decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Иль Серано – главный герой Ломбардии XVII века

27.08.2018

В МИА атрибутирована картина на сюжет передачи Девой Марией Младенца Иисуса Франциску Ассизскому. В Большое собрание изящных искусств ASG произведение поступило как работа ломбардской школы XVII века. В ходе искусствоведческого анализа установлен ее автор – Джованни Баттиста Креспи, итальянский художник, скульптор, гравер и архитектор, более известный по прозвищу Иль Серано, связанному с местом рождения.

Итальянский художник, скульптор, гравер и архитектор миланской школы Джованни Баттиста Креспи родился в Серано 23 декабря 1573 года, но почти всю свою жизнь он провел в Милане. Первым и по сути единственным учителем Джованни стал его отец – художник Рафаэлле Креспи.


Екатерина277
Джованни Баттиста Креспи
Мистическое обручение Святой Екатерины
Италия, ок. 1590-1610 г.
Холст, масло
Флоренция, фонд Лонги


Некоторое время Креспи провел в Риме, где познакомился с архиепископом Федерико Борромео (племянником Святого Чарльза Борромео), ставшим поклонником его творчества и близким другом, и благодаря ему обосновался в Милане. Здесь Креспи оформлял интерьеры палаццо брата Федерико Борромео – Ренато, которые не сохранились. Это свидетельствует о раннем признании Креспи как живописца, который уже в 19 лет состоял на службе у самой влиятельной семьи Милана.

Позже он создал многочисленные полотна для алтарей в храмах Ломбардии, в них заметно влияние главных художников, работавших в Милане в конце XVI века, – Гауденцио Феррари (1475/80-1576) и Пеллегрино Тибальди (1527-1596). Еще до переезда в Милан в творчестве Креспи просматривается влияние Федерико Бароччи (1526/35-1612) – крупнейшего в тот период мастера позднего маньеризма. К ним относятся такие произведения мастера, как «Поклонение волхвов» (Турин, галерея Сабауда), «Святой Михаил» (Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мистическое обручение Святой Екатерины» (Флоренция, фонд Лонги).


Монах278
Джованни Баттиста Креспи
Святой Григорий Великий возносит душу монаха на небеса
Италия, 1617 г.
Холст, масло
Церковь Сан-Витторе, Варезе


Вместе с Федерико Борромео Креспи посетил Рим, Болонью и Флоренцию, что способствовало совершенствованию его дарования.

Когда в 1620 году архиепископ решил основать свою Академию художеств (Академию Амброзиана), он назначил Креспи ее руководителем. Среди учеников Иль Серано его сын – Даниэле Креспи, умерший во время поразившей Милан чумы в 1630 году, и Карло Франческо Нуволоне.

Христос279
Джованни Баттиста Креспи
Явление Христа апостолам Петру и Павлу
Италия, 1626-1628 гг.
Холст, масло, 274×184 см

Пьета280
Даниэле Креспи (1598-1630)
Пьета
Италия, первая треть XVII в.
Холст, 175×144 см
Музей Прадо, Мадрид

В 1629 году Креспи был приглашен в качестве руководителя работ по художественному оформлению Миланского собора – скульптурного декора.

Творчество Креспи означало значительный прорыв в миланской школе живописи – он был сторонником маньеризма, адаптированного к наступающему стилю барокко. Его картины на религиозные или мифологические сюжеты способствовали художественному обогащению маньеризма. Креспи использовал богатые и яркие цвета, сообщал своим персонажам чрезвычайно изящные и в то же время драматические позы. Начиная со второго десятилетия XVII века, Креспи становится главой художественной школы Милана с узнаваемой яркой манерой, сочетавшей акцентированный реализм, выразительную композицию и тщательную, практически скульптурную моделировку фигур.

Умер Джованни Баттиста Креспи в 1632 году в Милане от водянки, одну из незавершенных работ закончил его ученик и зять Мельхиор Герардини.


Бегство281
Креспи Джованни Баттиста
Бегство в Египет
Художественная галерея, Бристоль


В 2005 году вышла книга Марко Роски, посвященная творчеству Креспи и названная «Иль Серано (1573-1632), главный герой Ломбардии семнадцатого века». Креспи расценивается как великий художник, возможно, менее известный, чем он того заслуживает, соединивший приемы маньеризма и барокко. В его картинах на религиозные сюжеты есть страсть к реальной жизни, к «истине природы», характерной для искусства Ломбардии.


3292
Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария с Младенцем, Франциском Ассизским,
Святым Бонавентурой и Антонием Падуанским
Италия, 1620-е гг.
Холст, масло, 342×234 см
БСИИ ASG, инв. №04-3292


С осени 2015 года идет реставрация одного из самых больших (342×234 см) полотен Большого собрания изящных искусств ASG, на котором Дева Мария передает младенца Иисуса Святому Франциску Ассизскому. Из-за продолжительного неправильного хранения картина имеет множественные повреждения и осыпи. Кроме того, ее поверхность покрыта слоем воска, что значительно исказило колорит.

Согласно заключению французских экспертов аукционного дома «Delorme&Collin», работа написана художником ломбардской школы XVII века. Для того, чтобы уточнить данную атрибуцию и установить автора картины, искусствоведом Международного института антиквариата Алиной Булгаковой было изучено большое количество научного материала по итальянской живописи эпохи Барокко. Поскольку сюжет передачи Младенца Девой Марией какому-либо святому является довольно распространенным в этот период, при поиске аналогов определяющим стал не он, а весьма характерная внешность трех мужских персонажей, изображенных на полотне из собрания ASG. Их всех объединяет высокий рост, фактурность, землистый цвет кожи, изящные руки с длинными пальцами, крупные уши и носы, рисунок волос на висках и щетина.

Аналогичный типаж внешности присутствует на картинах Джованни Баттиста Креспи (1573-1632), который в 1620-е годы написал Святого Франциска Ассизского с одного и того же натурщика в работе «Мадонна с Младенцем и Франциском Ассизским», проходившей 22 сентября 2016 года на аукционе «Desa Unicum Warsaw», а также на полотне из собрания ASG.

Как уже было сказано, Креспи создавал монументальные композиции не только для столичных, но и для многочисленных провинциальных храмов и монастырей Ломбардии. Как раз для одного из этих монастырей, принадлежащего ордену францисканцев, и было написано произведение из собрания ASG. Столь большая по формату работа могла находиться лишь в монастырских интерьерах с их высокими стенами и сводами. Помимо этого, выступить ее заказчиком и оплатить такой объем работ, мог лишь крупный религиозный орден, коим, без сомнения, выступают францисканцы.

Помимо патрона этого ордена (Франциска Ассизского) в нижней части картины изображены еще два персонажа, облаченные в коричневые одежды францисканцев. Эксперты трактуют их как донаторов, т.е. заказчиков данного произведения. Однако если разобраться в иконографии и атрибутике, сопровождающей эти изображения, можно установить, что здесь представлены не донаторы, а два знаменитых францисканца – Святой Бонавентура и Антоний Падуанский.



Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА

Источники:
exibart.com
artmuseum.cz
treccani.it

Поделиться: