Картина круга Педро Гарсиа де Бенаварре – арагонского мастера Проторенессанса
Картина определена доктором искусствоведения, профессором, экспертом РАН Вадимом Анатольевичем Садковым.
Основу коллекции живописи старых мастеров из Большого собрания изящных искусств ASG составляют станковые произведения. Есть здесь также створки полиптихов фламандской школы XVI – первой четверти XVII веков – «Бегство в Египет» и «Благовещение» Мастера Блудного сына, а также «Сошествие Христа в ад» и «Явление Христа апостолу Петру» круга Питера Клайсенса Младшего. В коллекции испанского искусства выделяется работа, некогда являвшаяся составной частью ретабло – «Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба)». Она же на сегодняшний день определятся и как наиболее ранняя в собрании ASG и датируется концом XV века.
Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба)
Арагонская школа, конец XV века
Дерево, темпера, золочёный гипс. 67×66 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3868
Композиция написана на сюжет, являющийся одной их основных доктрин христианства, – Воскресение Иисуса Христа [Мф.28]. В католической традиции Христа принято изображать выходящим или взмывающим из гроба, рядом находятся ангелы, воины падают на землю или разбегаются. В сцене могут присутствовать жены-мироносицы или апостолы. Для иконографического канона Воскресения характерны такие детали, как крест или знамя с крестом, которые Христос держит в руках.
В центре композиции из Большого собрания изящных искусств ASG изображен восставший из гроба Иисус Христос в белой плащанице. Над его головой – нимб. Правая рука поднята в жесте, означающем прямую речь оратора в античном мире, в левой он держит длинный крест со знаменем. Вокруг гроба – три спящих стражника с копьями и алебардами. Фоном служит дощатый забор и небо. Данный забор символизирует границу между миром божественным и земным.
Работа из Большого собрания изящных искусств ASG являлась составной частью ретабло (исп. el retablo – «позади стола») – запрестольной композиции, находящейся в церкви или при монастыре севера Испании в череде сцен из Страстей Иисуса Христа. Ретабло представляли собой высокие многоярусные сооружения, порой достигающие потолка. Они включали множество живописных, скульптурных и рельефных изображений, а также орнаментальную резьбу по дереву с деталями из золочёного гипса. В центре ретабло помещалось крупное изображение – это мог быть святой, которому посвящался алтарь, или главные сюжеты из Нового завета. На боковых полях по горизонтали и вертикали размещались сюжетные композиции меньшего размера. Нижняя часть запрестольного образа называлась скамьёй или пределлой (исп. el banco – «скамья»). Она являлась горизонтальной частью, в которой располагались небольшие композиции с изображениями святых, сценами из их жизни или сюжетами Страстей Христовых. Здесь же мог находиться и табернакль (дарохранительница). В пределлу была включена и работа из собрания ASG. В арагонских ретабло пределлы состояли из нечетного числа панелей или, если был табернакль, из четного (дарохранительница заменяла нечетную панель в середине). Когда табернакля не было, пределла писалась обычно на одной доске. В связи с этим мы можем сделать предположение, что в пределле, где находилась композиция из собрания ASG, дарохранительница была, т.к. работа является автономной.
В качестве характерных примеров ретабло и пределлы арагонской школы XV века приведем работы из Метрополитен-музея (Нью-Йорк): ретабло Доминго Рамы (Domingo Ram, работал в период с 1464 по 1507 годы), посвященное Святому Иоанну Крестителю, и пределлу Мастера Мората (Master Morata, вторая половина XV века) с изображением шести сцен Страстей Христовых [1].
XV век
Дерево, темпера, золочёный гипс
Музей Метрополитен, Нью Йорк
Вторая половина XV века
Дерево, темпера, золочёный гипс
Музей Метрополитен, Нью Йорк
Композиция «Воскресение Иисуса Христа» из собрания ASG украшена вызолоченным рельефным и моделированным гипсом. Данная техника получила название «embutido», что в переводе с испанского означает «инкрустация, мозаика или штамповка». Из золочённого гипса выполнена узорчатая аркада в верхней части композиции, нимб и крест в руках Иисуса, орнаментальный поясок гроба, а также облачение и оружие стражников. Все эти элементы декоративного оформления создают чувство архитектурного единства.
XV столетие в Европе было временем триумфального шествия Ренессанса, который нес с собою новое искусство, опирающееся на наблюдение и изучение природы. Однако если в Италии в XV веке новое искусство уже торжествует, то в соседней монархической Испании его успехи встречали упорное противодействие со стороны церкви и официальных кругов. В искусстве это сказывалось в приверженности тем схемам и правилам, которые были установлены еще в Средние века и которые препятствовали развитию реалистических тенденций. Тем не менее, процесс обновления искусства, хотя и медленно, происходил и здесь.
Анатомия фигур, композиция и пространство картины «Воскресение Иисуса Христа» трактованы еще в соответствии со средневековыми (готическими) канонами. Стремление к реальности проявляется здесь главным образом в деталях: на заднем плане художник изображает простой дощатый забор с гвоздями, а доспехи воинов и их оружие воспроизведены во всех подробностях. Кроме того, в картине есть черта, характерная именно для испанской школы: декоративность и яркость цветовой палитры. В данном случае декоративизм композиции подчеркнут лепным золоченым орнаментом, украшающим верхнюю часть картины и доспехи воинов, а радостный полихромный колорит служит утверждению светлого жизнелюбивого начала.
Фигуры Христа и стражников отличаются жёсткостью и определенной безыскусностью изображения. Их лица невыразительны и напоминают маски, при этом глаза персонажей чётко очерчены. Плащаница Иисуса задрапирована тяжелыми складками, а одежды стражников украшены мелкими, дробными узорами, посредством которых художник постарался передать объём. Цветовая палитра композиции ограничена в основном красными, зелеными, белыми и черными тонами. Первоначально эти оттенки были ярче. В наборе использованных красок также присутствовали и синие пигменты, которые со временем потемнели фактически до чёрного. Они изменили свой тон ещё и по причине того, что в XVIII – XIX столетии работа пострадала во время пожара, следы от которого видны на ее поверхности. После проведения реставрационных работ (очистки от копоти) в верхней части стали видны золотые звезды на небе.
Композиция произведения из собрания ASG довольно проста, число персонажей для сцены «Воскресения Иисуса Христа» минимально. Трагичность происходящего и одновременно радость передаётся жестами и цветовой палитрой, а не выражением лиц. Это объясняется так же и тем, что работа является алтарной, т.е. прихожане воспринимают её издалека, поэтому смысл сообщения должен быть простым и ясным, без тонких эмоциональных нюансировок.
В Испании ретабло получили широкое распространение в XIV веке. Особенных успехов достигли каталонские мастера: братья Серра, Луис Борраса (Lluís Borrassà, около 1360 – около 1426), Бернат Марторель (Bernat Martorell, 1390 – 1452), Хайме Угет (Jaume Huguet, 1415 – 1492), Жауме Басо (Jaume Baçó, около 1410 – 1461). В Испании и Португалии ретабло часто изготавливали фламандские резчики. Их работу называли по-итальянски «талья дорада» (итал. taglia dorata – «позолоченная резьба»). Произведение из собрания ASG несёт в себе характерное для мастеров арагонской школы соединение местных традиций искусства поздней готики и влияния наивно понятого натурализма ранней нидерландской живописи.
Среди испано-фламандских художников Арагона и Каталонии, создававших ретабло, выделяется Педро Гарсиа де Бенаварре (Benavarre, Pedro García de, работал в период с 1445 по 1485 годы). Около 1445 года этот живописец пребывал в Сарагосе. Возможно, обучался у Бласко де Граньена (Blasco de Grañén, около 1400 – 1459). Живописцы работали над оформлением церковных алтарей в Вильярроя-дель-Кампо, а также над алтарём церкви Монастыря Сан-Педро-де-Сиреса в Хасетании.
С 1452 года художник обосновался в Бенабарре. Отсюда он переехал в Барселону в 1455 году, нанятый вдовой и сыном живописца Берната Мартореля. К этому периоду относятся алтарные образы святой Клары Ассизской и святой Екатерины Александрийской (1456 год, Кафедральный собор Барселоны), а также святых Кирика и Иулитты (1456 – 1458 годы, Епархиальный музей Барселоны).
Ретабло, посвящённое святой Кларе Ассизской и Екатерине Александрийской
1456 год Кафедральный собор Барселоны
Ретабло, посвящённое святому Кирику и Иулитте
1456 – 1458 годы Епархиальный музей Барселоны
В 1460 году де Бенаварре вернулся в Бенабарру, где работал до 1469 года. Здесь он исполнил свою самую известную подписную работу «Богоматерь на троне и четыре ангела» из приходской церкви Белькайре-де-Уржель (ныне хранится в Национальном музее искусства Каталонии). В эти же годы он написал алтарные образы, посвящённые Деве Марии и Викентию Ферреру для доминиканского монастыря Серверы, и композиции для несуществующей ныне церкви Сан-Хуан-дель-Меркадо де Льейда (частично находятся в Национальном музее искусства Каталонии). В 1470 году работал над алтарем монастыря доминиканцев в Льейде. Около 1481 года художник жил в Барбастро, где работал над росписями алтаря церкви в монастыре святого Франциска.
Богоматерь на троне и четыре ангела
Около 1470 года
Дерево, темпера, золочение
212×147,5 см
Национальный музей искусства Каталонии
«Воскресение Иисуса Христа» из Большого собрания изящных искусств ASG написано художником из окружения Педро Гарсиа де Бенаварры для пределлы запрестольной композиции. В работе присутствуют образы и живописные черты, стилистически напоминающие несомненные произведения этого мастера. К таковым можно отнести общую для святых и библейских персонажей трактовку лиц: бледные, сухие, с тонкими чертами лица. Их выражение безэмоционально, глаза с тяжёлыми веками и уголки рта опущены, ярко выражены носогубные складки. В качестве примера можно привести стражника с картины из собрания ASG, который расположен справа за гробом. Его глаза чуть приоткрыты, однако он словно еще не очнулся от сна, и лицо его продолжает оставаться бесстрастным даже перед чудом свершившегося. Такое же выражение лица мы обнаруживаем у мужского персонажа в правой части композиции Педро Гарсиа де Бенаварре, являющейся фрагментом ретабло со святыми Кириком и Иулиттой, а также у святого-воина с пределлы, исполненной мастерской живописца. Помимо этого, близкие по написанию глаза, рисунок дугообразных бровей и плотно сжатые тонкие губы имеют Христос на картине из собрания ASG и святая Иулитта с вышеупомянутого ретабло. На голове Иисуса – черный койф (капюшон). Такой же головной убор мы видим и на Иоанне Крестителе с ретабло Доминго Рама.
Последняя четверть XV века
Фрагмент ретабло, посвящённого святым Кирику и Иулитте
1456 – 1458 годы
Дерево, темпера
Епархиальный музей Барселоны
Педро Гарсиа де Бенаварре с изображением святого-воина в правой части |
Педро Гарсиа де Бенаварре с изображением стражника в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-3868 |
посвящённого святым Кирику и Иулитте, с изображением персонажа в правой части Епархиальный музей Барселоны |
Фрагмент ретабло, посвящённого святым Кирику и Иулитте
1456 – 1458 годы
Дерево, темпера
Епархиальный музей Барселоны
Педро Гарсиа де Бенаварре, посвящённого святым Кирику и Иулитте Епархиальный музей Барселоны |
Педро Гарсиа де Бенаварре с изображением Иисуса Христа БСИИ ASG, инв. № 04-3868 |
Доминго Рама, посвящённого святому Иоанну Крестителю Метрополитен-музей, Нью Йорк |
Лица стражников с картины из Большого собрания изящных искусств ASG исписаны в той же манере, что и «Святой Пелагий» де Бенаварре, а также герои религиозных композиций мастерской художника: «Рождество» (около 1475 года, Национальный музей искусства Каталонии) и «Рождение Девы Марии» (около 1475 года, Национальный музей искусства Каталонии). У белой плащаницы на теле Христа тщательно прописаны резкие заломы складок. Подробно они проработаны и у белых одеяний монахинь в работе «Мадонна покровительница», которую Педро Гарсиа де Бенаварре написал в сотрудничестве с Мастером де Вьелья (Maestro de Viella) для монастыря Девы Марии в Касбас-де-Уэске.
Рождество Около 1475 года Дерево, темпера, золочение. 126×94 см Национальный музей искусства Каталонии |
Рождение Девы Марии Около 1475 года Дерево, темпера, золочение. 127×93,5 см Национальный музей искусства Каталонии |
Святой Пелагий Около 1450 года Дерево, темпера, масло, золочение 154×78,5 см Церковь Сан-Серни-де-Валь-льебрерола, Сан-Понс [2] |
Мастер де Вьелья Мадонна покровительница |
Что касается декора из золочёного гипса на картине из Большого собрания изящных искусств ASG, то показательными деталями являются двойной нимб над головой Иисуса и крестоцветы в узорчатой аркаде в верхней части композиции. Двойные нимбы над головами есть также у святого Михаила и Евлалии в ретабло Педро Гарсиа де Бенаварре из Музея изящных искусств Дижона, а также в работе «Богоматерь на троне и четыре ангела» (Национальный музей искусства Каталонии). Композиции со святыми Михаилом и Евлалией по углам украшены лепными остроконечными элементами в виде крестоцветов. Эти же орнаментальные мотивы присутствуют и у золочёной арки в «Воскресении Иисуса Христа».
