Медоносная пчела
Фламандский художник Ян Миль значительную часть жизни прожил в Италии. Первоначально он входил в круг жанровых художников «бамбоччанти», известных своими сценами из жизни низших классов – бродячих торговцев, уличных шарлатанов, нищих и т.п., а ближе к концу жизни, получив покровительство герцога Савойского Карла Эммануила II, создавал картины исторического жанра.
Точное место рождения художника не известно, но большинство историков искусства склоняются к тому, что это был Антверпен. Итальянский историк XVII века Джованни Пассери указывает, что Миль учился на родине у Антониса ван Дейка, но документальных подтверждений этому нет.
Во второй половине 1630-х годов Ян Миль перебрался в Италию и, как большинство его соотечественников, стал членом «Перелетных птиц» - сообщества голландских и фламандских художников, работавших в Риме. Каждый член общества получал звучное и достаточно хлесткое прозвище, у Миля их было два: «Косой» (от природного изъяна) и «Медоносная пчела», поскольку фамилия «Miele» на итальянском означает «мед».
Особо близок Ян Миль был с членами кружка Питера ван Лара, основателя жанра бамбоччады (название которому дало прозвище художника – Бамбоччо – пузырь, карапуз), Миль стал одним из лидеров этого нового течения в жанровой живописи. Излюбленными сюжетами картин, как уже говорилось, были уличные драки, азартные игры, выступления странствующих музыкантов, работа бродячих цирюльников и т.п.
Холст, масло. 66х51 см. Музей Прадо
В этот период Миль нередко копировал работы ван Лара, пользовавшиеся высоким спросом.
В 1648 году Миль стал первым северным художником, принятым в престижную римскую Академию святого Луки. Жанру бамбоччады Миль оставался верен всю жизнь, доказательством служит его работа «Шарлатан» из фондов Государственного Эрмитажа, созданная уже в 1650-е годы.
Холст, масло. 60х74 см.
Государственный Эрмитаж
Художник изобразил странствующего знахаря и его помощников, демонстрирующих доверчивой толпе какое-то зелье. На высокой платформе, на которой размещены главные герои, стоит табличка с надписью Vero Secret Cont ... (Истинное лекарство от ...). Для усиления комического эффекта автор представил основных действующих лиц в костюмах персонажей комедии дель арте – шарлатан носит маску и костюм Иль Дотторе (Доктора Грациано), а гитарист – Дзанни (Джованни, разбитного слуги). Тема шарлатанства осталась довольно распространенной в живописи XVII века, и работы Миля являлись образцом для художников.
В течение 1640-1650-х годов Миль, как и Микеланджело Черквоцци, с которым он сотрудничал, начал расширять тематику сюжетов данного жанра, уделяя гораздо меньше внимания окружающему ландшафту и вместо этого подчеркивая анекдотические аспекты городской и загородной жизни.
Особый вклад Миля в жанровую живопись обеспечили картины со сценами карнавалов, передающие всю яркость этого действа.
Уодсворт Атенеум, США
В одной из самых известных его картин на тему карнавала мы видим многолюдную толпу, где смешались и благородные сеньоры, и простолюдины, и обитатели городского «дна». Аристократы в элегантных костюмах на породистых лошадях снисходительно взирают на веселое буйство толпы, где одновременно танцуют, играют в азартные игры, флиртуют, попрошайничают и т.п. Здесь же выступает труппа бродячих актеров, сценой для которых служит повозка.
Веселье происходит в последний день карнавала, когда волнение достигло своего пика. Само слово карнавал имеет итальянское происхождение и переводится как: «прощай-мясо». Дело в том, что изначально это мероприятие подразумевало прощание с мясной пищей и развлечениями перед Великим Постом, для отпущения грехов перед ним где-то сжигали соломенное чучело, а в данном сюжете его вздернули на виселице.
Миль часто сотрудничал с другими художниками, рисуя персонажей в ведутах Вивиано Кодацци и Алессандро Салуччи. Персонажи Миля - крестьяне, нищие, шулеры, трактирщики и носильщики - часто смешиваются с элегантно одетыми мужчинами и женщинами, которые придают богатый колорит римской повседневной жизни и архитектурному окружению, созданному ведутистом.
Около 1650 года Миль сосредоточился на религиозных картинах для римских церквей, выполненных в большом формате, заказчиками которых были представители римской аристократии, в частности, семья Барберини.
С 1658 года и до своей смерти художник жил в Турине как придворный живописец Карла Эммануила II.
Соавтор Яна Миля Микеланджело Черквоцци (1602-1660) был итальянским художником, известным своими жанровыми и батальными сценами, религиозными и мифологическими произведениями кабинетного формата и натюрмортами.
Родился будущий художник в Риме в состоятельной семье торговца кожаными изделиями. В возрасте 12 лет поступил в обучение в мастерскую живописца-маньериста Джузеппе Чезари, у которого сразу по прибытии в Рим учился молодой Караваджо. Начиная с 1630-х годов, Черквоцци становится известным мастером, его работы находят спрос у самой разной публики. Заказчиками его являются купец Доминик Виола, аристократические семьи Берберини и Колонна. Близкими друзьями художника были Пьетро да Кортона и Корнелис Блумарт.
В 1634 году Черквоцци был принят в академию святого Луки и состоял в ней до 1652 года, но никогда не следовал ее строгим предписаниям в творчестве. Он проживал в собственном доме в самом центре Рима – на площади Испании – и оставил после себя богатое наследство, хотя собственной семьи у него не было.
Черквоцци – один из ярких представителей жанра бамбоччада, включивший в итальянскую живопись традиции голландских и фламандских жанровых картин с их главными действующими лицами – жуликами, карманниками, пьяницами и чревоугодниками, курильщиками и т.п.
Бродячий торговец. Италия, XVII в.
Медь, масло. 41x52,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2563
Примером сплава традиций нидерландской жанровой живописи, демонстрирующей жизнь простых горожан, и итальянского искусства в плане трактовки образов и архитектурных объектов служит произведение круга Микеланджело Черквоции из Большого собрания изящных искусств ASG.
В центре мы видим уличного торговца с осликом, в переметных сумах которого свежая зелень и овощи, которые придирчиво рассматривают две покупательницы. В левой части за сценой наблюдают несколько мужчин и дама, по-видимому отпуская шуточки по поводу внешнего вида продавца и качества его товара. Один из господ не упускает случая пофлиртовать, он оставил своих спутников и искательно заглядывает в лицо одной из покупательниц.
На заднем плане – архитектурные постройки, среди которых выделяется собор с высоким куполом на фоне облачного неба. Они изображены довольно схематично в отличие от ведут, что опять же больше характерно для нидерландской жанровой живописи, которым Черквоцци неизменно следовал.
Общим для картины из БСИИ ASG и его работой «Солдаты играют в кости» являются компактный масштаб, антигероическая тематика и приемы светотени, когда использование рядом пятен разного тона одного цвета – серого в одном случае и коричневого в другом – дает дополнительный объем предметам.
При этом Черквоцци не копировал, а творчески развивал голландские и фламандские традиции, избирая свои выразительные средства в части повествования, юмора, круга действующих лиц.
Устоявшийся взгляд на жанр бамбоччада состоит в том, что он якобы предлагал зрителю реалистический портрет Рима и его повседневной жизни без каких-либо прикрас. Однако современники отнюдь не считали Питера ван Лара и его единомышленников реалистами, они усматривали в их творчестве тот же аллегорический подход, что и в мифологическом, историческом и т.д. жанрах с целью привлечения зрителя к размышлению над возвышенными идеями. Диалектика жанра бамбоччады состояла в том, что низкие или вульгарные предметы были средством передачи важных философских значений.
Холст, масло. 51 х 42,5 см. Галерея Уффици
Картина представляет собой автопортрет в необычной обстановке: художник Микеланджело Серкоцци изображен в своей студии в Риме перед мольбертом, рисующим пожилого мужчину с обнаженным торсом, стоящего на коленях перед кафедрой, на переднем плане картины. Его поза и характеристики указывают на то, что он является образцом фигуры святого Иеронима.
Очень интересно изображение мастерской художника: на полу валяется мраморный бюст, видимо, послуживший моделью; недалеко жаровня с горящими углями согревает и освещает пустую комнату. На стене можно увидеть эскиз на бумаге и картину маслом в рамке с изображением распятой фигуры Доброго Вора. Эта картина, безусловно, отсылает к художественной деятельности Серкоцци. Он несколько раз писал эту картину, высоко оцененную римскими коллекционерами. Найденные документы, относящиеся к мастерской художника, находившейся на Пинчио в Риме, свидетельствуют о том, что материалы и предметы, хранившиеся в ней, были примерно одного и того же рода, а исторические источники свидетельствуют о том, что в качестве моделей художник использовал римлян, в соответствии с обычаем художников, перенявших стиль Караваджо. Поэтому это точное описание места работы живописца, который хотел изобразить себя и свою деятельность в привычном жизненном пространстве.
В своих ранних жанровых работах Черквоцци продемонстрировал владение стилем Питера ван Лаера и Яна Миля в их компактном масштабе, антигероической тематике и драматических эффектах светотени.
Неоднозначными были и отношения бамбоччианти с представителями других жанров. С одной стороны, выдающиеся римские и болонские художники – Андреа Сакки, Франческо Альбани, Гвидо Рени – открыто презирали этот «низкий» жанр, в то же время и ван Лар, и Черквоцци входили в такие престижные объединения, как академия Святого Луки, последний принят был туда уже в 30 лет.
Истинная причина нелюбви, вероятно, как всегда имеет материальную подоплеку. Бамбоччианти создавали множество картин и просили за них весьма умеренную плату, что создавало сильную конкуренцию «серьезным» художникам, особенно в конце 1640-х и в 1650-х годах, когда спрос на картины упал. В то же время самые успешные из них, в том числе Ян Миль и Микеланджело Черквоцци, могли устанавливать на свои работы достаточно высокие цены, что не могло не раздражать апологетов высоких жанров.
Источник: