Художники из Большого собрания изящных искусств ASG – фавориты европейских аукционов
Фламандская живопись XVI-XVII веков всегда высоко ценится на европейских аукционах. Начало года вновь продемонстрировало повышенный интерес коллекционеров к произведениям фламандских художников, многие из которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG. На текущий момент в нем уже около 150 произведений представителей фламандской школы.
Ожидаемо самыми дорогими лотами стали произведения наиболее известных выходцев из Антверпена – Антониса ван Дейка и Франса Снейдерса.
На аукционе Sotheby’s зимой 2024 года Ван Дейк (1599-1641) был представлен автопортретом, который был продан за 2 430 000 $. Данная работа была написана в поздние годы его творчества, примерно в 1637-1639 годах.
Автопортрет с закрученными усами и поднятой левой рукой
1637-1639 годы
Холст, масло, 69х57,5 см
Аукцион Сотбис, Нью-Йорк, 01 февраля 2024 года, лот 317
Эстимейт 2 000 000 – 3 000 000 $
Известно, что художник писал автопортреты на протяжении всей жизни, начиная с подросткового возраста. Самый знаменитый из них – «Автопортрет с подсолнухом» (1632 год), находящийся в частной коллекции.
У картины, выставленной на аукцион, достаточно подробный провенанс. Предположительно, автопортрет был написан для самого Карла I (1600-1641), короля Англии, Шотландии и Ирландии, так как с момента создания хранился в его лондонском дворце Уайтхолл. В 1632 году король предложил Антонису Ван Дейку стать его придворным художником, на что он с радостью согласился, впоследствии написав более 400 полотен и получив дворянский титул.
Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном
1633 год
Холст, масло, 368,5х270 см
Букингемский дворец (Лондон)
В описи, составленной инспектором королевских картин Абрахамом ван дер Дортом (ок. 1575/1580 – 1640), указано, что автопортрет с аукциона висел во дворце Уайтхолл «в маленькой комнате между залом для завтрака и длинной галереей при правильном освещении», то есть источник света располагался слева от зрителя. Картина описывается как «изображение сэра Антониса ван Дейка, сделанное им самим, обращенный плечом и с левой рукой на груди, в овальной резной деревянной раме». Интересно, что полотно, судя по записям, висело на том же месте, что и автопортреты его учителя Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и его бывшего конкурента Даниэля Мейтенса Старшего (ок.1590-1647), что еще раз может свидетельствовать о том, что оно было подарено королю самим художником.
Впоследствии этот автопортрет присутствовал в королевской коллекции Карла II (1630-1685) и был затем передан в наследство Якову II (1633-1701), а от него достался Вильгельму III (1650-1702), который перевез его в Голландию. После смерти его преемника Иоганна Вильгельма Фризо (1687-1711) голландское правительство, в то время как трон опустел, незаметно продало часть коллекции, среди которой было и полотно Ван Дейка.
Карл II в детстве
1637 год
Холст, масло, 150,5х130,5 см
Национальная портретная галерея (Лондон)
Известно, что в 1854 году картина была зарегистрирована как находившаяся во владении английского полковника Джорджа Томлина, у которого также в коллекции были полотна Рембрандта (1606-1669) и Бартоломе Эстебана Мурильо (1617-1682). Его наследник Джордж Претиман продал этот автопортрет на аукционе Кристис в 1933 году. В течение XX века у полотна неоднократно менялись владельцы, как это произошло и в начале этого года.
В Большом собрании изящных искусств ASG представлено три живописных полотна, связанных с именем этого великого художника. Прежде всего это произведение, выполненное мастерской Антониса ван Дейка - портрет Франсуа Ланглуа (1589-1647), французского типографа, издателя и гравера. На этом полотне он изображен в красно-коричневой одежде, держащим в руках музыкальный инструмент – волынку.
Портрет гравера Франсуа Ланглуа
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 105×79 см
БСИИ ASG, Инв. № 02-1936
Картина самого ван Дейка, написанная в 1630-ые годы, хранится в Национальной галерее Лондона. По его портрету в 1645 году художником Жаном Пеном (1623-1700) была создана гравюра.
Портрет Франсуа Ланглуа Начало 1630 годов Дерево, масло. 98х80 см Национальная галерея, Лондон |
Портрет Франсуа Ланглуа 1645 год Гравюра, бумага. 36х26 см Национальная галерея, Лондон |
Ван Дейк и Ланглуа познакомились в Италии. Его портрет писал также и придворный художник Людовика XIII Клод Виньон (1593-1670).
Портрет Франсуа Ланглуа
Около 1621 года
Холст, масло. 80х67 см
Музей Дэвис, США
Помимо творческой деятельности Ланглуа торговал книгами, гравюрами и произведениями живописи. Он принимал участие в формировании коллекции произведений искусства для известного коллекционера Томаса Говарда (1585-1646), а также для Карла I.
Картина под названием «Увенчание терновым венцом» атрибутирована кругом Антониса ван Дейка. Это полотно было написано по гравюре Схелте Адамса Болсверта (1580-1638), который снял ее с работы Антониса ван Дейка с аналогичным названием. Созданная в период с 1617 по 1620 годы, она была уничтожена при пожаре в Музее Кайзера-Фридриха в Берлине в 1945 году.
Увенчание терновым венцом
Фландрия, после 1635 года
Холст, масло. 116×81 см
БСИИ ASG, Инв. № 02-5041
Увенчания терновым венцом
1630 – 1635 годы
Гравюра. 59,5×43,5 см
Британский музей, Лондон
На картине изображена известная библейская сцена, когда римские солдаты, унижая и избивая Иисуса Христа, возложили на его голову венец с острыми шипами. В центре картины в безмолвном страдании изображен сам Иисус со связанными руками. Справа от него самодовольный солдат в доспехах протягивает терновый венец. Другой персонаж, издевательски преклонив колено, вручает ему стебель рогоза. Слева изображен воин в звериной шкуре, постепенно теряющий человеческий облик.
Еще одна картина – «Оплакивание» - написана последователем Антониса ван Дейка во Фландрии в XVII веке. Здесь запечатлена сцена скорби Марии Магдалины и Девы Марии по Иисусу Христу после его снятия с распятия. Мария Магдалина изображена слева от Иисуса в золотистых одеждах, она держит его за руку, а Дева Мария – с другой стороны в темной одежде с устремленным в небо взором. По композиции данное полотно близко работе ван Дейка «Оплакивание», находящейся в Старой Пинакотеке Мюнхена.
Оплакивание
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 39х58,5 см
БСИИ ASG, Инв. № 04-2039
Оплакивание Христа
1634 год
Холст, масло. 109х149 см
Старая Пинакотека, Мюнхен
На французском аукционе Artcurial 22 марта 2023 года с высоким эстимейтом 600 000 – 800 000 € было выставлено живописное полотно Франса Снейдерса (1579-1657) под названием «Дичь, корзина с фруктами и ваза с цветами на столе». Картину продали за 787 200 €. В правом нижнем углу имеется подпись автора – «F. Snyders. fecit».
Дичь, корзина с фруктами и ваза с цветами на столе
XVII век
Холст, масло. 226х165 см
Аукцион Artcurial, Париж, 22 марта 2023 года, лот 53
Эстимейт 600 000 – 800 000 евро
Снейдерс знаменит своими натюрмортами и анималистическими сценами. Специалисты аукционного дома назвали эту работу квинтэссенцией его искусства. Художник продемонстрировал отличное владение пространством, светом и движениями. С особой тщательностью проработаны детали: овощи, фрукты, оперение птиц и шерсть животных. Композиция тщательно выверена и уравновешена. Ваза с цветами, изображенная слева, нечастое явление на полотнах Снейдерса. Как отметила Мария-Луиза Хейрс, автор книги «Les Peintres flamands de fleurs au XVIIe siècle» («Фламандские художники цветов XVII века»), живописец часто изображал вазу этой формы на постаменте. Её писал также и Рубенс, например, в картине «Четыре философа» (1615, Палаццо Питти, Флоренция).
Четыре философа 1611 год Дерево, масло. 167х143 см Палатинская галерея |
|
В Большом собрании изящных искусств ASG Франс Снейдерс представлен четырьмя авторскими работами. Есть здесь и произведения его мастерской, художников из окружения и последователей (пять картин).
Масштабное произведение (200х330 см) «Олени, загнанные сворой собак», Снейдерс создал в сотрудничестве с Паулем де Восом. Слева продемонстрирована агония животного, попавшего в смертельную ловушку. В центре картины в высоком прыжке собака почти сравнялась с благородным оленем. Справа изображен олень, который продолжает бороться за свою жизнь.
Олени, загнанные сворой собак
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 200×330 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0495
Данная картина происходит из собрания военного и государственного деятеля Испанских Нидерландов Филиппа-Франсуа д'Аренберга (1625-1674) и была воспроизведена в каталоге «Жизнь замка» («La vie de château»), № 210.
Герцог д’Аренберг
До 1641 года
Холст, масло
Холкем-холл
«Собаки на кухне» выполнены в характерной для Снейдерса несколько грубоватой манере. Картина отличается обилием деталей, а благодаря маленькой обезьянке с серёжкой в ухе, за которой погнались собаки, и комичностью. Известна также авторская реплика на данный сюжет из Национального музея Прадо, Мадрид.
Примечательна работа Снейдерса, выполненная на дубовых досках, под названием «Битва петухов». Художник часто изображал петушиные бои, происходящие на птичьем дворе, варьируя композиции. Известно не менее восьми его картин с подобным сюжетом. Картина из собрания ASG была написана в 1615 году в зрелый период его творчества.
Картина «Натюрморт с устрицами и куропатками» внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765). Редко в натюрмортах Снейдерса можно увидеть пироги, здесь же он имеет нестандартную трехчастную форму. Так как пирог закрытый, зритель может лишь догадываться о его содержимом, но художник изобразил рядом с ним цитрусовые фрукты и дичь, которые, скорее всего, и послужили начинкой.
Алия Хисматуллина,
искусствовед-экскурсовод МИКН
Источники:
- https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2024/master-paintings-sculpture-part-i/self-portrait-with-upturned-mustache-and-raised
- https://www.artcurial.com/en/sales/vente-fr-3809-maitres-anciens-et-du-xixe-siecle/lots/53
- Королева С.: Антонис Ван Дейк. Великие художники. Том 62. – Директ-Медиа, 2010.
- Marie-Louise Hairs: Les Peintres flamands de fleurs au XVIIe siècle, Roubaix, 1998. - P. 301