«Обезьяний оркестр» Большого собрания изящных искусств ASG
Грядущий 2016 год пройдет под знаком Обезьяны - самого хитрого, эмоционального, подвижного и, пожалуй, наиболее близкого природе человека животного. В изобразительном искусстве эта особенность была подмечена с глубокой древности, иногда в самых комичных обстоятельствах. В частности, на Мейсенской фарфоровой мануфактуре с XVIII века выпускался набор мелкой пластики, изображающий обезьян в роли артистов-музыкантов. Набор этот получил название "Обезьяний оркестр". Один из этих оркесторов, выпущенный в Мейсене в XIX столетии, хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.
|
|
Данный набор состоит из пяти забавных обезьянок, одетых в камзолы, треуголки и напудренные парики по моде XVIII столетия. Обезьянка-дирижер в длинном белом парике театрально возвел руки, управляя игрой флейтиста, виолончелиста, барабанщика и пением обезьянки-певца. Впервые набор мелкой пластики «Обезьяний оркестр» был создан на Мейсенской мануфактуре ее ведущим скульптором Йоханном Кендлером (Johann Kändler; 1706 – 1775). Считается, что данный образ родился во время званого обеда у саксонского курфюста Августа Сильного, на котором фальшивили музыканты. Обезьянки-музыканты стали карикатурой на придворные развлечения того времени.
Скульптурная группа «Обезьяний оркестр»
Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура, XIX в.
Фарфор; полихромная роспись
Инв. № 11-0685 (1–5)
Первый набор «Обезьяньего оркестра» был создан в 1753 году и состоял примерно из 25 фигур. Он относился к так называемому «скульптурному» этапу развития Мейсенской мануфактуры. Забавные фигурки обезьян-музыкантов, одетых по моде того времени, играют на различных музыкальных инструментах и поют под руководством дирижера. Гротескный характер скульптур подчеркивают модные камзолы и башмаки, кружева и панталоны, ужимки и позы «музыкантов». Позднее, в 1765 – 1766 годах фигуры были незначительно переработаны.
Серия пользовалась огромным успехом. Одной из первых обладательниц 19 фигур «Обезьяньего оркестра» стала маркиза Помпадур, купившая их в 1753 году. В 1760 году фигура дирижера среди прочих предметов была отправлена прусскому королю Фридриху II. Свое восхищение данным изделием Мейсенской мануфактуры высказывали Екатерина Великая и Карл Фаберже.
|
|
Фигуры набора выпускались в Мейсене не только в XVIII веке. В XIX столетии их стали производить по старым моделям, иногда с некоторыми изменениями в деталях, формах и колорите. Традиция эта не прекратилась и в ХХ веке. Комплект «Обезьяньего оркестра» из 17 фигур, выпущенных в 1950-х годах, является прекрасным примером мейсенских изделий, созданных по старинным образцам.
Алина БУЛГАКОВА