decor
Следите за нашими новостями

Международный институт культурного наследия в третий раз отмечен дипломом фестиваля «Архнаследие»

15.06.2024

C 13 по 15 июня в Тюмени проходил VII Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Тема фестиваля 2024 года - Архитектурное наследие и современный город: баланс между прошлым и будущим. За книгу «Спасенная красота. Инвестиции во благо!» Международный институт культурного наследия стал обладателем диплома Союза архитекторов России в смотр-конкурсе «Лучшее печатное издание». Куратор фестиваля Ирина Маркина дала эксклюзивное интервью директору МИКН Алине Булгаковой.




Ежегодный фестиваль «Архитектурное наследие» освещает широкий спектр вопросов сохранения и рационального использования памятников архитектуры, исторического ландшафта и градостроительной среды. Традиционно под председательством Николая Шумакова организатором мероприятия выступил Союз архитекторов России. Бессменным куратором фестиваля является проректор Института искусства реставрации, государственный эксперт в области историко-культурной экспертизы Ирина Маркина.



Открытый смотр-конкурс «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии» проводился среди печатных изданий (книг, альбомов, журналов, серий статей) научного, научно-популярного, научно-просветительного, научно-публицистического, мемуарного характера. Целью открытого конкурса является популяризация научных достижений и знаний об отечественном и мировом опыте реставрации, так как привлечение внимания профессионалов и широкой общественности к лучшим образцам изданий о реставраторах и сохранении объектов культурного наследия способствует развитию реставрационного мастерства, а также воспитывает бережное отношение к архитектурному наследию.



Конкурс ежегодно проходит по пяти номинациям: «лучшая книга об архитектурном наследии», «лучший альбом об архитектурном наследии», «лучшее учебное пособие об архитектурном наследии», «лучший журнал об архитектурном наследии», «лучшая статья/серия статей об архитектурном наследии». В этом году на конкурс было подано 23 работы из Москвы, Тюмени, Санкт-Петербурга, Красноярска, Ленинградской области, Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Казани. В номинации «Лучшая книга об архитектурном наследии» было выделено 8 изданий. Международный институт культурного наследия» за работу «Спасённая красота. Инвестиции во благо!» был отмечен дипломом Союза архитекторов России.






Для группы компании ASG-invest это далеко не первый опыт участия в фестивале. В 2019 году «Архитектурное наследие» с большим успехом прошел в Казани, на котором журнал «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата» стал обладателем Золотого диплома за цикл материалов о восстановлении исторического центра Казани – результата государственно-частного партнерства мэрии Казани и Инвестиционной группы компаний ASG. В 2021 году проект ASG-invest: «Ансамбль усадьбы "Гусева полоса", начало XX века» был отмечен специальным дипломом фестиваля.








Также в 2021 году Союз архитекторов России и другие организаторы мероприятия включили объект культурного наследия федерального значенни Дом Чекмарева-Каменева в спецпроект фестиваля «SOS. Спасем вместе». Проект направлен на привлечение внимания к выявленным архитектурным и градостроительным объектам историко-культурного наследия регионов России, нуждающихся в неотлагательных мерах по их спасению и сохранению, а также объектов, сохраненных благодаря усилиям общественности и специалистов. В экспозицию включаются как выявленные объекты на присвоение статуса памятника истории и культуры, так и объекты историко-культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр, находящиеся под угрозой разрушения или полного уничтожения.



В 2024 году «Спасенная красота. Инвестиции во благо!» стала единственным изданием, посвященным богатому культурному наследию города. Жюри смотр-конкурса по достоинству оценило работу, проводимую в Казани по его сохранению. Архитектор-реставратор, академик и член президиума Академии архитектурного наследия, председатель Совета по наследию и советник президента Союза архитекторов России, Ирина Маркина отметила особо высокий уровень восстановления наследия, который отличает Казань. Об этом и не только Ирина Маркина в интервью рассказала Алине Булгаковой.




– Ирина Александровна, Вы - многолетний куратор фестиваля «Архитектурное наследие», каковы особенности конкурса этого года?

Очень важно, что в этом году фестиваль проходит в Сибири. Расширяется география проекта. Тюмень нас пригласила. В прежние годы Сибирь мало принимала участие в конкурсе, а сибирская земля – это место силы. Так, например, Омск стал дипломантом этого года.

– Есть ли у Вас фаворит-участник этого года?

Фаворитов нет. В номинации «Лучший объект сохранения и развития» все работы хороши. Но сказать, что какой-то проект является выдающимся я не могу. Гран-при этого года, совершенно заслужено, вручили ВДНХ. Члены жюри часто там бывали, а я лично была экспертом по многим павильонам.

– Единодушно ли было мнение жюри относительно лучшего печатного издания этого года?

Лучшими в этом году были питерские издания. Вы дипломанты в этой номинации? Поздравляю! В жюри сидят профессионалы, а это уже гарант того, что все решения по каждой номинации объективны.

– Можно ли сказать, что уровень участников конкурса год от года растёт?

Общий уровень, конечно, растёт. Когда мы только начинали в 2018 – 2019 годах многие проектировщики из регионов даже не выполняли некоторые программные разделы проектов реставрации. Сейчас сформировался определенный стандарт требований, и он выдерживается. Но всё же реставрационные работы – это творчество и сложно загнать этот процесс в жёсткие рамки требований. Удивительно, но не все лучшие реставрационные проекты участвуют в нашем конкурсе. Есть потрясающая работа архитектора-реставратора Дмитрия Яковлева из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских. Он провёл научное исследование и написал проект реставрации собора XII века во Владимире. XII веком практически никто больше не занимается. А по этой работе можно учиться, но повторюсь, на конкурс к нам она не попала.

– Советская реставрационная школа была лучшая в мире. Авторитет российских реставраторов очень высок. Есть ли сегодня преемственность в этой профессии? Какие проблемы в подготовке кадров Вы видите?

Ответ на этот вопрос я бы разделила на две части. Преемственность, безусловно, есть. Она как воздух, мы дышим и не замечаем. Все представленные на конкурсе проекты нарабатываются новыми поколениями архитекторов. Но в основе их лежит старая школа научной реставрации. Второе – это кадры, с которыми сейчас очень тяжело. У нас нет хорошей смены. В каждой крупной реставрационной мастерской всегда есть специалисты, которым уже за 60. И это печально. Сегодня по всей России 40 – 50-летних руководителей проектов можно по пальцам пересчитать. В 1990 – 2000 годах мы упустили образовательный процесс. Сейчас мы потихоньку нарабатываем систему. Отдельные вузы начинают готовить реставраторов. Могу выделить кафедру Московского архитектурного института. В разные годы её возглавляли значимые архитекторы-реставраторы, в частности Сергей Сергеевич Подъяпольский (1928 – 2002). Однако это поколение ушло и получился провал. Не было преподавателей, которые бы взялись за подготовку архитекторов-реставраторов. Вот сейчас они появляются. У нас в жюри номинации «Лучший проект реставрации» входят Лариса Валерьяновна Лазарева и Григорий Валерьевич Мудров. Им обоим сейчас за 60, и они решили передавать свой опыт студентам. Но таких специалистов очень мало. Нынешние участники нашего конкурса, я думаю, лет через десять тоже захотят поделиться своими знаниями с новыми поколениями. Вот тогда начнётся возрождение.

– Статус профессии зависит от трёх составляющих: профессионального образования, конкурсов и профессиональной печати. Что из этой триады является самой сильной стороной, а что самой слабой?

В наше время профессиональная печать очень хороша, но мало кто ей интересуется. Исключение составляют узкие специалисты, которым необходимо почерпнуть какую-то информацию из книг. В этом году диплом получила Екатерина Юрьевна Конева за методическое пособие по туризму. Она архитектор и преподаватель, и постулаты из этой книги она передаст студентам. Вот это важно. Но подчеркну, не все мастерские сегодня занимаются изучением научной и проектной литературы. Что касается конкурсов, то, например, в 2015 – 2016 годах мало кто мог себе представить во что выльется наш конкурс «Архитектурное наследие», хотя изначально я задумывала его как фестиваль. И уже сегодня мы пользуемся его плодами. Люди приезжают на нашу площадку, где они могут общаться, задавать вопросы экспертам высочайшего класса. Сегодня особенно актуальны вопросы, касающиеся определения предмета охраны.

– Вы как куратор фестиваля имеете возможность наблюдать за восстановлением, реставрацией архитектурного наследия?

Конечно, но мы сильно ограничены во временных ресурсах и бюджетных средствах. Что мы можем предложить? Только то, что мы имеем в своей голове – мы делимся интеллектуальным продуктом.

– Как практикующий реставратор какой архитектурный объект Вы бы выделили как лучший в Казани?

В первую очередь я выделю ансамбль Казанского кремля. Даже современный объект кафедральная мечеть Кул-Шариф органично в него вписалась. Это постройка религиозного назначения, и она должна там быть. И в этом есть большая заслуга вашего Правительства, а особенно Минтимера Шариповича Шаймиева. Я знаю, как он работал с ЮНЕСКО по включению архитектурных объектов Казани в список Всемирного наследия. Поэтому от всех нас, кто занимается охраной памяти, ему огромная благодарность. Ансамбль Кремля – это жемчужина, которая достойно занимает место во Всемирном наследии.

Алина Булгакова

Дарья Молотникова

Поделиться: