decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Людовик Возлюбленный

15.02.2016

15 февраля 1710 года родился король Франции из династии Бурбонов Людовик XV, правнук Людовика XIV – Короля-Солнце. Вступивший на престол при полном ликовании всего народа, обещавший во всем следовать примеру усопшего короля, своего прадеда, скончался он, всеми ненавидимый.
Немузыкальный, но тонко чувствующий искусство Людовик Возлюбленный олицетворяет собой стиль рококо, изящество и красота которого предназначены не для грандиозных залов, а для интимного кружка истинных ценителей прекрасного. В коллекциях Большого собрания изящных искусств ASG имеется много произведений, связанных с именем Людовика XV, это и картины его портретистов – Шарля ван Лоо и Гиацинта Риго, и мебель его придворных мастеров.

Людовик XV
Людовик XV. Портрет работы ван Лоо

Возлюбленный – официальное прозвище Людовика XV – одной из самых неоднозначных фигур в истории Франции. Его обвиняют в том, что он провел свою жизнь в погоне за удовольствиями, страдал от патологической страсти к женскому полу, был обжорой и пьяницей, фактически прожигал свою жизнь. Девизом его царствования стала крылатая фраза: "После нас хоть потоп". Однако, если закрыть глаза на все его человеческие слабости, Людовик был королем, во время правления которого Франция достигла экономического и культурного расцвета. Именно при Людовике Пятнадцатом разворачивается обширное городское строительство, обретают всемирную славу Вольтер и Монтескье.

Всю свою жизнь Людовик был русофобом, с детства невзлюбив царя Петра Первого за то, что во время визита во Францию 26 апреля 1717 года тот позволил себе взять семилетнего короля на руки со словами «Всю Францию на себе несу». Подобная фамильярность была несвойственна французскому двору. Робкий от природы ребенок был столь перегружен протокольными повинностями, что всю жизнь его преследовал страх перед скоплением незнакомых людей. За непринужденностью и превосходными манерами в душе и характере монарха скрывалась врожденная робость.

Современники, а также сохранившиеся портреты свидетельствуют, что Людовик XV был красивым, хорошо сложенным крепким мужчиной. Он особенно любил верховую езду и охоту и имел крепкое здоровье, осложнявшееся лишь склонностью к воспалению слизистой оболочки носа и ларингиту, отчего голос делался хриплым. Поэтому министрам часто приходилось вместо него читать его заявления. Это мешало ему добиваться признания своими речами, представительствовать, усмирять строптивые парламентские советы и править своим двором.

С детства приученный к скрытности, Людовик видел только одну возможность отгородиться от публичности: проявлять сдержанное, загадочное, молчаливое, всегда таинственное и не доступное внешним влияниям отношение. Весьма замечателен в этом плане совет, который он в 1771 году дал своему внуку Фердинанду: «Прежде всего успокойтесь и не позволяйте видеть ваши чувства». Людовик XV скрывал, что он планировал, что делал и над чем работал. Из-за этого у общественности сложилось ложное впечатление, что он не интересуется делами государства, ленив; потому что никто не знал его подлинных мыслей, намерений, трудолюбия, дальновидности.

Монарх всегда стремился расширить и обогатить свои знания и для этой цели собрал великолепную, постоянно пополнявшуюся новыми книгами личную библиотеку. Он быстро схватывал суть вопроса и был проницателен, как подчеркивали многие его приближенные. Французский министр иностранных дел маркиз д’Агресон писал: «Король думает быстро». И подчеркивал: «Ход его мысли быстрее молнии... с быстрыми и резкими суждениями». Наряду с историей, правом и теологией его интересовали естественные науки и вопросы общественного здравоохранения, король особенно хорошо разбирался в астрономии, физике и ботанике. А еще он обожал обивать мебель и выращивать овощи в своем личном огородике.

Многочисленные любовные связи короля также не были обычным распутством. Его главная фаворитка - маркиза Помпадур – вполне успешно занималась управлением государством и в первую очередь пленила монарха и много лет удерживала его около себя острым умом и образованностью. Помпадур стала законодательницей мод во Франции в прямом и переносном смысле, многие государственные деятели искали расположения этой женщины в надежде на протекцию короля.

Усилившаяся роль женщины в общественной жизни при Людовике Возлюбленном привела к революционным изменениям в мебели. Многие мастера переключились с создания мебели для мужских кабинетов и гостиных на чисто женские виды мебели, среди которых большой популярностью пользовались туалетные столики. Причем все они имели довольно схожую конструкцию вогнуто-выгнутой формы с ножками-кабриолями, в которые плавно перетекает царга. Их столешницы состояли из трех частей. На внутренней стороне центральной – устанавливалось зеркало. Под ней – выдвижная доска для письма, а по бокам – многочисленные отделения для хранения духов, кремов, притираний и прочих женских хитростей. Дополнялся декор туалетных столиков разнообразными бронзовыми накладками с изящной чеканкой на ножках, по углам и на личинках.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится большая коллекция подобных туалетных столиков эпохи Рококо. Два наиболее примечательных образца здесь созданы выдающимися придворными мастерами Людовика XV – Матье Криэром и Леонаром Буденом.

Матье Криэр (1689 – 1776) – один из наиболее талантливых мастеров эбенистов середины XVIII столетия. Он получил звание мастера в 1738 году. Матье Криэр выполнял предметы, относящиеся к различным видам мебели, которые представляют собой почти полную панораму эволюции форм мебели периода Рококо. Мастер использовал древесину палисандра, амаранта, эбенового, атласного, розового и лимонного дерева, а в декоре – орнаментику, построенную на крестообразных мотивах, маркетри в виде свободно расположенных цветов, бело-голубой тонированный левкас и восточные лаки в стиле шинуазри. Характерной особенностью предметов Криэра является умеренность и такт в использовании бронзовых накладок. Именно они в виде тонкого растительного орнамента – листьев и гирлянд, образующих в центре рамку изогнутой формы, позднее станут отличительной чертой его продукции.

Так, и на туалетном столике из собрания ASG мы не увидим большого количества бронзовой фурнитуры, лишь несколько накладок на угловых выступах, у оснований ножек и на личинках. Основная красота изделия здесь выражается в наборе маркетри с изображением цветущих веток деревьев по всей поверхности.

Матье Криэр
Туалетный столик. Матье Криэр. Франция, XVIII в.
Набор экзотических пород дерева, маркетри, бронза, зеркало
76×89,5×51 см. БСИИ ASG, инв. №22-2043

Другой эбенист – Леонар Буден (1735 – 1807) – получил звание мастера в 1761 году. В начале карьеры он выполнял заказы на мебель с маркетри в виде цветов и в стиле шинуазри, которые особенно высоко ценились среди современников мастера. В 1772 году Буден открыл собственный магазин на улице Фроманто. Обилие разной мебели, отмеченной клеймом мастера, свидетельствует о работе Будена не только как мастера мебельщика, но и торговца.

В данном случае откидные крышки туалетного столика работы Будена из Большого собрания изящных искусств ASG украшены изысканным набором маркетри экзотических пород дерева, напоминающим распахнутые крылья бабочки.

Леонар Буден
Туалетный столик. Леонар Буден. Франция, XVIII в.
Набор экзотических пород дерева, маркетри, бронза, зеркало
73,5×86×50 см. БСИИ ASG, инв. №22-1852

Кроме того, именно в период правления Людовика XV появляются такие разновидности мебели для сидения, как шезлонг, дюшес и дюшес-бризе. Данные типы мебели довольно близки друг другу, однако имеют конструктивные различия. Шезлонги (франц. «chaise longue» – «длинный стул») представляют собой удлиненные сидения с ярко выраженными спинками. Изначально они выглядели как лежанки с восемью ножками без изголовья, которое появилось позднее, а число ножек сократилось до четырех.

Шезлонг
Шезлонг. Франция, XVIII в.
Массив бука, резьба, ротанг, плетение
104×200×75 см. БСИИ ASG, инв. №11-2285

От шезлонгов, в свою очередь, возникли дюшес и дюшес-бризе. Дюшес (франц. «duchesse» – «герцогиня»), помимо спинки-изголовья, имел дополнительную спинку у изножья, что позволяло кавалеру удобно разместиться у ног своей дамы.

Дюшес
Дюшес
Франция (долина Роны), XVIII в.
Орех, резьба
106×214×78 см.
БСИИ ASG, инв. №21-3089

Дюшес-бризе
Дюшес-бризе
Франция (Лион), XVIII в.
Орех, резьба
94×172×70,5 см.
БСИИ ASG, инв. №21-0836

Влияние мебели времен Людовика XV на искусство последующих эпох будет столь обширным, что в эпоху Историзма появится большое количество ее реплик и откровенных повторов. И даже еще раньше, в начале XIX века благодаря шезлонгам появится еще одна новая форма мебели для сидения – рекамье, подлокотники которой служили продолжением спинки и повторяли линию руки, вытянутой вдоль тела. Свое название данный тип мебели получил от имени Жюли Рекамье – знаменитой светской львицы, чей портрет написал Жак-Луи Давид (1748 – 1825), и которая прославилась в свое время не меньше, чем маркиза де Помпадур.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Источники
world-history.ru
livejournal.com

Поделиться: