Французский Рембрандт и его единомышленник из Большого собрания изящных искусств
В декабре 2015 года исполняются круглые даты со дня рождения двух французских художников – 240 лет Франсуа Гране и 220 лет Жану-Батисту Лекеру. Гране является известным жанровым художником, основателем целого художественного направления, а вот о Лекере мы знаем очень мало. Однако картины рассказывают о художнике лучше всяких биографов, и произведение Лекера, хранящееся в БСИИ, свидетельствует о его безусловном знакомстве с Гране.
Франсуа Мариус Гране – французский живописец, пленэрист. Родился в семье каменщика в Экс-ан-Проване, обучался живописи там же у Ж. Константэна. Впоследствии три года учился у Жака-Луи Давида, проживая со своими друзьями – Жироде и Энгром – в бывшем монастыре монахов-капуцинов. Именно здесь его начинает интересовать тихая красота монастырских двориков, изображения которых вскоре его прославят. На его картинах часто можно встретить монастыри с изящными готическими арками, впечатляюще возвышающимися в тесном единении. Их притягательность для зрителя объясняется выбором натуры, ведь часто для строительства монастырей и аббатств выбирали места, которые производят глубокое впечатление.
Франсуа Гране (1775-1849)
В 1802 году Гране отправляется в Италию с желанием освоить гармонию классической пейзажной "сценерии" в ее первоисточнике, где проведет целых 17 лет. Его этюды, воздушные, красивые, с самого начала отражали установку на достоверность изображаемой среды, как этого требовал XIX век. Гране становится известным жанровым художником, у которого появляются подражатели.
По возвращении в Париж в 1826 году Гране поступил на службу в Отдел живописи в Лувре, а в 1830 становится управляющим историческими галереями Версаля, при этом регулярно навещает родной Прованс и воспевает в пейзажах его красоту, где органично сосуществуют солнечные равнины, горы и лазурное море.
Своим трудом и талантом Гране обратил на себя внимание короля Луи-Филиппа и был назначен на должность консерватора Версаля, но в 1848 году лишился ее. После этого он окончательно вернулся в родной город и через год основал здесь музей, подарив ему часть своего творческого наследия. В 1849 году художник умер, и музей стал его последним «произведением».
Собрание картин Гране состояло из 191 произведения, а также сотен рисунков, 200 из которых были в 1850 году переданы в Лувр, где до сих и хранятся.
Музей Гране, располагающийся в здании XVII века, некогда принадлежавшем священнику мальтийского ордена,
является сегодня главной достопримечательностью города Экс-ан-Прован
Ф.-М. Гране Внутренний вид Колизея в Риме
Ф.-М. Гране Монах в монастыре
За умение создавать совершеннейшую гармонию между действующими лицами его произведений и средой Гране называли французским Рембрандтом. Заботясь главным образом о световых эффектах, Гране иногда возвышался до стильности и строгости исторической живописи благодаря выбору сюжетов, местности и индивидуальности фигур.
В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ Гране, однако есть полотно французского мастера XIX века, созвучное в целом творчеству этого живописца. Речь идет о картине Жана-Батиста Лекера (4 декабря 1795 – 1838) «В склепе».
Жан-Батист Лекер В склепе
Франция, XIX в. Холст, масло. 41×33 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3756
Об авторе известно немногое, но, учитывая разницу в возрасте Лекера и Гране (Лекер был на 20 лет моложе), его вполне можно отнести к подражателям Гране. Художник выставлялся в Салоне в период с 1822 по 1837 годы, наверняка, ему были знакомы произведения Гране, поскольку тот в это время работал в Лувре. Перекликаются тематика и настроение многих полотен этих мастеров. Так, на картине из собрания ASG мы видим внутреннее пространство усыпальницы и юношу, сидящего на земле. Он отвернулся от зрителей, словно встревоженный чем-то происходящим снаружи. Внутри склепа, как и полагается, пустынно, тихо и прохладно. Ощущение это усиливается за счет мягкого сумрака, рассеянного лишь светом, падающим сквозь стрельчатую арку, по обе стороны которой – каменные скульптуры коленопреклоненных молящихся. А снаружи – чудесный солнечный день. Яркое солнце освещает колоннаду, поросшую травой и дорожку в саду. Этот небольшой пейзаж, явно выполненный в итальянском духе, как и многие произведения Гране, призван олицетворять саму жизнь, противостоящую смертельной мрачности гробницы.
Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Источники
art-assorty.ru
wikipedia