Святой Михаил и святая Евлалия
Музей изящных искусств, Дижон
с гипсовым золочёным декором в верхнем левом углу Музей изящных искусств, Дижон |
с гипсовым золочёным декором в верхней правой части БСИИ ASG, инв. № 04-3868 |
До наших дней дошёл рисунок 1908 года, изображающий план несохранившегося ретабло в церкви Перальта-де-ла-Сал. Его авторами были Педро Гарсиа де Бенаварре и Жауме Феррер II (Jaume Ferrer II). В высоту оно достигало 6,5 метров, в ширину – 4. В центре запрестольной композиции было изображено «Распятие» (каталонский, «Crucificación»). На боковых полях по вертикали размещались «Сцены из жизни Богородицы» (кат. «Vida de la Virgen»). Ниже – «Благовещение» (кат. «Anunción de la Virgen»), «Успение» (кат. «Dormición de la Virgen») и «Поклонение пастухов» (кат. «Adoración de los pastores»). В верхней пределле (кат. «Predela superior») находились «Страсти Христовы» (кат. «Escenas de la pasión»), в нижней – Пророческий ряд (кат. «Profeta). Пределлу делит пополам дарохранительница.
исполненного Педро Гарсиа де Бенаварре и Жауме Феррера II
1908 год
После 1908 года ретабло разобрали на отдельные композиции с целью продажи. Сохранились его описания, датированные 1677 и 1873 годами. На их основании запрестольная композиция была частично реконструирована с помощью уцелевших работ. О её воссоздании опубликована статья Марии Хесус Грегорио Зарокки «Утраченное наследие: ретабло главного алтаря приходской церкви Санта-Мария де Перальта-де-ла-Сал» («Un patrimonio desaparecido: el retablo del altar mayor de la iglesia parroquial de Santa Maria de Peralta de la Sal») [3]. В проекте реконструкции в правой части на крайнем боковом поле по вертикали размещено «Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба)». Данный сюжет входит в цикл «Страстей Христовых», однако расположен среди «Сцен из жизни Богородицы», т.к. сама Дева Мария присутствует у правой кромки композиции. Христос здесь изображён восставшим из гроба. Он окутан светлой плащаницей. Свидетелями чуда также выступают три стражника. Один из них расположился за гробом, два других – перед. Тот, что находится в правом нижнем углу, согнул ногу аналогично солдату с работы из собрания ASG, который также изображён справа. Перекликается также и форма золочёных лепных арок с мысиком по центру.
На картине из собрания ASG нет Богоматери. В ретабло она располагалась в правой части верхней пределлы, и скорее всего, завершала ряд «Страстей Христовых», поскольку «Воскресение Христа» - не просто одно из величайших христианских таинств, но самое торжественное и праздничное. Несомненно, работа анонимного художника из круга Педро Гарсиа де Бенаварре не входила в запрестольную композицию в церкви Перальта-де-ла-Сал. Однако мы поместили её в такой контекст для того, чтобы сформировать правильное восприятие данного произведения, которое изначально задумывалось не как самостоятельное, а как часть сложной архитектурно-пространственной конструкции в интерьера храма.
c включением в него работы круга Педро Гарсиа де Бенаварре
из Большого собрания изящных искусств ASG
Проект реконструкции – Родриго Силва и Руис и Веласко
Алина Булгакова
Источники:
- Two Fifteenth-Century Aragonese Retables and Painters of the Calatayud Group [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cdn.sanity.io/files/cctd4ker/production/5ed9b3f5b231f965c6394964926c5c1b60e5cc70.pdf - Дата доступа: 30.07.2024.
- Pedro garcia benabarre-san pelagio papa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pedro_garcia_benabarre-san_pelagio_papa.jpg?uselang=en#Licensing - Дата доступа: 01.08.2024.
- Un patrimonio desaparecido: el retablo del altar mayor de la iglesia parroquial de Santa Maria de Peralta de la Sal (Huesca) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cellit.es/wp-content/uploads/littera-digital/littera06/littera06-articulos/littera06-009-gregorio.pdf - Дата доступа: 08.08.2024.