decor
Следите за нашими новостями

Искусный последователь Брейгеля

15.01.2021

Лукас ван Фалькенборх, придворный художник эрцгерцога Матиаса, губернатора испанских Нидерландов в Брюсселе, в период иконоборчества был вынужден эмигрировать в Австрию, а затем в Германию, где присоединился к целому сообществу художников-протестантов. Интерес к его творчеству объясняется тем, что Лукаса ван Фалькенборха считают самым даровитым продолжателем темы Питера Брейгеля Старшего.

Фламандский художник Лукас ван Фалькенборх (Валькенборх) или Лукас ван Фалькенборх Старший (ок.1535 - 1597) известен, в основном, своими пейзажами, хотя универсальное дарование позволяло ему работать в разных жанрах: с одинаковым успехом он писал портреты, натюрморты, аллегорические и рыночные сцены.

Автопортрет.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Автопортрет (около 1593)


Фамилия Фалькенборх в разных вариантах (Валкенборх, Фалькенберг, Фалькенбург и др.) встречается в архивах Мехелена, Антверпена, Франкфурта и Нюрнберга, начиная с 1417 года. Три поколения этой семьи дали миру 14 художников, работавших между 1560 и 1635 годами; начиная с братьев Мартина и Лукаса, практически все мальчики Фалькенборх стали художниками. Их родители - Лориес ван Вакенборх (умер в 1568 году) и Анна Мейс (родилась в 1504/05 годах) поженились в 1526 году. В семье было семеро детей, Лукас был пятым ребенком. К сожалению, творчество представителей династии художников Фалькенборх, кроме самых известных - Лукаса, его сыновей Фредерика и Гиллиса и его младшего брата Мартина - до нас не дошло. Популярным, хотя и не совсем точным, источником информации о династии Фалькенборх является «Книга о художниках» Карела ван Мандера. Мастерство в жанре пейзажа братьев Фалькенборх ван Мандер объясняет их происхождением. Расположенный между Брюсселем и Антверпеном, Мехелен славился в то время пейзажной живописью, выполненной маслом и акварелью. Здесь Лукас ван Фалькенборх познакомился с выдающимися художниками - Питером Брейгелем Старшим (1528-1569) и Гансом Болом (1534-1593), сыгравшими определяющую роль в развитии пейзажной живописи в Нидерландах. По словам ван Мандера, в Мехелене в то время насчитывалось 150 мастерских. В целом он был невысокого мнения о них, среди тех, кто заслужил его похвалы, были Франс Миннебройер и его ученик Франс Вербек. К числу хороших пейзажистов Мандер причисляет Класа Рожье и Ганса Кайнута, ученика Маттиаса Кока, писавшего пейзажи в стиле Иоахима Патинира. Мандер уточняет также, что влияние на творчество обоих Фалькенборхов не может ограничиваться местными мастерами. Антверпен, где Лукас в 1570-х годах часто бывал, также не мог не наложить на них свой отпечаток. В XVI веке город переживал настоящий золотой век. Он превзошел Гент и Брюгге, ранее самые процветающие города южных Нидерландов, и стал самым важным портом в стране, следовательно, центром торговли и финансов. С населением в 55 тысяч жителей он был сопоставим с самыми густонаселенными городами Европы - Парижем, Лондоном, Римом и Венецией. Другие важные города, такие как Генуя, Севилья и Лиссабон предоставили Антверпену политические привилегии, водные и сухопутные маршруты связали город с Кельном и Франкфуртом и далее, с Южной Германией и Богемией. Это был интернациональный город, где купцы из Италии, Испании, Португалии, Германии образовали союз ганзейских городов, а политика веротерпимости привлекла большое число евреев. Экономическое процветание города привело к расцвету искусства. Примерно в то время, когда Мартен переехал в Антверпен, здесь активно работали такие мастера, как Франс Флорис, Мартен ван Клив, Питер Аэрцен, Иоахим Бекелар, Мартин де Вос ,Франкен и Корнелис ван Далем, Питер Балтен, Гилис Мостарт, Абель и Якоб Гриммер, Ханс Бол и Гиллис ван Конинкслоо также переехали из Мехелена в Антверпен. Брейгель переехал в Брюссель за год до переезда Мартена, но его влияние на антверпенских художников оставалось еще очень сильным благодаря его работам, а также гравюрам, сделанным по его рисункам. Художники поддерживали между собой тесные профессиональные и личные контакты, соревнуясь на одном рынке и часто за одну и ту же клиентуру. Концепции авторского права не существовало, и мастера могли свободно использовать идеи и находки друг друга. Популярностью пользовались разные жанры: историческая живопись (на основе классических и современных образцов эпохи Возрождения, привезенных из итальянских путешествий), аллегорическая живопись, жанровые картины, портреты, пейзажи. Некоторые жанры к этому времени имели уже сложившиеся традиции, другие только формировались. К последним относится жанр пейзажа, которому оба брата Фалькенборх уделяли особое внимание. Фактически доля пейзажей в той или иной форме составляет примерно до двух третей всего творческого наследия Лукаса ван Фалькенборха. 26 августа 1560 года он был зарегистрирован как член гильдии художников Мехелена. Самые ранние датированные работы Лукаса Фалькенборха приходятся на 1567 год, в качестве подписи он использовал монограмму - L/VV или LVV. В начале своей карьеры он помещал букву L под двумя буквами V, а после 1570 года он писал буквы перевернутыми. Лукас пробыл в Мехелене до 1566 года, за это время вступил в брак, и у него родился сын Мартин II, имя супруги история не сохранила. Испанская оккупация под руководством герцога Альбы, последовавшая за иконоборчеством 1566 года, заставила Лукаса бежать в Германию. В книге аттестатов Антверпена есть документ от мая 1567 года, где он объясняет свой отъезд желанием посетить ежегодный рынок в Кельне. Но на деле имелись более серьезные причины: его недвижимое и движимое имущество значится в Регистре конфискации Мехелена от 1567 года. Из этого факта можно сделать вывод, что Лукас был протестант. Путь бегства прослеживается по пейзажам, написанным им в том году: началом был Льеж, далее путь шел вверх по реке Маас, что подтверждают работы «Вид на Льеж», и «Пейзаж со свинопасом», который ранее приписывался де Хему. Разумеется, братья Валькенборх были не единственными, кто в поисках спасения покинул Фландрию. Поток беженцев даже заставил архиепископа Льежского издать указ, запрещающий въезд в город всем, у кого не было гражданства, полученного в течение двух последних лет. Таким образом, в 1570 году Лукас ван Фалькенборх оказался в Аахене, где встретился со своим братом. Мартин получил гражданство Аахена в 1573 году. Братья сохранили близкие отношения и, несмотря на вынужденный отъезд, практически ссылку, по-фламандски жизнерадостно коротали время в компании их друга художника и архитектора Ханса Вредемана де Вриса (1527-1607). В основе успеха Фалькенборха лежало сочетание техники и работоспособности, традиция неоднократно повторять наиболее удавшиеся произведения. Так, он регулярно возвращался к теме Вавилонской башни, которую разрабатывал Питер Брейгель Старший, а затем - целый ряд фламандских художников. Этот сюжет обычно интерпретируется как критика человеческого высокомерия и, в частности, римско-католической церкви, которая в то время за большие деньги осуществляла крупномасштабные строительные проекты, такие как базилика Святого Петра. Доказательством может служить тот факт, что до XVI века эта тема – строительство Вавилонской башни – не вызывала интереса у живописцев. Реже этот сюжет рассматривался как праздник технического прогресса, который возвещает о наступлении лучшего и более организованного мира.

 952233_original.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Вавилонская башня (1568). Дерево, масло. Париж

 Без названия.jpg
Брейгель, Питер Старший Вавилонская башня (1563). Дерево, масло. 114 × 155 см.
Музей истории искусств, Вена

Картины, хранящиеся в Мюнхене и Париже, подписанные и датированные 1568 годом, являются чрезвычайно близкими по композиции к работам Брейгеля на этот же сюжет, к тому же они были написаны еще при его жизни, что подтверждает особые, возможно, дружеские взаимоотношениях художников. И хотя ван Фалькенборх считается наиболее искусным последователем Брейгеля, однако его произведения не достигают монументальности и демонической ауры брейгелевских картин. В то же время его нельзя отнести к слепым подражателям Брейгеля, поскольку он последовательно развивает свое понимание темы. К 1575 году Лукас вернулся в Антверпен, где быстро добился высокого положения: молодой эрцгерцог Австрии Матиас, губернатор испанских Нидерландов, нанял его в качестве придворного художника. Особое впечатление на эрцгерцога произвели навыки Фалькенборха как портретиста. Многие из работ, которые он создал для эрцгерцога, были парадными портретами, в том числе портреты его жены Сибиллы фон Юлих-Клеве-Берг, в них художник откровенно льстил своим покровителям: они неизменно изображались в царственном и внушительном облике в костюме по последней моде. Кроме нескольких парадных портретов Матиаса, художник создал эскизы формы для гвардии эрцгерцога.


Lucas_van_Valckenborch_-_Duchess_Sibylle_von_Jülich-Cleve-Berg.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Портрет Сибиллы Юлих-Клеве-Бергской (1579-80). Холст,
масло.166х109,5 см.

GG_4390.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Портрет эрцгерцога Маттиаса (1579) Холст, масло.191-106
см.

Однако в 1581 году из-за политической ситуации молодой эрцгерцог Матиас был отозван из Брюсселя. Два месяца он провел в Кельне из-за своих непомерных долгов, пока брат императора Рудольфа II не уладил дело. Матиас прибыл в Линц, где жил практически в опале. Не ясно, как быстро Лукас ван Фалькенборх последовал за ним. Его имя отсутствует в списке придворных Матиаса с 1582 по 1601 год. Вероятно, Лукас перебрался в тихий Линц в надежде вернуть себе королевское покровительство. Предположение о том, что он провел это время в Линце, основано на рассказе ван Мандера и тематике его пейзажных работ.

270289_80_img125a.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Вид города Линца


Несмотря на ограниченность эрцгерцога Матиаса в средствах, вокруг него сформировалась творческая среда. На его службе состояли придворный художник Филипп Хёнинг из Вельса, ювелиры Карл Ренфтель и Готфрид Корбер, придворный краснодеревщик Пауль Райшиг, каллиграф Даниэль Мельцер и композитор Ламбер де Сайв. Лукас ван Фалькенборх занимал среди них главенствующее положение и пользовался непререкаемым авторитетом. Большинство картин этого периода сейчас находятся в Художественно-историческом музее в Вене. Лукас, вероятно, был искусен не только в живописи, но и в придворных делах – благодаря покровительству другого члена династии Габсбургов, брата Матиаса эрцгерцога Эрнста он получил гражданство Франкфурта-на-Майне и уехал туда в 1593 году. Его переезд совпал и частично был вызван отъездом эрцгерцога Эрнста, который стал главнокомандующим в походе против турок 1594-94 гг., а также пожелал отойти от дел и встретить старость в кругу своей семьи. Во Франкурте-на-Майне Фалькенборх стал учителем Георга Флегеля (1566-1638), в будущем выдающегося немецкого натюрмортиста. Пейзажи Фалькенборха указывают на то, что он часто путешествовал. Появление сюжета доменной печи в горном пейзаже позволяет предположить, что его пути пролегали через Герцогство Штирия или долину реки Энн, которая славилась своими кузницами. Однако его маршруты достоверно неизвестны, так как Лукас ван Валькенборх создавал многие свои пейзажи на основе путевых набросков. Они представляли собой набор сюжетов, которые он использовал неоднократно, меняя в них детали. Поэтому ни один из множества ландшафтов с печами и кузницами так и не был идентифицирован. Большая часть его работ была посвящена изображению скалистых пейзажей, в которых он размещал металлургические заводы, или служила фоном для малоформатных религиозных или крестьянских сцен. Другой повторяющейся темой были сельские развлечения, такие как «Пейзаж с сельским праздником» (1577, Государственный Эрмитаж) или две версии «Пейзажа с крестьянской свадьбой и танцем» (обе 1574, Национальная галерея Дании). Он также создал несколько лесных пейзажей с крупными планами.

ty.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Деревенский праздник (кон. 1580-х - нач. 1590-х гг.). Холст,
масло. 48,5х73,4 см. Государственный Эрмитаж


В свои картины Лукас ван Фалькенборх нередко включал миниатюрные портреты себя и своих друзей. Так, например, в этой картине среди гуляющей толпы можно видеть портреты самого художника и его друзей - Авраама Ортелиуса и Йориса Хёфнагеля, а в «Прогулке императора по лесу в окрестностях Вены» в левой части композиции Фалькенборх изобразил себя с принадлежностями для рисования.

uoi.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Прогулка императора по лесу в окрестностях Вены (1593)


Фалькенборх был автором и жанровых картин, что доказывает серия из девяти аллегорий времен года, написанная во Франкфурте между 1584 и 1587 годами. Вероятно, работа была сделана по заказу эрцгерцога Матиаса. Эти композиции, семь из которых сохранились (пять находятся в Художественно-историческом музее Вены), олицетворяют различные месяцы, показывая меняющийся ландшафт и соответствующие сезону сельхозработы. Не ясно, были ли написаны пять недостающих картин. Реалистичность сюжета этих композиций дает основание считать, что их замысел формировался под воздействием работ Питера Брейгеля-старшего, написавшего серию из шести картин о временах года. Лукас ван Фалькенборх еще несколько раз обращался к теме времен года. Мотивы, напоминающие иллюстрации календаря, присутствуют во многих его пейзажах.

GG_1065.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Весенний пейзаж (Май) (1587).Холст, масло.116х198 см.


Четыре больших картины «Времена года» были исполнены для эрцгерцога Маттиаса в 1585-1587 годах (время написания установлено согласно монограммам и датировкам картин). На картине «Весна» изображено более 400 персонажей. Эта значительная серия принадлежит еще средневековой традиции, но она решена уже в духе пейзажей Патинира и Брейгеля. Правда, в отличие от них, Лукас подчеркивает анекдотичный характер сцен и выносит на первый план топографические особенности представленных местностей. Позже Лукас ван Фалькенборх отошел от традиции писать пейзаж с использованием трех опорных ориентиров или доминирующих элементов ландшафта, которые обозначаются тремя разными цветами: коричневым, зеленым и синим, он часто «пропускал» зеленый тон на среднем плане. Фалькенборх также «усовершенствовал» тематические сцены, превратив их в жанровые с большей повествовательной глубиной.


календарь 2.png
Фалькенборх, Лукас ван Сентябрь (Притча о семенах). 86х123 см. Художественно-
исторический музей, Вена.

календарь.png
Фалькенборх, Лукас ван Ноябрь (Притча о блудном сыне) 86х123 см.
Художественно-исторический музей, Вена.

Ван Фалькенборх работал в значительной степени в традициях панорамной живописи, когда земные красоты художник показывает нам словно бы с высоты птичьего полета. Этот стиль пейзажной живописи был разработан в Антверпене в первой половине XVI века такими художниками, как Иоахим Патинир (1480-1524), Эрри де Блес и Питер Брейгель Старший. Его также практиковали современники Лукаса ван Фалькенборха - Гиллис Мостарт (1598-1928) и Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607). Пейзажи ван Фалькенборха, сочетающие фантазию и точные топографические детали, предлагают свой собственный взгляд на мир и отношение человека к нему. Это особенно заметно в его горных пейзажах, в которых небольшие фигурки людей превращаются в крошечные ввиду контраста с монументальными скалами. Примером может служить «Скалистый пейзаж с путешественниками на тропе» (ок. 1570 г., Sotheby's 6 июля 2016 г., Лондон, лот 3), где путники и их ослик кажутся муравьями на фоне головокружительного пространства, открывающегося с высоты. Это драматическое визуальное изображение явно претендует на высказывание о месте человека в мире.

Rocky_Landscape_with_Travelers_on_a_Path..._by_Lucas_van_Valckenborch (1).jpg
Фалькенборх, Лукас ван Скалистый пейзаж с путешественниками на тропинке с
видом на город, предположительно Хай, в долине за его пределами (1570). Дерево, масло.
30,9х49 см. Реализован аукционным домом Sotheby's 6 июля 2016 года в Лондоне лот 3


Как всякий фламандский художник, Лукас ван Фалькенборх написал ряд рыночных сцен, которые также отчетливо связаны с временами года. Эта картина является примером одновременно и рыночной сцены, и аллегорией зимы. Сюжеты рыночных сцен продолжают тенденцию, основанную предыдущим поколением художников антверпенской школы, пионерами которого стали Питер Аэрцен (1508-1575) и Иоахим Бёкелар (ок. 1530-1573/4).


ui.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Мясной и рыбный рынок (1595). Холст, масло. 123,2 х 128
см. Монреальский музей изобразительных искусств

1280px-Lucas-van-valckenborch_winter.jpg
Фалькенборх, Лукас ван Зима (1595)

Натюрморты на многих рыночных сценах писал его ученик и помощник Георг Флегель. «Зима» (Заснеженный рыбный рынок, Королевский музей изящных искусств Антверпена) - еще один пример рыночной сцены, происходящей зимой. На заднем плане изображены люди, катающиеся по льду. Две богатые дамы, одетые в типично-брабантском стиле 1580–1600 годов, совершают покупки. Торговец рыбой нарезает кусочки лосося, а его жена снимает копченую рыбу с крючка. Рыба и посуда на переднем плане - работа Флегеля, которому удалось передать тонкий металлический блеск медного ведра и текстуру деревянного ушата для воды. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Лукаса ван Фалькенборха «Сцена на кухне». Художник всегда стремился к синтезу натюрморта с пейзажем и жанровой живописью, а в данном случае – это жанровая сцена-натюрморт с эротическим подтекстом. Первые изображения прелюбодеяния встречаются еще у Иеронима Босха, однако широкое распространение получают гравюры на тему греха в XVII веке. Иллюстрации греха и грехопадения были наполнены большим количеством символов с определенным посылом для зрителя.

klj.png
Фалькенборх, Лукас ван, мастерская
Сцена на кухне
Фландрия, ок. 1590 г.
Холст, масло, 84×77 см
БСИИ ASG, инв. №04-3274


Так и в данной работе автор собрал огромное количество символов, демонстрируя разнообразие интерпретаций распутства и прелюбодеяния. Правомерность настойчивых и недвусмысленных ухаживаний пожилого мужчины художник оправдывает желто-красным костюмом женщины – знаком нестрогого морального облика. Яблоки, лежащие на краю стола сливы и вишня имеют явный эротический подтекст, но их так мало, что замысел художника становится очевидным – он говорит о невозможности прелюбодеяния по естественным для пожилого кавалера причинам. Дабы подчеркнуть этот факт, художник включает в натюрморт соленые огурцы, у дерева за окном – сломан огромный сук – все это символы угасающего мужества, а груша, которую женщина держит в руке – знак долголетия, которое может быть даровано каждому, кто заботится о чистоте души и тела. В проеме раскрытого окна зритель видит храм – тоже знак, напоминающий человеку о необходимости спасения души. Таким образом, в картине использована как открытая, так и скрытая, посредством символов, нарративность. Александр Бенуа считал Лукаса ван Фалькенборха самым талантливым продолжателем традиции Брейгеля Старшего. Его первоклассная техника сразу же выдает его поэтичность и мастерство, будь то маленький пейзаж или большая картина. Со дня рождения Лукса ван Фалькенборха прошло 485 лет, но к его творчеству все так же проявляют интерес любители и профессионалы в области искусства.





Светлана БОРОДИНА

Источники:
Page not found
(дата обращения: 6.01.2021)
The Cycle of the Year: the Genre of Calendar Illustrations from Origins to Lucas and Maarten van Valckenborch
(дата обращения: 6.01.2021)
Чупрак К.А. Тема Вавилонской башни в нидерландском искусстве XV - XVI
вв.: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / С.-Петерб. гос. ун-т.
- Санкт-Петербург, 2006. - 22 с.
Lucas van Valckenborch
ЛУКАС ван ФАЛЬКЕНБОРХ
XI - Наследники Брейгеля

Поделиться:
Яндекс.Метрика