decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Создатель Севрского стиля

18.03.2016

Жан-Жак Башелье - французский художник, член Королевской Академии живописи и скульптуры, выставлял свои работы в парижском Салоне и даже удостоился рецензии Дени Дидро, правда, не совсем лестной. Основная тема творчества Башелье - цветы и животные, его "ангорская кошка" репродуцируется до сих пор. Еще более значим вклад Башелье в прикладное искусство, он не только основал на свои средства художественную школу, но и много лет являлся директором Севрской мануфактуры. Именно благодаря ему сформировался сам севрский стиль, поначалу вполне зависимый от традиций мейсенского фарфора. В Большом собрании изящных искусств имеется натюрморт кисти Башелье и ваза, выполненная на Севрской мануфактуре периода его директорства.

Жан-Жак Башелье́ (1724–1806) – французский художник и декоратор.

Лабий
А. Лабий-Гийяр
Портрет Ж.-Ж. Башелье
1782 г., пастель

Основной темой картин Башелье были цветы, плоды и животные. Благодаря полотнам с цветочными композициями, которые до него мало практиковались в Королевской академии живописи и скульптуры в середине XVIII века, стал широко известен и получил королевскую пенсию в 1749 году.

В 1752 году был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Ученик Жана-Батиста-Мари Пьера. В 1763 году получил звание художника.

В 1765 году на собственные средства основал в Париже художественно-ремесленную школу, которая существовала до XIX-го века. Стал профессором Академии.

Помимо рисования, увлекался решением разнообразных, в том числе технических, задач. В 1755 году заново открыл тайну восковой живописи. В 1790 году изобрел новые свинцовые белила, а в 1793-м — инструмент для гравировки зеркал.

При создании картин Башелье использовал собственную технику восковой живописи. Благодаря его находкам с конца 1750-х годов во Франции широко распространилась мода на восковую живопись.

В 1755 году Башелье был назначен декоратором королевских дворцов и зданий, до этого – с 1751 года – руководил живописцами Венсенской фарфоровой мануфактуры. С 1756 (года открытия) до 1793 года был директором Севрской фарфоровой мануфактуры. Первые изделия Севра изготовлялись в подражание более знаменитым мейсенским. Однако постепенно в русле эстетики Рококо стал формироваться оригинальный художественный стиль. Его создателем и стал Жан-Жак Башелье, введший в роспись фарфора композиции из цветов и фруктов.

Стилем Севра стал характерный прием – роспись в резервах (в оставленных не закрытыми ярко-синей или розовой глазурью участках фона) цветами и птицами, мотивами из цветочных гирлянд, пейзажами. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей и растительных побегов.

Еще в Венсене в 1751 году Башелье стал изготавливать фигурки из неглазированного фарфора – бисквита, которые ассоциировались с античным искусством. С приходом на Севрскую мануфактуру в 1757 году выдающегося скульптора Этьена Мориса Фальконе севрский бисквит получил европейскую известность.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется живописное произведение круга Башелье, а так же ваза Севрской фарфоровой мануфактуры периода руководства ей мастером.

2240_
Башелье, Жан-Жак, круг
Натюрморт с курильницей
Франция, около 1780 г.
Холст, масло. 90×109 см.
БСИИ ASG, инв. №04-2240

4017
Ваза
Франция, XVIII в.
Севрская фарфоровая мануфактура
Фарфор; синее крытьё, надглазурная
полихромная роспись, золочение;
золоченая бронза, чеканка
Высота 49 см.
БСИИ ASG, инв. №11-4017

Вазы являлись одной из важнейших частей продукции Севрской мануфактуры. Над их созданием работали лучшие скульпторы и живописцы, придумывая самые разнообразные формы и декор в зависимости от вкусов эпохи и фантазий художников. Чаще всего вазы выпускались гарнитурами, состоящими из двух или трех предметов. Иногда уникальные экземпляры, приуроченные к какой-либо памятной дате или событию, могли изготавливаться единично. В основном гарнитуры из ваз размещались на каминных полках, иногда вазы устанавливались на постаментах, в нишах стен, на столешницах и шкафах. В украшении интерьеров дворцов и домов знати к середине XVIII века фарфоровые вазы играли не менее значимую роль, чем скульптура.

Галант1

Галант2

Подпись

Горловина

Тулово

Крышка

Ваза из Большого собрания изящных искусств ASG выполнена в «королевском синем» цвете («bleu du roi» – «королевский синий») и украшена тонко исполненными росписями в резервах. В центре изображена галантная сцена, подписанная мастером Бертьеном (Bertien). У фонтана в парке расположились кавалер и дама с книгой. В другом медальоне – вид на озеро в вечерних сумерках. Горловина, тулово и основание декорированы золочением в виде изящных растительных и цветочных узоров, а так же композицией из колчанов со стрелами у основания горловины. Фурнитура выполнена из золоченой чеканной бронзы с растительными завитками, военными трофеями и маскаронами.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Источники:
wikipedia.org
veresshagin.ru

Поделиться: