Любимый художник по фарфору князя Николая Юсупова
Мало кто знает, что крупнейший коллекционер князь Николай Юсупов был еще и заводчиком по производству фарфора. Ему очень не нравилось, как шли дела на Императорском фарфоровом заводе после его ухода со службы. В 1814 году он начал подготовку к открытию собственного заведения по росписи фарфора, готовое белье (нерасписанный фарфор) он приобретал у Попова, Гарднера, или привозил из франции. Князь внес весомый вклад в развитие фарфорового производства, хотя коммерческого успеха не достиг. Любимым художником князя Николая Юсупова был французский ботаник Редуте, запечатлевший более 160 сортов роз из сада Жозефины Богарне в своем знаменитом атласе.
Розы, выполненные по рисункам Редуте, украшают изделия французского фарфора первой четверти XIXв., составляющего лучшую часть коллекции фарфора БСИИ ASG.
Пьер-Жозе́ф Редуте́, со дня смерти которого исполняется 185 лет, родился в 1759 году.
Родился будущий художник в Сент-Юбере (ныне территория Бельгии) в семье фламандских живописцев, зарабатывавших себе на жизнь производством декоративной и церковной живописи. Уже в 13 лет Пьер-Жозеф решил стать странствующим художником и уехал в Париж к своему старшему брату, где поначалу помогал ему в декорировании интерьеров, а также рисовал портреты и религиозные иллюстрации, мастерски передавая детали. В 1784 году Пьеру-Жозефу улыбнулась удача. Известный французский ботаник де Брютель предложил юноше подработать, делая флористические зарисовки к его капитальному труду по ботанике. Так взошла звезда "Рафаэля цветов" - именно так называли Редуте́ современники.
За свою долгую творческую жизнь художник создал более 6000 флористических рисунков, гравюр и картин, отличавшихся высокой ботанической точностью. Возник ботанический рисунок в XVI веке как иллюстрация к описанию лекарственных растений и долго оставался значительным явлением не только в науке, но и в искусстве, не потеряв своего значения даже с изобретением фотографии, любоваться и изучать – вот две важнейшие его задачи. Подобные изображения, выполненные на бумаге или фарфоре, преподносились в подарок, коллекционировались ценителями, служили образцами для оформления предметов декоративно-прикладного искусства. Так, серия тарелок знаменитого фарфорового заведения Юсупова воспроизводила ботанические рисунки роз Редуте, запечатлевшего более 160сортов роз из знаменитого сада Жозефины Богарне в Мальмезоне.
В усадебной библиотеке Н.Б. Юсупова в Архангельском находились три тома атласа «Розы» Редутé, которые были доступны для художников живописного заведения. Вероятно, при росписи тарелок были задействованы все 169 таблиц атласа. Местонахождение атласа, принадлежащего Н.Б. Юсупову, в настоящее время неизвестно.
Основная часть коллекции тарелок хранилась в собрании князей Юсуповых, в московском доме. Позднее, во второй половине XIX века, тарелки были перевезены в Петербург и хранились в Юсуповском дворце на Мойке. В 1910-е гг. они украшали интерьер столовой на половине молодойчеты, Феликса и Ирины Юсуповых. В 1925 году часть изделий попала в Эрмитаж, а остальные были распроданы на аукционе.
П.-Ж. Редуте (1825г.) |
|
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится обширная коллекция фарфоровых ваз, декорированных изображениями цветов, в том числе и роз. Так, например, пара ваз, созданных в период Реставрации, украшена цветочными букетами, где выделяются нежно-розовые бутоны роз. Вазы декорированы не только полихромной росписью, но и объемными изображениями цветов. Выступающие по бокам, они могут использоваться в качестве ручек при переноске, а также придают дополнительное декоративной звучание.
Крупными бутонами роз украшена и еще одна пара ваз, созданная также в первой четверти XIX столетия. Произведенные в Париже, они имеют интересную форму в виде ваз Медичи и разнообразный полихромный декор, состоящий из изображений цветов, птиц и разноцветных овалов, обрамляющих нижнюю часть их тулов, а их ручки украшены головами сатиров.
Иной, насыщенный и, даже, несколько перегруженный характер цветочного декора имеют вазы, созданные в середине XIX в. в период правления Наполеона III. Пара таких ваз из собрания ASG, изготовленная в Лиможе или Вьерзоне, имеет овоидную форму. Букеты с крупными бутонами цветов, нанесенными на «брюшки» ваз, отличаются ярким колоритом, где особенно выделяются розовый, оранжевый и сиреневый цвета с хорошо проработанными тональными переходами.
Также в период историзма был создан десертный сервиз с изображениями цветов, часть которого хранится в Большом собрании изящных искусств ASG. Края всех предметов обрамлены небесно-голубой каемкой, а в центральной части мы видим розы и полевые цветы. Причем трактованы они не обобщенно, а с явным интересом автора к их видовой принадлежности и особенностям строения, чем всегда отличались изображения цветов у Редуте.
Франция, первая четверть XIX в. (период Реставрации) Фарфор, полихромная роспись, золочение Высота 29 см БСИИ ASG инв. № 11-3954 (1,2) |
Франция (Париж), первая четверть XIX в. (период Реставрации) Фарфор, полихромная роспись, золочение Высота 33,5 см БСИИ ASG инв. № 11-3957 (1,2) |
Франция (Лимож или Вьерзон), середина XIX в. (период Наполеона III) Фарфор, полихромная роспись, золочение Высота 30 см БСИИ ASG инв. № 11-4514 (1,2) |
Франция (Париж), середина XIX в. (период Наполеона III) Фарфор, полихромная роспись, золочение БСИИ ASG инв. № 11-4216 (1 – 12) |
Восхищенная техникой Пьера Редуте королева Мария-Антуанетта пожаловала ему титул придворного живописца.
Несмотря на свою близость ко двору, художнику удалось пережить годы Террора. Во время революции он следил за садами, которые стали позже национальным достоянием, и разбирал документацию.
В годы правления Наполеона Пьер-Жозеф участвовал в Египетской кампании в качестве художника и зарисовал египетскую флору. Позже он выпустил свои наиболее роскошные книги, изображающие растения из Японии, Южной Африки и Австралии, а также Европы и Америки. Первая жена Наполеона Бонапарта, французская императрица Жозефина, собрала в садах замка Мальмезон великолепную коллекцию из множества сортов роз. Говорили, будто все наполеоновские военачальники привозили из покорённых стран во Францию лучшие сорта роз, а Редуте спасал их от увядания на своих картинах.
В 1817 году Редуте издал книгу "Розы" ("Les Roses") с акварельными рисунками, которая и сегодня остается непревзойденным образцом ботанического описания и дает точное представление о двухсотлетней истории селекции этих прекрасных растений.
Имя Редуте известно сегодня во всем мире. Так, в японском городе Сакура в одном из розариев создан «Сад Редуте», радующий посетителей всеми 169 сортами из его альбома.
Светлана Бородина
Источники: