Шедевры вкуса
В копилке шедевров мировой живописи хранится много картин на тему вкуса, пищи и ее приготовления, а также кухни, обедов, завтраков, в общем, всего, что связано с основной потребностью человека – с едой. Кулинарное искусство стало очень популярным в последнее время. И это может поспособствовать тому, что люди, мало интересующиеся искусством, проявят любопытство к «кулинарным» картинам и потянутся в музеи.
В европейской живописи барокко ярко проявлялись аллегорические композиции. Конечно, они появились намного раньше – еще во времена античности, но особенно были популярны в эпоху Возрождения. Художник, изображая фигуру или группу людей, различные предметы стремился выразить некую отвлеченную идею. Для мастера главными становились не собственно физиологическое изображение предмета, а его сущность, дух, изображение добродетелей и пороков. Одной из популярных аллегорических тем была передача пяти чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Например, у знаменитого фламандского живописца Яна Брейгеля «Бархатного» есть «Аллегория обоняния» и «Аллегория вкуса», а у Теодора Ромбоутса «Аллегория пяти чувств».
Ян Брейгель "Бархатный" "Аллегория вкуса"
Ян Брейгель "Бархатный" "Аллегория осязания"
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина мастерской фламандского живописца Абрахама Янсенса «Аллегория осязания», хотя ее по праву можно переименовать в аллегорию «вкуса» На картине изображена женщина в откровенном декольте, которая сидит за столом, уставленным посудой с едой. Правой рукой она берет овощи с тарелки, а в левой руке держит бокал с вином. За ее плечом сидит обезьянка.
Абрахам Янсенс "Аллегория осязания"
Любопытно, что в средневековых рукописных книгах, в сборниках поучительных рассказов о реальных и фантастических животных, так называемых бестиариях, чувства ассоциировали с животными. Например, обезьяна - вкус, осязание – паук и черепаха, зрение – рысь или орел, слух – лань или олень, обоняние – собака или коршун. Если обратиться к аллегорическим образам на картинах западноевропейских художников XVII века, мы сможем увидеть, что осязание традиционно выражается в прикосновениях, например, матери и ребенка, мужчины и женщины, а вкус всегда сопровождается изображением еды. Конечно, мы не можем оспаривать общепринятую точку зрения на название данной картины. Кто знает, может быть, автор не был знаком со средневековыми аллегорическими образами животных, а еда у него ассоциировалась только с прикосновениями, но в любом случае, картина необычайно «аппетитная».
На полотнах кисти знаменитых художников персонажи часто завтракают и обедают. На скандальном полотне импрессиониста Эдуарда Мане «Завтрак на траве» изображены двое мужчин с обнаженной женщиной. Художник изобразил справа своего брата Густава и слева брата жены Фердинанда Леенхофа, а в образе женщины соединил черты своей постоянной натурщицы Викторины Меран и жены Сюзанны. Картина была не допущена на ежегодную художественную выставку в Парижский салон, но была все-таки выставлена в так называемом Салоне отверженных.
Эдуард Мане "Завтрак на траве"
В БСИИ ASG хранятся не такие скандальные, но шедевральные работы последователей фламандского живописца XVIII века Франса-Ксавьера Вербека. На картине «Обед» за круглым столом, накрытом голубоватой скатертью, сидят несколько мужчин и две женщины. Около стола – собака, которая что-то ест. На столе столовые приборы, хлеб и омар.
В центре картины «Банкет» изображен сервированный стол, за которым собралась группа людей. На столе блюдо с курицей, рядом – хлеб. Все очень жизненное - даже скатерть кажется запачканной пищей. На полу расставлена красивая кухонная утварь. На заднем плане есть еще один стол и люди, читающие за ним газету. Но создается ощущение, что это картина в картине, может быть из-за того, что изображение на заднем плане находится на постаменте.
Франс-Ксавье Вербек "Обед"
Франс-Ксавье Вербек "Банкет"
Конечно, художники не могли пройти мимо места, где готовится пища. Картин с изображением кухни, в основном жанрового характера, достаточно много. Например, картины известнейшего французского художника XVIII века Жана Батиста Симеона Шардена, который прославился своими натюрмортами и жанровой живописью. Шарден продолжал традиции голландских и фламандских мастеров XVII века. Обогатив их традиции натюрморта и бытового жанра, он внес в свое творчество оттенок изящества и естественности.
Ж.- Б. Шарден "Кухарка, моющая посуду"
Ж.- Б. Шарден "Кухарка, чистящая брюкву"
В БСИИ ASG хранится работа голландского мастера XVII века Хедрика-Мартенса Сорга «На кухне», где изображена женщина, которая моет посуду. Ее окружают предметы кухонной утвари. Также в комнате присутствуют кошка, собака и корова.
Хедрик-Мартенс Сорг "На кухне"
Картина фламандской мастерской Лукаса ван Фалькенборха «Сцена на кухне» из БСИИ ASG акцентирует внимание не столько на самой кухне, сколько на том, что там происходит. Мужчина с хитрым взглядом на картине обнимает за плечи женщину, которая выглядит уставшей. Перед персонажами картины стол, заваленный овощами. На заднем плане – красивый пейзаж, деревья, храм с колокольней и всадник на белом коне. Что это? Просто картина на стене или вид из окна кухни? Каждый видит то, что хочет видеть...
Лукас ван Фалькеборх "Сцена на кухне"
Алина ЕРШОВА