decor
Следите за нашими новостями

Между Брейгелем и Рубенсом

08.06.2021

На июньских торгах старейшего аукционного дома Доротеум (Вена) выставлены сразу четыре работы фламандца Йоса де Момпера, чье творчество символизирует переход от маньеризма к чисто реалистическому фламандскому пейзажу. В плане «иерархической лестницы» голландских пейзажистов, историки ставят имя Йоса де Момпера между Питером Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом. Благодаря Момперу горный пейзаж, возникший в Нидерландах еще в XV веке, достиг в начале XVII века предельной легкости и воздушности. Отголоски приемов и гибкой техники художника, его красиво-условных тонов можно найти в творчестве гиганта Веласкеса, причудливого Геркулеса Сегерса, косвенным образом Момпер повлиял и на Маньяско, и на Гойю, и на многих других мастеров. Большое собрание изящных искусств ASG располагает произведением мастерской де Момпера, колористически идентичным творчеству этого самого талантливого представителя фламандских пейзажистов.


Йос де Момпер Младший (1564- 1635 ) - один из самых крупных фламандских пейзажистов - родился в Антверпене (семья происходила из Брюгге) и, вероятно, был учеником своего отца Бартоломеуса Момпера; в 1581 году был принят в гильдию, в 1611 году стал ее старшиной; женился 4 сентября 1590 года на Елизавете Гобейн. У пары было десять детей, один из которых - Филипп де Момпер - продолжил семейную династию живописцев (умер около 1635 г.), ему часто принадлежат фигуры на картинах отца. Сыном либо племянником живописца был и художник Гаспар де Момпер.

Йос де Момпер, несомненно, был самым талантливым представителем семьи, его искусство приобрело большую популярность и влияние уже при жизни. Как один из самых продуктивных художников Фландрии конца XVI века, де Момпер развил свое искусство на основе тогда еще господствующей тенденции маньеризма и обнаружил все более сильный реализм в начале XVII века. Среди учеников Момпера были Луи де Коллери, ставший впоследствии одним из родоначальников художественного жанра придворных собраний и галантных празднеств и, предположительно, «самый вдохновенный, экспериментальный и оригинальный пейзажист» Геркулес Питерсзун Сегерс.

Dyck_Anthonis_van_-_Etching_of_Joost_de_Momper_the_Younger,_fifth_state_-_circa_1632_to_1641.jpg
Дейк, Антонис ван Йос де Момпер Младший. Офорт (ок. 1632-1641)



Достоверно не известно, совершал ли Момпер далекие путешествия и, в частности, был ли он в Италии (ряд приписываемых ему рисунков 1592 г. в Альбертине изображают виды Рима), но едва ли допустима мысль, что прекрасные горные виды, изображенные на большинстве картин художника, - только плоды его фантазии или подражание картинам товарищей, бывавших в Тироле и Швейцарии. Предположительно, в 1580-х годах он все-таки посетил Италию. Возможно, Момпер останавливался в Тревизо (недалеко от Венеции), где встретил Лодевийка Тёпута (около 1540/1550 - 1603/1605), пейзажи которого оказали на него сильное влияние. Еще одним доказательством пребывания Момпера в Италии являются пейзажные фрески в церкви Сан-Витале в Риме, ранее причислявшиеся к творчеству Пауля Бриля.

Картины Момпера, как и большинства его современников, предназначались главным образом для украшения стен, а не для отдельного любования. Но все же этого мастера нельзя ставить в один ряд со "скромными ремесленниками". Это был сильный художник, обладавший необычайно размашистой техникой и удивительно звучной красочностью.

Де Момпер пользовался покровительством властей, о чем свидетельствует тот факт, что эрцгерцогиня Испании Изабелла Клара Евгения, правительница Южных Нидерландов, в 1616 году отправила письмо магистрату Антверпена с просьбой освободить Момпера от уплаты налогов. Художник нуждался в этом, поскольку в последние годы жизни он не мог активно работать и тратил много денег, проживая в гостинице. Де Момпер умер в Антверпене 5 февраля 1635 года. Он оставил много долгов, и его имущество было продано кредиторами. Карел ван Мандер в сборнике биографий аттестует Момпера как «превосходного пейзажиста», за работами которого в начале XVII века охотились все престижные галереи. Чаще он писал вымышленные пейзажи, рассматриваемые как бы с высоты птичьего полета. В то же время в его творчестве случались реалистические пейзажи с меньшим радиусом обзора и более естественным колоритом. На его широких панорамах нередко присутствуют группы маленьких фигур. «Фигуристами» в картинах Момпера выступали сплошь знаменитости - Рубенс, все три Франкена, Питер Снайерс, Л. Франхойс, Бален, Вранкс и оба Яна Брейгеля - Старший и Младший.

Источником вдохновения для Момпера служили крутые альпийские склоны, изрезанные стремительными речушками, высокие скальные массивы, холмистые долины, которые часто встретишь на картинах Питера Брейгеля Старшего. Подружившись с его сыном – Яном Брейгелем Старшим (Бархатным, Цветочным), Момпер увлекся исследованием творчества Питера Брейгеля Старшего, что доказывают темы его работ, впервые поднятые Брейгелем – зимние пейзажи, сбор урожая. Впечатленный его техникой, Момпер однажды создал морской пейзаж, который долгое время приписывался Брейгелю.

Даже воссоздавая реальные пейзажи, Момпер стилизовал их и использовал атмосферу для достижения оптических пространственно-удаленных эффектов. В поздних произведениях, исполненных в более свободной живописной манере, он вступает на путь создания национального реалистического пейзажа. Во фламандской живописи XVII века, в отличие от французской, пейзаж являлся весьма авторитетным жанром. Колористическое решение работ Момпера практически всегда следует фламандской цветовой гамме трех цветовых «пластов», переходящих от коричнево-красного переднего плана к зеленым лесам на среднем плане и сиренево-голубоватому дальнему фону. Впечатление глубины пространства усиливается диагональными дорожками или реками в глубине картины. Цветовая гамма Момпера свидетельствует о том, что он был знаком с результатами экспериментов Ньютона, доказавшими сложную взаимосвязь света и цвета: его пейзажи словно залиты светом, этот эффект обеспечен преобладанием теплых цветовых тонов переднего плана и холодных - заднего.

Интересно, что наиболее крупные фламандские пейзажисты – Питер Брейгель, Питер Рубенс и Йос де Момпер – стали отдавать ключевую роль в композиционном построении пейзажа небу. Изображение неба на картинах Момпера достоверно настолько, что мы можем дифференцировать облака по их типу – кучевые, перистые и т.д., но их колористическое решение всегда одинаково – с преобладанием серо-синего цвета. Также неизменно их положение в картине – на уровне взгляда зрителя, что дает возможность широкой панорамы. Это отличает картины Момпера и от чисто-маньеристического изображения неба, и от последующего поколения голландских мастеров Золотого века, открывших небо как самостоятельный объект изображения.

1.1.png
Момпер, Йос де Речной пейзаж с охраняемой тропой (1620). Дерево, масло. 117 x 84
см. Зал Аденауэра во дворце Шаумбург, Бонн.


В этой малоизвестной работе Момпера все объекты изображения и их цветовая гамма, выбранная художником, могут быть четко идентифицированы. Крупные красно-коричневые валуны у правого переднего края картины, коричнево-зеленые листья на дереве справа и красно-коричневый дом в верхней части нижней трети изображения обеспечивают фон переднего плана. Зеленая скала, поросшая лесом, справа, желтый песчаный берег в центре и лес, вдающийся в реку слева на среднем плане создают уровень оптического центра. Взгляд зрителя устремляется через реку по тропе, ведущей от берега в глубину полотна и скрывающейся там, что обеспечивает глубину пространства. Сторожевая будка служит посредником между передним планом и композиционным центром. Фон в конечном итоге формируют сине-зеленые горы вдалеке и река, которая с помощью цвета сливается с горами на горизонте. Серо-голубые кучевые облака, стянувшиеся к горизонту, напоминают об удаляющемся грозовом фронте и дожде. Четыре картины времен года предположительно написаны Йосом де Момпером в период с 1612 по 1620 год. Формат картин, написанных на дубовых досках, одинаков - 56 x 97 см. В них та же последовательность цветовых переходов, что и в предыдущем случае: коричнево-красные тона на переднем плане, желто-зеленые цвета в среднем и серо-синие на дальнем фоне. Сквозь слой кучевых облаков виднеется радуга, создаваемая солнечным светом, преломленным каплями дождя.

1.2.png
Момпер, Йос, де Весна (ок. 1612-1620). Дуб, масло. 55,5 x 97 см. Музей герцога
Антона Ульриха, Брауншвейг


Хотя Момпер и был очень точным наблюдателем природы, однако эта радуга обнаруживает «метеорологические» погрешности, а вот когда дело доходит до изображения облаков, здесь он по-научному точен, достаточно взглянуть на группу кучевых облаков, которые несмотря на пробивающиеся сквозь них лучи солнца, вот-вот прольются дождем. В такую погоду странно видеть крестьян, раскладывающих на лужайке полотно для просушки и отбеливания. Таким образом, дождевые облака и радуга скорее метафорически представляют расцветшую жизнь после темной зимы. Эксперты аукционного дома Доротеум, предлагая покупателям сразу четыре лота, отмечают, что монументальные руины, заросшие пышной зеленой листвой и оживленные буколическими фигурами, являются прекрасным примером работ Йоса де Момпера как последнего представителя антверпенских пейзажистов-маньеристов.

1.png
Момпер, Йос де
Горный пейзаж с всадниками, преследующими вора,
Холст, масло. 55 x 74 см.
Аукцион Доротеум, 9 июня 2021 года, эстимейт € 12 ,0-15, 0 тыс.


Настоящая картина с ее гористым фоном, столь нетипичным для Фландрии и ощущением древности, источает интерпретацию впечатлений от поездок в Италию более ранних фламандских мастеров, таких как Питер Брейгель Старший. Де Момпер использует обычную цветовую схему, выбирая коричневые тона для переднего плана, зеленые - для среднего и синие - для фона. Обрамление данной сцены также характерно для работ де Момпера с композиционной структурой, ограниченной крутой скальной стеной и уходящим в дальний план пространством. Подобным образом эта композиционная формула была использована во многих работах автора. У де Момпера часто были соавторы, специализирующиеся на рисовании фигур, цветов, животных, но в данном случае фигуры могли быть написаны самим мастером.

2.png
Момпер, Йос де
Горный пейзаж с путешественниками (1610–1620)
Холст, масло. 102,5 x 133,5 см
Аукцион Доротеум, 9 июня 2021 года, эстимейт € 30, 0- 40, 0 тыс.
Фигурки и животные написаны Питером Снайерсом (1592–1666).

3.png
Момпер, Йос де, Вранкс, Себастьян
Широкий речной пейзаж с элегантными фигурами у моста (начало? 1620-х)
Дерево, масло. 63 x 105,5 см
Аукцион Доротеум, 9 июня 2021 года, эстимейт € 70,0-100,0 тыс.


Эта работа – самый дорогой лот из произведений Момпера, выставленных на торги, выполнена уверенно, в узнаваемой манере мастера - непринужденной и красочной. Ни один антверпенский мастер не может так воспроизвести деревья, горы и архитектуру в обобщенном стиле с небольшими движущимися всплесками цвета, которые не так уж отличаются от стиля живописи французских импрессионистов XIX века. Очень немногие пейзажи де Момпера подписаны и еще реже датированы. Настоящая работа, безусловно, относится к периоду зрелости художника. Красочные и модно одетые фигуры и животные написаны в тщательной манере Себастьяна Вранкса, их цветные одежды добавляют живости гармоничным цветам пейзажа.

4.png
Момпер, Йос де
Лесной пейзаж со всадником, беседующим с фермерами перед развалинами заросшего
замка.
Дерево, масло. 49 x 71 см
Аукцион Доротеум, 9 июня 2021 года, эстимейт € 20,0-30,0 тыс.

SAM_8390.JPG
Момпер, Йос де, мастерская
Речной пейзаж
Фландрия, XVII в.
Дерево, масло, 63×94 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3353


При всей близости произведений «Лесной пейзаж со всадником, беседующим с фермерами перед развалинами заросшего замка» и «Речного пейзажа» работы мастерской Момпера небо служит критерием уровня мастерства. Небу, написанным автором из БСИИ ASG, не хватает воздуха, оно похоже на купол, натянутый над лесом и речкой, тогда как в работе де Момпера «Лесной пейзаж со всадником, беседующим с фермерами перед развалинами заросшего замка», - это непостижимая глубина и легкость.

helicon.jpg
Момпер, Йос де Геликон или визит Минервы к музам.
Дерево, масло. 140 x 199 см.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен



В творческом наследии де Момпера встречаются и мифологические произведения, в частности, работа из антверпенского Королевского музея изящных искусств посвящена истории визита Минервы к музам. Овидий поведал, что Минерва посетила Муз на горе Геликон, чтобы послушать их песню и увидеть священный источник, Гиппокрен, который вытекал из скалы после удара по ней копытом крылатого коня Пегаса. На картине мы видим поросший лесом склон горы, у подножия которой компания муз играет на своих инструментах. На заднем плане виден Пегас, прыгающий с высокой скалы, из которой бьет вода. Колорит картины, хотя и в несколько приглушенном виде, повторяет чередование переходов от красно-коричневого к зеленому, а затем к голубоватым тонам на дальнем плане. Передний и задний планы постепенно сливаются друг с другом, неприступные скалы уступают место грандиозной долине… Благодаря гармоничности ландшафта вся сцена воспринимается как гармоничное действо.

Картина является результатом сотрудничества уже трех художников: Йос де Момпер написал пейзаж, Хендрик ван Бален – фигуры, Ян Брейгель Бархатный - цветы.

В середине XVI века в моду вошли сюрреальные пейзажи, восходящие к гротескным автопортретам Арчимбольдо, - пейзажные гротески в форме небольших кабинетных композиций, составляющих порой целый цикл. Момпер не остался в стороне от этих затей и создал цикл «Четыре времени года», где Зима представлена холмом в виде головы старика с бородой – замёрзшим водопадом.

Joos_de_Momper_-_Allegorie_des_Winters_-_(MeisterDrucke-857487).jpg
Момпер, Йос де Зима


Хотя Момпера нередко критиковали за его шаблонное повторение стандартных мотивов, он играет в развитии пейзажа более видную роль, нежели это принято думать. Он не только стоит выше своих соотечественников - пейзажистов "круга Рубенса", вроде Лукаса ван Удена, ему не только многим обязаны такие эффектные мастера, как де Ваддер и Артуа, но мы встретим отголоски его широких приемов в творчестве многих мастеров и XIX века. Это у Момпера горный пейзаж, возникший еще в Нидерландах в XV веке, вступивший затем под влиянием Италии в новую эру в творчестве Патенира, Блеса, Скореля, Питера Брейгеля, Валькенборха и Гуфнагеля, достиг в начале XVII века какой-то предельной легкости и воздушности. Затейливее Момпера сочиняли свои пейзажи Пауль Бриль, Ян Брейгель и все их последователи; но у Момпера мы найдем самое благородное сочетание красок (и вовсе не одних только условных "трех тонов"), наиболее плавную и энергичную технику, обостренное "понимание пространства". Наслаждение доставляют картины Момпера и вблизи и издали: вблизи нас волнуют его смелые потоки краски и могучие удары кисти; издали этот прекрасный хаос техники складывается в спокойные симфонии, в чудесные перспективы, открывающиеся на природу, в которой фантастика чудесным образом сплетается с тонкой наблюдательностью.





Светлана БОРОДИНА

Источники:
Бенуа А. История живописи
Соколов М. Н. Время и место: Искусство Возрождения как перворубеж виртуального
пространства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 317 с.
İşman S. A. Mediterranean mountains in the mythological paintings of European art
//Educational Series. – 2007. – С. 23.
Kelch J. et al. Wolken, Himmel und atmosphärische Optik bei Joos de Momper. – 1998.
Huth A. Stein als Forschungsmaterial //Kunstchronik. Monatsschrift für
Kunstwissenschaft, Museumswesen und Denkmalpflege. – 2016. – Т. 69. – №. 11. – С. 537-
542.
Dorotheum

Поделиться:
Яндекс.Метрика