фрагмент картины «Олени, загнанные
сворой собак» с изображением собаки в
левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-0495
Как мы уже сказали выше, научные сотрудники испанского музея атрибутируют данное полотно Снейдерсом и его учениками. Мы не располагаем данными атрибутационных исследований относительного этого произведения, а потому не можем судить о его авторстве. В этой же композиции присутствует изображение собаки под оленем. Аналогичный ей пёс изображён на картине собрания ASG «Олени, загнанные сворой собак» в правой части. В нашем случае, мы пришли к выводу, что написал её Пауль де Вос. Изображения очень похожи. Однако рисунок шерсти собаки, её здоровый блеск на груди, темнота шершавого нёба на полотне из музея Прадо выполнены с большим мастерством. В то же время, если мы сравним псов с картины «Олени, загнанные сворой собак» из собрания ASG, написанных в правой и левой части, то отметим, что шерсть собак, изображенных слева, прописана тщательнее, с куда большим вниманием к фактуре. Фрагменты левой части композиции из собрания ASG, где особенно видна работа Снейдерса, можно смело сравнивать с картиной из Старой пинакотеки Мюнхена.
Фрагмент картины «Олени, загнанные
сворой собак» с изображением собаки в
правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-0495
![]() Фрагмент картины «Охота на оленя» с изображением собаки по центру Национальный музей Прадо, Мадрид
|
|
Фрагмент картины «Олени, загнанные сворой
собак» с изображением псов в правой части,
исполненных Паулем де Восом
Художник делает акцент на изображении
мускулатуры
БСИИ ASG, инв. № 04-0495
Безусловной доминантой произведения Снейдерса и де Воса из Большого собрания изящных искусств ASG является изображение собаки, поднявшейся на задних лапах. Она изогнулась практически дугой, каждая её мышца напряжена. Оказавшись перед рогами оленя, она вскинулась и повернула голову в его сторону, словно ожидая боли от удара. В искусстве Пауля де Воса мы не найдем подобных этому изображений. У него есть картины, где собаки изображены подброшенными в воздух от ударов рогов животных («Бык, атакованный собаками» из Музея изобразительных искусств Гента, «Охота на кабана» из Художественно-исторического музея Шомона). Это выглядит неожиданно, эффектно, иногда комично, но не красиво. Де Вос не симпатизирует этим собакам. Снейдерс же, напротив, любуется своим животным. Его собака вытянулась во весь рост. Художник словно даёт возможность зрителю оценить её грацию, изящество и силу. Сцены охоты всегда трагичны, ведь они изображают смерть животных. Но в данном случае благородство оленей и высокий прыжок этой собаки, взмывшей над сворой суетливых псов привносят в работу торжественность, звучащую здесь куда сильнее страха гибели. Снейдерс напишет эту собаку лишь дважды – на картине из Большого собрания изящных искусств ASG и мюнхенской Старой пинакотеки.
|
|
В следующей нашей публикации речь пойдёт о картине Снейдерса «Собаки на кухне» из собрания ASG, где в исполнении художника перед нами предстанет совершенно иной харáктерный образ собаки. В ней мы рассмотрим аналог данной работы из музея Прадо, гравюру, а также проанализируем кухонные сцены Снейдерса, стоящие на стыке двух жанров – анималистического и натюрмортного.
Алина БУЛГАКОВА