decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Меркурий, завязывающий сандалию

23.09.2014

Искусство часов – это художественное ремесло, где эстетика сочетается с функциональностью. Не зря коллекционеры во все времена восхищались искусной работой антикварных часов. Ведь для их создания необходим не только сам часовщик, но и мастер по дереву, гравер и позолотчик. Такими уникальными произведениями инженерного искусство обладает и Международный институт антиквариата. Один из экспонатов, который привлекает особое внимание – каминные часы «Меркурий, завязывающий сандалию», часовщика Виктора Пайарда.

1974452.JPG

Страна, время: Франция, Париж; 2 половина XIX века

Мастер корпуса: скульптура по модели Жана Батиста Пигаля («Меркурий, завязывающий сандалию», 1744, Лувр)

Мастер-часовщик: Виктор Пайард (Victor Paillard, 1805-1886 гг.)

Материал, техника: мрамор, бронза, эмаль Размеры: 99 × 60 ×37 см

Местонахождение: Казань. Выставочный центр Международного института антиквариата.

Подробное описание, клейма, подпись: Постамент часов выполнен из красного крапчатого мрамора в виде полуколонны с каннелюрами. Основание с обеих сторон украшают завитки из листьев, выполненные из позолоченной и чеканной бронзы. В центре полуколонны – белый эмалированный циферблат часов с черными римскими цифрами, подписанный Виктором Пайардом. Надпись выполнена из бронзы. В верхней части часов расположена фигура Меркурия, выполненная из патинированной коричневой бронзы. Вестник богов, Меркурий задержался на минуту в своем полете, чтобы завязать сандалию.

Экспертное заключение: Messieurs Hubert FELBACQ et Olivier de LAPYRIERE. 15, rue Taitbout - 75009 Paris. Tél. : 01 72 71 25 86 - Fax : 01 72 71 25 99. Courtart.expertises@gmail.com . (Господа Юбер ФЕЛЬБАК и Оливье де ЛАПИРЬЕР.75009 Париж, улица Тэбу, 15).

Аукционный дом: Sas Cornette De Saint Cyr

Дата приобретения: 25.06.2010

Назначение и эволюция формы: Изображение Гермеса – излюбленный сюжет в скульптуре классической эпохи античной Греции. Фигура сидящего Гермеса как тип изображения была введена в искусство греческим мастером Лисиппом. Одна из скульптур сохранилась в найденном в Геркулануме прекрасном бронзовом экземпляре Неаполитанского музея. Гермес прервал свой полет для того, чтобы отдохнуть, сидя на скале. Но вестник богов остановился лишь на мгновение, во всей его фигуре сосредоточена потенциальная энергия, способность начать движение.

1974452.JPG
Отдыхающий Гермес. 2-я пол. IVв. до н. э. Римская копия, бронза, Национальный археологический музей Неаполя.

Другой тип изображения Гермеса представляет бога в виде, соответствующем эпическим описаниям: вестник богов спешит надеть сандалии, чтобы отправиться в путь; движение головы указывает на то, что Гермес выслушивает слова Зевса.

Весьма вероятно, что Ж. Б. Пигаль благодаря пребыванию в Риме, где мог созерцать классические античные образцы скульптуры, позже синтезировал, объединил два этих типа изображений и создал свой неувядаемый шедевр.

1974452.JPG
Лисипп. Гермес, завязывающий сандалию . IV в. до н. э., мрамор. Лувр. Париж

В 1827 году Франсуа Рюд (1784-1855) - французский скульптор, представитель романтизма, после возвращения из Бельгии во Францию, исполнил ряд работ, навеянных античной мифологией, в том числе и статую «Меркурий, завязывающий сандалию», бронза, 1827 г.

1974452.JPG
Франсуа Рюд. Меркурий, завязывающий сандалии после убийства Аргуса, 1834 г., бронза. Лувр. Париж.

Сведения об авторе:

Часы сделаны с использованием модели французского скульптора Жана-Батиста Пигаля (26.01.1714 – 02.08.1785 гг.). Именем скульптора названы площадь и квартал в Париже.

Первоначальное художественное образование он получил под руководством Лелоррена и Лемуана, потом жил несколько времени в Италии. По возвращении на родину скульптором были исполнены: изваяние Мадонны для церкви Инвалидов и две статуи Людовика XV, из которых одна отправлена в Реймс, а другая помещена во дворце Бельвю.

В течение 1750-х годов Ж.-Б. Пигаль пользовался покровительством маркизы де Помпадур. Для неё он изваял несколько статуэток с изображением детей. Наиболее известна работа «Мальчик с клеткой для птиц» (1750 г.). С течением времени Ж.-Б. Пигаль проявил себя мастером психологического портрета («Дидро», 1777).

В 1774 г. скульптор был избран в состав Парижской академии, где впоследствии занимал одну за другой должности профессора (1752 г.), ректора (1777г.) и канцлера (1785 г.). Для дворца в Сан-Суси он исполнил статуи «Меркурий» и «Венера», а для Лувра - «Девушку, вынимающую из ноги занозу».

Ж.-Б. Пигаль известен тем, что завершил начатую Бушардоном конную статую Людовика XV. Она была установлена на площади, ныне носящей имя «Согласия». Наиболее грандиозные свершения мастера - это напоминающие театральное представление гробницы герцога д’Аркура в соборе Парижской Богоматери и маршала Морица Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге. Ряд скульптурных работ он осуществил совместно со своим родственником, скульптором Кристофом Габриэлем Аллегреном.

В середине XVIII века в развитии французской скульптуры появляются новые тенденции. В творчестве многих скульпторов можно отметить поиски более ясных и простых решений. Все большее значение приобретает в этой связи изучение античных памятников, стремление использовать достижения классического искусства. В то же время в творчестве ряда крупных мастеров французской пластики усиливается тяга к живому наблюдению натуры. Наиболее значительным произведением, отразившем данную тенденцию, в творчестве Ж.-Б. Пигаля была выполненная в 1744 году статуя Меркурия (Лувр). В изображение бога внесен жанровый мотив: при всей монументальности фигуре присущи живость и естественность. Интерпретация скульптора отличается реализмом, знанием анатомии, мастерством в передаче сложного движения. Все эти качества сочетаются с высоким техническим умением, хорошим чувством пластической формы. Меркурий Ж.-Б. Пигаля - одна из лучших обнаженных фигур XVIII века.

Сведения о парижском мастере часовщике:

Виктор Пайард (Victor Paillard, 1805-1886). Родился в Нормандии в семье мелкого землевладельца. Художественный талант Виктора был замечен графом де Гузман, который отправил его учиться в Париж. Здесь В. Пайард становится учеником Ж.- Ф. Денье.

Мастер быстро добился признания, хотя сначала специализировался на небольших предметах: канделябрах и каминных часах. В. Пайард активно участвовал в работе многих выставок на протяжении всего XIX века. В 1851 году часы в стиле Людовика XV экспонировались на международной выставке в Лондоне. Еще в 1830 году мастер основал собственное предприятие по изготовлению мебели и интерьерных украшений из бронзы. Благодаря внимательному отбору, знанию человеческого характера у него начинают работать видные мастера: Pradier, Bayre, Carrier-Belleuse, Preault и Klaggmann. Предприятие, на котором трудилось около 100 человек, выпускавших до 400 образцов разнообразных интерьерных украшений, быстро завоевало признание покупателей.

Самым большим и удачным заказом стало оформление дворца Кэ д'Орсэ на левом берегу Сены в Париже, где размещалось Министерство иностранных дел Франции. В украшениях, сделанных для Салона Атташе, проявились и техническое мастерство, и необычайное изящество художественной формы, свойственное таланту В. Пайарда. Он создал люстры в стиле Ренессанса, украшенные арабесками и херувимами, часы из золота и бронзы, размещенные на зеленом мраморном постаменте, канделябры с фигурой трех граций, канделябры, украшенные херувимами в цветах, парой факелов в виде химеры. Все эти предметы находятся и в настоящее время в Салоне Конгрессов, как стал называться Салон Атташе в честь Парижского конгресса 1856 года, положившего конец крымской войне.

Многие произведения компании В. Пайарда экспонировались за рубежом, а в 1855 году он был введен в состав жюри Всемирной выставки в Париже. В. Пайард удостоился звания кавалера ордена Почетного легиона, Железной Короны в Австрии, а также трудился в качестве советника мэра Парижа и третьего района столицы в 1874 году.

Атрибуция: Стилистически данные часы вполне соответствуют искусству Франции 20 - 30-х годов XIX в., называемому периодом Реставрации, а точнее периодом Карла X, правившего Францией с 1824 по 1830 гг.

Сюжет произведения: Изображение «Меркурия, завязывающего сандалии» происходит от соответствующего изображения Гермеса, (греч. Hermes), сына Зевса и Майи, бога пастухов в древнегреческой мифологии и религии. Гермес является одним из древнейших и многозначных богов. Он родился на Киллене в Аркадии (отсюда его прозвище Kyllemos). Гермес пользовался особенным почитанием в гористой Аркадии (Центральной Греции), по традиции считавшейся его родиной. Считалось, что от Гермеса зависит плодовитость стад (а возможно, и людей).

1974452.JPG
Гермес Пропилайос (Привратный) Мраморная римская копия II века н.э. греческой гермы работы Алкамена (около 400 года до н.э). Стамбул, Археологический музей

Гермесу посвящались вертикально поставленные камни, или гермы. Каменные глыбы использовались как дорожные вехи, и поэтому он считался богом-покровителем странников. Гермес изображался в дорожной шляпе и с крылатыми сандалиями. Как бог торговли и рынков, он защищал купцов. С ним, как с богом счастья, связывали называемые его именем счастливые находки - гермайоны.

В 6 в. до н.э. Гермеса начинают изображать прекрасным безбородым юношей, покровителем атлетики и гимнастических упражнений. В мифологии особенно отмечалась и его функция как бога дорог и путешествий. Вместе с Иридой («Радугой»), он становится вестником богов.

Гермес был быстрым юным вестником и выполнял посольские функции. В качестве герольда он носил жезл. Этот жезл (кадуцей) являлся волшебным и служил Гермесу и для усыпления (например, Аргуса), поэтому Гермес почитался также как бог сна и сновидений. Он считался покровителем не только путешественников, торговли, купцов, но и хитрым богом воров, грабителей.

По своему характеру Гермес похож на всех людей «большой дороги», отличаясь находчивостью, изобретательностью, непостоянством, поэтому он не всегда заслуживает доверия. На скульптурных изображениях Гермес обычно держит в руке кошелек с деньгами, на ногах его – крылатые сандалии, на которых он в мгновение ока мог перенестись куда угодно.

Сам Гермес в младенчестве с помощью хитрости похитил коров Аполлона, причем Аполлон оставил ему стадо взамен лиры, изготовленной Гермесом из черепахового панциря (отражено в гомеровском гимне «Гермес» и в сатирической пьесе Софокла «Следопыты»). Всегда находящий выход из любого положения, Гермес считался богом красноречия и мышления и в качестве такового - богом-покровителем школ и палестр Верховный бог, Зевс, сделал его своим посланцем. Он исполнял все повеления отца-громовержца. Римляне называли Гермеса Меркурием.

Сюжет отдыхающего Гермеса, всегда готового продолжить свой бег, получил развитие в искусстве Европы XIX века. В 1744 году Жан-Батист Пигаль по аналогии с пластикой античного эллинизма создает статую «Меркурий, завязывающий сандалии», предназначенную прусскому королю в качестве подарка от Людовика XV. Скульптор, по замечанию С.Даниэля, гармонично соединил «рокайльный эллинизм» с документальной точностью римского портрета и хорошо выразил двойственный, парадоксальный дух эпохи. Благодаря успеху этого изображения на конкурсе Ж.-Б.Пигаль, приобретает покровительство мадам де Помпадур, и в дальнейшем занимается аллегорическими произведениями, предназначая их всесильной фаворитке короля.

1974452.JPG
Торвальдсен Б. «Меркурий». 1818 г. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Датский скульптор Б.Торвальдсен разрабатывает сюжет, популярный у скульпторов, который связан с поручением Зевса. Как повествует классический миф, прекрасная нимфа Ио ответила на страсть Зевса, и тот, чтобы скрыть возлюбленную от жены Геры, превратил Ио в корову. Увидев белоснежную корову, Гера потребовала, чтобы Зевс подарил животное ей. Она наняла в качестве неусыпного сторожа стоглазого Аргуса. Тогда Зевс, призвав своего сына Гермеса, велел ему похитить Ио. Изобретательный Гермес приблизился к Аргусу, разыгрывая из себя пастуха и играя на дудочке, усыпил Аргуса. Вот тут коварный Гермес выхватил свой изогнутый меч и одним ударом отрубил чудовищу голову.

С удивительным правдоподобием резец мастера передает зыбкое состояние перехода от покоя к движению. Именно в таком состоянии находится Меркурий — усыпив великана Аргуса игрой на свирели, он всё ещё держит её наготове, а свободной рукой собирается поднять меч, чтобы сразить врага. Работа датчанина снискала особую популярность среди любителей искусства. Это заставило самого скульптора выполнить ряд авторских повторений, а также породило целый ряд копий, которые, за невозможностью владеть оригиналом, охотно приобретались для своих коллекций европейскими собирателями. Так Джузеппе дель Неро изготавливает копию статуи Б.Торвальдсена «Меркурий со свирелью». (1843 .Мрамор. 170х60х60, Музей искусств. Минск).

Этот сюжет был использован в эпоху Реставрации во Франции в качестве украшения для каминных часов. Кроме работы В. Пайарда известны многие варианты изображения Гермеса (Меркурия), сочетающие стилевые приметы рокайльной и классической скульптуры, сконцентрированной на состоянии покоя и перехода к движению. Подобный вариант представлен в часах, работы неизвестного мастера «Меркурий – вестник богов» Бронза.1823 г.; З1×53 см;.Galerie de Fontaine.

1974452.JPG
Неизвестный мастер. «Меркурий – вестник богов» Бронза.1823 г.; Galerie de Fontaine.

Соответствие предмета истории русского искусства:

Период реставрации является промежуточным этапом между уходящим стилем ампир и периодом эклектики (историзма) во Франции. В России – это время развития последних этапов классицизма в его завершающей стадии – русского ампира. Исторический парадокс заключался в том, что гордость русского народа, идеи триумфа облекались в формы, близкие к наполеоновскому ампиру побежденной Франции. Имперский стиль отражал претензии России на диктат всей Европе после Венского конгресса 1815 г., но данная интенция складывалась под влиянием французской моды. Для этого времени характерен интерес к античности, к ее мифологическим сюжетам, к изображениям Гермеса (Меркурия).

В дальнейшем, в эпоху модерна произошло, своего рода «смещение акцентов», в частности, в тематике лепных украшений, особенно ярко проявившееся в архитектуре Петербурга. Аполлона все больше вытеснял Гермес. Его сложный образ, ставший воплощением обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое, как нельзя лучше соответствовал переменам в обществе.

Владельцам новых роскошных особняков пришелся по нраву античный персонаж, который был воспринят преимущественно как бог торговли. Гермес начал завоевывать петербургские фасады, будучи всегда хорошо узнаваем. Еще в эпоху золотого века античности сложился его канонический тип атлета, безбородого юноши с коротко остриженными курчавыми волосами, в сандалиях с маленькими крылышками. В руках он держал кадуцей - жезл в виде палки, симметрично обвитой двумя змеями.

В лепном декоре эклектики и модерна в Петербурге чаще всего встречаются рельефные изображения лица этого бога, (фасад дома № 14/21 на углу ул. Пестеля и Литейного, архитекторы Е. Диммерт и Ю.О. Дютель) Реже можно увидеть объемные скульптурные головы (например, на крыше здания Азовского коммерческого банка - Невский пр. д. 62, архитектор Б. И. Гиршович, 1896 - 1898 гг.). Рядом, на знаменитом доме Елисеева находится великолепная статуя Гермеса, пожалуй, наиболее интересная в северной столице. Иногда, в качестве элемента рельефа, отдельно используется жезл-кадуцей.

1974452.JPG
Фасад дома « 14/21 на углу ул. Пестеля и Литейного, архитекторы Е. Диммерт и Ю. О. Дютель.
1974452.JPG
Меркурий. Петергоф (Петродворец)

Отдельного упоминания заслуживают изображения Меркурия в оформлении европейских садов и парков. В августе 1723 года в Петергофе состоялся торжественный пуск фонтанов. Хотя Большой каскад начал действовать, работы на нем продолжались под руководством Н. Микетти. Вскоре на его ступенях появились фигуры Персея, Актеона, Галатеи, Меркурия. На вершине фонтана «Золотая гора» среди многих античных фигур находится статуя Меркурия. Изображение Меркурия можно увидеть и в парке «Софиевка» под Уманью.

1974452.JPG
Меркурий. Петродворец. Каскад «Золотая гора». Восточная сторона

Сан-Суси́ - самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745-1747 годах по проекту самого короля. Практическая сторона осуществления королевского замысла была поручена близкому другу короля - архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу. Скульптура «Меркурий» по модели Ж.-Б.Пигаля установлена в парке дворца Фридриха Великого - Сан-Суси (от фр.sans souci - без забот) в Потсдаме.

1974452.JPG
1974452.JPG
Меркурий, завязывающий сандалию. Сан-Суси. Дрезден. Арх. А.Кнобельсдорф.

Аналоги в крупных музеях, на аукционах:

1974452.JPG
«Меркурий, завязывающий сандалии». Терракота, 1742 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Другие работы автора:

Известны следующие работы В. Пайарда.

1974452.JPG
Дворец Кэ д'Орсэ. Париж. Салон Конгрессов: часы и люстра выполнены в мастерской В.Пайарда

Другие работы автора:

Известны следующие работы В. Пайарда.

1974452.JPG
Часы с изображением сидящей дамы. Бронза. Работа В.Пайарда. 20.5” x 12 ¼” x 9” Коллекция А. И Д. Робинсонов. Харрисон. Нью-Йорк.

Публикации:

1. Réau L., Jean-Baptiste Pigalle, P., 1950.; Drouot H., Une carriиre. F. Rude, Dijon, 1958.

2. Brummer, Hans Henrik, 1970. The Statue Court in the Vatican Belvedere (Stockholm).

3. Haskell, Francis, and Nicholas Penny, 1981. Taste and the Antique: the Lure of Classical Sculpture 1500-1900 (Yale University Press), cat. no. 4, pp 141–43.

4.Helbig, Wolfgang, 1963-72. Führer durch die öffentlichen Sammlungen der klassistischer Altertümer in Rom, (Tübingen) 4th ed., I, pp 190–91.

5.Петрова Е.Н. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л., 1961.

6.Люлина Р.Д., Раскин А.Г., Тубли М.П. Декоративная скульптура садов парков Ленинграда и пригородов XVIII-XIX веков. Альбом. Л., 1981

7.Даниэль С. Рококо:от Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика.-2007. – С.162-164.

8.La pendule française, Les Édition de l’Amateur, 1997., Paris

9.Словарь сюжетов и символов / Дж. Холл; Пер. с англ. А. Майкапара. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзит книга», 2004.

10. Streichhan A., Knobeisdorff und das friderizianische Rokoko, [Burg], 1932.

Ссылки:

1. Даниэль С. Рококо:от Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика.- 2007. – С.162-164.

2. Кастри да, герцог Маркиза де Помпадур. – М.:ТЕРРА - Книжный клуб,1998 г. – С.106,

3. http://www.symbolarium.ru/index.php/Гермес

4. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st015.shtml

5.La pendule française, Les Édition de l’Amateur, 1997., Paris

6. Словарь сюжетов и символов / Дж. Холл; Пер. с англ. А. Майкапара. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзит книга», 2004.

7. http://manekineko.ru/articles/?id=23 8. http://lifeglobe.net/entry/4564 9. http://dpholding.ru/museum/?action=vmphoto&id=174 10. ttp://ru. wikipedia.org 11. http://www.liveauctioneers.com/item/17118990_victor-paillard.

Римма БАЖАНОВА

Поделиться: