decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Любимец Фортуны Анри Гаскар

15.08.2021

Анри Гаскар (1635-1701) - французский портретист, снискавший громкую славу не только у себя на родине, но и за ее пределами. Во времена Карла II Гаскар почти десять лет жил в Великобритании, где писал в основном видных придворных дам, в том числе и фавориток короля, и сколотил весьма неплохое состояние, а последний период жизни провел в Италии.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится женский портрет кисти Гаскара, доказывающий его открытость ко всему новому, так, еще в середине XVII века он создает аллегорические портреты – поджанр, который наберет силу только спустя полвека. Гаскар был не только живописцем, но и гравером, в его наследии можно встретить самые ранние образцы гравюры меццо-тинто, в которой изображение создаётся не линиями и штрихами, как в офорте, а плавными тональными переходами.

Родился будущий живописец в Париже в семье Пьера Гаскара, второстепенного художника и скульптора. В Лондон Анри Гаскар приехал в начале 1670-х годов, вероятно, по приглашению Луизы де Керуаль, герцогини Портсмутской, самой влиятельной фаворитки Карла II. К этому времени Гаскар был уже известен как искусный портретист, автор портрета Николя де ла Лафона, редактора «Вестника Голландии», написанного в 1667 году и гравированного лучшим британским мастером Питером Ломбартом.

Де ла лафон.jpg
Гаскар, Анри Портрет публициста Жана-Александра де ла Лафона (1667). Холст, масло.
78,5х63 см. Государственный Эрмитаж


Портрет теперь находится в Государственном Эрмитаже, поступил туда после национализации личной коллекции Мятлевых. Портрет очень хорош, отмечал Александр Бенуа. На де ла Лафоне темно-желтый халат и меховая шапка, в руках он держит газету, которая обеспечила ему всемирную славу [1, с.37, 38]. На подрамнике наклеена надпись на французском языке, рассказывающая о жизни знаменитого публициста и сообщающая подробности о темнице, в которой он после 20-тилетних мучений скончался в припадке безумия. Де ла Лафон, отведав монастырской жизни в бенедектинском монастыре Сен-Дени, бежал из Франции (по некоторым сведениям, с монастырской кассой) и поселился в Голландии, где всецело отдался журналистской деятельности, став одним из первых обличителей французского правительства и самого короля-солнца. За это он жестоко поплатился: его предательски заманили в Буржэ, откуда бросили в Бастилию, а затем в еще более страшные казематы Mont-S-Michel, где и посадили в тесную деревянную клетку, размером 5 на 9 футов. Покровительство герцогини Портсмутской обеспечило Гаскару внимание особ высшего света. Почти сразу по приезде он написал портреты с узнаваемой французской символикой для католической клики при дворе Стюартов. Яркий стиль Гаскара, контрастирующий с флегматичной английской манерой, наилучшим образом соответствовал игривости того времени, и от придворных прелестниц Карла II не было отбоя.

Henri_Gascar_-_Baroque_Portrait_of_Louise_Renee_de_Penancoet_de_Kerouaille_Duchess_of_Portsmou_-_(MeisterDrucke-941564).jpg
Гаскар, Анри Портрет Луизы Рене де Керуаль, герцогини Портсмутской (1649-
1734). Холст, масло.70х83 см. Частная коллекция


Но к этому моменту в Лондоне уже был придворный художник Питер Лели, приехавший сюда в 1641 году из Харлема. Между популярными живописцами развернулась острая конкурентная борьба. Часто они писали одних и тех же особ, как, например, «апельсиновую девушку», любимицу Лондона, актрису Нелл Гвин, фаворитку короля. Свое прозвище Нелл получила за цвет волос и за то, что в начале ее театральной карьеры она разносила апельсины в антракте…

scale_1200.jpg
Лели, Питер Портрет Нелл Гвин

scale_1200 (1).jpg
Гаскар, Анри Нелл Гвин

482px-BarbaraVilliers.jpg
Гаскар, Анри Портрет Барбары Вильерс, герцогиня Кливлендской (1641 – 1709).


Заказчиками Гаскара во время его пребывания в Англии, кроме короля и герцогини Портсмутской, были Барбара, герцогиня Кливлендская (урожденная Вильерс) и ее дочь Барбара Фицрой; Чарльз Леннокс, 1-й герцог Ричмондский; герцогиня Ричмондская и др. Отсутствие внимания к деталям облика и внутреннему миру модели Гаскар компенсировал роскошными драпировками и безвкусными украшениями вокруг предмета и даже превзошел Лели в жеманной манерности, которую демонстрировали портреты придворных дам Карла II его кисти. Заказчикам это очень нравилось, и за короткое время Гаскар, как говорили современники, сумел заработать более 10 тысяч фунтов стерлингов. Парадный портрет младшего брата короля Джеймса II герцога Йоркского решен в той же чисто барочной манере.

BHC2797.jpg
Гаскар, Анри Джеймс, герцог Йоркский (1672/73). Холст, масло. 228х162 см.
Национальный морской музей, Гринвич, Лондон


Модель написана в полный рост в легком повороте влево, в римском костюме, изображающем Марса - бога войны. Щеголеватость образа дополняют объемный парик каштанового цвета и золотые доспехи из притертых пластин и кисточек. Внимание к стройным сильным ногам привлекают зеленые чулки длиной три четверти, украшенные драгоценными камнями сандалии, перевязанные крест-накрест шнурами с завершениями в виде львиных масок. Его правая рука покоится на трости, а левая поддерживает на бедре красиво струящийся расшитый красный шелковый плащ, схваченный на правом плече драгоценным аграфом. На переднем плане слева изображены части доспехов, которые, возможно, принадлежали принцу Генриху или принцу Чарльзу (его дяде и отцу) около 1610 года. К 1660 году эти доспехи находились в лондонском Тауэре, где, вероятно, их потом и видел Гаскар.

Джеймс был верховным адмиралом своего старшего брата Карла II с момента восстановления последнего на престоле в 1660 году и до 1673 года, когда он был отрешен от власти.

Джеймс был опытным и храбрым солдатом и моряком, чрезвычайно талантливым флотоводцем, но слабым правителем, когда сменил Чарльза на посту короля Великобритании и Ирландии в 1685 году. Его ограниченные политические взгляды вскоре уступили место католическим симпатиям и безжалостному подавлению инакомыслия. В 1688 году он был свергнут в результате очень ненасильственной «Славной революции», которая заменила его дочерью Марией и ее супругом Вильгельмом Оранским (Вильгельм III и Мария II). Он умер в изгнании во Франции после того, как, поддержанный Людовиком XIV, предпринял неудачную войну, чтобы вернуть свой трон.

В традициях чванливого портрета эта картина является ярким манифестом военного мастерства Джеймса. Панорама морского пейзажа, видимая через задернутый занавес, может быть основана на утраченной картине ван де Вельде Младшего.

Столь же напыщен и манерен портрет Филиппа Орлеанского – брата Людовика XIV.

Portrait_of_Philippe_of_France_by_Henri_Gascard,_Musée_des_Beaux-arts,_Orléans,_France.jpg
Гаскар, Анри Портрет Филиппа Орлеанского по прозвищу Месье. Холст, масло.
131,8х95,6 см



На фоне полуоткрытых драпировок, за которыми мы видим батальную сцену перед нами предстает Месье – Филипп Орлеанский, имевший еще одно прозвище - «Единственный брат короля». На его богато украшенных доспехах мы видим голубую муаровую ленту высшего на тот период ордена Святого Духа. Золоченая рукоятка меча красиво выделяется на белом кушаке главнокомандующего. Правая рука придерживает шлем с огромным плюмажем. Считается, что художник изобразил эпизод битвы при Касселе против принца Гийома Оранского в 1677 году во время Голландской войны.

Филиппа Орлеанского современники характеризовали так: «его храбрость настолько естественна, что он игнорирует саму смерть, и все же он похож на женщину; он постоянно украшает себя и никогда не носит шляпу, чтобы не повредить парик».

Баловень Фортуны, Гаскар был достаточно проницателен, чтобы понять, что его успех на излете, и он покинул Англию, это произошло незадолго до 1680 года.
Другая причина отъезда могла быть в том, что в Англии после кризиса папского заговора росли антифранцузские и антикатолические настроения, а Гаскар к тому же, ходил такой слушок, был французским шпионом.

По возвращении в Париж 26 октября 1680 года Гаскар был избран членом Королевской академии. Впоследствии он отправился в Рим, где подтвердил репутацию талантливого живописца, и умер там 1 января 1701 года в возрасте 66 лет.

Около 1698 года он написал портрет Иосифа Фердинанда, маленького сына Максимилиана II, который был выгравирован в Мюнхене Циммерманном. Ряд гравюр меццо-тинто, сделанных с портретов Гаскара, но не имеющих имени гравера, приписывают автору. Они интересны тем, что являются одними из самых ранних образцов гравюры меццо-тинто, в которой изображение создаётся не линиями и штрихами, как в офорте, а плавными тональными переходами.

Без названия.png
Гаскар, Анри Граф де Суассон (ок. 1660). Холст, масло.116х90 см. Серпуховский
историко-художественный музей



В России работы Гаскара, кроме Государственного Эрмитажа, можно увидеть в Большом собрании изящных искусств ASG и в Серпуховском музее. Представленный выше портрет долгое время был анонимным, пока коллекционер Сергей Желинский не обосновал принадлежность его авторства Анри Гаскару.

Основанием для этого послужил портрет французского генерал-лейтенанта Жака де Гойона III, сеньора де Матиньон, графа де Ториньи кисти Гаскара, около 1660 года. Он довольно близок данному полотну по стилю живописи и формату, а по композиции и костюму практически ему идентичен. По всей вероятности, оба холста относятся к единой серии, изображающей военачальников Людовика XIV.

На картине перед нами Эжен Морис де Савой-Кариньян, с 1656 года граф де Суассон. Это подтверждает его же портрет кисти Пьера Миньяра, выполненный около 1700 года и хранящийся в стокгольмском Национальном музее.

800px-Eugen_Moritz_von_Soissons_Pierre_Mignard.jpg
Миньяр, Пьер Эжен-Морис, граф де Суассон (Ок. 1700). Холст, масло. 132х98 см.
Национальный музей Швеции, Стокгольм



Эжен Морис происходил из младшей ветви принцев Савойских. В 1657 году он женился на Олимпии Манчини, племяннице первого министра Франции кардинала Джулио Мазарини. Благодаря выгодному браку быстро получил высокую военную должность и стал губернатором провинции Шампань. Умер в городе Унна в Вестфалии в 1673 году от смертельной лихорадки. Есть вероятность, что графа отравили.

Портрет привлекателен жизненной энергией, читающейся во взгляде, которым он кого-то провожает с явным интересом, грациозной и в то же время свободной позой истинного аристократа, свойственной больше придворному, нежели военному офицеру. Эжен Морис де Савой-Кариньян одет в безрукавный кафтан желтой замши — жюстокор. Из-под кирасы видны пышные рукава рубашки, отделанные кружевом. На его правом плече красный бант, на голове — круглая черная шляпа с красным плюмажем, а на руках — перчатки с крагами, обшитыми золотой бахромой. Скорее всего, это ранний вариант французской военной формы для высших чинов.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится женский портрет работы Анри Гаскара, он принадлежит к поджанру, ставшему очень популярным во французском и английском изобразительном искусстве конца XVII – начале XVIII века, - так называемому костюмированному или аллегорическому портрету. Реальное лицо, чаще всего дама, уподоблялось библейскому, мифологическому или литературному персонажу. Более частая аллегоризация женских образов связана с традициями, доминирующими с классических времен: уподоблением морали и политических ценностей – свободы, справедливости, чести - женскому образу. Дамы легче превращались в аллегорические образы, чем их коллеги-мужчины.

9742.jpg
Гаскар, Анри Портрет дамы с оливковой ветвью или аллегория Мудрости (ок.1660г.)
Холст, масло. 100×81 см
БСИИ ASG, инв. № 01-1905



В центре – сидящая в кресле женщина в повороте вправо. В правой руке держит свиток, в левой - оливковую ветвь. На заднем плане – колоннада. Прическа дамы напоминает античный греческий узел, завязанный низко на затылке. Об античности же напоминает и основной атрибут аллегории Мудрости – книга – в виде свитка, а не кодекса. Часто Аллегория мудрости включала и такой символ, как змея, которая в данной работе заменена оливковой ветвью, действительно, стремление к миру – это мудро. Оливково-изумрудный тон платья красиво гармонирует со смуглой кожей дамы, а ее живое лицо так не похоже на фарфорово-безучастные маски английских придворных красавиц.
Анри Гаскар писал и религиозно-аллегорические портреты, работа круга художника «Портрет дамы в образе кающейся Магдалины» проходила на аукционе Christies в 2012 году, почти в два раза превысив эстимейт.

11..png
Гаскар, Анри, круг Портрет дамы в образе кающейся Магдалины. Холст, масло.
100,9 x 81,2 см. Аукцион Christies 6.06.2012. Эстимейт: $ 7 тыс, цена реализации $ 13, 75 тыс.


В Большом собрании изящных искусств хранится еще один женский портрет, который может иметь отношение к творчеству Анри Гаскара. В собрание портрет поступил как работа последователя Питера Лели «Кающаяся Мария Магдалина», какой-то период искусствоведы Международного института антиквариата относили его к наследию Симона Верельста, затем Жана-Батиста Сантерра.

Гвин1.jpg
Верелст, Симон (?)
Элеонора Гвин в образе Марии Магдалины
Англия, 80-е гг. XVII в.
Холст, масло. 51,5×65 см
БСИИ ASG, инв. № 01-1790


На одном из открытых интернет-ресурсов выставлен портрет, атрибутированный как произведение Анри Гаскара, на котором он запечатлел «королеву номер два», маркизу де Ментенон. Портреты объединяют не только черты лица, но и характер модели – ее мягкость и простота.

11.png
Гаскар, Анри
Портрет мадам де Ментенон (?)
Холст, масло. 97х127,5 см


Все знают эту еще одну из бесчисленных вариаций сюжета о Золушке: мадам де Ментенон познакомила с Людовиком XIV его фаворитка, мадам де Монтеспан. Она пригласила тогда ещё д’ Обинье воспитывать её детей от короля, не опасаясь, что король увлечется этой невзрачной тихоней, к тому же дочерью опальных гугенотов. Навещая детей, король волей-неволей заговаривал с их наперсницей... и сам не заметил, когда интерес к ней перевесил желание видеть детей. Д’ Обинье совмещала в себе гугенотскую простоту, дворянское достоинство, замечательный ум, широкий кругозор, и огромную доброту к детям, особенно ценимую на фоне равнодушия к ним матери. Десять лет Людовик XIV обманывал себя, а через пятнадцать он произвёл д’ Обинье в маркизы де Ментенон и подарил ей имение её имени возле Шартра, а овдовев, он женится на ней, это случилось в 1760 году.





Светлана БОРОДИНА

Источники:
Бенуа А.Н. Собрание М.И. Мятлевой // Золотое руно.-1906.- № 11-12.-
С.19-34.
National Maritime Museum
Live Auction 2564 Old Master Paintings
Portrait of Philippe of France
Henri Gascar
Dictionary of National Biography
artnet

Поделиться: