Классификация французской мебели XVIII века в контексте исследований Пьера Верле
В 1982 году парижским издательством Presses Universitaires de France была опубликована книга Пьера Верле «Французская мебель XVIII века» («Les meubles français du XVIII siècle»). Её автор – музейный хранитель и искусствовед. Он занимал пост хранителя коллекций предметов искусства в парижском Лувре в период с 1945 по 1972 годы. Верле являлся известным экспертом в области французского декоративного искусства с эпохи Средневековья до предреволюционной Францией.
из библиотеки Международного института культурного наследия
1982 год издания
Книга состоит из четырёх частей: «Характеристика французского общества и искусства XVIII века», «Мебельщики и столярное искусство», «Мастера эбенисты», «Коллекции и коллекционеры». Каждая часть имеет по несколько глав. В издании опубликованы факсимиле авторских клейм парижских эбенистов. Примечательно, что здесь они приводятся списком, начиная от самых маленьких (4 мм в высоту) и по возрастающей до самых больших (8 мм в высоту). Последними опубликованы нестандартные в плане оформления клейма.
с изображениями клейм парижских эбенистов [1, с. 112 – 113]
Книга также включает цветные и чёрно-белые фотографии, причём только предметов, находящихся в именитых музеях, дворцах и частных собраниях. Основной её объём занимает текст, а потому она очень информативна. Данное издание на сегодняшний день является наиболее авторитетным, полным и содержательным сборником материалов по французской мебели XVIII столетия.
с изображением предметов мебели и элементов декора
В библиотеку Международного института культурного наследия книга Пьера Верле поступила в 2022 году. В 4 (40) номере Вестника «Мир искусств» мы уже рассматривали четвёртую главу первой части издания, посвящённую эволюции французских стилей XVIII века. Мы проанализировали её на основе предметов мебели из Большого собрания изящных искусств ASG, а также их аналогов, приведённых в издании. В этом выпуске мы обратимся ко второй части книги, рассказывающей об основных типах французской мебели XVIII века.
Классификация французской мебели XVIII столетия тема очень сложная и многокомпонентная. Выделяют шесть основных групп корпусной и мягкой мебели:
- Мебель для сидения, кровати, каминные экраны, ширмы (фр. les sieges, lits et écrans);
- Столы (фр. les tables);
- Сундуки и комоды (фр. les coffres et commodes);
- Шкафы (фр. les armoires);
- Часы (фр. les horloges);
- Геридоны и зеркала (фр. les guéridons et miroirs).
Мебель для сидения, кровати, каминные экраны, ширмы
Не вся мебель для сидения в XVIII веке имела спинки. Без спинок изготавливались:
- табуреты на четырёх ножках (могли иметь проножки). Широко использовались на протяжении всего столетия;
- складная или вращающаяся мебель для сидения, которая держится на металлическом болте. Подобная мебель часто декорировалась резьбой и устанавливалась в апартаментах, где принимали гостей и посетителей. Широкое распространение получила в конце XVIII века под влиянием античного искусства;
- банкетки. Как правило они имели восемь ножек, иногда соединенных проножками.
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Орех, резьба БСИИ ASG, инв. № 11-1610 |
Крессон, Мишель Франция, около 1750 года (период Людовика XV) Дерево, резьба, золочение Версальский собор [1, илл. 11] |
В период Регентства кресла называли стульями со спинками. При Рококо появилось две основные разновидности спинок – «спинка-королевы» (фр. à la Reine) и «спинка-кабриоль» (фр. en cabriolet). «Спинка-королевы» была плоской, «спинка-кабриоль» – изогнутой. У последней свод в виде «ручки корзины» (фр. «en anse de panier») встречается куда чаще, чем у мебели для сидения со «спинкой-королевы».
Крессон, Луи Франция, около 1750 года (период Людовика XV) Дерево, резьба Музей изящных искусств, Дижон [1, илл. 45] |
Франция, около 1750 года (период Людовика XV) Орех, резьба 93,5×69×63 см БСИИ ASG, инв. № 11-2354 |
Реми, Пьер Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Тонированное дерево, резьба 88,5×63,5×49,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-3014 (1,2) |
|
Клеймо Тильяра Франция, около 1765 года Дерево, резьба, окрашивание Музей искусства и истории имени барона Жерара, Байё [1, илл. 44] |
Сене, Жан-Батист-Клод Франция, 70 – 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма) Массив бука, резьба, точение, левкас 88×58×50 см БСИИ ASG, инв. №11-1293 |
Кресла, имеющие широкие сидения, называются «маркизами» (фр. «marquise»). Они рассчитаны на одного-двух человек (фр. «le confident» ou «tête-à-tête») и по сути являются большими бержерами (фр. la bergère) – креслами, у которых спинки и подлокотники образуют единое целое. Мягкие подлокотники и наличие подушек на некоторых креслах и стульях свидетельствуют о том, что эта мебель рассчитана на дам, роль которых в общественной жизни в период Рококо значительно усилилась.
(каркас) Франция, 70 – 80-е годы XVIII века (период Неоклассицизма) Дерево, резьба, точение 91,5×90×64 см БСИИ ASG, инв. № 11-2167 |
|
Фолио, Николя-Кинибер Франция, около 1745 года Дерево, резьба, золочение Поместье Уоддесдон, Бекингемшир [1, илл. 40] |
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Бук, резьба 101×72×72 см БСИИ ASG, инв. № 11-2976 |
Многие модели кресел с высокими спинками для дополнительного комфорта сидящего дополнялись «щёчками» (фр. «joues») – боковыми выступами на мебели для сидения, расположенными на уровне головы сидящего. Как правило, они имели округлую форму. Кресла с щёчками часто называли «удобными креслами» (фр. «fauteuil de commodité») или «креслами для больного» (фр. «fauteuil de malade»). Их спинки откидывались с помощью специальных металлических реек, а в сиденьях могло размещаться отверстие. В целом, разница между классическими креслами и бержерами носит условный характер и варьируется между полу-бержерами (фр. fauteuil demi-bergère) или креслами полу-тет-а-тет (фр. demi tête-à-tête) до кресел, которые называют «исповедальными» (фр. fauteuil en confessional). Последние имеют высокую изогнутую спинку. У маркизы де Помпадур было около двадцати подобных кресел. В 1779 году Мария-Антуанетта для своего кабинета в Версале заказала «исповедальное» кресло-бержер со «спинкой-кабриоль» и щёчками (ныне хранится в частной коллекции). При Людовике XVI кресла, напоминающие древнегреческие клисмосы, назывались «турецкими» (фр. «à la turque»).
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Дерево, резьба 121×70×66 см БСИИ ASG, инв. № 11-2412 |
|
Франция (южные провинции), середина XVIII века (период Людовика XV) Дерево, резьба 98×195 см БСИИ ASG, инв. № 11-2338 |
|
Жакоб, Жорж Франция, около 1770 года Дерево, резьба, золочение, тростник, плетение Лувр, Париж [1, илл. 159] |
Боннмэн, Антуан Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Бук, резьба, тростник, плетение 98×56×48 см БСИИ ASG, инв. № 11-2115 |
Надаль Старший, Жан-Рене Франция, около 1770 года Дерево, резьба, золочение Частная коллекция [1, илл. 141] |
Франция, конец XVIII века (Директория) Бук, резьба, точение 85×59×47 см БСИИ ASG, инв. № 11-0796 |
У шезлонгов спинки были глубокими. В XVIII веке их начали называть «герцогинями» (фр. «duchesse»). Если у «герцогини» был приставной табурет, то её называли «разбитой» (фр. «duchesse brisée»). Табуреты эти часто использовались для ног. Они были низкими и имели прямоугольную форму. Если у табурета была спинка, то он воспринимался как кресло, и ставился у изножья шезлонга.
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Орех, резьба 104×197×80 см БСИИ ASG, инв. № 21-1850 |
Франция, около 1740 года (период Людовика XV) Дерево, резьба Музей Ниссим-де-Камондо, Париж [1, илл. 55] |
Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение 93×194,5×77 см БСИИ ASG, инв. № 21-1078 |
Глубокая изогнутая спинка и выступающее вперед сидение (часто именуемое из-за своей формы «биде» (фр. «en bidet») характерны для кабинетных кресел, которые мы сегодня называем офисными. В 1780 годы их называли «гондолами» (фр. «gondola») и обивали сафьяном. Ретирадные кресла, помимо отверстий, отличали вращающиеся сидения и низкие спинки. Высота сидения и спинки у кресел и стульев говорила о многом: если сидение у стула было высоким, он мог быть королевским (фр. la chaise du Roi), предназначавшимся для внутренних покоев; стулья с низкими спинками использовались для игры на клавесине (фр. une chaise de clavecin), однако их легко было спутать с певческими табуретами (фр. un tabouret de chanter), которые ставили на хорах. У последних спинки могло и не быть, но при этом они снабжались небольшой ступенькой и богато декорировались. Церковную мебель не следует путать с «креслами вуайеристов» (фр. voyeuses), которыми пользовались во время азартных игр. В верхней части спинок таких кресел располагалось отделение с мягкой крышкой, которое могло использоваться как подлокотник. Вуайеристскими были не только кресла, но и бержеры со стульями. На них располагались мужчины, играющие или наблюдающие за игрой. Отделение в верхней части спинки могло использоваться как пепельница. Если сидение у «кресла вуайериста» располагалась низко, то его правильно трактовать как молитвенное (фр. prie-Dieu): на его сидение становились коленями лицом к спинке, на которую опирались руками. Молитвенные кресла часто имели резные спинки. Выдающийся французский эбенист Андре Жакоб Рубо (André Jacob Roubo, 1739 – 1791) разработал модель молитвенного кресла с «фиксированным» сиденьем и вращающейся спинкой. Эти кресла отличались большей практичностью нежели элегантностью. У биде спинки перетягивались тростником или кожей. В верхних частях располагались отделения для хранения предметов гигиены. У них могли быть и подлокотники, и тогда они использовались как ретирадные кресла (фр. «les chaises percèes). Они часто дополнялись чашами из фаянса, керамики или жести.
Мишар, Клод-Этьен Франция, около 1765 года (период Людовика XV) Дерево, резьба, тростник, плетение Кресло проходило на аукционе Sotheby’s, Монако, 25 июня 1979 года, лот 45 [1, илл. 143] |
Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Дерево, резьба, точение, тростник, плетение 80×58×49 см БСИИ ASG, инв. № 11-1300 |
Эрто, Николя Франция, около 1755 года (период Людовика XV) Дерево, резьба Музей Галле-Жюйе, Крей [1, илл. 46] |
Франция (провинция Руан (?)), XVIII век Массив и корень ореха, фаянс, роспись 52×33×49 см БСИИ ASG, инв. № 24-2096 |
Расстановка мебели для сидения в помещении всегда подчинялась особенностям интерьера. Вся мебель проектировалась так, чтобы при необходимости стать «угловой» (фр. «encoignure»). В описи мебели маркизы де Помпадур указано несколько угловых предметов: канапе, банкетка, большая банкетка на пять мест и два кресла. В 1785 году для Сен-Клу Мария-Антуанетта заказала Жану Оре (Jean Hauré, работал с 1774 по 1796 годы) и Жану-Батисту-Клоду Сене (Jean-Baptiste-Claude Séne, 1747 – 1803) угловой «султан» (фр. «sultane») – канапе с боковыми спинками одинаковой высоты.
Канапе и кровати также можно классифицировать по форме спинок. Термин «канапе» (фр. «canapé) появился во Франции в XVIII столетии. Так называли мебель со спинкой и подлокотниками (иногда дополненную «щёчками»), которая, по сути, представляла собой увеличенное в размере кресло (ширина от 1 до 2 м). Если у канапе было высокое сидение и ступенька, то его называли бильярдным (фр. le canapé de billard). Канапе с обоих концов дополненное угловыми креслами называется «конфидентом» (фр. «canapé à confidents»). Популярностью пользовались канапе с двух-трёх частными спинками или же длинной цельной. Две спинки могли располагаться по бокам, центральная была нисходящей по высоте. Канапе такой конструкции называли кушеткой (фр. lit de repos ou «lit de jour»), у которой было и экзотическое название – оттоманка (фр. ottomane). По форме оттоманка представляла собой вытянутый овал. Рубо называл оттоманки «la veilleuse», что дословно можно перевести как «ночник» или «приглушать свет». Их расставляли симметрично парами по обе стороны от камина так, чтобы нисходящие по высоте части спинок были направлены в разные стороны. Софы (фр. le sopha) были полностью обиты тканью, которая скрывала все деревянные элементы корпусов. Их в основном ставили в ниши с зеркалами. В Провансе, а конкретно в Марселе, софу называли «турецким диваном» (фр. «divan à la turque»). Её покрывали восточными коврами и множеством подушек.
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Дерево, резьба 110×203×87 см БСИИ ASG, инв. № 11-3060 |
Бов, Матье де Франция, 70 – 80-е годы XVIII века Массив бука, резьба, точение 100×158×71 см БСИИ ASG, инв. № 11-2643 |
Эрто, Николя Франция, около 1745 года (период Людовика XV) Дерево, резьба, окрашивание Канапе проходило на аукционе Galliéra, Ader, Париж, 26 ноября 1975 года, лот 96 [1, илл. 147] |
|
Жакоб, Жорж Франция, около 1765 года (период Людовика XV) Дерево, резьба, окрашивание Частная коллекция |
Кровати можно разделить на две большие группы: собственно кровати в их общеевропейском понимании и «кровати во французском духе» (фр. «lit à la française»). Последние имели прямоугольную форму, а с торца располагалась прикроватная тумбочка. В провинции и в колониях самым популярным типом кроватей были – кровати с колоннами (фр. lit à colonnes). В комнатах небольшого размера, которые хорошо отапливались, примерно с 1700 года появилась возможность ставить «кровати-герцогини» (фр. «lit à la duchesse»). Данный тип кровати поддерживался в изголовье несколькими опорами, прилегающими к стене или доходящими до потолка. Изножье оставалось свободным. Самая знаменитая кровать данного типа принадлежала Марии-Антуанетте в Фонтенбло. У кроватей, расположенных в алькове вдоль стен, часто было две или три спинки. Особой элегантностью отличались «кровати в польском стиле» (фр. «lit à la polonaise»). Их колонны, которые поддерживают балдахин, оканчиваются изогнутыми металлическими выступами, благодаря которым занавески не двигаются. Кровати без колонн с изогнутыми спинками, образованными завитками или перекрестиями, назывались в честь того же Рубо «кроватями по-турецки» (фр. «lit à la turque»). При этом в описи королевской мебели, хранящейся в Гард-Мёбль, значится кровать с двумя прямыми спинками из спальни Людовика XVI в Сен-Клу, которая так же именуется «турецкой». Рубо упоминает и «кровать в итальянском стиле» (фр. «lit à l’italienne»), которую некоторые орнаменталисты называют «кафедрой для проповеди» (фр. «en chaire à precher») или «кроватью по-римски» (фр. «à la romaine»). Её именовали также «кроватью д’Артуа» (фр. «à la d’Artois»). Она стояла перпендикулярно к стене и имела квадратный или прямоугольный балдахин, располагавшийся только в изголовье у стены. Данная разновидность кровати была опубликована Лалондом в гравюре накануне Революции. Кровати без балдахина и занавесок, но с прикроватной тумбочкой, так же можно называть французскими. Их иногда рассматривают и как разновидность канапе.
Франция, около 1837 года Дерево, резьба Лотарингский музей, Нанси [1, илл. 49] |
Клеймо Люляржа Франция, около 1780 года Дерево, резьба, окрашивание Шато де Буж, Эндр [1, илл. 51] |
Франция, около 1720 года Дерево, резьба, золочение Музей декоративного искусства, Париж [1, илл. 48] |
Жакоб, Жорж Франция, около 1785 года Дерево, резьба, золочение Музей Виктории и Альберта, Лондон [1, илл. 52] |
Все деревянные элементы корпуса скрыты драпировками Франция, около 1771 года Шато Монжоффруа, Мен и Луара [1, илл. 54] |
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Бук, резьба, левкас 89,5×220×110 см БСИИ ASG, инв. № 21-2844 |
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Дерево, резьба 109,5×130 см БСИИ ASG, инв. № 21-2951 |
Детские кроватки в Париже драпировались тканями, провинциальные модели были сплошь деревянными, декорированными резьбой, гравировкой и росписями. Рубо разработал модель детской кроватки, установленной на изогнутых ножках-полозьях или коньках.
Каминные экраны составляют ансамбль с остальной мебелью в интерьере. Они могли быть поворотными, устанавливаться на треноге или на двойных коньках, декорироваться в античном или английском духе. Ткань крепилась к раме каминного экрана. Она двигалась в пазах боковых стоек с помощью шнура или противовеса. Низкие ширмы снабжались аналогичным устройством. Они полностью покрывались тканью или бумагой, скрывающей деревянные элементы конструкции.
Клеймо Тильяра Франция, около 1755 года Дерево, резьба, золочение Метрополитен-музей, Нью-Йорк [1, илл. 57] |
Франция (Лион), середина XVIII века (период Людовика XV) Орех, резьба, шпалера 102×70 см БСИИ ASG, инв. № 24-3977 |
Франция, середина XVIII века (период Людовика XV) Бук, резьба, шпалера-обюссон 103,5×70 см БСИИ ASG, инв. № 24-1903 |
Франция, около 1780 года Орех, резьба, золочение Поместье Уоддесдон, Бекингемшир [1, илл. 59] |
Гобеленов Франция, 1760 год Лувр, Париж [1, илл. 163] |
Именно в XVIII веке в отношении мебели стало использоваться понятие ансамблевости. Все вышерассмотренные разновидности предметов (мебель для сидения, экраны, ширмы, кровати) объединялись в интерьерах в единые гармоничные наборы. Мебель тщательно подбиралась на основании сходства резьбы, рисунка обивочной ткани, по цвету и породе древесины. Стены и мебель стали перетягиваться одной и той же тканью.
Продолжение читайте в одном из следующих номеров
Алина Булгакова