decor
Следите за нашими новостями

ОТ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ ДО БСИИ

26.07.2016

Одному из самых известных итальянских пейзажистов барокко Джузеппе Дзокки официально исполняется 305 лет. Более всего он известен как мастер видового рисунка, получившего широкое распространение в Италии в XVIII веке. Картины Дзокки, воспроизведенные в мозаике, некогда были украшением Янтарной комнаты, подаренной Петру I прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I. В 2009 году на аукционе Bonhams стоимость произведения Джузеппе Дзокки в течение четырех часов выросла на миллион фунтов стерлингов. Большая часть произведений Дзокки находится сегодня в частных собраниях, скрытых от широкой публики, исключение составляет полотно из Большого собрания изящных искусств.

Лабий
Джузеппе Дзокки (1711-1767)

Джузеппе Дзокки родился во Фьезоле (пригороде Флоренции, Тоскана) в семье землекопа в 1711 году. Однако фактическая дата рождения известного художника и гравера может быть иной – 1716-1717 год, в простой семье не создавались генеалогические древа, вполне возможно, что точную дату своего рождения не знал и сам художник. Однако на фронтисписе своей работы на Вилле во Флоренции в 1744 году под автопортретом он проставил возраст – 27 лет.

Учился Дзокки у Раньери дель Pace – одной из главных фигур флорентийского барокко. Начинал с исторических сюжетов, работал во фресковой живописи и испытал влияние Гаспара ван Вителя – голландского художника, практически всю жизнь прожившего в Италии, во время посещения тем Флоренции. Хотя Дзокки был известен среди современников прежде всего как пейзажист, но он также занимался архитектурными и ландшафтными работами. Широкую популярность ему принесли рисунки с видами городов Тосканы, вилл, расположенных на живописных берегах Арно.

В 1738 году, после смерти ван Вителя, богатый коллекционер маркиз Андреа Джерини предложил художнику свою поддержку. В начале 1740-х годов Дзокки стал гостем маркиза Андреа Джерини и работал над различными видами Флоренции, прекрасно выполняя работы в стиле знаменитого Каналетто. Как Франческо Гварди и Каналетто прославили своими работами Венецию, а Джованни Баттиста Пиранези - Рим, то же Джузеппе Дзокки сделал для Флоренции. Маркиз Андреа Джеррини дал Дзокки заказ на отображение всех величайших достопримечательностей Флоренции и её окрестностей. Благодаря поддержке Джерини Дзокки изучал перспективу в Риме, Болонье и Северной Италии, а в 1741 году был принят на первый курс Академии художеств.

Помог формированию мастерства Дзокки и коллекционер Франческо Габурри, он учил его срисовывать картины различных художников в церквях Флоренции и использовать их в качестве основы для гравюр. Этот заказ стал наиболее известной работой Дзокки - две серии сделанных по его собственным чертежам гравюр под названием «Подборка двадцати четырех видов основных районов, площадей, церквей и дворцов города Флоренции и местностей в Тоскане», опубликованных в 1744 году и оплаченных маркизом Джерини.

Между 1739 и 1741 годами Дзокки также побывал в Венеции, где был студентом Иосифа Вагнера и изучал искусство гравюры. Иосиф Вагнер был признанным гравером и создавал портреты коронованных особ, в частности, Петра I и Елизаветы Петровны.

Лабий
Портреты Елизаветы Петровны, Петра I, графа Бестужева-Рюмина,
выполненные Иосифом Вагнером, входят теперь в реестр утраченных культурных ценностей РФ.
Увидеть их можно на портале «Культурные ценности – жертвы войны»

Ведуты Дзокки выполнены коричневыми и черными чернилами и размывкой бистром (пигментом из сажи). Основным средством выразительности мастера является линия. Художник скрупулезно, порой с юмором воспроизводит увиденное на площадях и улицах города: человеческие фигурки, едущие кареты, дерущихся собак. В его рисунках фигуры людей выглядят всегда очень живо: чинно прогуливаются кавалеры и дамы в аристократическом районе, просят милостыню калеки у здания госпиталя, торжественно движется процессия прелатов и идущая за ней толпа в день религиозного праздника.

Туристы охотно приобретали работы Дзокки, служившие воспоминанием о прекрасной архитектуре, увиденной в Тоскане. Рисунки Джузеппе Дзокки отразили характерный для века Просвещения интерес к передаче естественной природы. В его ведутах точная фиксация увиденного на натуре сочетается с попыткой передать эмоциональное отношение к изображаемому мотиву.

Свой нереализовавшийся талант художника-монументалиста Дзокки попытался в 1754-1760-х годах применить в качестве официального рисовальщика при "Pietre Dure" («Твердые камни») - флорентийской фабрике по изготовлению мозаик, где он был официальным дизайнером и гравером вплоть до своей смерти (22 июня 1767 года от чумы).

Флорентийская мозаика считается самой сложной мозаичной техникой. Она появилась в XVI веке и собиралась из плоских кусочков разноцветных камней неправильной формы. При этом использовались мраморы ценных пород, агаты, сердолики, лазурит, перламутр, дендриты (окаменевшее дерево). Труд этих художников вызывает чувство восхищения, ведь нелегко даже просто отрезать каменную пластину нужных размеров. Но при этом она должна еще попасть в оттенок фрагмента живописного оригинала, повторить все очертания рисунка в мозаичном наборе.

Еще большую сложность представляло изготовление сюжетных картин, выполненных с максимальным приближением к живописным оригиналам. Над мозаиками работало более 100 человек. За 150 лет своего существования мастерской удалось изготовить менее 100 подобных произведений. Группа мастеров-камнерезов "Pietre Dure" во главе со знаменитым в ту пору резчиком по камню и графиком Луи Сириесом дважды повторила серию из четырёх работ Дзокки - «Вкус», «Зрение», «Слух» и «Осязание и обоняние». Четыре украсили интерьеры венского дворца Хофбург, где они хранятся и поныне, а остальные в 1755 году были преподнесены в дар русской императрице Елизавете Петровне. В дальнейшем работы украсили Янтарную комнату.

Лабий
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса.
Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно.
В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции
в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств:
Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.

Янтарную комнату называли "восьмым чудом света", это уникальное по своим размерам и технике исполнения произведение декоративно-прикладного искусства и одна из наиболее ярких достопримечательностей Екатерининского дворца в Царском Селе.

Янтарные панели, созданные в конце XVII - начале XVIII в. и составлявшие основу этой легендарной комнаты, были подарены в 1716 году Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в знак укрепления союзнических отношений двух государств. Однако мозаичные картины появились в убранстве комнаты несколькими десятилетиями позже, при его дочери императрице Елизавете Петровне. По ее повелению в Большом царскосельском (Екатерининском) дворце, который перестраивался в то время по проекту Ф.Б. Растрелли, должна была возникнуть Янтарная комната. Растрелли гармонично вписал четыре мозаичные картины в огромные янтарные рамы и придал изысканному интерьеру особое великолепие.

Лабий
На картине Дзокки «Осязание и обоняние» изображены две влюбленные парочки, присевшие на руинах старинного замка.
В одном случае молодой человек дает понять даме о своих чувствах нежным прикосновением к ней,
другой кавалер церемонно предлагает возлюбленной насладиться ароматом сорванного цветка.
Сюжет и определяет название картины

Лабий
Дзокки Д. Скульптор в своей мастерской БСИИ № 04-1738. Холст, масло. 72х93см

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется картина, принадлежащая кисти Д. Дзокки – «Скульптор в своей мастерской». Произведение в полной мере отражает универсальное мастерство художника – портретиста (мы видим черты явного сходства персонажа и художника), графика и пейзажиста. Как и в ведутах, в картине основным выразительным средством служит линия, скупая и предельно четкая. Благодаря ей композиция, наполненная множеством предметов, различающихся по форме, фактуре и объему, не выглядит перегруженной. Дзокки – незаурядный колорист, обилие серо-коричневых тонов разнообразного оттенка позволяет передать ему текстуру различных пород камня, холодный блеск мрамора, рыхлость глины и т.д. Дзокки великолепен и как пейзажист, в небольшом фрагменте выразив глубину и чистый тон итальянского неба. Наконец, Дзокки верен себе и в пристрастии к руинам, современники считали, что в умении рисовать их ему не было равных.

Лабий
Дзокки Д. "Вид на Тибр, замок святого Ангела и собор святого Петра"

В июле 2009 года картина Дзокки стала сенсацией европейского арт-рынка. Его пейзаж "Вид на Тибр, замок святого Ангела и собор святого Петра", выставленный на торги дома Bonhams с оценкой в 150-250 тысяч фунтов стерлингов, в конце концов был продан за 1,3 миллиона фунтов стерлингов после ожесточенного спора между двумя коллекционерами. Газета The Daily Telegraph отмечала, что для живописи Дзокки это - мировой рекорд. Поначалу в каталоге Bonhams работа значилась как принадлежащая кисти другого итальянского мастера: Андреа Локателли, однако накануне торгов атрибуция была уточнена.

— Два джентльмена торговались более двух часов, — рассказывал английский коллекционер участник аукциона Том Рейнолдс. — Когда цена полотна достигла полумиллиона фунтов, никто не хотел торговаться. Эти двое продолжали выкрикивать друг перед другом все большие и большие суммы. В конечном итоге кто-то сказал миллион триста тысяч, и я услышал удар молотка и слово "Продано!" Кто купил картину Дзокки — неизвестно. Дирекция аукциона не разглашает имен своих покупателей.

Светлана БОРОДИНА

gazeta.ua
livejournal
enc-dic.com
museum.ru

Поделиться: