decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Топы мебельных коллекций XVI – XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG и Государственного Эрмитажа.

25.10.2023

Большое собрание изящных искусств ASG на сегодняшний день насчитывает уже более 3500 тысяч образцов мебели. Это мебель Франции, Италии, Германии, Португалии, Голландии, Испании, Англии и других стран Европы XV - XX веков. Собрание уникально не только своим масштабом и широкой хронологией, но и высоким мастерством исполнения, представленных в нём редких изделий. В России аналоги мебельным изделиям из БСИИ ASG можно встретить в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). В него входит около тысячи предметов французского, немецкого, итальянского, голландского и английского производства. В XVIII - XIX веках вся эта мебель служила обстановкой Зимнего дворца и домов русской знати.

Мебель XVI - XVII веков

Первые параллели между музейными собраниями можно провести, начиная с мебели XVI столетия. В коллекции Государственного Эрмитажа хранится стул итальянской работы второй половины XVI века из ореха. Он поступил в фонды в 1920 году из собрания художника М.П. Боткина. Стулья подобной конструкции принято называть скабелло (итал. scabello, от лат. scabellum, scamnum - доска, скамейка). Они невелики, имеют узкие жёсткие сидения и высокие спинки, обильно декорированные резьбой. Стул из эрмитажного собрания исполнен из ореха. Его резной орнамент вызолочен. Сиденье украшено крупной розеткой. На спинке и ножках гротесковые мотивы, листья и гербовый щит.

Парные стулья-скабелло из собрания ASG также созданы в Италии в XVI веке из ореха. Их спинки, богато декорированы резным орнаментом в виде рокайлей, растительных завитков, листьев, картушей и гербовых композиций со щитами. Сиденья имеют фигурную форму. Ножки стульев, по сути, являются двумя досками. Задняя ножка отходит от спинки, а передняя - от сидения. Передние ножки также украшены изображениями гербов и фантастических морских драконов. Декор стульев из собрания ASG носит более гротескный характер по сравнению с убранством стула из Эрмитажа. Близкий нашему резной декор имеет стул-скабелло из Метрополитен-музея (Нью-Йорк). Его передняя ножка также выполнена в виде драконов.


Стул-скабелло
Италия, вторая половина XVI века
Орех, резьба, золочение
103x32x29 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 77]


Пара стульев-скабелло
Италия, XVI век
Орех, резьба
106x32x39 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3566 (1,2)


Стул-скабелло
Италия, XVI века
Орех, резьба
100,5x32x40,5 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Во второй половине XVI столетия во Франции (Париж) был создан двухъярусный шкаф, увенчанный разорванным фронтоном. В Эрмитаж он посутпил после 1924 года из музея ЦУТР барона Штиглица. До 1896 года шкаф этот находился в коллекции государственного деятеля и мецената А.А. Половцова. Он приобрёл его во Франции на аукционе для пополнения экспозиции музея ЦУТР барона Штиглица. Во Франции же на аукционе «Svv Lasseron et Associés» весной 2013 года был приобретён идентичный парижский шкаф XVI столетия из собрания ASG.


Двухъярусный шкаф
Франция, Париж, вторая половина XVI века
Орех, резьба
228x110x51 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 79]


Двухъярусный шкаф
Франция, Париж, XVI век
Дуб, орех, липа, фруктовые породы деревьев, резьба; мрамор
235x111x51,5 см
БСИИ ASG, инв. № 17-3618

Шкафы имеют одинаковое устройство. Они состоят из двух объёмов с несколько меньшей верхней частью. Оба богато украшены резьбой, исполненной под влиянием орнаментальных гравюр Жака Андруэ Дюсерсо (Jacques Androuet du Cerceau, Du Cerceau, Ducerceau, 1510 - 1585). Резные женские фигуры, декорирующие дверцы, отличаются мягкими и вытянутыми формами. Они близки традициям школы Фонтенбло, а именно скульптурам Жана Гужона (Jean Goujon, около 1510 - 1567). В медальонах эрмитажного шкафа изображены четыре стихии со своими атрибутами - Огонь, Вода, Земля и Воздух. Дверцы шкафа из собрания ASG декорированы рельефными аллегорическими изображениями четырёх времён года: вверху – Весна и Лето, внизу – Осень и Зима. Фасад украшен растительным и гротесковым орнаментом, а также фигурами атлантов по бокам в верхней части. Атланты эти словно поддерживают небольшие прямоугольные вставки из мрамора сине-зелёного цвета, олицетворяющие небосвод. В центре разорванного фронтона - мужская фигура с зажжённым факелом в руках. Фриз шкафа обрамлен стилизованными листьями аканта. В нижней части – два выдвижных ящика, фланкированных маскаронами.


Гравюра с гротесковым орнаментом
Выполнена по рисункам Жака Андруэ Дюсерсо
1566 год
Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Скульптурные композиции Жана Гужона на фасаде особняка Сюлли в Париже
Слева - Осень, справа - Зима

Двухъярусный шкаф
Франция, Иль-де-Франс, конец XVI века
Орех, резьба, золочение, мрамор
Резьба выполнена по гравюрам Филиппа Галле (1537 - 1612)
Музей декоративного искусства, Париж

В нашей статье мы приведём ещё один двухъярусный шкаф конца XVI века из Музея декоративного искусства Парижа. Он относится к этой же группе мебели и был изготовлен в регионе Иль-де-Франс, который охватывает город Париж. Декор и формы двухъярусных шкафов, изготовленных в Бургундии, значительно отличались от парижских. В сравнении со столичными, они были более массивными и, даже, тяжеловесными. Резьба была значительно выразительнее и объёмнее. Общий композиционный строй резного декора здесь также соответствовал гравюрам Дюсерсо. Однако тут в большей степени ощущается влияние произведений орнаменталиста из Дюжона Гюго Самбина (Hugues Sambin, около 1520 - 1601). При создании предметов мебельщики часто вдохновлялись его гравюрами из сборника «Oeuvre de la diversite des terms...» 1571 года. В Эрмитаже хранится бургундский двухъярусный шкаф второй половины XVI века. Его личинки прикрывают маскароны с раскрытыми ртами. Они исполнены по гравюре Самбина «Termes de Diane et de Venus» 1554 года.


Двухъярусный шкаф
Франция, Бургундия, вторая половина XVI века
Орех, резьба
215x165x75 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 85]

В Большом собрании изящных искусств ASG так же есть бургундский шкаф XVI столетия, декоративное убранство которого выполнено под воздействием произведений Самбина. В его верхней части – резной карниз, состоящий из крупных деталей с волютами. Створки украшены обнажёнными женскими фигурами в нишах. Под ними – головки херувимов. Композиции имеют широкие орнаментальные обрамления. На торцах боковин и между створками – объёмные изображения трёх полуобнажённых прикрывающихся человеческих фигур. Центральный персонаж скрестил руки на груди. Данная постановка рук скопирована с фигуры атланта из книги «Oeuvre de la diversite des terms...», в которой воспроизводятся различные архитектурные элементы, разработанные Самбином. В данном случае эта фигура служит в роле колонны, поддерживающей фриз портика.


Двухъярусный шкаф
Франция, Бургундия, XVI век
Орех, резьба
177,5x146x62 см
БСИИ ASG, инв. № 17-1632


Иллюстрации из книги «Oeuvre de la diversite des terms...»
1572 год
33,5x21,5 см
Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт,
Верхний Ист-Сайд («Музейная миля»)


Фигура по центру двухъярусного шкафа, скрестившая руки на груди
Выполнена по гравюре Гюго Самбина
БСИИ ASG, инв. № 17-1632


Изображение атланта из книги «Oeuvre de la diversite des terms...»
Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт, Верхний Ист-Сайд («Музейная миля»)

Настоящим украшением коллекции кабинетов Большого собрания изящных искусств ASG, безусловно, можно считать кабинет, сделанный в Италии, в городе Генуи в конце XVI - начале XVII веков. К концу XVI столетия генуэзские мастера выработали свой характерный стиль в мебели. Особенно популярны были кабинеты, богато декорированные мелкой объёмной резьбой с небольшими фигурками-персонажами античных мифов, реже – с персонажами библейских сюжетов. Генуэзские кабинеты стали широко известны в Европе, причём за ними укрепился термин «Stipo a Bambocci», т.е. «кабинет c малышами».


Кабинет«Stipo a Bambocci»
Италия, Генуя, XVI – начало XVII века
Тонированный кавказский орех, кап и комельные срезы
ореха, золоченая бронза, резьба
89x86,5x43 cм
БСИИ ASG, инв. № 18-1203

Как и другие кабинеты данного типа, кабинет из БСИИ ASG украшен множеством фигур, сосредоточенных по углам и на фризе в верхней части. Внутренний интерьер кабинета за откидной крышкой решён как архитектурное сооружение с колоннами, арками, пилястрами и так же, как фасад, декорирован многочисленными фигурами. Неповторимый художественный облик кабинету придаёт замечательное чувство материала, проявленное мастерами. Оно позволило эффектно сопоставить мягкую пластику фигур, тонированных под чёрное дерево, с фактурой шпона капа ореха, с его характерными узорами и тёплым золотисто-коричневым цветом. В отличие от многих других кабинетов данный предмет сохранил откидную крышку, шпоновое покрытие и «родные» стальные навесы с остатками позолоты на них. Особенностью кабинета являются несколько потайных ящиков, скрытых в конструкции внутренней части.

В Государственном Эрмитаже есть близкий данному кабинет того же времени. Однако изготовлен он был не в Генуе, а в Лигурии, отсюда и несколько иные принципы оформления. В целом устройство кабинетов совпадает. За откидывающейся крышкой расположено пространство с выдвижными ящиками, образованное с помощью архитектурных элементов. Фриз украшен обнажёнными детскими фигурками. По углам - Адам и Ева, расположенные попарно в верхней и нижней частях. На кабинете из собрания ASG по бокам представлены двенадцать подвигов Геракла из тонированного ореха. Важно, что у кабинета из Эрмитажа сохранилась нижняя часть в виде двустворчатого шкафчика. Благодаря этому мы можем составить представление о том, какое было основание у генуэзского кабинета из собрания ASG.


Кабинет
Италия, Лигурия, XVI – начало XVII века
Орех, металл; резьба, золочение
177x102x68 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 108]

Помимо итальянской и французской аналоги можно обнаружить и среди голландской мебели XVII века, которая имела ряд отличий. Это было связано с особенностями организации интерьера голландских домов. Одним из самых популярных образцов мебели был шкаф на высоком подстолье с мощными шарообразными ножками. Распашные дверцы верхней части таких шкафов декорировали геометрическими элементами квадратной и прямоугольной формы. Для этих целей часто применяли вставки из чёрного дерева, которые стали именовать «ювелирный руст». Его можно видеть на дверцах шкафа на подстолье из Государственного Эрмитажа. Дополняют фасад полуколонны из того же чёрного дерева с резными ионическими капителями. У конструктивно близкого ему голландского шкафа из собрания ASG данный декор отсутствует. Но он есть на немецком «высоком» составном шкафе XVII века из нашего собрания. Известно, что в мебельном искусстве немцы были приемниками традиций голландских мастеров.

Шкаф на подстолье
Голландия, XVII век
Дуб, груша, чёрное дерево, металл; резьба, интарсия
180x110x52 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 129]


Шкаф на подстолье
Голландия, XVII век
Дуб, чёрное дерево, резьба
165,5x80x40 см
БСИИ ASG, инв. № 17-2724


Шкаф
Германия, долина Рейна, XVII век
Орех, груша, чёрное дерево, резьба
216x186x75 см
БСИИ ASG, инв. № 17-2694

В Германии же ещё в эпоху Возрождения распространение получили небольшие стулья с отверстием в центре спинки, служащим для удобства переноски. Спинки этих стульев обильно декорировались резьбой на основе гравюр немецкого орнаменталиста и столяра Доната Хорна (Donath Horn, ? - 1695). Мастер работал во Франкфурте-на-Майне. В 1650 - 1660 годах он издал серию офортов «Neues und Wohl Inventiertes Ziraten Buch...» с изображениями различных картушей и маскаронов. Они являли собой замысловатые композиции, состоящие из ормушлей, зооморфных, антропоморфных и растительных мотивов, гротесков и элементов хрящевого орнамента, популярного в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Германии XVII века. В собрании ASG и Эрмитаже хранятся одинаковые стулья, спинки которых были выполнены с одного и того же офорта Доната Хорна.

Стул
Германия, XVII век
Орех, резьба
92x54x44 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 127]


Стул
Германия, XVII век
Орех, резьба
92x41,5x36 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3359 (1)


Гравюра по рисунку Доната Хорна
Орнаментальный мотив в виде двойного маскарона
Серия «Neues und Wohl Inventiertes Ziraten Buch...» (Berlin №73)
1650 - 1660 годы
32x22 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В XVII веке во Франции было создано кресло с прямой высокой спинкой из Эрмитажа. Оно изготовлено из ореха и обито вышивкой по канве шерстью и шелками гобеленовым швом. Вышивки данного типа создавались на королевских мануфактурах. Кресло имеет длинные изогнутые подлокотники и четыре проножки.

В целом такая форма кресел типична для Франции XVII столетия. Их обычно ставили вдоль стен. В собрании ASG есть аналогичное кресло этого же времени. Оно тоже обладает длинными подлокотниками, завершения которых, а также их стойки, украшены резными листьями. Его четыре проножки в форме «бараньих косточек» (фр. «fauteuil à os de mouton») придают ему большую устойчивость. У данного кресла не сохранилась «родная» обивка. В XX столетии оно было перетянуто тканью без учёта стилистических особенностей мебели для сидения французского Барокко.

Кресло
Франция, XVII век
Орех, резьба
117x64x65 cм
БСИИ ASG, инв. № 11-4147


Кресло
Франция, XVII век
Орех; резьба, обивка вышивкой по канве шерстью и шелками гобеленовым швом
120x65x52 cм
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 131]

В дальнейшем в ходе обойных реставрационных работ данное кресло с прямой высокой спинкой из собрания ASG будет перетянуто плотной тканью букле с гобеленовым швом. Ткань эта современная, однако созданная по старинным технологиям и образцам на мануфактуре Эдмона Пети (фр. «De la manufacture Edmond Petit»). Она также, как и ткань, сохранившаяся на кресле из эрмитажного собрания, декорирована стилизованным лиственно-цветочным узором по тёмному фону. Данной тканью в собрании ASG уже обито несколько отреставрированных кресел и стульев XVII века. Ткань эта, как и в случае с креслом из Эрмитажа, прибивалась к корпусу гвоздями с медными шляпками.


Кресло
Франция, XVII век
Орех, резьба
95x60x64 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3005 (1)


Мебель XVIII века

В XVIII веке большой популярностью пользовалась мебель для сидения (кресла и стулья), перетянутая тростниковой плетёнкой на спинках и сиденьях. Данная форма мебели была очень удобной, т.к. на ней легко можно было менять обивку в зависимости от сезона, цвета отделки стен в помещении и портьер на окнах. Сверху на плетёнку накладывались подушки из щёлка, иногда украшенные вышивкой. Стулья с плетёнкой из Государственного Эрмитажа изготовлены парижским эбенистом Луи Крессоном (Louis Cresson, 1706 - 1761). Они имеют авторское клеймо «Cresson». Их декор в виде резных сердечек и цветов по центру спинок и царг характерен для этого мастера.

Кресло Луи Крессона из Большого собрания изящных искусств ASG имело мягкую обивку на спинке, сиденье и подлокотниках. Его декор лаконичен и состоит из желобков, обрамляющих весь корпус кресла. Штамп эбениста «L. Cresson» стоит здесь на внешней стороне задней царги.

Стулья
Крессон, Луи
Франция, первая половина XVII века
Орех, резьба, тростниковая плетёнка
93x52x45 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 203]


Кресло
Крессон, Луи
Франция, первая половина XVII века
Орех, резьба
95x65x65 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1218

Французские стулья XVIII века с хорошо сохранившейся тростниковой плетёнкой в музейных собраниях большая редкость. Часто на сидениях присутствуют большие прорывы. В собрании ASG есть пара стульев XVIII века (периода Рококо) с плетёнкой. Их создателем является Жан-Пьер Дюпон (Jean-Pierre Dupont). Об этом мастере известно немногое. 14 марта 1769 года Дюпон получил звание мастера. Он специализировался исключительно на мебели для сидения. Несколько лет работал в Париже на улице Лапп (фр. rue de Lappe). В первые годы правления Людовика XVI имя Дюпона более не упоминается ни в каких источниках [2, с. 333].

Стулья Дюпона из собрания ASG имеют спинки-«кабриоль» в форме «скрипок». Данная форма эргономична за счёт изгиба и эстетична, благодаря близости силуэту музыкального инструмента. Спинки подобной конструкции широко использовались в эпоху Регентства и Рококо. Оба стула декорированы резьбой в виде цветов по центру спинок и царг, а также у вершин ножек.


Пара стульев
Дюпон, Жан-Пьер
Франция, XVIII век (период Рококо)
Орех, резьба, тростниковая плетёнка
88x47x42 см
90x47,5x41,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2625 (1,2)

Кресло Луи Крессона из БСИИ ASG имеет плоскую «спинку королевы» или «а-ля рен» (фр. «à la reine»). В Государственном Эрмитаже есть кресло с такой же по форме спинкой. Оно было изготовлено Этьеном Дьедонне (Etienne Dieudonne, получил звание мастера до 1737 года). Кресло имеет довольно приземистые ножки-кабриоль, развёрнутые подлокотники, оканчивающиеся волютами, и резной декор, состоящий из лиственных побегов, цветов и рокайлей. Все эти черты и элементы декора присущи мебели для сидения в стиле Рококо. Ими же обладает и кресло Пьера Ледюка (Pierre Leduc, 1685 – 1765) периода Рококо из собрания ASG. Мастер специализировался на мебели для сидения эпохи Регентства и Людовика XV. Особой популярностью пользовались кресла со «спинками королевы», украшенные лаконичной резьбой в виде листвы и плодов граната. Форма подлокотников и ножек кресла Ледюка из собрания ASG совпадает с эрмитажными. А вот декор на сводах спинок, царгах и верхних частях ножек разнится. У Ледюка по центру свода спинки и на царге - распустившиеся цветки граната, а на ножках - крупные листья аканта.

Кресло
Ледюк, Пьер
Франция, Париж, середина XVIII век (период Рококо)
Дерево, резьба
96x70x57 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0790


Кресло
Дьедонне, Этьен
Франция, Париж, середина XVIII века
Дерево; резьба, золочение, обивка шпалерой
97x65x52 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург [1, с. 217]

Продолжение читайте в одном из следующих номеров

Алина Булгакова

Поделиться: