Магнит творчества: аналоги коллекционных часов из БСИИ в крупнейшем аукционном доме Европы
Часы стали первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. Целых три столетия они оставались самым сложным техническим устройством и, наподобие магнита, притягивали к себе творческую мысль механиков. Не было другой такой области техники, где было бы проявлено столько гениальной изобретательности, знания и остроумия, как при создании и усовершенствовании часового механизма. Теперь часы как образец механики и искусства являются популярным и дорогостоящим предметом коллекционирования, что доказывают мартовские торги аукционного дома Доротеум.
Не будет большим преувеличением сказать, что XIV-XVII века в истории техники прошли под знаком часов. Для самой техники и ее творцов это стало временем накопления опыта. По сравнению с прежними примитивными механическими устройствами часы стали большим качественным шагом вперед. Создание их требовало сложных расчетов и кропотливого труда, особых инструментов и новых материалов, они давали прекрасную возможность для соединения науки и практики. Часовщики очень долго были привилегированной кастой, часто работавшей под эгидой самого короля.
Многие конструкторские идеи, получившие потом распространение в других отраслях техники, были поначалу опробованы в часах. Прибор очень скоро перестал использоваться только для измерения времени, превратившись в полноценное произведение декоративно-прикладного искусства. Форма, отделка и стиль оформления часов определялись их архитектурно-пространственным окружением.
Теперь механические часы – традиционно коллекционная вещь, они подчеркивают статус владельца, обеспечивают престижность помещения – домашнего или служебного. Интерьерные часы регулярно выставляются на аукционах Кристи и Сотбис.
Ценность часов определяется их историей, необычностью, технической замысловатостью и степенью роскоши оформления, которая с течением времени все больше главенствовала над функциональностью механизма. Можно встретить часы излишне и даже бессмысленно декорированными. Фигурная пластика часов часто воспроизводила библейские сюжеты, сцены из античной мифологии, романтические или галантные сценки. Украшались египетскими и греческими орнаментами, фигурками амуров, сатиров, купидонов.
Смена эпох и стилей искусства влияла на форму часов, обилие и вид декоративных элементов, архитектурный декор сменялся инкрустацией латунью, серебром, черепашьим панцирем, более изысканной и, следовательно, дорогой.
Законодателями мод в отделке часов долгое время были французские часовщики, они придумали оригинальный способ отделки циферблата: каждая цифра помещалась в отдельный металлический или фарфоровый диск или картуш. Сначала цифры покрывались черной эмалью, в более позднее время – голубой. Основной признак часов в 30-ые годы XVIII века – декор всего свободного пространства.
При Людовике XIV и XV талантливыми мастерами и художниками производились часы в стиле рококо с богатым украшением из фарфора, золоченой бронзы, мрамора и особой формы лака – vernis martin - по китайскому образцу (золото по черному фону).
31 марта 2016 года в крупнейшем европейском аукционном доме Доротеум (Вена) состоялся аукцион, на котором были выставлены часы, фаянс, скульптуры и т.д. Ряд предметов имеет прямые аналоги в коллекции часов Большого собрания изящных искусств (int-ant.ru).
|
|
Аналогичные часы имеются в Большом собрании изящных искусств. Они выполнены парижскими часовщиками в первой половине XVIII века. Часы имеют хорошую сохранность деревянного корпуса, выполненного в технике «Буль», в декоре корпуса и консоли использованы черепаший панцирь, бронза, латунь. Нижняя часть корпуса часов также украшена барельефами, в одном случае изображен двуликий Янус с ключом в руках, согласно мифологии охраняющий входы и выходы в домах, а в другом – муза любовной поэзии Эрато с лирой в руках.
|
|
При выборе часов коллекционеры руководствуются двумя главными параметрами: сложностью механизма и именем мастера или фирмы. Часы XV-XVII веков сегодня очень редки, имена создателей всех дошедших до нас экземпляров хорошо известны. Почти каждая такая продажа становится сенсацией. В 2001 году Сотбис продал настоящие часы эпохи Людовика XIV за $98.5 тыс., сегодня их стоимость, по самым скромным оценкам, добралась бы до отметки в $200 тыс. Эти часы изготовлены парижским мастером Жилем Мартино в 1688 году. У них бронзовый футляр с позолоченной скульптурой женщины сверху и четыре серебряных циферблата, украшенных гравировкой. Главное здесь – механизм с массой дополнительных функций. Часы показывают не только часы и минуты, но и дни недели, фазы Луны, время восхода и захода Солнца (правда, все это лишь на период с 1688 до 1712 года). Кроме того, один из циферблатов указывает еще и знаки зодиака. Одна из самых замечательных продаж Кристи – часы старинной голландской фирмы Hager 1680 года, которые ушли за $79,1 тыс. в марте 2001 года на аукционе в Амстердаме. Золотой корпус часов украшен тонкой эмалевой росписью на эротический сюжет. Часы с такими сюжетами пользуются у коллекционеров большим спросом: и сегодня многие очень респектабельные фирмы выпускают часы с эротическими сценками, иногда даже совсем фривольного содержания. А вот раньше подобными штуками украшали свои изделия только дешевые фирмы – чтобы привлечь покупателей.
Эволюция часов происходила не только в сторону все большего декорирования, но и уменьшения их размера. Появившиеся каминные и настольные часы поначалу не очень сильно отличались от своих напольных предшественников. Так, одной из характерных особенностей английских настольных часов стало то, что их корпуса напоминали верхнюю часть напольных часов из черного или орехового дерева.
Английские настольные часы стремились к строгости, иногда доходившей до заурядной простоты корпуса. В викторианскую эпоху преобладала тенденция изготавливать настольные часы из черного дерева или красить их под черное дерево, иногда с добавлением декоративных панелей.
В конце XVIII века квадратные циферблаты навсегда вышли из моды, уступив место закругленным. При закругленной форме циферблата верхняя часть корпуса часто изготавливалась в виде плоской арки. К 1820 году большинство английских настольных часов имели круглые латунные или эмалированные циферблаты. По отсутствию курантов можно определить часы, предназначавшиеся для библиотек, кабинетов и будуаров. Англичане придумали и «скелетные» часы, главное украшение которых – сам часовой механизм, находящийся в прозрачном корпусе. Дизайн первых скелетонов произошел от красивых часов pendules de cheminee – каминные часы (Франция).
|
|
Большое собрание изящных искусств ASG располагает значительной коллекцией французских каминных часов, отличающихся богатством декора и изяществом. Очень часто в оформлении часов начала XIX века присутствуют книги. Известно, что при Наполеоне Бонапарте в Европе сформировался культ чтения, истоки которого уходят в культуру эпохи Просвещения. В этот период во множестве создаются часы в виде книжного шкафа, а также часы с фигурами читающих юношей и девушек.
Часы. Франция (Булонь), 1-ая четверть XIX в. (эпоха Ампир)
Скульптура по модели Жана-Андре Райхе «Чтение»
(Reiche, Jean-Andre, «La Lecture»)
Мастер часового механизма: Галуа (Galois)
Золоченая бронза, литье, чеканка; зеленый мрамор
(Vert Tinos), полирование; эмаль (циферблат)
30×30×15 см, БСИИ ASG, инв. №08-0921
|
|
Популярной разновидностью часов стали дорожные часы или часы для путешествий. Они имели ручки и специальные футляры для переноски, стали изготавливаться в Англии с XVII века. Дизайн их напоминает французские часы - pendules de officier – которые были адаптированы для военного использования в наполеоновские времена. Большинство дорожных часов были поначалу французского производства и назывались pendules de vojage.
|
|
Английские дорожные часы, в отличие от скелетных, производившихся в изобилии, изготавливались ограниченно для богатых покупателей.
|
|
|
|
В Большом собрании изящных искусств имеются английские напольные часы более раннего производства, что подтверждается не только маркировкой, но и формой циферблата – он квадратный. Деревянный корпус также выполнен из ореха и крашеной древесины, украшен маркетри, золоченой медью и бронзой. Циферблат также показывает фазы луны, дни недели, число, месяц и год.
|
|
Напольные часы. Англия (Лондон), кон. XVII в.
Мастер часового механизма: Барнетт, Джон (Barnett, John)
Окрашенное дерево, орех, маркетри, точение; бронза, золоченая медь, чеканка
213×46,5×26 cм, БСИИ ASG, инв. №08-0810
В 2016 году планируется выход каталога по часам Большого собрания изящных искусств ASG. В новый каталог войдут редкие модели часов, созданные еще в период правления Людовика XIV, а также роскошные модели в технике Буль эпохи Рококо. Вторая половина XVIII века представлена часами-портиками из мрамора – излюбленного материала Классицизма. Столетие XIX – это блеск золоченой бронзы, бесконечные варианты каминных гарнитуров и повторы часовых корпусов прошлых столетий, причем подчас столь искусные, что их сложно отличить от предшественников. В отдельный раздел вынесены напольные часы из ценных пород дерева и часы-картины, по которым можно узнавать не только время, но и любоваться красотой масляной живописи. Кроме того, в каталоге можно будет ознакомиться с биографиями знаменитых мастеров-часовщиков и узнать значение терминов, связанных с созданием и декорировкой часов.
Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА
Источники:
- Жерновникова О.В. Каминные часы как коллекционная вещь // cyberleninka.ru
- Жерновникова О.В. Английские настольные часы: к истории возникновения и развития // cyberleninka.ru
- dorotheum.com
- xxl.ua