decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Галерея старых мастеров Международного института антиквариата

20.03.2015

С 3 марта по 17 мая 2015 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) пройдет выставка «Новая жизнь старых мастеров», посвященная будущему Музейному городку, в состав которого войдет постоянная экспозиция Галереи искусства старых мастеров. Галерея откроется в 2019 году в здании усадьбы Вяземских–Долгоруковых и станет одной из составляющих Музейного городка. Здесь посетители музея смогут увидеть работы выдающихся художников XVII – начала XIX вв. основных европейских школ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На выставке «Новая жизнь старых мастеров» экспонируются полотна прославленных испанских, немецких и австрийских живописцев XVII – начала XIX вв. Среди испанцев, безусловно, выделяются Франсиско де Сурбаран, Хусепе Рибера, Антонио Переда, Вальдес де Леаль, Бартоломе Эстебан Мурильо, Луис Моралес и Эль Греко. Немецкая и австрийская школы, ранее представленные в музее лишь единичными работами, теперь могут похвастаться такими громкими именами как Антон Граф, Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих, Ангелика Кауфман, Иоганн Лисс, Якоб Филипп Хаккерт и Франц Антон Маульберч.

Большое собрание изящных искусств ASG также обладает уникальными коллекциями живописи старых мастеров испанской и немецкой школ XVII – XVIII вв. Коллекции не столь значительны по объему, но замечательны отдельными уникальными образцами. Например, полотно последователя Хусепе Риберы (1591 – 1652) «Святой Иероним».

1974452.JPG
Хусепе Рибера "Святой Иероним". Италия, XVII в. Холст, масло. 96×70 см // БСИИ ASG Инв. № 02-1040

Святой Иероним (лат. – Hieronymus; итал. – Geronimo или Girolamo) (342 – 420 гг.) – создатель канонического текста Библии на латинском языке. Его полное имя – Евсевий Иероним Софроний. Он родился в Стридоне в Далмации. Один из четырех латинских отцов Церкви. Обычно изображался седовласым, бородатым и полуобнаженным. Его атрибутом является череп. В данном случае святой изображен в пустыне в момент, когда он слышит трубы ангелов над своей головой, возвещающие о Страшном суде.

Интересно, что хотя картина из собрания ASG и написана последователем испанского мастера, атрибутирована она итальянской школой, поскольку сам Рибера жил и работал в Парме, Риме и Неаполе, где попал под влияние Караваджо. Кроме того композиция является повторением картины Хусепе Риберы «Святой Иероним» из собрания Дориа-Памфили (Рим) и близка «Святому Иерониму» из собрания Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Однако, полотно отличается не только деталями, но и самим пониманием натуры. Подобная моделировка форм человеческого тела характерна более позднему времени, что позволяет отнести полотно к работам итальянской школы кон. XVII – XVIII вв.

1974452.JPG
Хусепе Рибера "Святой Иероним". Галерея Дориа-Памфили, Рим

Другим именитым испанцем является Хуан де Вальдес Леаль (1622 – 1690). В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся три картины, одна из которых – «Голова Иоанна Крестителя» – написана самим Вальдесом де Леалем.

1974452.JPG
Хуан де Вальдес Леаль "Голова Иоанна Крестителя" Испания, XVII в. Холст, масло. 65,5×91,5 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2231

Иоанн Креститель – предтеча Христа, совершивший над ним обряд крещения. Сын Захарии и Елисаветы. Был проповедником и вел аскетичную жизнь в пустыне, крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии. За укоры царя Ирода по поводу его женитьбы на Иродиаде, жене его брата, был заточен в темницу. Дочь Иродиады Саломея, по наущению своей матери, ненавидевшей святого за обличение ее брака, попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя на блюде. Ее просьба была удовлетворена.

В центре композиции, на столе изображено блюдо с головой Иоанна Крестителя. У левой кромки – подсвечник с зажженной свечой и тростниковый крест, обвитый картушем с надписью: «Ecce Agnus Dei, ecce qui tollit peccata mundi» (лат. «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин., 1:29).

Живопись Вальдеса де Леаля, сложно спутать с иными европейскими школами, поскольку ее выделяет основная художественная черта, присущая в целом всему испанскому искусству – мрачность сюжетов и колорита. Трагичностью, подобной «Голове Иоанна Крестителя», отличается полотно последователя живописца «В мгновение ока» из собрания ASG, посвященное теме бренности всего мирского. Таким образом, произведение круга Хуана де Вальдеса Леаля «Иисус с атрибутами Страстей Христовых» несколько выбивается из общего строя.

1974452.JPG
Хуан де Вальдес Леаль, круг "Иисус с атрибутами Страстей Христовых". Испания, XVII в. Холст, масло. 55×43 см // БСИИ ASG Инв. № 04-1808

В центре изображен Иисус – еще совсем малыш. Вокруг него, на полу, разложены орудия его будущих страданий – гвозди, щипцы и копья. Интересен мотив игральных костей, изображенных слева в нижней части композиции. Брошенные кости, словно страшный жребий, предрекают трагическую участь Христа. На коленях Иисуса – терновый венец. Мальчик поранил палец об острый шип и теперь показывает его ангелам, парящим в небе.

Подобная трактовка сюжета является уникальной, поскольку чаще всего с атрибутами пыток можно видеть уже взрослого Иисуса и в этом случае фабулу можно интерпретировать как «Поругание Христа». Однако, образ пухлощекого ребенка не вызывает ощущения тягости и надвигающейся беды. Напротив, его умилительный вид и сияние, исходящее от кудрявой головки, сближают произведение автора с творчеством другого великого испанца – Бартоломе Эстебана Мурильо, столь известного портретами детей и обилием ангелов в своих работах. Здесь мы также видим ангелов среди клубящихся облаков. Жизнеутверждающее, мажорное звучание усиливается и золотистым светом, льющимся с небес.

Что касается немецких мастеров, то здесь особое внимание привлекает картина Кристиана Вильгельма Эрнста Дитриха (1712 – 1774) «Симеон Богоприимец или Сретение Господне». Новый Завет повествует: «И тогда был в Иерусалиме человек именем Симеон… Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему, с миром…» (лат. – «Nunc dimittis, Domine») [Лука, 2:22-29].

Сюжет «Принесения Младенца Иисуса Марией и Иосифом в храм в Иерусалиме» являлся популярным в классическом европейском искусстве XVIII века и изображался художниками согласно канону. Не отходит от него в своем произведении и Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих.

1974452.JPG
Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих "Симеон Богоприимец". Германия, XVIII в. Холст, масло. 56×84 см // БСИИ ASG Инв. № 04-1764

В темном сводчатом помещении храма изображен коленопреклоненный старец Симеон, облаченный в священнические одежды и принимающий из рук Марии спеленатого Младенца. Здесь же присутствуют ее муж – Иосиф и Анна Пророчица – благочестивая вдова из Иерусалима. Вокруг Марии и старца – многочисленные фигуры священников и служителей храма. Интересна мужская фигура прислужника в правом нижнем углу холста. Он одет в белую одежду с зеленым поясом и повернут спиной к зрителю. Рядом с ним – металлическая курильница для благовоний, которую он разжигает. Таким интересным способом художник соединяет на полотне Ветхий Завет в лице Симеона, с Новым Заветом – Марией, Иосифом и Анной Пророчицей, а мужчина разжигающий курильницу для благовоний напоминает нам об античных традициях, бывших крайне популярными в классицистической живописи.

Такое смешение стилей и традиций в изобразительном искусстве было свойственно Дитриху. Он родился в Веймаре в семье художника. В 15 лет поступил учиться к дрезденскому пейзажисту Александру Тилю. Через три года он хорошо перенял манеру своего учителя и в течение четырех лет находился на службе у курфюрста в Дрездене. Позднее он продолжает обучаться в Голландии, где на него произвели большое впечатление работы Адриана Остаде, Кареля Дюжардена и, конечно, Рембрандта. Именно под влиянием великого голландца в творчестве Дитриха появились многочисленные персонажи в восточных костюмах на фоне архитектурных построек. В 1735 году художник возвращается в Дрезден. Затем были поездки в Италию и второе путешествие в Голландию. Одним из замечательных качеств Дитриха была способность к обучению. Он знакомится и воспринимает своеобразие таких разных художников, как Эвердингер и Клод Лоррен, Лукарелли и Сальватора Розы. В 1774 году живописец возвращается в Дрезден и остается там до конца жизни. Однако, даже безвыездно работая в Германии, он знакомится с творчеством Антуана Ватто, которое произвело на него огромное впечатление. В искусствоведческой литературе Дитриха порой даже называют «немецким Ватто».

1974452.JPG
Кристиан Вильгельм Эрнст Дитрих "Христос перед народом (Суд Пилата)". Ок. 1755 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сродни немецкой австрийская школа живописи. В собрании ASG сложно выделить «чисто австрийских мастеров», поскольку обучались и работали они чаще всего в разных европейских городах. В частности, уроженец Стокгольма Мартин Мейтенс (1695 – 1770) работал в Голландии, Франции, Англии и России, где писал портрет Петра I.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся парные парадные портреты императора Священной Римской империи Франца I и императрицы Марии Терезии Вальбурга Амалии Кристины, написанные мастерской Мартина Мейтенса.

1974452.JPG
Мартин ван Мейтенс Младший, мастерская. Потрет императора Священной Римской империи Франца I. Австрия, после 1745 г. Холст, масло, 156×132 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2121 (1)

1974452.JPG
Мартин ван Мейтенс Младший, мастерская. Потрет императрицы Священной Римской империи Марии Терезии Вальбурга Амалии Кристины. Австрия, после 1745 г. Холст, масло, 156×132 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2121 (2)

Мартин Мейтенс написал портрет Франца I по случаю его коронации 13 сентября 1745 г. Сегодня работа художника хранится в Музее истории искусств Вены.

1974452.JPG
Мартин ван Мейтенс Младший. Потрет императора Священной Римской империи Франца I. 1745 г. Музей истории искусств,Вена

Картины самого Мейтенса и его мастерской, хотя и разнятся в деталях, выполнены практически на одном уровне живописного мастерства. Основатель лотарингской ветви немецких Габсбургов, царствовавших в Австрии в 1745 – 1918 гг., изображен одетым в золотистые одежды, украшенные белым кружевом на груди и манжетах, а также синими вставками. На шее – Орден Золотого руна на красной ленте. В руке он держит скипетр, которым опирается на стол, где на синей подушке лежат императорские регалии. Портрет из коллекции венского музея дополнен изображением шпаги на поясе и головного убора с синими перьями, тогда как на картине из собрания ASG в левой части мы видим красное кресло с золочеными подлокотниками.

На парном к нему портрете изображена Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина (13 мая 1717 – 29 ноября 1780) – эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии, королева Богемии и супруга Франца I Стефана Лотарингского. Она облачена в синее декольтированное платье, украшенное белым кружевом и золотистым шитьем. Поверх платья – горностаевая мантия. На голове – корона. Перед ней – золоченый стол, на котором лежит красная подушка с королевскими и императорскими регалиями.

Примечательно, что парные портреты работы самого Мейтенса хранятся порознь – изображение императрицы находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Тогда как обе картины из собрания ASG происходят из Шато ле Малешерб.

1974452.JPG
Мартин ван Мейтенс Младший. Портрет императрицы Священной Римской Империи Марии Терезии Вальбурга Амалии Кристины. 1745 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Следует отметить, что коллекции живописи испанских, немецких и австрийских мастеров XVII – XVIII вв. из Большого собрания изящных искусств ASG не ограничиваются данными произведениями. В собрании находятся также работы Педро де Орренте («Авраам на пути в Ханаан»), Педро де Кампробина («Натюрморт с грушами»), Филиппа Петера Рооса («Стадо с пастухом и собакой»), Иоганна-Христиана Фоллердта («Вид долины Рена»), Фридриха Генриха Фюгера («Апофеоз Конрадина Гогенштауфена») и многих других. Более того, еще богаче укомплектованы коллекции живописи старых мастеров Франции, Италии, Фландрии и Голландии, где живописные работы Франса Снейдерса, Якопо Пальмы Младшего, Луки Джордано, Микеле Тозини, Гюбера Робера и Франсуа де Труа являются настоящими жемчужинами Галереи старых мастеров Международного института антиквариата.

Директор Международного института антиквариата Алина БУЛГАКОВА

Поделиться: