decor
Следите за нашими новостями

Международный институт антиквариата дополнил иконографию идеолога протестантизма Мартина Лютера

15.12.2016

В мастерских Международного института антиквариата приступают к реставрации масштабного исторического полотна французского живописца Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823-1883). Картина была куплена на аукционе «Jean Chenu - Antoine Bérard - François Péron» в 2013 году без подрамника. Написанная по заказу одной из протестантских общин города Лиона, она так и не была представлена публике и долгое время хранилась в виде рулона. Устроители аукциона не стали разворачивать полотно во время торгов, поскольку опасались осыпей красочного слоя. Было объявлено лишь имя автора произведения и озвучена его высокая художественно-историческая значимость.

3588
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года
Франция, 1867 г.
Холст, масло. 273×360 см
БСИИ ASG, инв. №04-3588

В левом нижнем углу картины есть подпись художника: «Bellet du Poisat», а также дата создания картины - «1867». Что касается сюжета, то его французские эксперты определили как «Сановник и солдаты», без привязки к конкретным историческим событиям. Хотя в конце 1850-х – 1860-х годов Белле дю Пуаза под влиянием искусства Романтизма, а также творчества Эжена Делакруа (1798 – 1863), с которым сотрудничал, часто обращался к исторической живописи. В 1859 году он написал работу, посвященную гуситским войнам (1419 – 1434), которая ныне хранится в музее Гренобля. Идеологом гуситских войн был деятель чешской Реформации проповедник Ян Гус (1369 – 1415), сожженный на костре по решению собора 6 июля 1415 года. Ровно через сто лет дело Гуса продолжил новый идеолог Реформации, именем которого будет названо новое направление протестантизма, Мартин Лютер (1483 – 1546). Именно Лютеру принадлежат перевод Библии на немецкий язык, а также 95 тезисов о покаянии и индульгенции, опубликованные в 1517 году. В Виттенберге он познакомился с Лукасом Кранахом Старшим (1472 – 1553), работавшим при дворе курфюрста Фридриха Саксонского. Кранах Старший написал несколько портретов Лютера в разные годы.

Кобург
Лукас Кранах Старший
Портрет Мартина Лютера, 1528 г.
Крепость Фесте Кобург, Бавария

Уффици
Лукас Кранах Старший
Портрет Мартина Лютера и Филиппа Меланхтон,1543 г.
Галерея Уффици, Флоренция

Благодаря этим великолепным портретам внешность Мартина Лютера стала легко узнаваемой. Кранах мастерски передает характерные черты облика богослова: несколько тучная фигура, широкое лицо, двойной подбородок с ямкой, тонкие губы, крупный нос, миндалевидные глаза и курчавые темные волосы. На всех портретах Кранаха на Лютере богослужебное облачение нового евангелического духовенства, сочетающее черные одежды монаха августинца с рясоподобной мантией академического ученого (доктора), а на голове – плоский берет. Именно благодаря Кранаху данный образ Мартина Лютера стал хрестоматийным и послужил образцом для других поколений художников. Близок данной иконографии и облик персонажа на коне в центре полотна Белле дю Пуаза из Большого собрания изящных искусств ASG.

Фрагмент
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №04-3588

Помимо внешнего сходства с Мартином Лютером, он также облачен в темные пасторские одежды с характерным плоским беретом и белым воротником-вставкой («ошейник раба Господа»). Сам этот элемент облачения появился позднее времени деятельности Лютера, однако автор «одел» этот воротник на своего героя, возможно, не зная, что он возник значительно позже, зато является весьма узнаваемой деталью пасторского костюма.

Важно, что благодаря Кранаху до нас дошли портретные изображения Лютера, а вот историческая живопись с эпизодами из его жизни довольно редка. В этом смысле полотно из собрания ASG является уникальным. Белле дю Пуаза изобразил момент, когда после Вормсского эдикта в мае 1521 года Лютер был объявлен еретиком. По прямому указанию императора Священной Римской империи Карла V, являвшегося одновременно и испанским королем, была предпринята попытка ареста Лютера. Однако на его защиту встал курфюрст Фридрих Саксонский. По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург, где он находился на протяжении двух лет.

Именно сцена спасения Лютера рыцарями саксонского курфюрста изображена на данном полотне, дальнейшая информация о котором будет публиковаться после проведения исследовательских и реставрационных работ. Данное полотно принадлежит к историческому этапу творчества Белле дю Пуаза. Для него свойствен сдержанный колорит и воздействие образов французского Романтизма.

Голгофа
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Голгофа, 1870 г.
Холст, масло. 183×295 см
Association Culturelle de Pommiers-en-Forez

В настоящее время о художнике известно сравнительно немного, однако те сведения, которыми мы располагаем, говорят о том, что перед нами интересная ищущая личность, которая после старательного следования историческим образцам, перешла к творческому поиску. Более поздние работы свидетельствуют о поиске особой художественной манеры, сочетающей мотивы экспериментов позднего Гюстава Курбе (1819 – 1877) с динамикой пленера импрессионистов. Свидетельством возникшего интереса к художнику в XXI веке является его первая ретроспективная выставка из 150 работ, организованная в музее Бургуэн-Жальё в 2014 году. Показательно ее название: «Альфред Белле дю Пуаза: от романтизма к импрессионизму».

Обложка

С каталогом работ выставки можно познакомиться здесь:bourgoinjallieu.fr

Алина БУЛГАКОВА

Поделиться: