decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

МАТТИАС ВИТХОС – МАСТЕР СОТТОБОСКО

25.12.2024

Маттиас Витхос (1627–1703), также известный как Кальцетта Бьянка и Кальцетти, был голландским художником натюрмортов и городских сцен, наиболее известным за детали насекомых, рептилий и подлеска на переднем плане своих картин.

Matthias Withoos (1627–1703), also known as Calzetta Bianca and Calzetti, was a Dutch painter of still lifes and city scenes, best known for the details of insects, reptiles and undergrowth in the foreground of his pictures.

Matthias Withoos, dit aussi Calzetta Bianca ou Calzetti, né à Amersfoort (Provinces-unies) en 1627 et mort à Hoorn en 1703, est un peintre du siècle d'or néerlandais. Auteur, entre autres de nature morte et de panoramas, son style, proche de celui d'Otto Marseus van Schrieck, est reconnaissable par le détail des insectes, des reptiles et des sous-bois à l’avant-plan de ses peintures

Маттиас Витхос (1627–1703), известный также как Кальцетта Бьянка (Кальцетти), был голландским мастером натюрмортов и городских видов.

Витхос родился в Амерсфорте (провинция Утрехт), в довольно обеспеченной семье, которая жила в одном из «muurhuizen», так называли дома, построенные на фундаменте старой городской стены после расширения города.

Другом семьи был знаменитый художник и архитектор Якоб ван Кампен (1596-1657). Благодаря этому юный Витхос попал в поле зрения ван Кампена, распознавшего его талант и взявшего в ученики. Ван Кампен был не только выдающимся художником и архитектором, но и активно работал в области математики и оптики. Его обширный круг общения (включая многих и сегодня известных деятелей той эпохи), проектный подход и знание перспективы стали благодатной средой для развития юного ученика. Витхос оставался с ван Кампеном в течение шести лет и проводил много времени в его загородном доме в Ранденбруке [3, p. 15]. Затем Витхос перешел к Отто Марсеусу ван Схрику.

Около 1650 года, в возрасте 23 лет, Витхос в компании ван Схрика и Виллема ван Альста отправился в Рим, чтобы продолжить свое обучение. Там они присоединились к группе северных художников, известных как «Bentvueghels» («Птицы одного гнезда»), где Витхосу дали прозвище «Calzetta Bianca» («Белый носок»). Его отточенный стиль быстро вызвал расположение кардинала Леопольдо Медичи (1617-1675), который стал его главным клиентом. Витхос писал для него богатые сложные композиции из цветов и растений с бабочками, пауками, змеями, мышами, лягушками и т.д., которых изображал точно с натуры [5], за что был щедро вознаграждаем заказчиком.

Вместе с Отто Марсеусом ван Схриком молодой художник разработал совершенно новый жанр натюрморта: соттобоско — картины лесных зарослей, на которых изображены не только цветы и растения, но и ежи, жабы, ящерицы и множество различных насекомых. Эти тщательно детализированные изображения флоры и фауны понравились итальянским клиентам, и хотя Витхос находился только в начале своей карьеры, он был достаточно талантлив, чтобы зарабатывать на жизнь продажей своих картин.

Однако, по словам Хоубракена, Витхос тосковал по Голландии, и его итальянский вояж несмотря на успех вскоре закончился, в 1652 году Витхос отправился обратно в Амерсфорт. В Голландии его работы вызывали не меньшее восхищение, чем в Италии; и их охотно покупали по высоким ценам.

После возвращения на родину Витхос быстро стал знаменитым, своего рода городской достопримечательностью. Он женился на Венделине ван Хорн, в браке родилось восемь детей: сыновей и дочерей поровну. Не менее пяти из них — Питер, Иоганнес (Ян), Алида, Мария и Франс — учились у отца и стали художниками. Студия Витхоса была многолюдной, потому что они были не единственными его учениками: Сегер де Врис (работал в Амерсфорте около 1658 года), Якоб ван Ставерден (1656-1706) и, конечно, мастер архитектурных ведут в Риме Каспар ван Виттель также обучались у него [3, p.17].

Родители жены Витхоса были состоятельными людьми, родом из Хорна. Когда в декабре 1653 года между Витхосом и родителями невесты был составлен брачный договор, документ был засвидетельствован ван Кампеном, выступавшим в качестве его свидетеля (поручителя). Как и его тесть, Витхос стал членом городского совета Амерсфорта и занимал государственную должность в качестве муниципального весмейстера (ответственного за финансовые дела сирот), а позднее олдермена (старейшины). В XVII веке государственные должности такого рода указывали на высокий авторитет лица, их занимающего. Положение Витхоса также демонстрируется тем фактом, что в 1655 году вместе с ван Кампеном и Паулюсом Бором ему было поручено составить [3, p. 17] опись коллекции вдовы Томаса Говарда, графа Арундела. Коллекция была оценена в астрономическую сумму в 30 тысяч гульденов. Для сравнения, собственность ван Кампена в Амерсфорте была оценена после его смерти в 1657 году в 32,06 гульденов.

После посещения Италии на рубеже 1640-1650-х годов Витхос вместе со своим учителем ван Схриком стал основоположником новых для Голландии типов натюрморта – не только соттобоско, но и vanitas.

Летом 1672 года, все еще называемом голландскими историками «Годом катастрофы» — Голландская республика оказалась атакованной англичанами с моря и французами и епископствами Мюнстера и Кельна с суши. Вскоре Амерсфорт был занят католическими французами. Витхос был встревожен, и не только как протестант: Якоб Кампо Вейерман сообщает о страхе художника перед французскими солдатами, которых он описывает как «саранчу». Витхос решил забрать свою семью и искать убежища в городе Хорн в Западной Фрисландии. Хаубракен пишет, что он сделал это «...потому что у Витхоса было четыре дочери, и он не хотел рисковать ими» [3, p.20]. Поскольку ван Виттель все еще был учеником, он последовал за своим хозяином и его семьей в Хорн. Маленький городок с гаванью на берегу Зейдерзе (сегодняшний Эйсселмер), должно быть, произвел большое впечатление на молодого человека. Витхос переехал в дом в Пруфстеге, недалеко от тогдашней ратуши.

Кроме натюрмортов в стиле ван Схрика, популярных среди коллекционеров кабинетной живописи, Витхос написал множество монументальных городских пейзажей, таких как «Вид города Амерсфорт», приобретенный в 2001 году музеем Флехите его родного города. Эта работа размером два с половиной на четыре метра стала самым большим городским видом в Нидерландах. Две версии вида города Грасхейвен находились в коллекции Музея Вестфрис в Хорне, пока их не похитили в конце 2005 года.


Витхос, Матиас Грасхейвен.
Холст, масло. 92,6 х 129,6 см.
Музей Вестфриса, Хорн, украдено в 2005 году

К деталям в стаффаже своих картин Витхос был не просто внимателен, он выполнял их так же искусно, как и общий замысел. Он часто сочетал пейзаж или городской пейзаж с элементами натюрморта. Его картина «Грасхейвен», украденная из Музея Вестфрис в 2005 году, является показательной в этом смысле. Здесь он сочетает натюрморт с рыбой в гавани в Хорне с далеким видом на соседнюю деревню Шарвоуде. Витхос с большим вниманием изображает рыболовные снасти, корзины и улов, демонстрируя значительный талант к передаче фактур таких разных предметов. Сцена за натюрмортом — это повседневная жизнь. Лодки причаливают и отчаливают, разгружаются. На причале двое мужчин варят на костре ужин. Ветряные мельницы и башни Шарвоуде можно различить вдалеке [3, p.22].

Витхос является автором интереснейшего цикла композиций на тему «суета сует». Во время своего пребывания в Италии он, вероятно, познакомился с картиной Сальватора Розы «Демокрит в раздумье» (1650) (сейчас находящейся в Копенгагенском музее), выставленной в Риме в 1651 году, где она имела большой успех. В 1662 году картина была гравирована с латинской надписью: «Демокрита, насмешника над всеми, пронзает мысль о всеобщем конце».

Включая в картину такие детали, как пирамиду Цестия на фоне пейзажа, погребальные урны и черепа, намекающие на безвозвратный ход времени, и Роза, и Витхос входят в круг философских и поэтических идей, восходящих к античности и широко отраженных в европейской эмблематике [1].




Роза, Сальватор
Демокрит в раздумьях (1650-51).
Холст, масло. 344 x 214 см.
Национальная галерея Дании
С картины Розы Сальватора
Демокрит в раздумьях (1662).
Офорт. 456 x 276 мм.
Королевская коллекция графического искусства,
Национальная галерея Дании

Получается, что почти одновременно с Розой, а принимая во внимание работу из ГМИИ им. А.С. Пушкина, даже раньше, Витхос написал ночной пейзаж с кладбищем, заросшим буйной растительностью, гробницей, урной и стелой рядом с грудой черепов, мрачность места дополняют его обитатели - совы, летучие мыши, кошка черной масти.


Витхос, Матиас
Тщеславие. Натюрморт с вазой (1647).
Холст, масло. 83 х 67 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина


Витхос, Матиас
Ванитас Натюрморт в пейзаже.
Холст, масло. 119,5 х 99 см.
Государственный музей, Копенгаген

В композиционном решении картины присутствует множество предметов, свидетельствующих о стремлении человека увековечить плоды своей интеллектуальной и творческой деятельности: глобус и книга символизируют науку, палитра - живопись, музыкальные инструменты - славу. Украшенные рельефом каменные вазы также отражают желание человека воспеть свои достижения. Однако на тщетность их стремлений указывают черепа, песочные часы и погребальные урны, погасший фонарь и увядший лист чертополоха, они говорят о неизбежности смерти для всего живого и быстром ходе времени.


Витхос, Матиус
Пейзаж с кладбищем ночью (1650).
Холст, масло. 140 х 156,4 см
Реймсский музей изящных искусств


Витхос, Матиус
Символы vanitas в пейзаже (1658).
Холст, масло. 84 x 100 см.
Амерсфорт, музей Флехите

Наряду с костями и черепами, художник начинает представлять различные типичные аксессуары vanitas - карту, армиллярную сферу, книгу по ботанике, песочные часы, потухший фонарь. Крупный куст чертополоха и дикие травы по-прежнему напоминают нам, что художник является учеником ван Схрика. Работа еще не обладает всей точностью разочарования vanitas, это не крик отчаяния, а скорее - его эхо.


Витхос, Маттиас
Морс Омния Винцит (Смерть побеждает все)
(между 1660 и 1670).
Холст, масло. 82,5 х 67,5 см.
Ла Фер, музей Жанны д' Абовилл

Одно из более поздних произведений Витхоса на эту тему находится в музее Ла Фер (Эна), богатом ценными произведениями фламандской и голландской школ. Композиция, уже полностью освобожденная от подражания гравюре, стала более логичной и наглядной. Центром композиции является бюст, он доминирует над всем. Справа – могила, скрытая под буйной растительностью, имеется подпись художника, и на армиллярной сфере восседает сова. В центре, на земле, черепа барана и лошади (по ним бегает ящерица), быка и обезьяны выделены освещением. Погасший фонарь, шлем воина также напоминают о краткости человеческой жизни и преходящем характере его власти. Над любыми познаниями торжествует трава забвения. Слева засыхают ели, кипарис, за бюстом философа ствол дерева изъеден грибами. Но и разрушители будут уничтожены в свою очередь: на переднем плане вскоре появится сломанный гриб.

Рядом с фонарем лежит тело большой мертвой собаки, символ верности, который также исчезает вместе с воспоминаниями. Ежик смотрит с любопытством на эту сцену. День идет на убыль, в небе уже парят большие ночные птицы. Тень, которая выступает прообразом забвения, скроет все, что некогда было значимым и дорогим. Однако на постаменте, озаренном последним лучом, воздвигнута скульптура: молодая любовь весело размахивает над головой корзиной с фруктами - символом радостей жизни, что здесь воспринимается как горькая насмешка.

Таким образом, Маттиас Витхос создал собственную версию значимой итальянской темы: «Смерть побеждает все». В его пересказе уже нет того лиризма и мягкого юмора, которые оживляли нигилизм Сальватора Розы, но его картины имеют не менее поразительный эффект благодаря холодному цвету, точным символам, подчеркивающим горечь от неотвратимости конца [7].

В разных версиях этой работы Витхос использует сочетание различных элементов, указывающих на тщету земной жизни и человеческих усилий: скелетов, черепов, погасшего фонаря, встречаются сова, павлин, скомканная книга по ботанике с ежом, обнюхивающим ее, увядающие цветы, грибы, пожирающие ствол дерева и сами рассыпающиеся в пыль. Только путти на постаменте указывает на возможность новой жизни.

Совершенно языческий сюжет Розы, где меланхолия означает сосредоточенность, переосмыслен Витхосом в аспекте христианства. Вместо босоногого философа, который с легкой улыбкой созерцал предметы своего исследования, мы видим бюст Сенеки-моралиста. Смешение книг, доспехов, скелета и черепов означает, что земной путь человека имеет больше моральных, чем научных аспектов. Хотя во времена Витхоса разум уже претендовал на то, чтобы сделать человека властителем природы [6].

Первым, кто указал на эту постоянную тему Витхоса, был Ингвар Бергстрём, он обнаружил картину Витхоса в коллекции Эрика Вассера в Стокгольме. Эта работа, хотя и сохраняет итальянский характер, уже вводит типичные элементы vanitas, такие как земная сфера и песочные часы, в дополнение к чертополоху и бурьяну в манере Отто Марсеуса ван Схрика, впервые опубликованной [7, p. 111].

Ингвару Бергстрёму принадлежит и заслуга обоснования влияния Сальватора Розы на Маттиаса Витхоса. Итальянский мастер, воодушевленный романтизмом, иногда проявляющимся и в XVII веке, задумал композицию, поражающую с самого начала, а Маттиас Витхос сказал в ней свое слово.


Витхос, Маттиус
Вид на Рим

На протяжении веков Рим с его барочными и ренессансными куполами, древними памятниками и живописными холмами был любимой темой для художников, и Маттиас Витхос, скучавший в Италии по родине, обращался к нему не раз.

Картина изображает окрестности Рима, издали можно увидеть собор Святого Петра, этот вид с Джаниколо, холма на западном берегу Тибра, показывает Рим с юга. Но большая панорама города все еще отсутствовала в коллекции работ Витхоса. Есть пять великолепных видов Рима работы Витхоса, на которых показана большая часть города. Один датирован 1673 годом, хотя художник был в Риме еще в 1651 году [3].


Витхос, Маттиус
Вид на Рим с Джаниколо.
Холст, масло.102 х 181 см

Умение хорошо показать город по классическому голландскому рецепту Витхос передал своему знаменитому ученику из Амерсфорта Каспару ван Виттелю. На картине мы видим эмблематику, на которую Витхос как всякий голландец был великий мастер: конец дня напоминает о конце жизни. Листья уже становятся коричневыми, и некоторые стебли подломились. Даже неприхотливая мальва доживает последние дни. Понте Ротто – самый старый каменный мост в Италии - уже находится в аварийном состоянии. Разрушенная гробница Нерона: этого знаменитого императора также больше нет. Колючие стебли чертополоха обращают память к терновому венцу Христа - символу мученичества. Ваза также символизирует эфемерность богатства и изобилия [3].

Когда период ученичества был завершен, ван Виттель отправился в Италию. Панорамы Витхоса, безусловно, повлияли на него, став предтечей ведут. На картине мы видим рядом собор Святого Петра и замок Сант-Анджело, еще много зданий и скульптур, которые идентифицируются до настоящего времени, например, виллу Медичи, у которого работал Витхос, и Понте Ротто (сломанный мост). Кроме того, есть и известные скульптуры, Капитолийская Волчица, предполагаемая могила Нерона и ваза Медичи высотой более полутора метров, которая когда-то стояла в саду виллы.

Есть в наследии Витхоса и вид Амерсфорта.


Витхос, Маттиас
Вид Амерсфорта (ок. 1671).
Холст, масло. 205 x 430 см
Музей Флехите, Амерсфорт

В середине XVII века население Амерсфорта составляло около 5900 человек, все они жили за средневековыми крепостными стенами. В период с 1650 по 1675 год в городе работали около 20 художников [3, p. 13].

Витхос никогда не мог увидеть Амерсфорт с высоты птичьего полета, каким он предстает на этой колоссальной панораме; должно быть, он был составлен в его мастерской. Окруженный стеной город, видимый с северо-запада, занимает центр композиции. Внутри стен можно узнать башню Богоматери - самое высокое строение в городе, а дальше слева находится Церковь святого Йориса. Утрехтские ворота справа обозначают начало дороги в Утрехт, в то время как у Сдвоенных ворот слева река Эм вытекает из города мимо нового района в гавани. На переднем плане три лошади тянут повозку, нагруженную мешками.

Характерной чертой таких панорамных видов является изображение города, увиденного с относительно не большой высоты. Причина выбора этого ракурса очевидна: панорамные виды были сделаны путем объединения ряда различных панорамных набросков, сделанных с возвышенностей, таких как мельницы, церковные башни или крепости. В Нидерландах такие виды создавались по крайней мере с первой половины XVI века.

Картина включает в себя подробное изображение повседневной жизни. Витхос показывает множество различных занятий в окружающей сельской местности, например, расстилание ткани для отбеливания на солнце. Амерсфорт изображен как торговый центр, куда прибывают лодки, а затем товары перевозятся на лошадях. Работа все еще находится во владении муниципалитета и сейчас выставлена в музее Флехите. Первоначально она предназначалась для украшения ратуши, где также висела картина Якоба ван Кампена «Страшный суд». 27 ноября 1671 года городской совет (членом которого был сам Витхос) решил приобрести картину как «украшение ратуши сейчас и в будущем». Работа была куплена за сумму в 200 серебряных дукатов (около 600 гульденов): феноменальная цена по современным меркам. В конце концов, это было время, когда общий годовой доход полностью обученного мастера составлял около 400 гульденов, достаточно хороший дом можно было купить за 1000 гульденов, а одна из повозок Адриана ван Виттеля оценивалась в 5 гульденов.

Вид Амерсфорта был написан в то время, когда ван Виттель работал в студии Витхоса. Огромная картина, несомненно, произвела на него значительное впечатление, и он, возможно, даже сам над ней работал. Создание такого большого панорамного вида города представляло множество технических проблем. Как добиться обзора всего города и обеспечить, чтобы все основные здания были видны? Как объединить все отдельные рисунки города — с их различными перспективами и точками обзора — чтобы создать одну большую картину? Ван Виттель, должно быть, много узнал о композиции и перспективе в этот период.

Картина по-прежнему является одним из крупнейших панорамных городских пейзажей, когда-либо написанных в Нидерландах.

Судя по описаниям и планам этажей старой ратуши Амерсфорта, картина впоследствии была вывешена в зале заседаний совета. Она остается в муниципальном владении и по сей день. Поскольку сам Витхос был влиятельным членом городского совета, он мог быть уверен, что сможет продать ее муниципалитету.


Витхос, Матиус
Цветочный натюрморт на фоне пейзажа

Маттиас Витхос тему подлеска развивает и в цветочных натюрмортах. В этой работе культурные растения, такие как розы и лилии, сочетаются с сорняками и ежевикой и показаны на фоне далекого пейзажа. Густой подлесок укрывает ящерицу, мышь и ежа. Выбор художником определенных растений несет в себе явное религиозное послание. Розовые розы и белые лилии символизируют чистоту Девы Марии, в то время как чертополох, ежевика и другие колючие растения отсылают к терновому венцу Христа. Один колос пшеницы намекает на хлеб мессы.


Витхос, Матиус
Пейзаж с птицами и цветами в подлеске (1660).
Холст, масло. 146,7 × 154,9 см


Витхос, Матиус
Сельский пейзаж с мельницей.
Холст, масло, 88×103 см.
БСИИ ASG, инв. № 04-0841

Со времен Средневековья образ леса противостоял в пейзаже саду, обихоженному для удовольствия. Но и сам образ леса был неодинаковым, был лес цивилизованный, открытый, что кормил и согревал, а был образ враждебный, таинственный, мрачный и колдовской. Эта традиция сохранялась в изобразительном искусстве вплоть до XVII века. Так, в работе из БСИИ голландского художника Маттиаса Витхоса «Сельский пейзаж с мельницей» прослеживается четкая поляризация мира естественной природы, достаточно мрачной, густонаселенной и самодостаточной, пространству природы, облагороженной человеком, наполненной светом и воздухом. А на границе этих пространств находится мельница, которая и в русской, и в западноевропейской культуре ассоциировалась с нечистой силой, поэтому располагалась, как правило, за пределами села.

Алида Витхос, вероятно, родилась в 1662 году в Амерсфорте, подробности ее крещения Алиды в архивах не сохранились. В Хорне Алида Витхос, ее братья и сестра Мария были частью художественного сообщества, где проживало относительно много иллюстраторов цветов и насекомых. Успех ее отца пошел на убыль, потому что он больше не мог работать из-за подагры. Почти все картины, подписанные Алидой Витхос, изображают коллекцию цветов и растений в виде цветочной композиции; иногда на темном фоне леса или деревьев, иногда с уголком леса и итальянским пейзажем.


Витхос, Алида
Цветочный натюрморт (1680-1720).
Холст, масло.
Амерсфорт, музей Флехите

Ей также приписывают картины, на которых изображен участок леса с растениями итальянского парка со статуями античности. На этих картинах также часто появляется павлин – символ тщеславия. На картине изображен натюрморт с клубникой, грибами и бабочками. Бабочки присутствуют на всех ее картинах. Кроме того, иногда можно увидеть улиток, ящериц, мышей, выдр и других животных. За исключением изображений цветов, бабочек и, возможно, других животных, дальнейшее изображение и композиция часто основаны на фантазии. Итальянские темы также будут заимствованы из творчества ее отца. Сюжеты картин этого жанра часто основывались на всевозможной символике. В частности, этим была проиллюстрирована так называемая тема «ванитас» о быстротечности вещей в жизни.

Светлана Бородина

Список использованных источников:

  1. Садков В., Кочерова Д. Маттиас Витхос [Электронный ресурс] // Точка доступа. - https://ar.culture.ru/ru/subject/aapvap (дата обращения 11.12.2024)
  2. Alida Withoos (1662-1730) [Электронный ресурс] // Точка доступа. - https://edepot.wur.nl/333155 (дата обращения 13.12.2024)
  3. Boersma A. From Amersfoort to Hoorn: Following in the Footsteps of Withoos // file:///C:/Users/Светлана/Downloads/Albert_Boersma_From_Amersfoort_to_Hoorn.pdf
  4. Boersma A. Matthias Withoos - Gezicht op Rome [Электронный ресурс] // Kroniek, 2016. –– Точка доступа. - https://www.academia.edu/42074443/Matthias_Withoos_Gezicht_op_Rome_Kroniek_2016_ (дата обращения 30.11.2024)
  5. Die Künstler aller Zeiten und Völker oder Leben und Werke der berühmtesten Baumeister, Bildhauer, Maler, Kupferstecher, Formschneider, Lithographen etc. – Stuttgart, 1864. - p. 884.
  6. Larue A. Madeleine et Mélancolie // Les Cahiers du CRLMC. – 1999. – p. 129-141.
  7. Mirimonde A. P. de "Mors Omniavincit" De Mathieu Withoos // Oud Holland–Journal for Art of the Low Countries. – 1958. – Т. 73. – №. 1. – С. 111-114.
  8. Missel L. De wereld van Alida Withoos, botanisch tekenares in de Gouden Eeuw // Bulletin van de Botanische Tuinen Wageningen. – 2001. - № 40. – p. 12-17.
  9. Withoos Matthias [Электронный ресурс] // Точка доступа. - https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/w/withoos/amersfoo.html (дата обращения 11.12.2024)

Поделиться: