decor
Следите за нашими новостями

«Между барокко и Аркадией»: в БСИИ ASG атрибутирована картина Никола Ваккаро

25.07.2024

Летом 2023 года в Большое собрание изящных искусств ASG поступило живописное полотно неаполитанской школы XVII века с изображением сцены из древнегреческой мифологии. Французские эксперты аукционного дома Millon атрибутировали его кругом Луки Джордано. В процессе научной работы Международного института культурного наследия удалось выйти на авторство художника.

Ваккаро, Никола
Алфей, преследующий Аретузу
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 99×152 см
БСИИ ASG, Инв. № 01-5151

Сюжет этой картины - «Алфей, преследующий Аретузу» («Alphée pourchassant Aréthuse»), как и многие другие древнегреческие мифы, был довольно популярным в живописи старых мастеров.


Лаури, Филиппо
Алфей, преследующий Аретузу
Римская школа, XVII век
Холст, масло. 27х42 см
Музей Лувра, Париж

Описанная Овидием в «Метаморфозах» история повествует о нимфе Аретузе, решившей после охоты искупаться в реке. Там ее заметил речной бог Алфей, в то же мгновение воспылав к ней чувствами. В страхе Аретуза удалилась прочь от него, но он, приняв мужской облик, последовал за ней.


Ресту, Жан
Алфей и Аретуза
Франция, 1720 год
Холст, масло. 127х97,5 см
Хранилище музея Версальского дворца, Франция

Отчаявшись, нимфа обратилась за помощью к богине Артемиде, и та превратила ее сначала в туманное облако, чтобы речной бог потерял ее след, а затем в поток воды. Алфей узнал в нем свою возлюбленную и, обратившись обратно в реку, слился с потоком.


Юттенбрук, Мойзес ван
Алфей, преследующий Аретузу
Нидерланды, 1626 год
Холст, масло. 41х66 см
Частная коллекция

В ноябре 2007 года аукционный дом Christie’s продал полотно под названием «Главк, бегущий от Скиллы, Богиня Диана, наблюдающая сверху» («Glaucus fleeing from Skylla, the Goddess Diana looking down from above»).


Ваккаро, Никола
Главк, бегущий от Скиллы, Богиня Диана, наблюдающая сверху
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 102,2х76,4 см
Аукцион Кристис, Лондон, 14 ноября 2007 года, лот 90
Эстимейт 6 000 – 8 000 €

Эта картина схожа с работой, представленной в БСИИ ASG, хотя имеет вертикальный формат размером 102,2х76,4 см. Эксперты из дома Christie’s обращались за консультацией к историку искусcтва из Италии профессору Риккардо Латтуада (Riccardo Lattuada), который установил авторство итальянского художника – Никола Ваккаро. В 2009 году Латтуада стал соавтором книги «Никола Ваккаро (1640–1709). Художник из Неаполя между барокко и Аркадией» («Nicola Vaccaro (1640-1709). Un'artista a Napoli tra Barocco e Arcadia»), что вызывает доверие к его атрибуции.

Однако название картины вводит в замешательство, так как согласно мифу Древней Греции о Скилле и Главке, именно Скилла убегала от этого морского создания, который преследовал ее мучимый страстью. И именно Главк обратился за помощью к божеству, в данной истории к Кирке. Поэтому здесь версия французских экспертов о сюжете выглядит ближе к истине.

Что касается авторства Никола Ваккаро, то если посмотреть на другие его работы, можно увидеть общие детали с картиной из БСИИ ASG.


Ваккаро, Никола
Кающаяся Магдалина
Подпись в центре на камне “NVF”
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 101х76 см
Аукцион Кристис, Лондон, 2 ноября 2016 года, лот 163
Эстимейт 6 000 – 8 000 £

В первую очередь на картине «Кающаяся Магдалина» заметна общая манера написания, а именно колористика, прорисовка деревьев и анатомии человеческого тела. Женские персонажи изображены с идентичными прическами и выражением лица.



Фрагмент картины «Кающаяся Магдалина»


Фрагмент картины «Алфей, преследующий Аретузу»

По аналогии с работой из БСИИ ASG на картине «Венера и Адонис» можно увидеть использование более светлой цветовой гаммы для изображения женского тела и более серые землистые оттенки для прорисовки мужского.


Ваккаро, Никола
Венера и Адонис
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 51,5х64,5 см
Сайт Artnet, 23 ноября 2006 года
Верхний эстимейт 40 000 €

В верхнем левом углу на обоих полотнах с одинаковым лицом изображены богини Венера и Артемида. Почти фотографично сходство и маленьких ангелочков слева от них.



Фрагмент картины «Венера и Адонис»


Фрагмент картины «Алфей, преследующий Аретузу»

Приведем еще два полотна, в которых уже узнается стиль Ваккаро – «Жертвоприношение Моисея» и «Магдалина в пустыне».


Ваккаро, Никола
Жертвоприношение Моисея
Неаполь, 1660-1695 годы
Холст, масло. 134х185 см
Аукцион Кристис, Лондон, 19 апреля 2000 года, лот 87
Эстимейт 10 000 – 15 000 £


Ваккаро, Никола
Магдалина в пустыне
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 93х115 см
Аукцион Finearte, Милан, 25 мая 2021 года, лот 108
Эстимейт 5 000 – 8 000 €

Никола Ваккаро (1640-1709) – неаполитанский художник, театральный режиссер и оперный либреттист. Родился в семье художника Андреа Ваккаро (1604-1670), который еще при жизни считался самым выдающимся живописцем Неаполя, но потерявший это звание с расцветом творческой деятельности Луки Джордано (1634-1705).

Никола учился рисованию у своего отца, затем он обучался в мастерской Николя Пуссена в Риме. Он также посещал занятия в Accademia del Nudo (Академия обнаженной натуры) в Неаполе, благодаря которым приобрел хорошие выразительные способности в изображении анатомии человеческого тела, жестов и физиогномики. Используя различные поверхности (деревянные панели, медь, латунь, хрусталь), Ваккаро писал в основном религиозные, исторические и мифологические сюжеты.


Ваккаро, Никола
Адам и Ева с младенцами Каином и Авелем
Неаполь, XVII – начало XVIII века
Холст, масло. 133х178 см
Частная коллекция

Он также сотрудничал с другими художниками, такими как Авраам Брейгель, Франческо Делла Куоста, Аньелло Асьоне и Андреа Бельведере, в тандеме с которыми создавал декоративные натюрморты и картины с цветочными гирляндами.



Ваккаро, Никола
Кающаяся Магдалина в гирлянде из цветов
Неаполь, 1660-1695 годы
Холст, масло. 101х76 см
Аукцион Cambi Casa d'Aste , Генуя,
13 декабря 2019 года, лот 91


Ваккаро, Никола Рекко, Джузеппе
Поклонение волхвов в цветочной гирлянде
Неаполь, 1660-1709 годы
Холст, масло. 74,5х60 см
Аукцион Im Kinsky, Вена,
12 апреля 2016 года, лот 5

Среди неаполитанских художников творчество Николы Ваккаро рассматривают как альтернативу направлениям, представленным Лукой Джордано и Франческо Солименой, в котором он пытался адаптировать стилистические особенности неаполитанского академизма XVII века к новым тенденциям барокко с акцентом на аркадских пейзажах.

Итальянский биограф Филиппо Бони отмечал, что Ваккаро настолько проникся палитрой пейзажей Сальватора Розы, копируя его стиль, что впоследствии несколько его полотен были проданы как работы Розы.


Ваккаро, Никола
Моисей, защищающий дочерей Иофора
Неаполь, 1660-1695 года
Холст, масло. 86х120 см
Аукцион Хампель, Мюнхен, 25 сентября 2019 года, лот 553
Эстимейт 30 000 – 35 000 €

Также этот художник был известен скандальной связью с театральной певицей Джульеттой Дзуффи, в угоду которой он устроился на работу в оперный театр Сан-Бартоломео. Там он успешно организовал 18 постановок, попутно создавая либретто и разрабатывая театральные декорации. Из-за высокой занятости в театре его художественнаядеятельность сократилась.

Что касается атрибуции французских экспертов кругом Луки Джордано, то ее тоже можно считать верной. Безусловно, Ваккаро и Джордано знали о творчестве друг друга, так как были известными личностями в Неаполе в одну временную эпоху. К тому же именно отец Ваккаро, Андреа Ваккаро, был самым знаменитым неаполитанским художником, пока его не потеснил Лука Джордано. И взаимное влияние художников можно увидеть на нескольких полотнах.


Джордано, Лука и мастерская
Пан и Сиринга
Неаполь, конец XVII века
Холст, масло. 216х305 см
Частная коллекция


Джордано, Лука, мастерская
Эней, утешаемый Венерой
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 106х136,5см
Частная коллекция


Джордано, Лука
Распятие Святого Андрея
Неаполь, 1659 год
Холст, масло. 144х195 см
Национальная галерея Канады, Оттава

В Большом собрании изящных искусств ASG также имеется картина Луки Джордано, по иконографии схожая с работой Ваккаро, это полотно «Пан и Сиринга».


Лука Джордано
Пан и Сиринга
Неаполь, XVII в.
Холст, масло. 52×86 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2151

Атрибутированное полотно Никола Ваккаро дополняет картину Джордано с похожим сюжетом и заставляет задуматься о двух таких разных судьбах художников, которые жили в одном городе, в одно время, но выбрали разные пути. И, может быть, если бы Ваккаро не поддался страсти, а продолжил художественное развитие, то и он стал бы чем-то большим, чем просто представителем круга Луки Джордано, как его обозначили французские эксперты.

Алия Хисматуллина
искусствовед-экскурсовод МИКН

Источники:

  1. Овидий Публий Назон: Метаморфозы. Книга 5. – АСТ, 2021г.
  2. Maria Claudia Izzo, Riccardo Lattuada: Nicola Vaccaro (1640-1709). Un'artista a Napoli tra Barocco e Arcadia. – Editrice Tau, 2009.
  3. https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010063930
  4. https://mba.tours.fr/TPL_CODE/TPL_COLLECTIONPIECE/98-18e.htm?COLLECTIONNUM=13&PIECENUM=261&NOMARTISTE=RESTOUT+Jean
  5. https://www.artnet.com/artists/moyses-van-uytenbroeck/alphée-poursuivant-aréthuse-NMzjVqAzDdNCWm5Xu8Yepg2
  6. https://www.christies.com/en/lot/lot-4987480
  7. https://www.christies.com/en/lot/lot-6030268
  8. https://www.artnet.com/artists/nicola-vaccaro/venere-ed-adone-aci-e-galatea-2-works-zZGGw9qwiL_HZsYUqATIoQ2
  9. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nicola_Vaccaro_-_The_Sacrifice_of_Moses.jpeg
  10. https://www.finarte.it/auction/old-master-paintings-rome-2021-05-25/nicola-vaccaro-magdalene-in-the-desert-59114?lang=en
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ваккаро,_Никола

Поделиться: