Потакая порокам, заботясь о добродетели
Тема карточных игр одна из самых занимательных в западноевропейской живописи. Иногда она носит назидательный характер, но чаще юмористический, безжалостно высмеивая глупость и пороки проигравшихся. Карточный шулер старых мастеров – это всегда удачливый пройдоха и хитрый аферист, к смелой наглости и находчивости которого, автор произведения, как не парадоксально, испытывает симпатию. Одним из первых в европейском искусстве темы карточной игры коснулся нидерландский художник Лукас ван Лейден (1494 – 1533). Живописцы Северного Возрождения раньше остальных начали писать работы в бытовом жанре, при том, что практически всё искусство этого периода было религиозным.
Лукас ван Лейден
Игроки в карты
1508 – 1510 годы
Дерево, масло. 56×70 см
Национальная галерея
искусства, Вашингтон
В XVII веке двумя самыми известными композициями с изображениями картёжников были картины француза Жоржа де Латура (1593 – 1652) «Шулер с бубновым тузом» и итальянского барочного мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) «Шулера».
|
|
Вслед за ними картины на сюжеты карточных игр исполнили Луи Ленен («Игроки в карты», Художественный музей Гранье), Валантен де Булонь («Плут», Галерея старых мастеров Дрездена), Ян Ливенс («Игроки в карты», Лейденская коллекция, Нью-Йорк), Ян Минсе Моленар («Игра в карты при свечах», частное собрание), Теодор Ромбоутс («Игра в карты», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др. Все перечисленные картины изображают представителей высшего сословия и бюргеров. Играющих в карты крестьян писали Ян Стен («Ссора игроков в карты», Берлинская картинная галерея), Адриан Брауэр («Крестьяне, играющие в карты», Старая пинакотека Мюнхена), Давид Тенирс Младший («Картёжники», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Hopберт ван Блумен (1670 – 1746). Полотно последнего – «Крестьяне, играющие в карты» – хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Hopберт ван Блумен
Крестьяне, играющие в
карты
Холст, масло. 56,5×66,5 см
Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Hopберт ван Блумен – фламандский художник и рисовальщик, работавший в Италии и Голландии. Приобрёл известность итальянскими пейзажами и жанровыми сценами в духе Бамбоччанти (итал. Bamboccianti) –жанр живописи с изображением сценок из обыденной жизни бродяг, резвящихся детей, странствующих актёров, крестьян и нищих, решённых с юмором. Блумен также работал в портретном и историческом жанре. Живописец родился в Антверпене. Двое его старших братьев также были известными художниками – Питер (1657 – 1720) и Ян Франс (1662 – 1749) ван Блумены. Норберт обучался живописи у Питера ван Блумена, который в 1688 году перебрался в Рим. В 1690 году за ним последовал и Норберт. Возможно художники работали в базилике Сант-Андреа-делле-Фратте. Норберт ван Блумен был членом общества художников «Перелётные птицы» («Bentvueghels»), в которое входили иностранные художники, прибывшие в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью знакомства с сокровищами искусства и совершенствования своего мастерства. Каждый член этого общества имел прозвище. Норберта называли «Кефалусом» – по имени древнегреческого героя. В 1724 году художник вернулся на родину в Антверпен, но, не имея здесь коммерческого успеха, перебрался в Амстердам. Лучшим учеником Норберта ван Блумена был Корнелис Плоос ван Амстел (1726 – 1798). Норберт ван Блумен не был столь популярен как его старшие братья. Сегодня большинство его картин находится в частных собраниях, периодически выставляясь на аукционах. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга есть три работы ван Блумена – уже упомянутые нами «Крестьяне, играющие в карты», «Жанровая сцена» и «Крестьянская семья за столом». Все три картины представляют персонажей на фоне италинизирующих пейзажей с архитектурными постройками.
Hopберт ван Блумен
Крестьянская семья за столом
Холст, масло. 66×80 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
В Большом собрании изящных искусств ASG находится полотно Норберта ван Блумена «Игроки в карты», продолжающее тему азартных игр в творчестве художника.
Норберт ван Блумен
Игроки в карты
Фландрия, начало XVIII века
Холст, масло. 81,5×108 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2228
Ван Блумен делит героев композиции на три группы. Центральная состоит из шести мужских персонажей. В карты играют двое. Оба сидят на земле. Тот, что справа, одет в простой красный камзол, рубашку и шляпу. Его ноги босы. Он довольно усмехается и находится явно в выигрышном положении. Ван Блумен тщательно выписывает масти карт в его руках. Мы без труда угадываем там пиковую семёрку, а бубновые карты противника он бьёт пиковым тузом. Здесь художник проводит параллель с шулером Жоржа де Латура, однако уже не с бубновым, а пиковым тузом. Его противник в белой рубашке спокойно смотрит в свои карты.
|
|
Живописец неоднократно изображал этого картёжника в красном камзоле. На картине «Игра в карты среди руин» он так же сидит на земле, кроя карты противника пиковым тузом. Близко в данной композиции и изображение его противника в белой рубашке. Полотно это проходило на аукционных торгах. Далее в качестве аналогов мы будем приводить исключительно аукционные произведения, так как жанровой живописью ван Блумена из крупных государственных музеев обладает лишь Эрмитаж.
Норберт ван Блумен
Игра в карты среди
руин
Холст, масло. 47×63 см
Аукцион от 30 мая 2012
года [1]
![]() Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением картёжника в красном камзоле БСИИ ASG, инв. № 04-2228
|
|
|
|
|
|
Композиция Норберта ван Блумена из Большого собрания изящных искусств ASG воспринимается зрителем от центра к левой её части. «Мостом» для переноса внимания от картёжников к женщине с ребёнком в левом нижнем углу служит фигура мужчины, пьющего из кувшина. Он представлен спиной к зрителю. Ван Блумен часто писал сидящих на земле крестьян со спины («Весёлая компания» [3], «Крестьяне со стадом на фоне Арки Януса в Риме» [4], «Пейзаж с крестьянами, пьющими из колодца» [5] и т.д.).
Фрагмент картины
Норберта ван Блумена
«Игроки в карты» с
изображением крестьянина,
пьющего из кувшина, в
левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-2228
Трогательно изображение женщины с тарелкой в руках. Она кормит мальчика, стоящего рядом с ней (очевидно сына). Крестьянка склонилась к ребёнку, увещеваю его съесть ещё. Эта же крестьянка представлена в левом нижнем углу на картине ван Блумена «Пирушка у таверны». Мальчик, так же изображённый со спины, не держится здесь за колено матери, как на картине из собрания ASG, а нагнулся над корзиной.
Норберт ван Блумен
Пирушка у таверны
Холст, масло. 64×78 см
Аукцион от 10/11 октября
2012 года [6]
![]() Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Пирушка у таверны» с изображением крестьянки и мальчика в левом нижнем углу [6]
|
|
На заднем плане картины ван Блумена «Игроки в карты» мы видим дом. По его лестнице поднимается мужчина. Рядом разместилась компания с напитками, состоящая из четырёх крестьян. Один из них, тот что в ярко-красном головном уборе, повернул голову влево, о чём-то переговариваясь с мужчиной на лестнице. Этот же крестьянин изображён и на картине ван Блумена «Римский пейзаж с торговкой овощами». Здесь он аналогичным образом разместился с товарищами за столом.
Норберт ван Блумен
Римский пейзаж с торговкой овощами [7]
![]() Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Римский пейзаж с торговкой овощами» с изображением крестьян за столом в левой части [7]
|
|
Тут же, на крыльце дома сидит пожилая пряха с веретеном и куделью. Это простая крестьянка, но в том же время её образ перекликается с древнегреческой богиней судьбы Мойрой, которая плетёт нить человеческих судеб. Присутствие этой героини в работе художника, придаёт ей мистическое звучание.
Фрагмент картины
Норберта ван Блумена
«Игроки в карты» с
изображением пряхи в
левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-
2228
Образ этой пряхи загадочен, но ещё больше интригует изображение дерева, растущего из окна справа в верхней части. Что оно означает? Сотрудники Международного института антиквариата долгое время пытались трактовать данное изображение. Найти правильный ответ помогло произведение Питера Брейгеля Старшего (около 1525 – 1569) «Фламандские пословицы» из Берлинской картинной галереи.
Питер Брейгель Старший
Фламандские пословицы
1559 год
Дерево, масло. 117×163 см
Берлинская картинная галерея
Брейгель в своей работе изобразил около сотни фламандских житейских мудростей, среди прочих дерево, растущее из окна, олицетворяющее то, что невозможно скрыть. Аналогия данной поговорки в русском языке – «Шила в мешке не утаишь». На картине ван Блумена из собрания ASG дерево, которое нельзя спрятать в комнате, по-видимому, призвано обличить карточный обман, который не скроишь – рано или поздно он откроется.
|
|
Характер написания листвы этого дерева на фоне облачного неба близок тому, что на картине «Пирушка у таверны» – дерево здесь растёт на склоне холма. Листья этих деревьяев уже приобрели бурый оттенок, каждый из них по отдельности детально прописан и имеет продолговатую форму.
Фрагмент картины Норберта ван
Блумена «Пирушка у таверны» с
изображением дерева в верхней части
[6]
В правой части работы ван Блумена из собрания ASG представлен пейзаж. Холмистая местность поросла травой, вдали – три архитектурные постройки с башней донжоном и силуэты гор. Возле башни – две стаффажные фигуры. Один из персонажей сидит на земле. В их сторону направляется крестьянин, изображённый со спины. Художник до конца не выписывает их фигуры, оставляя прозрачные лессировки, из-за чего создаётся ощущение незавершённости. С другой стороны фигуры эти даны на расстояние и их кажущуюся незавершенность можно трактовать как попытку художника передать эффект атмосферной дымки, окутывающей ландшафт и предметы по мере удаления от наблюдателя. Такого же впечатления ван Блумен добивается и в пейзаже «Пирушка у таверны». В левой части он пишет дом и двух крестьян, один из которых также, как и в картине из собрания ASG, сидит на земле. Вдали – горная гряда.
|
|
Полотно ван Блумена «Пирушка у таверны» подписано. Художник оставил свои инициалы на склоне холма у правой кромки: «NO.V.B.». На картине «Игроки в карты» Большого собрания изящных искусств ASG в правом нижнем углу на камне сохранился лишь фрагмент подписи ван Блумена.
|
|
Основная часть творческого наследия Норберта ван Блумена посвящена жизни крестьян, но не их тяжёлому труду, а праздникам и пагубному досугу – азартным играм и пьянству. Причём этим занятиям крестьяне ван Блумена никогда не придавались в кабаках, но всегда на лоне природы. Художник делает это сознательно – тема пирушек, драк и карточных игр аморальна и неэстетична, тогда как природа, насколько это возможно, облагораживает и смягчает её своей красотой. В пейзажах ван Блумена, даже в тех, которые являются частями жанровых композиций, ощущается монументальная сила и стихийность, которая роднит эти изображения природы с искусством Никола Пуссена (1594 – 1665). Великий француз так же часто включал в свои ландшафтные композиции стаффажные изображения. И вот уже играющие в карты крестьяне ван Блумена воспринимаются не как маргиналы, а как идиллические, счастливые и беспечные аркадцы, живущие в гармонии с природой.
Алина БУЛГАКОВА
Ссылки:
La buona ventura; e Giocatori di carte tra le rovine
"Крестьяне игровое карты в грот , древние руины поперёк"
Norbert van Bloemen
Artists
SAVE ARTWORK
Painting
FRAMING INFORMATION