decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Дама печатного образа

16.04.2016

Журналы о моде - самые первые источники модных тенденций. Они по праву могут считаться одним из хранителей истории определенной эпохи, эволюции эталонов красоты. И мужчинам, которые снисходительно относятся к «дамским увлечениям», надо напомнить, что первый модный журнал был издан мужчиной и для мужчин. Чисто «женский» модный журнал появился лишь в XVII веке.

Первые печатные модные журналы появились после изобретения печатного станка Гуттенбергом, но это не значит, что и мода возникла только в это время. Законы мод диктовались уже в старину, причем чем выше был статус «модника», тем неудобнее был его наряд. Например, длина тоги римского патриция должна была быть не менее пяти метров. Шлейф платья супруги французского короля — 24 м. Туфли средневекового феодала — 60 см и ни сантиметром меньше. Дамское платье эпохи Возрождения вполне могло заменить гирю — его вес не опускался ниже 25 кг. Доходило иногда до невозможного: королева Екатерина Медичи обязала придворных дам иметь талию не более 33 см.

Как же развивалась и передавалась мода, когда не было модных изданий? Было несколько интересных способов, которые с течением времени перерастали один в другой.

Жители Древнего Рима старались следовать моде. Для этого они создали фигурины – фигурки из обожженной глины высотой 10-25. см, разукрашенные по моде. Из столичных городов их отправляли в провинции для ознакомления с новыми тенденциями столичной моды.

Лабий
Римские глиняные фигурины

В те времена существовали специализированные артели, которые занимались изготовлением этих фигурин, и именно они владели самыми новыми выкройками. «Секретной информацией» хотели владеть многие дамы высшего сословия. Для этого они нередко нанимали шпионов, чтобы те выкрали новые выкройки. Портные, работающие в артели, сразу догадались об этом и подкидывали шпионам фальшивые схемы. Таким образом, одураченным дамам приходилось ждать появления новых фигурин для того, чтобы следовать последним модным тенденциям.

В конце XVI века в Испании начали выходить книги-пособия (рекомендации), посвященные моде. В них описывались способы создания модного туалета, издания также содержали различные иллюстрации и руководство по шитью. К сожалению, у этих книг было одно большое «но». Пока эти книги издавались, проходило огромное количество времени, в момент выхода книги в свет модные тенденции становились уже старомодными.

Лабий
Испанская книга-рекомендация по моде

«Мода настолько безобразна, что ее вынуждены менять каждые полгода» - писал Оскар Уайльд. Первыми это поняли французы в начале 1640 годов. Взяв за основу римские фигурины, они создали собственные восковые куклы – Пандоры. Они были в двух видов: одна в половину человеческого роста, другая - в четверть. Куклы такие размеров было удобно перевозить из одного города в другой. На большой кукле демонстрировались нарядные, вечерние туалеты, а на маленькой - утренний наряд, домашние и повседневные платья. Наряженные куклы выставлялись в витринах магазинов, в Париже это был магазин – Сен-Оноре. После демонстрации Пандор в Париже их отправляли в другие европейские столицы и в провинциальные города. В маленьких городах Пандоры приводили дам в ужас, только они привыкали носить кружева, тут же приходилось менять все в рюши.

1974452.JPG
1974452.JPG
1974452.JPG
Пандоры XVII века

В зоне перевозок восковых Пандор генералы приостанавливали военные действия. Куклы использовались для демонстрации моды до 1860-х годов, после чего их заменили манекенами. В то время в Европе уже были распространены модные журналы. В настоящее время Пандоры хранятся в Париже в Музее моды Гальера и в Сергиевом Посаде в Музее игрушки.

Прообразом современных модных журналов стал «Галантный Меркурий» (Mercure galant dedie a Monseigneur Le Dauphin). Он начал издаваться в 1679 году во Франции в городе Лионе. Разрешение на издание журнала Жану Донно де Визе выдал самый известный модник того времени – Людовик XIV. Де Визе в свою очередь передал свое право издателю Томасу Амори, который жил в Лионе.

Журнал был крохотного размера, всего восьмая часть печатного листа. Вначале он издавался нерегулярно, затем по просьбе самого короля журнал стал ежемесячным изданием.

Первый номер журнала был посвящен свадьбе короля Испании Карла II и принцессы Марии-Луизы Орлеанской. К статье была приложена гравюра Трувена, где был детально изображен наряд невесты.

Гравюра дала возможность модницам детально рассмотреть наряд новобрачной - это была самая первая картина первого модного журнала. Уже на следующий год издание знакомил читателей с модными тенденциями Парижа.

1974452.JPG
1974452.JPG
Титульный лист журнала
Наряд принцессы Орлеанской

Также журнал имел разделы, посвященные светской хронике, модным разделам и т.д. Журнал быстро обрел популярность, но, к сожалению, не известно, как долго он издавался. До наших дней сохранились только несколько номеров.

Постепенно с конца XVII века по всей Европе начали издаваться издания, отражающие модные тенденции того времени. Все они были украшены гравюрами, изображающими мельчайшие детали новых нарядов. Во Франции издавались такие журналы как «Галерея мод и французские костюмы» («Galerie des modes et costumes francais»), «Управление образами и последними модами» («Cabinet des modes ou les modes nouvelles»), «Женский журнал мод» («Journal des Dames et des Modes»), в Берлине - «Журнал роскоши и моды» («Bertuch’sche Journal des Luxus und der Moden»), в Милане - «Женский журнал и моды Франции» («Journal des dames et des modes en France»). Издатели любыми способами старались привлечь внимание читателей. Работали с известными художниками, вручную раскрашивали гравюры, которые сопровождались подробным описанием каждой детали наряда.

1974452.JPG
1974452.JPG
«Управление образами и последними модами»
«Женский журнал мод»

Женское внимание смог привлечь журнал "Дамский Меркурий" ("Ladies Mercury"), издававшийся в Лондоне. Впервые на страницах этого журнала появились колонки вопросов и ответов, в которой читательницы обменивались решениями житейских и любовных проблем.

Чтение модных журналов стало признаком хорошего вкуса, и с начала XVIII столетия они поселились в будуарах актрис, певиц и светских дам.

В 1779 году первый модный журнал появляется и в России. Он назывался «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Издавался он мужчиной – знаменитым просветителем Николаем Ивановичем Новиковым. Первый номер открывала картинка «Щеголиха на гулянье». Авторы журнала давали своим нарядам завлекательные названия: «Рог изобилия», «Чепец победы», «Расцветающая приятность» и «Прелестная простота»!

На смену этому журналу приходит новый журнал «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы». Издателем снова становится мужчина, на этот раз выпускник Московского университета, владелец университетской и сенатской типографии Василий Иванович Окороков.

Лабий
Титульный лист журнала

Правда, обещанных рисунков в нем почти не было, потому что печатать гравюры было дорого и сложно. Журнал просто рассказывал о последних модах на словах, апеллируя к фантазии читательниц. Конечно, моды приходили из Европы с опозданием, что, естественно, вызывало нарекания дам.

Издавался журнал с апреля по декабрь 1791 года и писали его анонимные авторы почти исключительно о моде и нравах в Европе — Берлине, Париже, Лондоне, Гамбурге, Варшаве, а также Санкт-Петербурге.

Вот как писали авторы о моде в Санкт-Петербурге:

О мужских прическах и чулках.

«Прическа головы обыкновенная есть: в три букли на стороне, одна возле другой, и широкий алавержет . <…> На сих днях появились здесь шелковые половинчатые чулки наподобие сапожков, до половины икры темного цвету, а от икры до колена белые».

Наставление красавицам

Красавицы, не тщитесь
За модой вслед бежать,
Искусством не учитесь
Натуру украшать.

Поверьте, и без шляпок,
Без тафт и без парчей,
Без лент, цветов и касок,
Без толстых обручей

Она в простом наряде
Умеет дух пленять,
В приятном, скромном взгляде
Всю прелесть сохранять *.

* Сии стишки сообщены издателям магазина от некоторой почтенной особы.

В конце 50-х годов XIX века появляются более тридцати изданий, посвященных дамской тематике: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф» с публикациями приложений о модных новинках из Парижа и др. В них наряду с воспитательными и образовательными темами всё большее место отводится курсам женского рукоделия с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками. Различные возрастные категории могли найти интересующие их инструкции по шитью и вышивке. Особо любимыми за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками был журнал «Сандрильона» и «Дамский альбом рукодельных работ».

Можно представить, как зачитывались этими журналами модницы столицы. Скорее всего, зачитываясь этими журналами и ориентируясь на напечатанные гравюры, Наташа Ростова выбрала наряд для своего первого бала:

Лабий
Наташа Ростова

Лабий
Наташа Ростова. Художник Д.А. Шмаринов

На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны à la grecque.

Все существенное уже было сделано <…>: обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками».

Противоположностью Наташе Ростовой может стать образ Лизы Калитиной – девушке мечтательной и религиозной.

Лабий
Лиза Калитина. Художник Д. Боровский

Лабий
Лиза и Лаврецкий у пруда Худ. К. Рудаков

Хотя Лиза — девушка из богатой семьи, но она не бывает в Петербурге и не путешествует за границей, поэтому ее наряд не соответствует парижской моде того времени, то есть платье не имеет модного в XIX веке силуэта песочных часов, а также в ее нарядах отсутствует кринолин.

«Мелькнул знакомый облик, и в гостиной появилась Лиза. В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам…»

«...на Лизе было белое платье, перехваченное вокруг пояса широкой, тоже белой лентой; соломенная шляпа висела у ней на одной руке».

Лабий
Обложку журнала «Столица и усадьба» № 56 за 1916 год
украсил образ Татьяны Лариной. Худ. Е. Самокиш-Судковская

Лабий
Маша Троекурова худ. Д. Шмаринов

За прошедшие (с момента выхода первого женского издания) 300 лет "модные" журналы очень сильно изменились внешне. Но основные вопросы остались прежними: как стать красивой, любимой и счастливой...

В последней четверти XIX века, не говоря уже о начале XX-го, желание угодить читателям, а главное читательницам, привело к тому, что вопросам моды стали уделять внимание и журналы, посвященные совсем другим вопросам. К их числу относится и журнал «красивой жизни» «Столица и усадьба» . Он публикует модные силуэты современности и четвертьвековой давности, перепечатывает модные картинки из иностранных журналов, приводит зарисовки из жизни парижских домов моды.

Лабий

Лабий
Ретроспективу модных силуэтов воспроизвел шестой номер «Столицы и усадьбы» (1914 год)

«Модные журналы с картинками и с выкройками существовали уже давным-давно. Но они были мало распространены и мало доступны массе по своей цене. Газеты же не печатали модных рисунков и почти никогда не писали о модах. Самое трудное было заставить газеты говорить о моде. Когда же это было достигнуто, когда одна за другой почти все газеты мира, дабы не отстать друг от друга, завели на своих страницах отделы дамских мод, и сам самый чопорный и важный «Times» заговорил о «женских тряпках», портные и портнихи отпраздновали победу. Тогда стало очень легко оповещать мир о всех новостях женской моды, стало также очень легко издавать десятки новых модных журналов, которые начали существовать не за счет читателей, а за счет синдиката портных. Одновременно с этим умножившиеся и ускорившиеся пути сообщения и способы передвижения помогли скорее и легче распространить новое течение в области моды по поверхности земного шара. Тогда как прежде требовался иногда год и почти всегда несколько месяцев, чтобы последние парижские моды стали известны в остальной Европе и в Америке, теперь достаточно было нескольких дней, чтобы получился тот же результат.

Литература, искусство, театр имели всегда большое влияние на женскую моду. Во времена романтизма, когда женщины старались иметь матовый цвет лица и неземную тоску в очах, а мужчины носили длинные волоса и пили пунш из черепов, чтобы казаться демоническими, Виктор Гюго оказывал большое влияние на женскую моду своими пьесами из средневековой жизни», - писал Николай Брянчанинов в десятом номере «Столицы и усадьбы» (1914 год).

1974452.JPG
1974452.JPG
1974452.JPG

Модные силуэты из английских журналов, «манекены» лучших парижских портных, зарисованные с натуры, - читатели сдвоенного номера (12-13) журнала «Столица и усадьба», вышедшего в июле 1914 года, не подозревали о том, что прежней красивой жизни осталось несколько недель.

ЛЕЙЛА ГАЛИМЗАНОВА

vintagestory.ru
wildberries.ru
pravda.ru
arzamas.academy
e-shevardina.livejournal.com

Поделиться: