decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

От «урока в интерьере» к уроку по интерьеру

13.01.2016

В 2016 году исполняется 190 лет со дня рождения Уильяма Эгли – английского художника викторианской эпохи. Широкая публика невысоко ценила творчество художника, считая его приземленным, излишне подробным и неуклюжим. Однако сегодня картины Эгли способны стать руководством по проектированию интерьера XVIII века, столь близкого его сердцу.

Уильям Моу (Мэй) Эгли (1826-1916) – британский художник викторианской эпохи. Учился у своего отца – художника-миниатюриста. Ранние работы были иллюстрациями литературных произведений, популярных в то время, в частности, широко известны его образы Просперо и Миранды из «Бури» В.Шекспира. В юности Эгли «заразился» идеями художников, вошедших в противовес Академии Искусств в творческую группу под названием «Клика» (конец 1830-х-1843гг.), основанную Ричардом Даддом. Как и все члены «Клики», Эгли считал более правильным развивать бытовой жанр, а не высокое академическое искусство. Помогая Уильяму Пауэллу Фрайту (известно, что Эгли выписывал фон на его картинах), художник проникся идеями объединения и в его произведениях, населенных множеством предметов, часто можно встретить вещи, отражающие внутренний мир персонажей.

Большинство его произведений было юмористическими или бытовыми «идиллическими» сценами городской и сельской жизни. Одной из самых известных картин Эгли является «Утренний урок».

Эгли
У.-М. Эгли. Утренний урок

Действие картины происходит в богатом и довольно эклектичном интерьере, наполненном разнообразными предметами. В первую очередь, интересны произведения декоративно-прикладного искусства, аналоги которым можно обнаружить в Большом собрании изящных искусств ASG. Так, например, в камине мы видим парные подставки, использовавшиеся для поддержки поленьев в камине, чтобы в нем не потухал огонь. Они состояли из горизонтальных полок-опор (chevalet), оканчивающихся декоративными элементами – т.н. «головками» (tête de chenet). Иногда их использовали для запекания картофеля в камине. Идентичные подставки хранятся в собрании ASG. Выполненные в виде балюстр, у оснований они украшены чеканными головками детей, шарами, фигурками и дельфинами.

4895
Пара подставок для поленьев
Франция, XVII в.
Бронза, литье, чеканка
45×26×34 см.
Инв. №09-4895 (1,2)

4415
Пара подставок для поленьев
Голландия, XVIII в.
Латунь, литье, чеканка
47 х 39 см.
Инв. №15-4415 (1,2)

Здесь же, возле камина и над ним, – разнообразные предметы мелкой пластики из фарфора и фаянса, среди которых выделяется продукция Делфта. Делфтский фаянс, в частности разнообразные по форме вазы, декорировались классическим сочетанием белого и синего, а также изображениями, связанными с морской тематикой, что объясняется контактами знаменитой голландской Ост-Индской торговой компании со странами Азии в XVII веке. Вдохновленные керамическими произведениями искусства Японии и Китая, голландцы переняли не только технологию их изготовления, но и характерную цветовую гамму, которая позднее будет взята на вооружение русскими мастерами для керамических изделий Гжели.

1036
Набор из пары ваз в форме «рожков» и трех ваз с крышками
Голландия, Делфт, XVIII в.
Фаянс; роспись кобальтом
Высота ваз с крышками 38 см.
Высоты ваз в форме «рожков» 24,5 см.
Инв. №11-1036 (1–5)

2934
Пара ваз
Голландия, Делфт, XIX в.
Фаянс; роспись кобальтом
Высота 44 см.
Инв. №11-2934 (1, 2)

Помимо предметов декоративно-прикладного искусства, на картине мы видим и живописные полотна портретного жанра. Мы не знаем, чьи это работы и кто на них изображен, но они явно носят черты парадности и репрезентативности.

4026
Ауэрбах, Иоганн Готфрид
Германия, XVIII в.
Портрет императора Священной Римской империи Карла VI
Холст, масло. 137×118 см.
Инв. №02-4026

4027
Ауэрбах, Иоганн Готфрид
Германия, XVIII в.
Портрет императрицы Священной Римской империи
Елизаветы Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской
Холст, масло. 137×118 см
Инв. №01-4027

В углу комнаты можно наблюдать напольный английский регулятор, воспринимавшийся уже тогда не просто как часы, а как полноценный предмет меблировки. Их расценивали как один из основных предметов интерьера и эпицентр внимания обитателей гостиных и залов во времена, когда именно зал становится тем местом, где принимали посетителей и гостей. Кроме того, наличие в доме напольного регулятора имело и важное психологическое значение. До того, как были изобретены первые механические музыкальные инструменты, большие дома представляли собой довольно тихое место, оживляемое лишь разговорами их хозяев. Равномерный ход напольных часов создавал размеренный и спокойный звуковой фон.

1231












Напольный регулятор
Англия (Личфилд), ок. 1820 г. (период Регентства)
Стриплинг, Томас Младший (Stripling, Thomas Junior)
Красное дерево, резьба, маркетри; золоченая бронза, чеканка; эмаль (циферблат); стекло
210×49×24 cм.
Инв. №08-1231

Напольный регулятор из Большого собрания изящных искусств ASG был создан как раз в Англии, в первой четверти XIX века. Их корпус, выполненный из красного дерева, довольно прост и декорирован в технике маркетри. Часовой механизм и богато украшенный циферблат с арабскими цифрами подписаны: «Стриплинг в Личфилде» («Stripling à Lichfield»). Кроме того на циферблате изображены четыре времени года в виде женских аллегорических фигур и пейзажей.

Широко известно и имя Томаса Стриплинга Младшего (1765 – 1848) – часовых дел мастера из Англии, последнего из представителей прославленной династии Стриплингов. В партнерстве со своим братом Ульямом, Томас Стриплинг Младший в 1812 году наследует мастерскую своего отца Томаса Стриплинга Старшего в Личфилде. Братья работают вместе вплоть 1842 года.

В Англии был создан и стул, на котором сидит дама в правой части композиции. Стул этот украшен богатым цветочным декором и имеет интересную форму спинки со средником (фр. «barrette», англ. «splat»). Дословный перевод названия этого средника звучит как «заколка». Он находился в центре спинки и выполнялся в виде плоской вертикальной планки. Планка эта могла быть цельной, ажурной или со сквозными отверстиями.

1863
Набор из четырёх стульев
Голландия, XVIII в.
Каркас – массив ореха, бук, маркетри – шпон липы, берёза, резьба
112×55×43 см.
Инв. №11-1863 (1-4)

2086
Пара стульев.
Англия, XIX в.
Дерево, маркетри, резьба
111×52,5×36,5 см.
Инв. № 11-2086 (1,2)

Интересно, что аналогичный цветочный декор с побегами характерен и для предметов мебели, созданных не только в Англии, но и в Голландии в XVIII – XIX столетиях. В частности, девочка-ученица стоит возле небольшого комода, аналогами которому могут послужить комоды из собрания ASG, изготовленные в Голландии. Примечательно, что комоды подобной конструкции имели изогнутые или прямые боковины, а на фасаде располагалось множество ящиков, причем некоторые из них были обманками, служившими в декоративных целях.

2355
Комод
Голландия, XVIII в.
Орех, резьба, золоченая бронза
82х93х53 см.
Инв. №12-2355

2530
Комод
Голландия, XVIII в.
Каркас – массив дуба, шпон – орех, береза, маркетри; золоченая бронза
92×112×60 см.
Инв. №12-2530

Эгли всегда проявлял большой интерес и к мельчайшим деталям костюма, но его картины часто критиковались за неуклюжий, излишне подробный стиль. Художник был весьма плодовитым и преуспевающим, но его работами никогда не восхищались. Драматизм творческой судьбы можно объяснить как тем, что художник опережает время, так и тем, что он отстает от него. Безуспешно Эгли пытался романтизировать предметы интерьера и костюм XVIII столетия в середине XIX века. Это намерение не отвечало вкусам английской публики, которая уже в начале XIX века отдала предпочтение пейзажу, сначала лирическому, а затем реалистическому.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА

Источники
encydia.com
wikipedia.org

Поделиться: