decor
Следите за нашими новостями

«Микеланджело Франции»

08.02.2021

16 октября 1620 года в Марселе каменщик Симон Пюже с друзьями пришел к приходскому священнику и объявил о рождении мальчика, которого окрестили Пьером. В то время никто не мог предвидеть, что благодаря этому малышу простецкая фамилия Пюже станет в будущем более известной, чем имена могущественных лордов, для которых он строил великолепные дворцы! Однако отец не увидел триумфа сына, так как умер два или три года спустя. Пьер Поль Пюже (1620-1694) - художник и архитектор эпохи барокко - был также скульптором и инженером. Его скульптура отличалась от академического стиля Людовика XIV, выражая целую гамму эмоций. БСИИ ASG располагает работами художников круга Пьера Пюже и его сына Франсуа Пюже, известного портретиста.

Pierre-Puget-Francois_Puget.jpg
Пюже, Франсуа Портрет французского скульптора Пьера Пюже (ок. 1700). Холст, масло.
Лувр


Семья каменщика Симона Пюже жила в рабочем районе Марселя - Панье, этим же ремеслом занимались в семье и два старших сына. Младший Пьер в возрасте примерно 14 лет был принят в мастерскую Романа, резчика по дереву, занимавшегося декором галер на марсельской верфи. Весьма вероятно, что он активно участвовал в оформлении эскадры, которая 1 сентября 1638 года разбила испанцев у Генуи. Спустя небольшое время для завершения обучения он - практически пешком – перебрался в Италию. Когда через семь лет Пьер вернулся, французский флот находился на пике своего развития. Кардинал Ришелье установил порядок, при котором верфи Тулона предназначались для парусных судов, а Марселя - для гребных. Верфями Марселя управлял Николас Левре, друг Гаспара Пюже, старшего брата Пьера, благодаря чему к молодому художнику отнеслись благосклонно. Куратором верфи был шевалье Луи Ле Ру, сеньор д' Инфревиль, поручивший декораторам подготовить эскизы резьбы строящегося корабля, названного в честь Анны Австрийской, покровительницы мореплавания. Пюже наслаждался триумфом, узнав, что был выбран его вариант, эта радость не угасла с течением времени, даже перед смертью, после десятилетий громких успехов, рисунок корабля висел в его комнате над кроватью как знак первого шага к славе. В 1640 году, в возрасте 20 лет, взяв с собой инструменты, он отправился морем из Марселя в итальянское Ливорно, а затем во Флоренцию в поисках мастерской, где он мог бы работать резчиком или художником. Во Флоренции Пюже вырезал несколько декоративных панно, а затем по восторженной рекомендации заказчика и по образцам своих работ поступил в Риме в мастерскую Пьетро да Кортоны, одному из величайших мастеров декоративных росписей, насыщенных движением и цветом. Он помог да Кортоне в росписи потолков роскошных Палаццо Барберини в Риме и Палаццо Питти во Флоренции. В столице Италии Франсуа встретился с художником Пьером Миньяром. Пюже проходит у знаменитого художника великолепную школу композиционного мастерства, в которой сочетаются мощность образов и пафос. В отличие от несколько театрализованного стиля барокко с его преувеличенной патетикой, господствовавшего в Италии и при французском дворе, произведения Пюже лишены поверхностной идеализации, они глубоки и содержательны. После трех лет работы в Риме с да Кортоной, вполне усвоив каноны итальянского барокко, Пюже вернулся в Марсель. В Ливорно он сделал эскизы богато орнаментированных украшений тосканских галер и военных кораблей, а также скопировал корабли, написанные Кортоной в потолочных плафонах. Он показал их Жан-Арману де Май-Брезе, гранд-адмиралу французского флота, и получил заказ на создание резного медальона для кормы нового французского военного корабля. Смерть гросс-адмирала в 1646 году положила конец работе по оформлению кораблей, и Пюже начал писать религиозные произведения в стиле Аннибале Карраччи и Рубенса.

1024px-Longchamp044_Puget_Sommeil.jpg
Пюже, Пьер Сон младенца Иисуса (конец XVII века). Музей изящных искусств,
Марсель


Как архитектор Пюже в 1649 году получил заказ на проектирование нескольких общественных фонтанов для новых площадей в Тулоне. В 1652 году ему было поручено изготовить купели для марсельского собора, а с 1662 по 1665 годы он написал для него серию картин. Многие из лучших работ Пюже, как скульптуры, так и картины, относятся к 1650-м годам, он проживал тогда Тулоне, где вступил в брак. В 1655 году он получил свой первый крупный заказ на скульптурное украшение входа в ратушу Тулона; Пюже создаёт знаменитые каменные полуфигуры, поддерживающие балкон ратуши. В качестве моделей он использовал двух рабочих, которые разгружали корабли перед зданием. Автор придал скульптурам бурную динамику и наделил их резкой мимикой подчёркнуто простого и грубого типа лица. По своей напряжённости и внутренней борьбе эта работа близка «Рабам» Микеланджело.

 i.jpg

 i (1).jpg
Балкон ратуши г. Тулона.

Скульптура была закончена в 1657 году, автору выплатили полторы тысячи ливров, к которым городские власти, довольные работой, добавили еще двести. Работа Пюже получила высокую оценку, были изготовлены и тиражированы ее терракотовые копии. Пюже был уже признанным художником, но продолжал получать низкую плату за свои картины. В 1653 году Братство доминиканского ордена поручило ему написать две большие полотна - «Крещение короля Хлодвига» и «Крещение Константина» (обе находятся в Музее изящных искусств Марселя), на общую сумму сто сорок ливров, совершенно ничтожную по сравнению с объемом работы и временем, необходимым для ее выполнения.

 H4638-L217536709_original.jpg
Пюже, Пьер Крещение короля Хлодвига (1653).
Холст, масло.
170х130 см

 333px-Longchamp046_Puget_Baptême_Constantin.jpg
Пюже, Пьер Крещение Константина (1653).
Холст, масло.
158х87 см.

В декабре 1655 года он завершил еще одну религиозную картину - «Спаситель мира». Всего Пьером Пюже написано 56 картин, 19 из которых в 1868 году были задокументированы как все еще существующие.

 H3892-L08787781.jpg
Пюже, Пьер Святое семейство с пальмой

 H18800-L157352037.jpg
Пюже, Пьер Святая Екатерина Александрийская.
Холст, масло. 80 x 64, см.

Тяжелая болезнь, случившаяся с Пюже в 1665 году, и советы врачей заставили его полностью отказаться от живописи. Он сосредоточил свое внимание на скульптуре и превратился из скромного талантливого художника в знаменитого скульптора. Его известность распространилась за пределы Прованса; Пюже был приглашен в Париж и получил заказ от дворянина по имени Жирарден на создание для замка в Нормандии двух статуй, одна из которых представляет Геркулеса, а другая - Землю и Януса. Он завершил их в Париже в июле 1660 года. Затем Пюже получил еще более важное поручение от Николя Фуке, министра финансов короля, на создание группы скульптур, включая статую Геркулеса, талисмана Фуке. Эти статуи должны были быть сделаны из мрамора, который был очень дорогим и редко использовался в Париже в то время. Влиятельнейший человек, с богатством едва ли не большим, чем у королевской семьи, Фуке выстроил знаменитый дворец Во-ле-Виконт. Автором архитектурного проекта стал лучший зодчий эпохи — Лево. Для украшения дворца приглашались самые блестящие скульпторы и живописцы Франции, среди которых оказался и Пюже. Фуке отправил Пюже в Геную, чтобы тот мог лично отобрать и привезти блоки лучшего мрамора. Во время подготовки к поездке он получил несколько заказов на скульптуры от Жана-Батиста Кольбера, секретаря кардинала Мазарини, премьер-министра, но отказался от них из-за своих обязательств перед Фуке. Кольбер посчитал это демонстративным пренебрежением и затаил обиду. В 1660 году Пюже отправился в карьеры каррарского мрамора, где нашел нужные ему образцы материала, выбрал генуэзского моряка в качестве модели и в Генуе изготовил статую, которая стала известна как Геракл из Галлии. В Париже между тем шла борьба за власть. Молодой король Людовик XIV, укрепляя своё влияние, расправляется с бывшим суперинтендантом Франции Фуке. 5 сентября 1661 года Фуке был арестован и заключен в тюрьму по обвинению Кольбера в том, что он использовал государственные средства для собственных нужд. В результате Во-ле-Виконт был разорён, всё самое ценное, от гобеленов до экзотических растений, перевезено в Версаль, где Людовик XIV начинает строительство своего дворца. Весть о свержении Фуке застала Пюже в Генуе. Боясь, что опала господина отразится и на нем самом, скульптор не торопится возвращаться во Францию. Лишь в 1667 году после личного приглашения короля Пюже начинает новую работу на родине, которая займёт много лет и станет главным разочарованием в жизни. А пока, находясь в Тулоне и Марселе, мастер увлечённо отдавался работам по скульптурному украшению военных кораблей. Специальный рескрипт Кольбера предписывал: «Слава короля требует, чтобы наши корабли превосходили своими украшениями корабли других наций». Пюже, используя свой опыт резчика и уроки Пьетро да Кортоны, создал ряд превосходных, очень сложных декоративных композиций, однако сама затея прославления монархии посредством обильного украшения военных судов была абсурдной. Флотские офицеры стали жаловаться, что пышное убранство утяжеляет вес кораблей, представляя вместе с тем выгодную мишень для вражеского обстрела. В 1671 году последовал официальный приказ прекратить все работы. Силы и время, отданные Пюже этой затее, оказались растраченными впустую, а статуя, заказанная для сада Фуке, отправлена вместо этого в Шато де Со, более скромную резиденцию Кольбера. Сейчас она находится в Лувре. Пюже вернулся во Францию в 1669 году и разделил свое время между Тулоном и Марселем. Ему предложили должность главного декоратора французских военных кораблей, но перед тем, как согласиться, он отправил список своих требований Кольберу; среди прочего, он настаивал на том, чтобы его считали офицером, а не рабочим; наделили правом окончательного решения по проектам, выполненным официальным придворным художником - Шарлем Лебреном и королевским скульптором Франсуа Жирардоном. Для Кольбера это было совершенно неприемлемо, и он поручил Жирардону, а не Пюже, украсить корабль «Король Людовик» - новый главный военный корабль французского флота. Французскому флоту требовались еще корабли, и Пюже было поручено украсить десять новых военных кораблей, а также спроектировать новое здание для штаб-квартиры флота. Одновременно Пюже продолжал работать над другими скульптурными и художественными проектами в Тулоне. Он изваял большую мраморную группу Богородицы с младенцем для церкви Лорга и создал монументальный деревянный стол для Тулонского собора. Кроме того, он спроектировал жилые дома в Экс-ан-Провансе и несколько муниципальных зданий в Марселе, в том числе рыбный рынок (все еще действующий) и приют для нищих и малоимущих, где теперь размещается культурный центр. Взгляды Пюже на архитектуру военно-морских зданий вскоре вступили в противоречие с мнением нового комиссара фортификационных сооружений, шевалье де Клервиля. Клервиль изменил все планы Пюже, убрал украшения, которые считал ненужными, и отказался от нового здания штаб-квартиры. Пюже обратился к Кольберу, но Кольбер встал на сторону Клервиля. В конце 1669 года Пюже взял отпуск и отправился с верфей в свое традиционное святилище, Геную, где он написал серию работ, в том числе «Богородицу» (1670), которая сейчас находится в оратории церкви Святого Филиппа де Нери. Когда он вернулся на верфи в июне 1670 года, он обнаружил, что ими командовал новый офицер, и что украшения кораблей, которые он начал, были переданы другим. Он также узнал, что по указанию Кольбера отныне любая работа, которую он будет выполнять, должна быть одобрена Лебреном и придворными скульпторами в Париже. Кроме того, Кольбер выдвинул неожиданный аргумент: британские корабли практически не имели скульптурных украшений и обычно побеждали в битвах, поэтому французские корабли тоже должны быть без скульптуры. В 1672 году, больше не имея работы в Военно-морском арсенале, Пюже вернулся на свою родину в Марсель. Его первым проектом была новая городская площадь и улицы Кур Сен-Луи и Канабьер. Он черпал вдохновение для городского планирования в архитектуре Генуи и его проекты напоминали то, что в последующем сделали барон Осман и Наполеон III в Париже. Пюже все еще не входил в элитарную группу скульпторов, получавших королевские заказы на создание скульптур в новых садах Версаля, и у него все еще было несколько блоков прекрасного мрамора из Генуи. 13 мая 1672 года Кольбер, не любивший Пюже, но восхищавшийся его мастерством предложил ему королевский заказ на изготовление двух статуй, одна из которых - «Милон Кротонский». И здесь в полной мере проявилось дарование скульптора, Пюже завершил группу высотой 2,7 метра в 1682 году. Мастер изобразил атлета, пытающегося расщепить дерево, но попавшего в расщеп и растерзанного напавшим на него львом. Лицо атлета искажено нестерпимой мукой, могучее тело напряжено в невероятном усилии. Всё существо героя, каждый мускул выражают страдание и боль. При общем сложном повороте фигуры атлета и сильной динамике композиционное построение группы отличается чёткостью и ясностью — скульптура превосходно воспринимается с одной, главной, точки зрения. Забегая вперед, скажем, что это произведение, полное драматического пафоса, реалистическое в своей основе, к сожалению, не понравилось королю.

i (2).jpg
Пюже, Пьер Милон Кротонский (1682). Лувр


Во время получения заказа Пюже был занят выполнением проектов для родного Марселя и приступил к работе только в конце года. Нетерпеливый Кольбер написал Пюже, требуя отчета о статуе и отмечая, что мрамор принадлежит не ему, а королевскому правительству. И хотя Пюже работал над Милоном со всем азартом, в 1681 году, через шесть лет после отправки эскизов, статуя все еще была в работе; окончательно она была завершена только в августе 1682 года. В 1683 году статуя Милона Кротонского была установлена в Версальском парке. Позднее, как и многие другие скульптуры Версаля, она была перенесена в Лувр. Эта работа понравилась Кольберу, была куплена королевским правительством и заняла видное место в Версальских садах. Момент представления скульптуры королю Людовику XIV запечатлен в картине французского исторического живописца однокашника Давида Анисета Лемонье (1743-1824).

257Lb.jpg
Лемонье, Анисет Шарль Габриэль Пюже представляет свою работу – скульптуру
«Милон Кротонский со львом» королю Людовику XIV


Кольбер умер в следующем году и был заменен в качестве суперинтенданта королевских зданий Франсуа-Мишелем ле Телье, маркизом де Лувуа. Через месяц после смерти Кольбера Лувуа потребовал от Пюже отчет о других работах и спросил, сколько ему лет. Пюже ответил, что ему шестьдесят лет и что он с большим энтузиазмом работает над монументальной статуей Персея и Андромеды (завершена в 1684 году, сейчас находится в Лувре) и барельефом «Александр и Диоген» (завершена в 1685 году, Лувр). «Я вырос на великих произведениях ...» - писал Пюже Лувуа. -Мрамор дрожит передо мной, каким бы большим он ни был». Когда обе работы были завершены, их разместили в садах Версаля. На вопрос министра маркиза Лувуа, что он надеется получить за статуи, которые ещё сделает в будущем, Пюже ответил: «Я требую, чтобы его величество оплатил мне их по их достоинству». На вторичный вопрос Лувуа, сколько же он хочет точнее, Пюже, как утверждают, просил довольно значительную сумму. «Король не платит больше даже генералам своей армии», — возразил министр. «Я с этим согласен, — ответил Пюже, — но король отлично знает, что он легко может найти генералов армии среди многочисленных превосходных офицеров в своих полках, но во Франции не существует нескольких Пюже». В 1665 году Пюже получил еще более значимый заказ - спроектировать новую городскую площадь рядом с портом Марселя с монументальной конной статуей Людовика XIV, обращенной к гавани, в центре. Подобные памятники уже были воздвигнуты в Париже - на Вандомской площади и Площади Победы. Пюже спроектировал как статую, так и архитектуру площади, которая стала овальной, окруженной величественной мраморной колоннадой, дополняющей статую. Единственный вопрос был в деньгах; королевское правительство ожидало, что проект профинансирует город Марсель.

puget_01.jpg
Пюже, Пьер Автопортрет (1669). Музей Гране, Прованс


29 ноября 1687 года Пюже совершил одну из своих редких поездок в Версаль, чтобы продвинуть проект лично перед королем. Король выразил свое восхищение проектом, как и его супруга, мадам де Ментенон; но будущий главный королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар отметил, что эффектнее было бы построить квадрат, а не овал, и сделать проект более скромным. Сам Мансар спроектировал Вандомскую площадь и Площадь Победы, и его взгляды были приняты королем, к большому огорчению и гневу Пюже. Работа над проектом шла по новому плану. Для статуи был доставлен мрамор, а друзья Пюже в Генуе прислали великолепную лошадь в качестве модели. Пюже оставался непреклонным и заявил, что не будет делать статую, пока для нее не построят овальную городскую площадь. Городской совет рекомендовал более простой и менее дорогой проект, но Пюже был непреклонен. Нелюдимый Пюже даже предпринял еще одну поездку в Версаль, чтобы попытаться убедить короля принять его проект, но король отказался его видеть. Марсельские заказчики покинули Пюже и выбрали малоизвестного скульптора Клериона. В конце концов, ни квадрат, ни статуя не были созданы; начало войны с Голландией в 1688 году положило конец любым новым архитектурным проектам. Последние две работы Пюже - барельефы «Александр и Диоген» и «Чума в Марселе», изображающая трагический, но героический момент в истории города, остались незавершенными. После его смерти они были помещены в Палату совета города Марселя. В 1882 году Адольф-Андре Порэ обнаружил утерянную статую Пюже на территории замка в Бьевиль-Бевиль, эта статуя Геракла, убивающего лернейскую гидру. Замкнутый, пренебрегавший расположением французского двора, при жизни пользовавшийся гораздо меньшим успехом, чем его более удачливые, но менее даровитые современники - Куазевокс, Жирордан, Кусту, сегодня Пьер Пюже считается самым видным скульптором Франции XVII века. По характеру своего дарования он во многом походил на Микеланджело, хотя и был более академичен. Необычайно высоко ценил Пюже Делакруа, ставя его в один ряд с античными мастерами. Горячей апологии Пюже, величайшего, по мнению Делакруа, гения скульптуры всех времен и народов, недооцененного и незаслуженно забытого он посвятил одну из статей. В области французского ваяния его можно было бы назвать представителем итальянского высокого барокко в духе Бернини, если бы пылкий темперамент не побуждал его, чуждаясь всякого подражания, идти в искусстве своими путями. Обладая неукротимым стремлением к натуре, он своим мощным реалистичным языком форм сумел пластически воплотить силу страсти. Пюже умер в Марселе 2 декабря 1694 года в возрасте 74 лет. Похоронен на кладбище церкви Обрядового монастыря. Церковь и кладбище утрачены, и нет какой-либо приметы, показывающей, где покоятся его останки. Пюже всегда был полон множества разнообразных замыслов, его творчество занимает особое место в художественной жизни Франции XVII столетия, отличаясь большой самобытностью, правдивостью и жизненностью, а также подлинным драматизмом образов. К числу таких работ в полной мере относится картина круга Пюже «Осмеяние Христа» из Большого собрания изящных искусств ASG.

ghgh.png
Пюже, Пьер, круг
Осмеяние Христа
Франция, ок. 1700 г.
Холст, масло, 91,5×71 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1326


В первую очередь, картина отражает характерное для скульптора стремление интерпретировать объемно-цветовые характеристики натурного объекта рельефно-осязаемо: натруженные, «вальгусные», как сказали бы теперь, стопы много ходившего босиком человека, неестественно вывернутые плечи, старающаяся распрямиться спина, чему препятствуют связанные руки… Тщательность исследования неестественной позы связанного Христа близка академическому этюду с натуры, который уже содержит не учебный, а художественный образ: напрягшееся в ожидании физического и морального истязания тело демонстрирует одновременно решимость сопротивляться мучителям. Это прочитывается в гордо откинутой голове, попытке встать и посмотреть им в лицо. Скромная по изобразительным средствам, но мощная по замыслу картина так близка творчеству «французского Микеланджело», как называли Пюже. Сын Пьера Пюже Франсуа (1651-1707) известен прежде всего своими портретами. В БСИИ ASG хранится погрудное изображение мужчины в длинном тёмном парике круга Франсуа Пюже. Он одет в красный плащ, за отворотом которого прячет руку, на шее – галстук а ля Стейнкерк из батиста с кружевами – изобретение офицеров армии Людовика XIV во время войны за «испанское наследство».

uiouio.png
Пюже, Франсуа, круг. Мужской портрет
Франция, XVII век
Холст, масло. 54×42 см
БСИИ ASG, инв. № 02-4852


Франсуа Пюже учился у своего отца и много помогал ему в реализации проектов, особенно в 1663-1668 годы, но ему не хватало того, что в избытке было у Пюже-старшего, - сильного и яркого темперамента. И если творчество Пюже-отца никак не укладывалось в прокрустово ложе академических схем и игнорировало внешнюю красивость, то творчество Пюже-сына словно бы изначально было ориентировано на успех у придворных, что отчетливо демонстрирует его произведение «Музыкальная компания», которая была подарена королю. Талант, унаследованный от отца, и покладистый характер позволили Франсуа Пюже стать официальным художником родного Марселя, в обязанности которого входило создание портретов многочисленных чиновников городской администрации.

Без названия.jpg
Пюже, Франсуа Музыкальная компания (1688). Холст, масло. 147х212 см. Лувр






Светлана БОРОДИНА

Источники:
Pierre Puget
Bernell F. P'yer Pyuzhe
The Mariner's Mirror. 1921.- №7 (6).-P. 168-171.
Мастера искусства об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников,
речей и трактатов: В 4 томах / Под общ. ред. Д. Аркина, Б. Терновца. - 2-е изд., доп.
– М.; Л.: Изогиз, 1936.- Т. 2.-490с.
Мусский С.А. 100 великих скульпторов [Электронное издание].- Режим доступа
Искусство Пюже
(дата обращения 21.12.2020)

Поделиться:
Яндекс.Метрика