Известный сюжет редкого художника: в БСИИ ASG атрибутирована картина Халлемана
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно, приобретенное на французском аукционе Massol в 2012 году. В левом нижнем углу стоит подпись художника и год написания картины. Международному институту культурного наследия ASG удалось идентифицировать эту подпись и узнать автора произведения.
Вертумн и Помона
Голландия, 1710 год
Холст, масло. 94×78,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2821
Несмотря на наличие подписи французские эксперты атрибутировали данную работу французской школой XVIII века. Главных героев интерпретировали как гадалку и девушку, желающую узнать о своей судьбе, хотя здесь изображены несколько символов, «говорящих» о том, что перед зрителем представлены герои римской мифологии – Вертумн и Помона.
Исследование подписи в ультрафиолетовых лучах показало ее единовременность с красочным слоем. Художник предусмотрительно оставил надпись «Halleman Fecit 1710». Но есть некий парадокс в том, что можно прочесть имя, но вот о самом мастере известно не так уж много. Даже среди профессиональных искусствоведов мало, кто знаком с его творчеством, что объясняет атрибуцию французских экспертов.
Томас Халлеман (Thomas Halleman/Halemans/Haleman/Allemans) – голландский художник. Родился в 1665 году в Роттердаме. По разным сведениям, датой его смерти может быть 1708, 1718 и 1733 год. Но так как картина из БСИИ ASG была написана в 1710 году, то первый вариант можно исключить. В целом, о его творческой биографии написано немного, даже в таких популярных авторитетных источниках как энциклопедический словарь Bénézit и сайт Нидерландского института истории искусств RKD. Так, Bénézit гласит, что Халлеман был мастером портретной и исторической живописи, а также миниатюристом. Есть сведения, что в течение 12 лет он учился во Флоренции, а затем в Риме. В базе данных RKD также указаны жанры, в которых он работал, но не выявлены его творческие связи с другими мастерами, не известно, кто был его учителем. Зато можно узнать информацию о его семейном положении: он вступал в брак дважды, в 1690 году в Амстердаме с некоей Виллеминче ван дер Бунхоф (Willemijntje van den Boonhoff), а в 1705 году в Роттердаме состоялась его свадьба с Йоханной де Йонг (Johanna de Jong). У него был сын, ушедший из жизни в раннем возрасте в 1697 году, а в баптистской церкви Роттердама есть регистрация его дочери Марии от 1696 года.
Ангел покидает Маноя и его жену
Голландия, 1706 г.
Холст, масло. 64x83.5 см
Аукцион Sothbey’s (Амстердам) 03.05.1999 г. Лот 110
В книге «История отечественной живописи» Ролана ван Эйндена и Адриана ван дер Виллигена от 1816 года говорится, что Халлеман добился больших успехов в искусстве в 1691 году будучи историческим портретистом. Авторы приводят цитату некоего ван Спаана о художнике: «если этот неутомимый, энергичный фанатик (который очень вежливо обращается с людьми) продолжит в том же духе, то в течение года станет птицей высокого полета!». Однако им не известно, оправдались ли эти ожидания. Но приводят информацию, что в 1719 году в Роттердаме во время распродажи коллекции произведений искусства покойного лорда ван Бисума были найдены три исторические картины Халлемана, которые были признаны его лучшими работами. Их местонахождение на данный момент неизвестно, мы располагаем только названиями этих произведений: «Клеопатра, пораженная змеей», «Сципион возвращает пленницу жениху», «Пастух и пастушка».
Пастух
Голландия, конец XVII – начало XVIII века
Холст, масло. 54,6х43,8 см
Галерея и музей Уильямсон, Ливерпуль
В связи с недостаточностью информации в открытых источниках о Томасе Халлемане как о художнике, а также с небольшим количеством известных его работ, сложно сказать, кем или чем вдохновлялся этот мастер, был ли у него учитель, удалось ли ему поработать в мастерских других живописцев, а с кем он просто дружил и общался. Но можно обратиться к истории искусства и проследить, как развивалась живопись в Голландии в конце XVII – начале XVIII века.
В XVII веке гильдия голландских живописцев была самой многочисленной, в своем творчестве они практиковали все известные в те времена жанры, а благодаря «малым голландцам» разрабатывались и популяризировались такие направления, как натюрморт, пейзаж, портрет и бытовой жанр. Помимо этого сформировался собственный стиль живописи, объединивший черты барокко и реализма. Арт-рынок также существенно вырос, так как всё больше голландцев могли позволить себе приобретение картин и скупали полотна десятками, что сделало профессию художника престижной и хорошо оплачиваемой и неизбежно привело к росту конкуренции. А конкуренция, в свою очередь, побуждала творцов оттачивать свое художественное мастерство. В этот период, именуемый искусствоведами Золотым веком нидерландской живописи, были созданы шедевры, не только прославившие искусство Голландии, но и оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие европейского изобразительного искусства. Так, мир узнал о таких великих творцах как Рембрандт, Ян Вермеер, Франс Халс, Герард Терборх, Ян Ливенс и других.
Аллегория живописи
Голландия, 1666/1668
Холст, масло. 120х110 см
Музей истории искусств, Вена
Однако после череды войн с Англией и Францией Нидерланды утратили господство в мировой экономике, и это привело к ухудшению благосостояния жителей страны. С середины 1670-х гг. все больше художников оставались без работы, и к началу XVIII века Золотой век голландской живописи пришел к своему завершению. Томас Халлеман, родившийся в Роттердаме в 1665 году, начал свою творческую деятельность в период, когда лучшие шедевры уже были написаны, а профессия художника стала менее востребованной. Но без сомнений можно сказать, что он вдохновлялся творениями знаменитых предшественников. И в то же время сложно утверждать, что он вдохновлялся кем-то определенным. Глядя на его работы, изображение которых есть в открытом доступе, можно сделать вывод о его приверженности к традиционной школе живописи. Им присуща академическая правильность, выверенная композиция, идеализированные образы, детализированный фон. В этом ему можно противопоставить Рембрандта, который уделял больше внимания внутреннему состоянию и душевным переживаниям изображаемых им людей, остальные детали были для него второстепенны.
Похищение Европы
Голландия, 1632
Холст, масло. 64,6х78,7 см
Музей Гетти, Лос-Анджелес
Самая ранняя работа Халлемана, которая нам известна, это живописное полотно «Диана и Каллисто» 1680 года. Художнику на тот момент было 15 лет. Работа из БСИИ ASG была написана в 1710 году в возрасте 45 лет. Если сравнить две эти картины, то можно заметить, что фон по истечении лет стал более детализированным. Рембрандт же в целом оставлял фону меньше пространства и с развитием его творческой деятельности он становился более размытым.
Диана и Каллисто
Голландия, 1680
Холст, масло. 49,5x38,5 см
Аукцион Drouot. Лот 27
Согласно энциклопедии Bénézit, Халлеман в течение 12 лет обучался в Италии, безусловно нужно упомянуть о таком явлении как общество «Перелетные птицы» («Bent vogels»), которое было основано в 1620 году и просуществовало сто лет. Членами этого сообщества, базирующегося в Риме, были художники-выходцы из Нидерландов и Германии, чьей главной целью путешествия было повышение художественного мастерства в окружении шедевров классического искусства. «Перелетные птицы» имели скандальную славу в католическом Риме, но это не помешало многим художникам стать успешными и применять полученный опыт и знания на родине. За все время существования этого сообщества в нем состояло около 480 мастеров. Возможно, одним из них был интересующий нас художник.
В качестве примера приведена работа Корнелиса ван Пуленбурга (1594-1667), члена общества «Перелетные птицы».
Пастухи со своими стадами на фоне римских руин
Голландия, между 1620 и 1625 гг.
Дерево, масло. 31,7х40 см
Королевская коллекция, Великобритания
В связи с ростом благосостояния жителей Нидерландов в XVII веке художникам поступали заказы от купцов и торговцев на создание портретов, в которых должны были присутствовать черты аристократизма: модные наряды и головные уборы с перьями, дорогое оружие, а сам портретируемый принимал горделивую позу. Парадные портреты писались многими мастерами и, глядя на «Портрет девочки в образе Флоры», можно сказать, что Томас Халлеман входил в их число.
Портрет девочки в образе Флоры
Голландия, конец XVII – начало XVIII века
Холст, масло. 56х44 см
Сайт MutualArt, 15-16.02.2021 г.
Что касается сюжета работы из БСИИ ASG, то здесь представлена сцена, описанная в «Метаморфозах» Овидия, которую так любили изображать мастера прошлого. Это сцена знакомства двух римских божеств – нимфы Помоны и бога смены времен года Вертумна. У старых мастеров атрибутами Помоны являются тыква или кабачок, корзина полная фруктов и серп для срезания трав. Все эти символы представлены на полотне Халлемана. Сама Помона изображена в центре, позади нее рядом с фруктовой корзиной павлин – символ бессмертия, здесь прослеживается аналогия с райским садом. Вертумн изображен на картине в образе старухи, сидящей под деревом.
|
|
|
|
Помона занималась благоустройством своего сада и ничего более ее не интересовало. Она усердно трудилась в саду каждый день, проявляя заботу о каждой травинке, о каждом цветке. И никто кроме нее не мог зайти в тот сад. Многие были влюблены в эту красивую девушку, но никому она не отвечала взаимностью, всю свою страсть она отдавала любимым растениям и деревьям. Одержимый ею Вертумн старался завоевать ее внимание разными способами. Он превращался то в садовода, собирающего плоды, то в воина с мечом, то в рыболова. И только в образе старухи, расхваливающей ее плодородный сад, сумел заинтересовать ее и был приглашен туда, куда еще никто не проникал кроме Помоны. В беседе хитрая «старушка» рассказывала нимфе о пользе брака и что лучшим женихом для нее является Вертумн. Помона прислушивается к ее советам, и когда он превращается в самого себя, влюбляется в него.
Вертумн и Помона
Фландрия, 1636-1637
Холст, масло. 196х266 см
Музей Карамуло, Лиссабон
Вертумн и Помона Голландия, XVII век Холст, масло. 64,5х54 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Вертумн и Помона Италия, 1518-1528 гг. Дерево, масло. 186х135,5 см Картинная галерея, Берлин |
Алия Хисматуллина,
искусствовед МИКН
Список использованных источников:
- AA. van der Biographisch woordenboek der Nederlanden. - Haarlem, 1867. – P. 110.
- Attributed to Thomas Halleman [Электронный ресурс]. – Точка доступа https://www.artnet.com/artists/thomas-halleman/jupiter-et-callisto-Hj9nADkayw91yl98wDy4Yg2 (проверен 23 декабря 2024)
- Baptism on December 19, 1696 in Rotterdam (Netherlands) [Электронный ресурс]. – Точка доступа https://www.openarchieven.nl/srt:CDDE93B2-A059-43AF-824B-68D678FA8A6F/en (проверен 23 декабря 2024)
- Bénézit E. Dictionnaire critique et documentaire des peintres sculpteurs dessinateurs et graveurs. – Gründ, 1999. – P. 682.
- Dieltiens М. Pour satisfaire les curieux. – Universiteit Gent, 2015-2016. – P. 129. [Электронный ресурс]. – Точка доступа https://libstore.ugent.be/fulltxt/RUG01/002/303/895/RUG01-002303895_2016_0001_AC.pdf (проверен 23 декабря 2024)
- Eijnden R. van, Willigen A. van der: Geschiedenis der vaderlandsche schilderkunst. –Amsterdam, 1979. – P. 112-113.
- Thomas Halleman [Электронный ресурс]. – Точка доступа https://artuk.org/discover/artists/halleman-thomas-16651690 (проверен 23 декабря 2024)
- Thomas Halleman [Электронный ресурс]. – Точка доступа https://rkd.nl/artists/35506 (проверен 23 декабря 2024)
- Thomas Halleman [Электронный ресурс]. – Точка доступа https://www.mutualart.com/Artist/Thomas-Halleman/260E1D5C8F0C33E1/Artworks (проверен 23 декабря 2024)
- Vries A.D. de Amsterdamsche schilders, Plaatsnijders, Enz. – Amsterdam, 1884. – P. 35.
- Лившиц Н. А. Искусство XVII века: Италия. Испания. Фландрия. Голландия. Франция: Ист. очерки / Н. Лившиц, Л. Каганэ, Н. Прийменко. – М.: Искусство, 1964. - 408 с.